Что изучает социология?

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 13:54, реферат

Описание работы

Социология - это наука, изучающая научное исследование общества и общественных отношений.
У каждой науки есть объект и предмет исследования. Социологию выделили как самостоятельную науку лишь после того, как французский мыслитель О. Конт определил предмет изучения социологии.

Работа содержит 1 файл

Что изучает социология.docx

— 19.07 Кб (Скачать)

    Что изучает социология?

Социология - это  наука, изучающая научное исследование общества и общественных отношений.

У каждой науки  есть объект и предмет исследования. Социологию выделили как самостоятельную  науку лишь после того, как французский  мыслитель О. Конт определил предмет  изучения социологии.

Объект социологии - общество (то есть это феномен, который  изучает социология). Но и такие  науки, как история, политология, экономика, к примеру, тоже изучают общество, но как бы под своим углом зрения, то есть каждая наука исследует какой-то свой аспект объекта. Этот аспект и  называется предметом науки, то есть специфический срез общества для  социологии.

А вот предмет  социологии определить уже сложнее. Дискуссии о нем продолжаются до сих пор. Представителей научной  дисциплины много, и все выдвигают  свои идеи по поводу предмета изучения социологии. Трудно выделить единственно  верное мнение, чтобы с ним согласились  все. Дело в том, что наука молода, да и предмет видоизменялся уже  ни один раз.

Огюст Конт -  что изучает социология

По мнению мыслителя  О. Конта, социология изучает общество в его целостности, а основу этой целостности составляет всеобщее согласие. Такое согласие опирается на единство истории человечества и природы  человека.

Герберт Спенсер -  что изучает социология

Философ и ученый из Англии Г. Спенсер также считается  основателем социологии, как науки. Он не до конца согласился с мнением  О. Конта. Говорил, что социология изучает  общество как социальный организм. В этом организме интеграция сочетается с дифференциацией благодаря  естественной эволюции его социальных институтов.

Основные  парадигмы социологии

Прежде всего, необходимо указать, что парадигма – это совокупность основных положений и принципов, лежащих в основе той или иной теории, обладающих специальным категориальным аппаратом и признающихся группой ученных.

Впервые термин «парадигма» ввел в научный оборот американский философ и историк  науки Т. Кун. Исходя из данного определения, можно утверждать, что понятие парадигмы шире понятия теории. Иногда под парадигмой понимают крупные теории или группы теорий, а также всеми признанные достижения в данной области науки.

Необходимо также  отметить, что наличие в социологии нескольких парадигм также подтверждает ее статус самостоятельной науки. Все  социологические парадигмы можно  разделить на три уровня: макропарадигмы, микропарадигмы и универсальные общие парадигмы. Помимо данной классификации, существуют и другие.

Одной из самых  распространенных среди них является классификация российского социолога  Г. В. Осипова, который выделял следующие группы социологических парадигм:

1) парадигмы социальных факторов (структурный функционализм и теория социальных конфликтов);

2) парадигмы социальных дефиниций (символический интеракционализм и этнометодология);

3) парадигмы социального поведения (теории обмена и социального действия).

В западной социологической  мысли сегодня выделяется пять основных парадигм: функционализм, теория конфликта, теория обмена, символический интеракционализм, этнометодология. Таким образом, на сегодняшний момент не существует общенаучного мнения о системе социологических парадигм. Однако необходимо остановиться подробно на характеристике наиболее распространенных в социологии парадигмах.

Парадигма социального конфликта. Теория конфликта, основоположником которой считается Георг Зиммель, в социологии разрабатывалась целым рядом исследователей: Р. Дарендорфом (ФРГ), Л. Козером (США), К. Боулдингом (США), М. Крозье, А. Турэна (Франция), Ю. Гальтунгом (Норвегия) и др.

Сторонники данной теории рассматривают конфликт как  естественное явление социальной жизни.

Его основой  является объективно существующая в  обществе дифференциация. Конфликт выполняет  в обществе стимулирующую функцию, создавая предпосылки для развития общества.

