Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 22:03, реферат
Россия – государство многонациональное, что и предопределило наличие в нем нескольких конфессий, в духовной жизни его общества представлены практически все мировые религии и ряд менее известных религиозных учений, которые играют значительную роль в жизни общества.
Введение
Функции государства, его понятие.
История взаимоотношений государства с религиями на территории России.
Регулирование правоотношений государства и религий в России.
Взаимоотношений Церкви и государства, проблемы и перспективы.
Заключение
Список литературы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ БИЗНЕСА И НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ /МУБиНТ/
ВОЛОГОДСКИЙ ФИЛИАЛ
Кафедра «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
Реферат
по дисциплине: Социология
Тема: Церковь и государство: пути развития взаимоотношений.
Выполнил: студент группы ВЗ4БУ-21
Камкина Эльвира Владимировна
______________________________
(подпись студента)
« 10 » марта 2012 г.
Преподаватель: Пронин Андрей
Владимирович
(должность, ученая степень)
______________________________
(подпись руководителя)
«___» ________ 20 _ г.
Оценка________________________
Вологда 2012
План.
Россия – государство многонациональное, что и предопределило наличие в нем нескольких конфессий, в духовной жизни его общества представлены практически все мировые религии и ряд менее известных религиозных учений, которые играют значительную роль в жизни общества.
Значительное место в истории русского государства заняла церковь. В постсоветской России, после многолетних гонений, влияние церкви и религиозных норм и ценностей на жизнь общества заметно усилилось, это связано с заметной нехваткой духовно-нравственных ценностей во время советского периода. Тема «церковь и государство» сегодня очень актуальна, так как нравственное воспитание народа, является одной из важнейших функций государства.
Государство – это форма организации жизни общества, имеющая выделенный из этого общества, всеми признанный или утвердившийся верховной власти, чьи распоряжения обязательны для всех лиц, в пределах определенной территории. «Сущность государства» – это главное, основное качество государства, определяющее его содержание, цели и функции, для определения внутренней, содержательной стороны государства. Можно выделить следующие подходы к сущности государства:
- классовый, в рамках которого
государство можно определить
как организацию политической
власти экономически
- общесоциальный, в рамках которого
государство можно определить
как организацию политической
власти, создающую условия, для
компромисса интересов
Наряду с этими основными, можно выделить и религиозный, и национальный, и расовый, и иные подходы к сущности государства, в рамках которых соответственно религиозные, национальные, расовые интересы будут доминировать в политике конкретного государства.
В Конституции Российской Федерации, статья 2 прописано, что «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства» и статья 7 п.1 «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Поэтому можно сказать, что из всех подходов к сущности государства, для России социальный, в данное время самый приемлемый. Социальное назначение современного государства состоит в его разнообразной, широкой деятельности, направленной на решение, задач, вытекающих из необходимости нормального, бесконфликтного существования общества.
Существует несколько
1) Экономическая функция – обеспечение нормального функционирования и развития экономики, в том числе по средствам охраны существующих форм собственности, организации внешнеэкономических связей;
2) Политическая функция – обеспечение государственной и общественной безопасности, социального и национального согласия, охрана суверенитета страны от внешних посягательств;
3) Социальная функция - осуществление мер по удовлетворению социальных потребностей людей, поддержанию необходимого уровня жизни населения, обеспечению необходимых условий труда;
4) Идеологическая функция – поддержка определенной идеологии, организация образования, поддержание науки, культуры;
5) Экологическая функция – охрана окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов, восстановление нарушенной окружающей среды;
6) Охранительная функция – охрана прав и интересов личности, охрана общественного порядка, борьба с правонарушениями.
Из этого можно сделать вывод, что Российская Федерация имеет социальную сущность и выполняет функции, связанные с социальным назначением государства.
В конце X века Русь приняла христианство восточного образца, которое стало «главенствующей» религией государства. С этого времени до 1917 г. русский трон могли занимать только православные государи и государыни. До середины XV века Русская Церковь входила в состав Константинопольского Патриархата и возглавлялась назначаемым из Византии митрополитом. Это придавало церковной власти на Руси известную независимость от светских властей и содействовало сохранению ее высокого авторитета, в том числе и в политических делах. Во времена монголо-татарского нашествия Церковь являлась единственным общенациональным институтом, сохранившим целостность. Несмотря на отдельные трения, отношения Церкви с княжеской властью были в целом партнерскими и равноправными. В 1448 г. Русская митрополия сделалась независимой от Константинополя. В конце XV века наметилось наступление государства на самостоятельность и права русских духовных властей.
Церковные реформы середины XVII века инициированные государством и приведшие к расколу, объективно ослабили Церковь и таким образом облегчили ее подчинение. Перелома на этом пути советская власть достигла впервые десятилетия XVIII века, тогда и началась новая эпоха в истории отношений Церкви и государства в России. В 1721 г. увидел свет Духовный Регламент - Патриаршество упразднялось. Высшей властью в Церкви теперь обладал царь, от имени которого церковное управление осуществляла Духовная Коллегия (Святейший Правительствующий Синод), представлявшая собой государственный орган для руководства Церковью. Кроме того, при Петре I Церковь фактически потеряла контроль над своими земельными владениями, а церковная юрисдикция была резко ограничена. Все эти меры, проводившиеся по инициативе абсолютистского государства, привели к потере Церковью своей независимости.
