Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 23:47, реферат
Оформившись и вписавшись в систему современного общества, Русская Православная Церковь постоянно вступает во взаимодействие с государством и его различными структурами, представляя собой хорошо отлаженный аппарат, приспособленный для формирования мировоззрения и взглядов на многие социальные явления.
Введение
1. Функции церкви в обществе
1. 1. Церковь как социальный институт
1. 2. Функции церкви как социального института
1. 3 Роль церкви в обществе
2. Особенности Русской Православной Церкви
2. 1. Особенности исторического становления Русской Православной Церкви 2. 2. Особенности современной Русской Православной Церкви
3. Религиозная ситуация в современной России
Заключение
Церковь как социальный институт - (реферат)
Дата добавления: март 2006г.
МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ
им. Н. П. Огарева
ИСТОРИКО-СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Реферат
по курсу: Социология
на тему: Церковь как социальный институт
Выполнил: Ганюшкина Т. В.
студент 1-го курса 103 группы
з/о специальность регионоведение
Проверил: Богатова О. А.
Саранск, 1999
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Функции церкви в обществе
1. 1. Церковь как социальный институт
1. 2. Функции церкви как социального института
1. 3 Роль церкви в обществе
2. Особенности Русской Православной Церкви
2. 1. Особенности исторического
становления Русской
3. Религиозная ситуация в современной
России
Заключение
Религия является необходимым
составным элементом
Социология религии
не берется отвечать на вопрос об истинности
или ложности тех или иных положений
вероучения, религиозных догм, о
степени адекватности отражения
религиозным сознанием
Функции церкви в обществе
Церковь как социальный институт
Воздействие религии
на общество и происходящие в нем
процессы реализуется через ее институты—
церковь, религиозные организации, объединения
верующих. Важным элементом религиозного
комплекса является церковь — один из
социальных институтов, обладающих рядом
характерных признаков. Прежде всего,
это наличие профессионального духовенства,
которое формируется по иерархической
системе. Например, христианская церковь
с первых веков своего существования построила
свою иерархию по “феодальному образцу”.
Кроме всего этого, церковь выступает
и как юридическое лицо, владеющее определенной
собственностью, которая составляет экономическую
основу ее существования. Для церкви типично
также наличие четко разработанной догматики
и детализированного культа. Внутренняя
структура такого института представляет
собой организационно оформленное взаимодействие
различных систем, функционирование каждой
из которых связано с формированием социальных
организаций и учреждений, также имеющих
статус социальных институтов. В частности,
на уровне церкви уже четко разделяются
управляющая и управляемая системы. Первая
система включает в себя группу занимающихся
выработкой, сохранением и переработкой
религиозной информации, координацией
собственно религиозной деятельности
и отношений, контролем поведения, включающего
в себя разработку и применение санкций.
Вторая, управляемая подсистема, включает
в себя массу верующих. Между этими подсистемами
существует система нормативно оформленных,
иерархически выдержанных отношений,
позволяющих осуществлять управление
религиозной деятельностью. Регулирование
этих отношений осуществляется при помощи
так называемых организационно-
Функции церкви как социального института
В функционировании религии и церкви, выступающей в роли социального института, важное значение имеют духовно-нравственные феномены — религиозное сознание, религиозная психология, морально-этические правила. Свод морально-этических правил — это представление о праведном образе жизни. Большинство религий предписывают верующим систему заповедей или норм, регулирующих поведение людей, например, заповеди Моисея в Ветхом Завете, заповеди Христа в Новом Завете.
Социология религии уделяет большое внимание выяснению социальных функций, которые выполняет религия в обществе. Известный американский этнограф, создатель социальной антропологии Б. Малиновский связывал существование религиозной веры с потребностью людей в обретении смысла жизни, с их тревогой о своей судьбе. Он считал, что религия возникает из способности людей любить и заботиться о ближних, из осознания неизбежности смерти. Однако религия не только дает утешение перед лицом смерти, она вносит смысл и в другие аспекты человеческой жизни, например: дает надежду тем, кто страдает, помогает переносить тяготы жизни: болезни, бедность, социальное неравенство. [6, с. 471] Основатель психоанализа З. Фрейд считал, что главная функция религии связана с тем чувством психологической защищенности от жизненных невзгод, которое она дает людям. Как ребенок пытается найти защиту от своей беспомощности у родителей, так и взрослые люди, не сумевшие по каким-то причинам приспособиться к жизни, стремятся найти защиту у Бога. [7, с. 377]
Согласно Дюркгейму, религия не только отражает структуру общества, но и укрепляет ее, концентрирует внимание и надежды людей на общих верованиях и объектах поклонения, т. е. вырабатывает общие ценности и нормы, выполняя, таким образом, функцию объединения или интеграции членов данного общества. Эта интегрирующая функция религии наглядно проявляется в исполнении ритуалов. Например, христианское таинство причащения (вино и хлеб) символизирует кровь и тело Христа. Отведав их, христиане верят, что тем самым они приобщаются к святому духу Христа. Подобные ритуалы поддерживают ценности общества и препятствуют нарушению господствующих в нем норм. [6, с. 473] Если суммировать приведенные точки зрения, то становится ясно, что важнейшей является регулятивная функция религии и церкви. Любая религия регулирует социальное поведение своих приверженцев. Это достигается с помощью свода моральных норм, запретов и предписаний, которые реализуются на уровнях индивидуального и общественного сознания и поведения. [7, с. 377]
Наряду с регулятивной, религия и церковь выполняют еще несколько социальных функций. Наиболее важные из них: мировоззренческая — религия организует систему мировоззрения человека, определяет его понимание мира; компенсаторная —религия компенсирует человеку в рамках его веры то чувство психологической защищенности, которое может быть утрачено под давлением внешних обстоятельств, не поддающихся контролю со стороны индивида; интегрирующая —заключается в способности религии объединять своих приверженцев на основе общих для них религиозных ценностей, объектов поклонения, ритуалов, норм поведения, сплачивать их в единую общность.