Однако не все  конфликты играют в обществе позитивную роль, поэтому на государство возлагается  функция контроля над конфликтами, чтобы они не перерастали в  состояние повышенной социальной напряженности.

Теория  социального обмена. Наиболее интенсивно эта парадигма развивалась американскими исследователями Дж. Хомансом, П. Блау, Р. Эмерсоном.

Суть парадигмы  заключается в том, что функционирование человека в обществе основывается на обмене различными социальными благами. Взаимодействие между субъектами социальных отношений носит ценностно-нормативный  характер.

Данная концепция  является промежуточной между макросоциологическими и микросоциологическими парадигмами. Именно в этом и заключается ее главная ценность.

Символический интернационализм. Данная парадигма также разрабатывалась в рамках американских социологических школ Дж. Мидом, Г. Блумером, Т. Шибутани, Т. Партлендом и др. Основанием символического интернационализма является утверждение о том, что взаимодействие людей происходит с помощью интерпретации символов и знаков. 

    Соотношение теоретической и  эмпирической социологии.

Теоретическая социология - социология, ориентированная  на объективное научное исследование общества в целях получения теоретического знания. Теоретическая социология дает причинное объяснение фактов на базе установленных законов, занимается прогнозированием возможного хода событий. Эмпирическая социология стремится дать как можно более точное описание собранных фактических данных.

Эмпирическое  направление, возникшее в границах западной социологии в XX веке, явилось в известном смысле противопоставлением, теоретическим построением классической социологии XIX века. Становление эмпирической школы было связано с попытками преодоления избыточного теоретизирования, характерного для социальной философии XIX века, а также с необходимостью решения новых практических задач по управлению общественными процессами и разработке средств социального контроля и регулирования общественной жизни.  
В наиболее явном выражении эмпирическая социология формировалась как естественнонаучная ориентация в структуре социологического знания. Именно поэтому она адаптировала следующие, безусловно, ценные для социологической науки постулаты позитивистского типа:  
1) социальные явления подчиняются законам, в конечном счете, общим для природной и социально-исторической действительности; 
2) методы социологических исследований должны быть такими же точными, строгими и объективными, как методы естествознания; 
3) социология должна быть свободной от ценностных суждений идеологического типа.

    Понятие социального закона и его виды

    Социальный  закон – это существенные, устойчивые, повторяющиеся отношения между социальными явлениями и процессами, прежде всего в социальной деятельности людей или их действиях. Следует различать две группы социальных законов.

    1. Первая группа – это законы, действующие на протяжении всей истории развития общества, (закон определяющей роли способа производства, закон последовательной причинной зависимости различных сторон жизнедеятельности общества, закономерности перехода от одной общественной формации к другой и т. д.). Эти законы определяют наиболее общие тенденции развития общества. Они, как и все другие социальные законы, реализуются через деятельность людей. Эти законы являются тем способом, в соответствии с которым функционирует и развивается общество (закон, определяющей роли способа производства).
    2. Вторая группа – это законы, которые вытекают из сложившихся ранее обстоятельств и в которых проявляется ведущая тенденция развития общества, обусловленная объективными закономерностями его деятельности и развития. Этот вид социальных закономерностей есть не что иное, как результат конкретно складывающихся обстоятельств, которые обусловлены объективным положением производства и общества и в большей мере зависят от воли и действий составляющих общество классов, групп, индивидов.
    3. Сущность социальных законов заключается в том, что они определяют отношения между различными индивидами и общностями, проявляясь в их деятельности. Это отношения между народами, нациями, классами, социально-демографическими и социально-профессиональными группами, городом и деревней, а также между обществом и трудовым коллективом, обществом и семьей, обществом и личностью. Законы различаются по времени их действия. Общие законы действуют во всех общественных системах (например, закон стоимости и товарно-денежных отношений). Действие же специфических законов ограничено одной или несколькими общественными системами (например, законы, связанные с переходом от одного типа общества к другому или период первичного накопления капитала).

Информация о работе Что изучает социология?