Что изучает социология в общественной жизни

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 00:55, реферат

Описание работы

Предметом какой-либо науки именуют совокупность понятий, при помощи которых она описывает объективную реальность. Добытые в эмпирическом исследовании факты учёный затем теоретически обобщает и строит логически непротиворечивую систему понятий. Если при описании объекта исследования главными действующими лицами у социолога выступали респонденты — живые люди, то при описании предмета науки таковыми выступают понятия и категории – мертвые абстракции, существующие в идеализированном пространстве.

Содержание

1. Социология — наука об обществе

1.1. Понятие социологии в структуре социальных отношений

1.2. Социология — система знаний

1.3. Структура социологии

2. Предмет и объект социологии. Функции социологии

2.1. Социология — наука о социальных отношениях общества

2.2. Социологические исследования — инструмент познания социальной реальности

2.3. Методы социального познания

2.4. Законы и категории социологии

2.5. Функции социологии

Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Социология.docx

— 52.51 Кб (Скачать)

                                   « ИНСТИТУТ ПРАВОВОЙ ЭКОНОМИКИ»

 

 

 

 

 

                 СОЦИОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ

                             Реферат на тему:

«Что изучает социология в общественной жизни».

 

 

 

 

                             

 

                             Выполнила студентка 5 курса 07 «З» группы

                                           Специальность: «Государственное и муниципальное

                                                управление»

                                                Телитченко Светлана Викторовна.

 

 

_______________________________________________________________________  

г.Волгоград - 2011г.

 

Содержание:                                                                                                            

 

 

1. Социология — наука  об обществе                                                                                                                                 

 

1.1. Понятие социологии  в структуре социальных отношений                                                                                                                

 

1.2. Социология — система  знаний                                                                                               

 

1.3. Структура социологии                                                                                                                                                                                                 

 

2. Предмет и объект  социологии. Функции социологии                                                                                                

 

2.1. Социология — наука  о социальных отношениях  общества                                                           

 

2.2. Социологические исследования  — инструмент познания социальной  реальности 

 

2.3. Методы социального  познания                                                                                            

 

2.4. Законы и категории  социологии                                                                                                                                                                               

 

2.5. Функции социологии                                                                                                             

 

Список использованной литературы                                                                                                                                                                                                                   

 

                                             

 

 

 

                                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Социология — наука об обществе

 

 Предмет  социологии

      Предметом какой-либо науки именуют совокупность понятий, при помощи которых она описывает объективную реальность. Добытые в эмпирическом исследовании факты учёный затем теоретически обобщает и строит логически непротиворечивую систему понятий. Если при описании объекта исследования главными действующими лицами у социолога выступали респонденты —   живые люди, то при описании предмета  науки таковыми выступают понятия и категории – мертвые абстракции, существующие в идеализированном пространстве.

1.1. Понятие  социологии в структуре социальных  отношений 

     Каждая   из  отраслей  науки имеет предмет, раскрываемый в  содержании, системе теорий, законов, категорий, принципов и т. п. и выполняет особые функции по отношению  к практике, исследует определенную сферу общественных отношений, те или иные явления, процессы, в общем, все общество.  Существует определенная  взаимозависимость между предметом, содержанием   и функциями  науки. Если,  абстрагируясь от других наук и от понимаемых в широком смысле потребностей практики, то нельзя не уяснить функции отдельной науки. Именно  потребности практики выдвигают на каждом этапе жизни общества  новые требования  к гуманитарному  знанию в  целом и отдельным  его отраслям. Но современное общество—не  механическое соединение различных  механизмов управления, властных институтов и структур, социальных сфер политики, экономики, а нечто целое. Возникает потребность именно в отрасли знаний, которая изучает общество  во всех его аспектах. Такой наукой и есть социология — наука об обществе.

    Уже из самого  названия данной науки – «социология» (от латинского societas, т.е. общество, и греческого logos, т.е. учение) – со всей очевидностью следует, что речь идёт о науке, изучающей общество. Но столь же очевидно и то, что общество является общим объектом изучения и многих других наук, не случайно получивших название «общественных»: история, философия, экономическая теория, политология, правоведение, культурология, педагогика, психология, этнография, демография и др. Поэтому простое указание на то, что социология – это наука об обществе, ещё не даёт ответа на вопрос о специфическом объекте и предмете этой науки, об особом способе изучения общества.