Реализуя эти функции
не только на уровне индивидуального,
но и коллективного сознания, религия
и церковь тем самым выступают
одной из форм самоорганизации социума.
Мировоззренческую функцию
Религия и церковь
выполняют компенсаторную функцию,
восполняет ограниченность, зависимость,
бессилие людей — в плане как
перестройки сознания, так и изменения
объективных условий существования. Реальное
угнетение преодолевается “свободой
в духе”, социальное неравенство превращается
в “равенство” в греховности, в страдании;
церковная благотворительность, милосердие,
призрение, перераспределение доходов
смягчают бедствия обездоленных; разобщенность
и изоляция заменяются братством в общине;
безличные, вещные отношения безразличных
друг другу индивидов возмещаются личностным
богообщением и общением в группе. Религия
и церковь обеспечивают общение, осуществляют
коммуникативную функцию. Религиозное
сознание предписывает два плана общения:
верующих друг с другом; верующих с Богом.
Религия и церковь, являясь составной
частью культуры, выполняют культуротранслирующую
функцию. Она способствует развитию определенных
ее слоев —письменности, книгопечатания,
искусства, обеспечивает сохранение и
развитие ценностей религиозной культуры,
осуществляет передачу накопленного наследия
от поколения к поколению.
Роль церкви в обществе
Религия и церковь выполняют ряд функций и играют определенную роль в обществе. Понятия “функции” и “роль” связаны, но не тождественны. Функции — это способы действия религии в обществе, роль — суммарный результат, последствия выполнения ею функций. Церковь оказывает на экономические отношения и другие сферы общественной жизни обратное влияние. Она санкционирует определенные взгляды, деятельность, отношения, институты, придает им “ореол святости” или объявляет “нечестивыми”, “отпавшими”, “погрязшими во зле”, “греховными”, противоречащими “закону”, “Слову Божию”. Религиозный фактор влияет на экономику, политику, государство, межнациональные отношения, семью, на область культуры через деятельность верующих индивидов, групп, организаций в этих областях. Происходит “наложение” религиозных отношений на другие общественные отношения. [2, с. 69]
Степень влияния
церкви связана с ее местом в обществе,
а это место не является раз
и навсегда данным, оно изменяется
в контексте процессов
Самое убедительное объяснение религии с точки зрения теории конфликта предложено Карлом Марксом; он считал религию орудием классового господства. Подобно Фрейду, Маркс считал религию иллюзией, мифом, приносящим утешение, когда жизнь уверенности не вселяет. Маркс полагал, что религия маскирует не только страх и тревоги, но и несправедливость эксплуатации при классовой системе. [6, с. 474] Функционалисты стремятся выяснить, каким социальным целям служит религия; сторонники теории конфликта анализируют, каким образом религия упрочивает классовую систему, разрушает ее или одновременно способствует тому и другому.
В религиях представлены
и самые различные культуры. Переплетаются,
порой причудливо, компоненты общечеловеческие,
формационные, классовые, этнические,
партикулярные, глобальные и локальные.
В конкретных ситуациях могут актуализироваться,
выступать на передний план те или другие;
религиозные лидеры, группы, мыслители
могут далеко не одинаково выражать указанные
тенденции. Все это находит выражение
и в социально-политических ориентациях—история
показывает, что в религиозных организациях
(церкви) были и есть разные позиции: прогрессивная,
консервативная, регрессивная. Причем
какая-то конкретная группа и ее представители
не всегда жестко “закреплены” за какой-то
из них, могут менять ориентацию, переходить
от одной к другой. [2, с. 71] С точки зрения
истории и социологии, церковь связана
с миром сложными, неоднозначными, иногда
парадоксальными отношениями. С одной
стороны она функционирует в обществе
как гармонизирующий, стабилизирующий
фактор, способствующий сохранению сложившегося
социального статус-кво и тем самым укрепляющая
положение властных структур. Но в то же
время религия может выступать и дестабилизирующим
фактором, поскольку в ней всегда присутствует
высокий нравственный стандарт, сообщающий
ей критический потенциал. Наличие у религии
критического потенциала в сочетании
с традиционным авторитетом устоявшихся
религиозных институтов определяет ту
важнейшую роль, которую играет в обществе
церковь.
Особенности Русской Православной Церкви