Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2011 в 13:26, реферат
Человек индивид - это отдельный человек, личность.
Философская энциклопедия определяет личность следующим образам: это человеческий индивид как субъект отношений и сознательной деятельности. Другое значение – устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества.
Тема: ЧЕЛОВЕК
ИНДИВИДУУМ.
Человек индивид - это отдельный человек, личность.
Философская энциклопедия определяет личность следующим образам: это человеческий индивид как субъект отношений и сознательной деятельности. Другое значение – устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества. В науке проявляются два подхода к личности. Первый рассматривает личность как активного участника свободных действий, как субъекта познания и изменения мира. Личностными при этом признаются такие качества, которые определяют образ жизни и самооценку индивидуальных особенностей. Люди непременно оценивают личность через сопоставление с установленными в обществе нормами. И сам человек, обладающий разумом, постоянно себя оценивает. При этом самооценка может меняться в зависимости от проявлений личности и общественных условий, в которых она действует.
Второе направление изучения личности рассматривает её через набор функций, или ролей. Человек, действуя в обществе, проявляет себя в самых разных обстоятельствах в зависимости не только от индивидуальных чёрт, но и от общественных условий. Так, скажем, при родовом строе взаимоотношения в семье требуют от старших её членов одних действий, а в современном обществе – других. Человек может одновременно осуществлять действия, выполняя разные роли – работника, семьянина, гражданина и др. Он совершает поступки, проявляет себя в социальных действиях: может быть более или менее умелым тружеником, заботливым или равнодушным членом семьи, достойным гражданином и др. Для личности характера проявление активности, тогда как безличное существование допускает «плаванье по воле случая». Индивид черпает своё мировоззрение из общества точно так же, как роли и самоидентификацию. Иными словами, его чувства, представления о себе, действия вместе со взглядами на окружающий его мир, предопределены обществом. Это обстоятельство Альфред Шюц выразил термином «мир как данность», обозначающим систему якобы самоочевидных и самоподтверждающихся допущений о мире, которую каждое общество порождает в ходе своей истории. Это социально детерминированное мировоззрение задано, по крайней мере отчасти, в языке, на котором говорит общество. Быть может, некоторые лингвисты и преувеличили влияние языка на мировоззрение, но едва ли можно сомневаться в том, что язык как минимум участвует в установлении отношений между своим носителем и реальностью. Мы не выбираем себе язык, его навязывает нам конкретная социальная группа, отвечающая за нашу первичную социализацию. Общество заранее готовит нам базовый символический аппарат, с помощью которого мы постигаем мир, упорядочиваем свой опыт и интерпретируем собственное существование. В действительности человек даже не чувствует потребности в такой переоценке, так как привитое в процессе социализации мировоззрение представляется ему самоочевидным. Поскольку такую точку зрения разделяют почти все, с кем индивиду приходится иметь дело в рамках своего общества, мировоззрение не требует специальных подтверждений. Его «доказанность» - в постоянно воспроизводящемся опыте других людей, которые, между прочим, тоже воспринимают его как данность. Поскольку личность – это усвоенная в процессе обучения организация индивида, процесс социализации имеет решающее значение для её формирования и функционирования, успех социализации требует, чтобы социальное и культурное обучение было строго мотивировано через вовлечение механизма удовольствия организма. Средний индивид в разных ситуациях сталкивается с весьма различными ожиданиями. В свою очередь, продуцирующие эти ожидания ситуации подразделяются на определённые кластеры.
Изучение личности
через ролевые характеристики непременно
предполагает связь человека с общественными
отношениями, зависимость от них. Ясно,
что и набор ролей, и их выполнение (так
сказать, репертуар и рисунок роли) связаны
с общественным устройством и с индивидуальными
качествами исполнителя. Сравните, например,
роли труженика, правителя, война, учёного
в разные эпохи. В своих ролевых проявлениях
личность развивается совершенствуется,
меняется. Действует, любит, ненавидит,
борется, тоскует не личность сама по себе,
а человек, обладающий личностью. Через
неё, особым, только ему присущим образом
организуя свою деятельность, отношения,
индивид предстаёт как Человек. Личность
проявляет себя в поведении, активном
взаимодействии с обществом.
Список литературы:
А. И. Кравченко. Социология.
Обществознание учебник за 10 класс.
Энциклопедический
словарь.