Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 14:44, реферат
Сегодняшняя молодежь вступает в самостоятельную жизнь в очень сложное и динамичное время. Произошли кардинальные перемены в политической жизни страны, развиваются процессы демократизации общества, восстановлена и широко распространяется частная собственность, расширяется рынок труда, противоречиво протекает социально-экономическое развитие, нарастает социальная дифференциация общества, невиданными темпами развиваются система массовых коммуникаций и компьютеризация. Что касается молодежи, то ей еще труднее понять проблемы, с которыми она сталкивается, вступая в жизнь, определяя свое место и призвание.
Вот почему нужны комплексные исследования социальных проблем российской молодежи в начале третьего тысячелетия
МОУ «Средняя
общеобразовательная школа №4 г.Балабаново»
Социальный
проект на тему: «Ценностные ориентации
молодежи в возрасте от 14 до 18 лет».
Выполнила
г.Балабаново
2011
«Ценностные
ориентации молодежи в возрасте от
14 до 18 лет».
Цель: проанализировать
социальные и профессиональные ориентации
современной молодежи.
Задачи:
Гипотеза: данная
работа предоставит возможность применить
результаты исследования в конкретной
жизненной ситуации, поможет получить
новую информацию о ценностных ориентациях
молодежи.
Введение.
Радикальные перемены, которые произошли в жизни россиян за последние десятилетия, оказали большое влияние на различные группы молодежи, особенно на их ценности, ориентации и жизненные пути. Черты и свойства, выражающиеся в оценках, предпочтениях и поведении молодежи сегодня в значительной мере будут определять облик России в XXI веке.
Сегодняшняя молодежь вступает в самостоятельную жизнь в очень сложное и динамичное время. Произошли кардинальные перемены в политической жизни страны, развиваются процессы демократизации общества, восстановлена и широко распространяется частная собственность, расширяется рынок труда, противоречиво протекает социально-экономическое развитие, нарастает социальная дифференциация общества, невиданными темпами развиваются система массовых коммуникаций и компьютеризация. Что касается молодежи, то ей еще труднее понять проблемы, с которыми она сталкивается, вступая в жизнь, определяя свое место и призвание.
Вот почему нужны
комплексные исследования социальных
проблем российской молодежи в начале
третьего тысячелетия. Такие исследования
имеют очевидное
Осуществить
свои социальные ориентации, воплотив
их в жизненные пути, молодежь не
может без посредства разнообразных
каналов, микро- и макро-институтов
системы образования. Различные учреждения
системы образования не только транслируют
подрастающему поколению объем знаний,
воспитывают трудовые навыки и передают
специальные умения, они же формируют
дальнейшие ценностные ориентации, в частности
на продолжение образования и приобретение
профессиональной подготовки, предопределяют
ту или иную социальную позицию, к которой
будет принадлежать подготовленный специалист.
Поэтому изучение социальных ориентаций
и жизненных путей молодежи становится
чрезвычайно актуальным.
1.Ценностные ориентации
молодежи
1.1 Определение понятия «Ценностные ориентации»
Что же такое ценностные ориентации?
Ценностные ориентации — важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и отграничивающие значимое, существенное для данного человека от незначимого, несущественного. Ценностные ориентации, эта главная ось сознания, обеспечивает устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения и деятельности и выражается в направленности потребностей и интересов. Развитые ценностные ориентации — признак зрелости личности, показатель меры ее социальности. Устойчивая и непротиворечивая совокупность ценностных ориентаций обуславливает такие качества личности, как цельность, надежность, верность определенным принципам и идеалам, способность к волевым усилиям во имя этих идеалов и ценностей, активность жизненной позиции, противоречивость ценностных ориентаций — признак инфантилизма, господства внешних стимулов во внутренней структуре личности.
Основное содержание ценностных ориентаций – политические, философские (мировоззренческие), нравственные убеждения человека, глубокие постоянные привязанности человека, нравственные принципы поведения. В силу этого в любом обществе ценностные ориентации личности оказываются объектом воспитания, целенаправленного воздействия. Они действуют как на уровне сознания, так и на уровне подсознания, определяя направленность волевых усилий, внимания, интеллекта. Механизм действия и развития ценностных ориентаций связан с необходимостью разрешения противоречий и конфликтов в мотивационной сфере, в наиболее общей форме выраженной в борьбе между долгом и желанием, мотивами нравственного и утилитарного порядка.
Ценности находятся в непрестанном движении: одни рождаются, другие отмирают, третьи переходят из одного рода в другой. Но все элементы системы ценностей тесно связаны между собой, обуславливают друг друга, дополняют или противоборствуют. Ценности, прежде чем превратиться в ценностную ориентацию, проходят фильтры сознания и систематизируются. Понятие ценностной ориентации находятся в тесной связи с понятием ценности. Термин «ценностная ориентация» дополняет термин «ценность», акцентирует его динамический аспект. Механизм формирования ценностной ориентации выражен в схеме: «интерес – установка – ценностная ориентация».
