Ценности и принципы в индивидуальной социальной работе

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 06:27, реферат

Описание работы

Социальный работник стоит на защите прав и интересов клиента. Он особым образом проводит курс реабилитационной терапии, позволяющий ему интегрироваться в сообщество, быть его полноправным членом. Социальный работник действиями и поступками не должен нарушать гражданские и юридические права клиента. Деятельность социального работника способствует защите общественных интересов в тех случаях, когда клиент нарушает законодательство и его свобода действий является насилием по отношению к свободам и правам окружающих.

Содержание

Введение:
1.Ценности и принципы в индивидуальной социальной работе.
1.1 Ценности.
1.2 Этические принципы.
2. Заключение
3. Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

ТСР.docx

— 19.31 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ.

Введение:

1.Ценности и принципы  в индивидуальной социальной  работе.

1.1 Ценности.

1.2 Этические принципы.

2. Заключение

3. Список использованной литературы.

 

1. ЦЕННОСТИ И ПРИНЦИПЫ В ИНДИВИДУАЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

1.1 Ценности

Социальный работник стоит  на защите прав и интересов клиента. Он особым образом проводит курс реабилитационной терапии, позволяющий ему интегрироваться  в сообщество, быть его полноправным членом. Социальный работник действиями и поступками не должен нарушать гражданские  и юридические права клиента. Деятельность социального работника  способствует защите общественных интересов  в тех случаях, когда клиент нарушает законодательство и его свобода  действий является насилием по отношению  к свободам и правам окружающих.

Конфиденциальность - средство защиты клиента. Информация, полученная социальным работником в процессе взаимодействия с клиентом, не может быть предметом  обсуждения с другими лицами, так  как это может привести к изменению  жизненных стратегий клиента, к  ухудшению его жизненного сценария. Конфиденциальность в профессиональной деятельности включает: информирование клиента о целях получения  информации, границах информации, согласование с клиентом вопросов обсуждения его  проблем с третьими лицами по мере необходимости, возможности использования  информации клиента в научных  целях. Социальный работник должен предоставлять  записи, которые ведутся в процессе реабилитации.

Социальный работник в  процессе профессиональной деятельности формирует ценностные ориентации, имплицитные  концепты взаимодействия с клиентом, группами, сообществом. В процессе оказания социальных услуг он должен отделять свои ценностные ориентации, эмоции, чувства от профессиональных связей и отношений с клиентом. Нормативные требования профессии связаны с контролированием отношений. Принцип взаимозависимости, «ты - мне, а я - тебе», недопустим в субъект-субъектном взаимодействии социального работника и клиента, поскольку не потребительские, а ценностные ориентиры, взаимоуважение, альтруизм - основа профессионального взаимодействия. Социальный работник не должен использовать профессиональные отношения для извлечения личной выгоды.

Социальный работник оказывает  услуги клиенту, осознавая истинные мотивы его запроса о поддержке  и помощи, в соответствии с его  нуждами и предпочтениями. Социальный работник выступает против всех форм дискриминации и насилия, проявляет  социальную активность в стремлении гармонизации общественных отношений. Деятельность по изменению социальной среды является необходимым условием профессиональных требований.

Социальный работник - это  профессионал, который знает о  жизненных ролях и отношениях людей в различных ситуациях. Знание о мире, взаимодействиях, изменяющих процессах должно стать достоянием клиентов. Знание о ситуации, проблеме, осознание конфликтов и причин неудач является определенным видом поддержки  клиента. Приобретение новых знаний об общественных связях и отношениях должно способствовать развитию общества, в этой связи социальный работник должен выступать за изменение курса  социальной политики, законодательства, стратегий развития учреждений социальной защиты и общественных институтов. Социальный работник должен критически проверять свои профессиональные знания и учитывать новые научные  рекомендации, вносить посильный  вклад в развитие профессии.