      Своеобразие  социологии как самостоятельной  науки среди других общественных  наук находит своё выражение  в том, что она изучает общество, его функционирование и развитие  под специфическим углом зрения  – сквозь призму социальных  явлений, процессов, отношений,  составляющих основное содержание  социальной реальности – социума  как объекта социологии.      Объектом большинства общественных  наук является не всё общество, а та или иная его сторона,  форма проявления и т.д. Изучаемая  социологией социальная жизнь  общества – это область социальных  отношений как отношений между  более или менее широкими общностями  людей (классами, социальными слоями  и группами, национальностями и  народностями, коллективами и т.д.) и самими людьми, выступающими  в качестве представителей этих  общностей. 

В зависимости от своеобразия  субъектов социальные отношения  подразделяются на:

1) социально-групповые  (классы, социальные группы и слои);

 

2) социально-демографические  (мужчины, женщины, дети, молодёжь, пенсионеры, члены семьи);

 

3) социально-территориальные (городское и сельское население);

 

4) социально-этнические (нации, народности, национальные  и этнографические группы);

 

5) социально-профессиональные (трудовые коллективы, профессиональные  объединения);

 

6) межличностные (личности) и др.

 

Таким образом социология выступает прежде всего как наука о поведении людей в среде себе подобных.

 

     Социальные отношения носят комплексный характер и не сводимы к отношениям только экономическим, политическим или духовным. Они проявляются во всех сферах общественной жизни и включают в себя и социально-экономическое, и -политическое, и -духовное. Также социальное – это не просто одна из сфер общественной жизни, наряду с экономической, политической или духовной, а общественная жизнь в целом, взятая во взаимосвязи с действием и взаимодействием субъектов исторического развития. При этом понятие «социальное» шире понятия «социальные отношения», поскольку включает в себя кроме социальных отношений и социальную структуру, и социальные нормы, и социальные институты и пр.

   Социология изучает не всё и вся в обществе, а только социальное. Вместе с тем и благодаря этому социология – наука о целостности общественного организма, общественной жизни, общественных отношений.

   Объект и предмет науки взаимосвязаны, но не тождественны: объект – это то, на что направлен познавательный процесс (у социологии, психологии, антропологии и др. общий объект – человек); предмет – характерные именно для данной науки элементы и стороны в её объекте, их связи и отношения, и выведенный на их основе соответствующий специфический ряд законов и закономерностей.. Различные направления и школы в социологии по-разному определяли и определяют ее суть, выдвигая на первый план те или иные стороны этой науки. Еще не достигнуто единство мнений по вопросу об определении предмета социологии, нельзя не отметить, что особенно за последние десятилетия наметилась общая тенденция к сближению позиций на основе их творческого взаимообогащения. Социологическое знание имеет свою достаточно сложную, многоуровневую структуру, обусловленную различием ракурсов и уровней изучения соц. явлений и процессов. Социология, например, исследует эти явления и на уровне общества в целом, и на уровне более или менее широких соц. общностей или отдельных сфер общественной жизни и их взаимодействий, и на уровне личности, межличностных взаимодействий. Это дает объективное основание для подразделения социологии на след. составные части:

1.общая социология как  макросоц. исследование, направленное на выяснение общих закономерностей функционирования и развития социума как целого;

2.социология среднего  уровня как исследования меньшей  степени общности, направленные  на изучение закономерностей  действия и взаимодействия отдельных  структурных частей соц. системы; 

3.микросоциология, изучающая  соц. явления и процессы сквозь  призму действия и взаимодействия  отдельных людей, их поведения. 

В зависимости от уровня получаемого  знания социологические исследования делятся на:

-- теоретические (решающее  значение имеет глубокое обобщение  накопленного фактического материала  в области соц. жизни);

-- эмпирические (в центре  находится само накопление, сбор  фактического материала в указанной  области и его первичная обработка,  включая и начальный уровень  обобщения).

Эмпирическое и теоретическое – двуединые стороны целостного исследования соц. явлений, постоянно взаимодействующие, дополняющие и взаимообогащающие друг друга.

В зависимости от целей  и задач, ставящихся перед социологическими исследованиями различают

-- фундаментальную (исследования, направленные на построение и совершенствование теории и методологии, на обогащение основ самой социологической науки) и

-- прикладную (исследования, направленные на изучение практических  вопросов преобразования социальной  жизни, на выработку практических  рекомендаций в этой области)  социологию.

От социологических исследований следует отличать социальные исследования. Второе шире первого. Социологические  исследования составляют ядро более  широких соц. исследований как общечеловеческих исследований. Социальные являются исследования, проводимые и в других общественных науках – в экономической науке, политологии, правоведении и др. На уровне эмпирических, конкретно-социальных исследований в других общественных науках обнаруживается тесная связь  и взаимодействие этих наук и социологии.