В процессе
становления личности молодого человека
формируется определенная система
ценностных ориентаций с более или
менее развитой структурой поведения
личности. Система ценностных ориентаций
не является раз и навсегда данной: с изменениями
условий жизни, самой личности, появляются
новые ценности, а иногда происходит их
полная или частичная переоценка. Ценностные
ориентации молодежи как самой динамичной
части российского общества первыми претерпевают
изменения, вызванными различными процессами,
происходящими в жизни страны. В настоящее
время в российском обществе возрастает
интерес к проблемам и культуре молодежи.
1.2 Политические пристрастия
и предпочтения.
Проблема вступления молодежи в самостоятельную жизнь непосредственно связана с состоянием рынка труда, поскольку оно предполагает ее трудоустройство. Возникший в стране рынок труда привел к тому, что уменьшилась доля занятого населения, а безработица существенно выросла. Причем наиболее сильно оказались затронуты безработицей именно молодые люди, вступающие на рынок труда впервые. Рынок труда коренным образом поменял экономическую и социальную приоритетность секторов экономики, отраслей, предприятий, профессий. Поменялись и модели получения доходов. Все это в совокупности существенно воздействует на формирование социальных и профессиональных ориентаций молодежи и на их конкретные решения о выборе профессии. Следует учесть, что рынок труда наряду с другими социальными подсистемами общества — системой образования, демографическими процессами — развивается относительно автономно и воздействие данных факторов на начало самостоятельной жизни молодежи весьма противоречиво усложняет сам этот процесс.
Студенческая молодежь, как правило, оказывается в эпицентре всего того, что происходит в социуме. Поэтому изучение ее социальных проблем вносит свой вклад в приращение социологических знаний об актуальных проблемах общества, обогащает информированность общества о своем состоянии. Поэтому они имеют возможность создавать заделы для формирования государственной политики при решении проблем экономического роста, сглаживания социального неравенства, развития демократии, наследования культуры. Социализация молодежи в современной России проходит в сложных условиях, на фоне трансформации ценностных ориентаций, резко возросшей дифференциации населения, изменения условий самореализации молодежи. Формирование социально-политического сознания происходит в условиях переоценки и становления новой системы ценностей, под влиянием различных факторов. В этой связи возникает необходимость изучения политического поведения и ценностных ориентации молодежи, её политических и социальных настроений и представлений, позволяющих понять логику политических действий, предпочтений и устремлений молодого поколения. Актуальность изучения социально-политического поведения молодежи, её политических ориентации возрастает в связи со значимостью молодежи как субъекта политических перемен в современной России. На формирование социально-политического сознания молодежи оказывают влияние культурно-исторические, духовно-нравственные особенности сознания, а также особенности регионального социума.
Хотя
политика не является приоритетной сферой
сегодняшних интересов
- 39,1% ответили, что «молодежи не до гражданской активности, важнее завершить учебу и найти работу»
- свыше 26% опрошенных объясняют гражданскую пассивность молодежи тем, что «деятельность государства и правительства — обман, нажива для политиков», т.е. налицо кризис доверия молодых к деятельности властных структур
- свыше 22% студенческой и учащейся молодежи уверены, что нынешнее государство и общество ничего не делают для решения молодежных проблем.
По данным исследования, молодежь видит выход из создавшегося положения в поисках дополнительного заработка. Кроме того, важнейшей составляющей сегодняшнего отношения к политике стало ухудшение материального положения населения. Чем ниже уровень материального благополучия в семьях, тем более негативно молодежь оценивает деятельность государства и правительства. Подобное положение порождает не только изменения в установках молодежи, ее жизненных ориентирах, но и негативное отношение к российской политике и деятельности властей, которые не могут кардинально улучшить показатели уровня жизни населения. Сегодняшняя молодежь не склонна слепо доверять каким бы то ни было официальным структурам, партиям, религиозным и национальным организациям. Новые политические условия внесли существенные коррективы в процессы политической социализации и адаптации молодежи, что нашло отражение в специфике ее политических предпочтений
Свое
отношение к политике, когда становится
реальностью все большее
Осмысливая процессы формирования социально-политического сознания молодежи, ее роль в условиях современной России, следует отметить, что молодежь — это не только потенциал перемен, но и возможный фактор социальной и политической нестабильности. Нестабильность переходного периода обуславливает остроту ряда проблем в сфере социально-политического сознания молодежи.
Информация о работе Ценностные ориентации молодежи в возрасте от 14 до 18 лет