Социальный работник выступает  против любых форм дискриминации  на основании расовой принадлежности, цвета кожи, пола, сексуальной ориентации, возраста, религиозных убеждений, социального  происхождения, семейного, имущественного или сословного положения, политических убеждений, умственных и физических недостатков. Предпочтения, личные качества, состояния или статус не могут  быть в обыденном смысле «хороши» или «плохи» по отношению к  субъективным ценностным ориентациям  социального работника. Для него важен сам клиент, неповторимость его жизненного сценария. Ориентация и предпочтения клиента становятся «хорошими» или «плохими» только в том случае, когда они мешают ему нормально функционировать в обществе, в межгрупповых и межличностных взаимодействиях. Объективная отстраненность от личностных ценностных концептов позволяет социальному работнику достойно и с уважением относиться к клиенту.

Один из важнейших ценностных ориентиров в профессиональном взаимодействии социального работника и клиента  связан с развитием самоопределения  со стороны клиента. Социальный работник должен приложить максимальные усилия к тому, чтобы не быть постоянным субъектом поддержки клиента. Основная задача поддержки заключается в  том, чтобы научить клиента самостоятельно восстанавливать утраченные связи  и отношения с миром, группой, индивидуумом и самим собой. Социальный работник не должен предоставлять возможность  клиенту использовать его как  «костыль», на который тот постоянно  будет опираться в трудной  жизненной ситуации.

Социальный работник, действуя от имени своего подопечного, обязан защищать его интересы и права  в любых государственных и  негосударственных институтах. Зашита прав и интересов клиента должна осуществляться на основе этичного, компетентного  и профессионального исполнения своих обязанностей, даже в тех  случаях, когда субъективные ощущения социального работника связаны  с подавленностью, неуверенностью в  своих силах, отсутствием должного внимания со стороны заинтересованных сторон.

Социальный работник должен принимать необходимые меры для  доступа всем членам общества к ресурсам, услугам, возможностям в целях укрепления социальной справедливости. Профессиональная деятельность направлена на улучшение  жизни нуждающихся. Нищета, голод, недоедание, бездомность, отсутствие средств к  существованию -- важнейшие проблемные области социальной работы, где реформаторская деятельность профессионалов закладывает  институциональную основу для повышения  благосостояния общества.

Поведение социального работника  в личной жизни является частным  делом каждого в той ее степени, в какой оно не вступает в противоречие с исполнением служебных обязанностей. Социальный работник отвечает за свою профессиональную компетенцию, качество предоставляемых услуг, он ответствен за престиж профессии и должен способствовать ее развитию.

 

 

1.2 Этические принципы

Этические принципы социальной работы определяют нормированное поведение  социального работника. Оно выступает  в помогающем процессе как один из видов поддержки нуждающегося человека. С другой стороны, этические принципы являются неотъемлемой ценностью, где  проявляются отношения и взаимоотношения  социального работника с миром  профессиональной культуры, к которому он принадлежит. Так, этические принципы, разработанные Национальной ассоциацией  социальных работников, охватывают различные  стороны профессионального взаимодействия социального работника: профессиональное поведение и взаимоотношения  с клиентами, обращение с клиентами  и работодателями, отношение к  профессии и обществу.

В процессе индивидуальной работы социальный работник должен исходить из того, что клиент имеет не только свои нужды, но и права.Именно эти принципы определяют нормированное поведение социального работника. Оно выступает в помогающем процессе как один из видов поддержки человека - нуждающегося. С другой стороны, этические принципы являются тем ценностным континуумом, где проявляются отношения и взаимоотношения социального работника с миром профессиональной культуры, к которому он принадлежит.

Так, этические принципы, разработанные Национальной ассоциацией  социальных работников США (NASW), охватывают различные стороны интеракций социального  работника в процессе профессионального  взаимодействия: профессиональное поведение  и взаимоотношения с клиентами, обращение с клиентами и работодателями, отношение к профессии и обществу. И каждый вид профессиональных взаимоотношений  имеет свои принципы и императивы.