Отношение советской власти в России к представителям иных конфессий было традиционно гибким. Со времен Древней Руси ни насильственное миссионерство среди неправославных инородцев, ни гонения на исконных представителей других вер не превращалось в выраженные цели внутренней политики русских князей и царей. В русле этой традиции и стали формироваться принципы регулирования «иноверческих» религий в правление императрицы Екатерины II. Важным рубежом в религиозной политике самодержавия стал указ Екатерины II 1773 г., который утвердил принцип конфессиональной терпимости по отношению к «иноверцам» - подданным Российской империи. Этот принцип получил свое развитие в «Жалованной грамоте дворянству» 1785 г.
Павел I подал идею объединения
управления всеми религиями в
целях борьбы с духом «неверия»
и «атеистического
Но уже в 1832 г. при Николае I, Главное управление разных исповеданий было преобразовано в Департамент духовных дел иностранных исповеданий. В основу религиозной политики, проводимой властями Российской империи, был положен принцип конфессиональной терпимости, соблюдаемой настолько, «насколько такая терпимость соответствует интересам государственного порядка».
После свержения самодержавия в марте 1917 года временное правительство приняло ряд либеральных мер в сфере религиозных отношений. В марте 1917г. последователи всех конфессий были уравнены в своих правах в России, существовавшие ранее ограничения в их деятельности были сняты, религиозные общины стали рассматриваться, как части самоуправляющегося общества. В августе 1917 г. было создано Министерство исповеданий, в состав которого вошли Синод и Департамент иностранных исповеданий. Осенью 1917 г. Поместным собором Русской Православной Церкви было принято решение об упразднении Синода и о возрождении патриаршества.
Новым этапом в истории российских конфессий стал приход к власти большевиков в октябре 1917 года, 20 января 1918 г. был принят декрет Совнаркома РСФСР «О свободе совести, церковных и религиозных обществах». По данному законодательному акту Православная Церковь отделялась от государства, а школа — от Православной Церкви и других конфессий. С первых месяцев установления Советской власти стала проводиться государственная политика, имевшая антирелигиозную направленность: закрытие и осквернение храмов, прекращение работы религиозных организаций и заведений, массовые репрессии против служителей всех культов и верующих. Хотя данная политика была направлена на полное уничтожение религии в СССР, эффективность ее оказалась не слишком высокой. По результатам переписи населения в 1937 году, верующими оставались 57 % населения СССР. Итоги переписи спровоцировали новую, наиболее кровавую волну репрессий по религиозным мотивам (это был конец 30-х - начало 40-х годов). Самым масштабным преследованиям подверглась Русская Православная Церковь. В послереволюционные десятилетия пострадали сотни тысяч православных, значительная часть их погибла.
Значительные перемены в советской религиозной политике произошли в годы Великой Отечественной войны. В целях укрепления социально-политических основ режима и улучшения международного имиджа страны И.В.Сталин пошел на частичные уступки верующим различных конфессий. В 1943 году избирается новый патриарх Русской Православной Церкви. После этого были открыты отдельные храмы, начался выпуск церковной литературы, возобновилась работа некоторых церковных учебных заведений. Для контроля в 1943 году создан специальный орган — Совет по делам Русской Православной Церкви при Совнаркоме СССР. В том же году создан Комитет по делам религий при Совнаркоме СССР, который ведал всеми не православными конфессиями.
Эпоха физических гонений на приверженцев различных религий в СССР (когда практиковались такие меры, как ссылка, арест или смертная казнь) завершилась лишь со смертью И.В.Сталина. Однако в правление Н.С.Хрущева поднялась новая — административная волна преследований. В 1965 г. в результате слияния Комитета по делам религий и Совета по делам РПЦ был образован единый государственный орган — Совет по делам религий при Совете Министров СССР. Эта структура фактически находилась в непосредственном ведении ЦК КПСС и сохранила традиционные связи с органами госбезопасности.
Из истории взаимодействия государства и религий в России, можно сказать, что на протяжении многих лет государство стремилось контролировать Церковь, не только как организацию, но и как внутреннее управление самой религией. Ничего хорошего из этого не вышло, потому что Церковь не смогла в полной мере выполнять наложенную на нее функцию нравственного регулятора, так как она перестала иметь для этого необходимый авторитет. Состояние российского законодательства в сфере религии можно назвать достаточно позитивным и стабильным. Основанием для подобных выводов является то, что в России нет межрелигиозного противостояния, как нет и межэтнических конфликтов, которые питались бы религиозными мотивациями. Россия – одна из немногих стран, где не только отсутствует конфронтация между основными религиозными течениями, но и существует плодотворное сотрудничество между конфессиями.
Последние десятилетие сохраняется устойчивая тенденция: возрастание роли религиозного фактора в нашей общественной жизни. Постепенно возрастает число верующих, открываются вновь восстановленные храмы и приходы. О своем доверии к Церкви заявляет большая часть населения страны. Причем численность "доверяющих" Церкви существенно превышает процент верующих. Даже далекие от Церкви люди в большинстве считают, что религия необходима как основа национального самосознания и культуры, как носительница ценностей. В сознании нашего народа во все века существования страны имелась самая тесная связь между Православием и национальной идентичностью. Православие идентифицируется с национальным образом жизни, выступает символом национального своеобразия, тем стержнем, который связывает воедино сегодняшнюю Россию с ее тысячелетней историей.
Информация о работе Церковь и государство: пути развития взаимоотношений