1.2. Социология  — система знаний

      Известно,  что  система — это  совокупность элементов, образующих  целостность. Наличие   определенной  структуры —  устойчивых связей  между элементами —  одно из важнейших свойств системы. Устойчивость  связи обеспечивает целостность и тождественность  системы,  сохраняют  ее основные  свойства при внутренних  и внешних  изменениях. Если же наука — система знаний, то ее элементы, прежде всего, различные теории, а структура — связь между  ними. Определить  социологию  как систему знаний — значит  дать конкретное  представление  об изучаемом  объекте в виде органически связанных  между собой теорией: теории личности, теории малых  групп, слоев (семьи, трудовых коллективов и т. п.), теории общества как социальной системы и теории мирового сообщества. Последовательность теорий отражает объективные связи и отношения  между социальными  общностями  как объектами и субъектами социальной деятельности. Ведь любая малая группа, социальный слой,  социальная  общность   имеет  свою  специфику,  обладает категориями,  интегративными,  то  есть объединительными   свойствами, но ее нельзя понять, абстрагируясь от личности, из которых они  состоят. Но вместе  с тем существует  и «обратное»  движение: представление  о  личности при  анализе малых   социальных групп, слоев, социальных общностей, когда представление о личности становится  богаче и  конкретнее потому, что личность здесь ставится в новые связи и отношения. Восхождение от абстрактного к конкретному совершается не только в результате перехода от одной теории к другой, но и в пределах каждой из них. Основными направлениями процесса перехода от одной теории к другой в социологии личности есть, во-первых, последовательное раскрытие  различных  свойств (потребностей, интересов, ценностей социальных установок и т. д.) личности, которые завершаются системным определением личности как объекта и субъекта; во-вторых, осуществление перехода от анализа личности к раскрытию ее деятельности, образа жизни, их условий, средств и результатов; в-третьих, анализ межличностных отношений, складывающихся в процессе ее деятельности, поведения и общения,  глубокого познания личности; в-четвертых, выяснение социальных норм и отклонений в деятельности личности, ее поведения в отношениях, определение типа личности.

       В современной  социологии преодолевается противопоставление объекта и субъекта, теории и практики, познавательного и ценностного отношения  к миру. Поиск истины социологией связывается с раскрытием возможностей преобразований объектов в соответствии с  гуманистическими ценностями. Современная социология рассматривает личности, различные общности и социальные системы не только как объекты, но и как субъекты деятельности. Здесь-то в системе социологических знаний важное  место занимает осевая проблематика, интересы, ценности, социальные установки — все то, что определяет  мотивацию поведения и  деятельности людей.  Процедура анализа  деятельности личности,  общности людей  осуществляется в  науке в такой же роли, что и обряд в религии  или уголовно-процессуальном  кодексе в доказательстве вины. Если не соблюдена  процедура, вывод  не может считаться  легитимным (законным), то есть научным. Конечно же, содержание социологии имеет в основе субъективно-объективный характер.  Игнорирование такого обстоятельства делает невозможным изложение ее как системы знаний. Социология — не простая совокупность  теорий, а единство теорий личности и теории общностей, теорий  об обществе, об общественных отношениях и т. п.

1.3. Структура  социологии 

       Структура любой науки всегда обусловлена теми  задачами, которые  она ставит и теми  функциями, которые она  выполняет в обществе. Социология  не исключение. Ее структура  обусловлена, во-первых, тем, что социология решает научные проблемы, связанные с формированием знания о социальной действительности, описанием, объяснением и пониманием процессов социального  развития, разработкой социологических концепций, методологии и  методов, приемов социологического исследования, анализа. Теории  и концепции, разработанные в сфере формирования знаний о социальной действительности, и образуют теоретическую, фундаментальную социологию. Во-вторых, социология изучает проблемы, связанные с преобразованием социальной действительности, анализом  путей и средств планомерного, целенаправленного воздействия на  социальные процессы. Следовательно, теоретическая и прикладная  социология различаются не по  объекту и  методу исследования,  а по той цели, которую они ставят, решают ли научные или практические проблемы.

    Социологические знания — единство теории и практики. Теоретические исследования объясняют социальную реальность на уровне общих и специфических тенденций ее функционирования и развития. Ориентирует на выявление механизмов  действий законов, форм  их проявления. Эмпирические социологические исследования связаны с конкретной  развернутой информацией относительно тех или иных явлений и процессов, опираются в отличие от теоретических исследований, проводимых с помощью общенаучных методов, на статистический анализ, методы конкретных социологических исследований (опросы,  социологические наблюдения, изучение  бюджета времени и т. п.). Между теоретическим и эмпирическим  знанием нет абсолютной грани.

Информация о работе Что изучает социология в общественной жизни