Так, стандарты NASW для социальных работников, осуществляющих свою деятельность в системе здравоохранения, помимо общих принципов имеют принципы, относящиеся к их сфере компетенции. Среди них следует отметить наиболее значимые: содействовать в поддержании  физического и психосоциального здоровья; предотвращать физические и умственные болезни; содействовать  усилению физического и психосоциального функционирования; уделять внимание социальным и эмоциональным проблемам, приводящим к болезням и недееспособности. Национальные стандарты профессиональной деятельности социальных работников, включающие в себя принципы профессионального взаимодействия, имеют и другие организации социальных работников.

В Российской Федерации в 1994 г. на конференции членов Межрегиональной  ассоциации работников социальных служб  был утвержден кодекс социального  работника, в основе которого лежат  следующие принципы: компетентность; моральная ответственность перед  клиентом; моральная ответственность  перед обществом; моральная ответственность  перед профессией и коллегами. Однако социальный работник использует в своей  деятельности не только общие этические  принципы взаимодействия, но и принципы профессионального взаимодействия на уровне индивидуальных интервенций  и взаимодействий.

В процессе индивидуальной работы следует исходить из того, что  клиент имеет не только свои проблемы, но и права. В связи с этим социальные работники-профессионалы руководствуются  следующими общепринятыми нормами: клиент индивидуален; он имеет право  на выражение своих чувств; право  на управляемое эмоциональное участие; право на принятие; право не быть оцененным; клиент имеет также право  делать самостоятельный выбор и  принимать самостоятельные решения; имеет право на конфиденциальность.

Среди этих правил можно  выделить следующие: никогда не помогайте  «третьему лицу» - тому, кого вы не видели и с кем не обсуждали сложившуюся  ситуацию; никогда не верьте, что  человек беспомощен (за исключением  тех случаев, когда он без сознания); не пытайтесь заставить другого  человека во что бы то ни стало чувствовать  себя лучше; не принимайте решения за другого человека и не пытайтесь  убедить человека сделать выбор  по вашему желанию.

 

2.Заключение

Для индивидуальной социальной работы работнику необходимо усвоить  такие ценности, как преимущества индивида по отношению к обществу, уважение конфиденциальности во взаимоотношениях с клиентом, готовность отделить личные нужды и чувства от профессиональных отношений, стремление к социальным изменениям, соответствующим социальным познанным потребностям, готовность к передаче знаний и умений другим, уважение к индивидуальным и групповым  различиям, достойное их оценивание, стремление к развитию самопомощи клиента, готовность действовать от имени  подопечного, несмотря на возможные  фрустрации, стремление к социальной справедливости, к экономическому, физическому, интеллектуальному благосостоянию всех членов общества, стремление к высоким личным стандартам в жизни и профессиональной деятельности.

Так же социальному работнику  следует придерживаться следующих  принципов: клиент имеет не только свои проблемы, но и права; клиент индивидуален; он имеет право на выражение своих  чувств; право на управляемое эмоциональное  участие; право на принятие; право  не быть оцененным; клиент имеет также  право делать самостоятельный выбор  и принимать самостоятельные  решения; имеет право на конфиденциальность.

 

3.Список использованной  литературы

1. Кулебякин Е.В. Психология социальной работы / Е. В. Кулебякин. - Владивосток. 2004. - 86 с.

2. Фирсов М.В. Психология социальной работы: Содержание и методы психосоциальной практики: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ М.В. Фирсов, Б.Ю. Шапиро. - М.: 2002. - 192 с.

3. Фирсов М.В. Теория социальной работы: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений /М.В. Фирсов, Е.Г. Студенова. - М.: Гуманитарный изд., 2001. - 432 с.

4. Холостова Е.И. Теория социальной работы. Учебник /Е.И. Холостова. - М.: Юрист, 1999. - 334 с.

5. Холостова Е.И. Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие /Е.И. Холостова. - М.: 2004. - 427 с.

6. Бернлер Г., Юнссон Л. Теория социально-психологической работы. -- М., 1992.

7. Теория социальной работы: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.

8. Холостова Е.И. Социальная работа: Учебное пособие. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», - 2004.

9. Ярская-Смирнова Е. Профессиональная этика социальной работы: Учебник. М., 1998.

http://knowledge.allbest.ru/


Информация о работе Ценности и принципы в индивидуальной социальной работе