Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 16:09, реферат
Важнейшей составной частью процесса социологического познания действительности являются прикладные социологические исследования, под которыми обычно понимают применение общих положений социологической теории и изучение конкретных социологических явлений и процессов. Однако они не сводятся только к применению каких-то общих теоретических положений к какому-то конкретному набору социальных фактов. Содержание и значимость их гораздо шире.
Введение…………………………………………………………………………….…..3
Программа социологического исследования её функции, цели и задачи………….5
Этапы и виды социологического исследования……………………………………...8
Программа социологического исследования………………………………………..11
Требования к программе социологического исследования………………………...15
Заключение………………………………………………………………………….…17
Список использованных источников………………………………………………...18
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Филиал
Государственного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«Российский государственный гуманитарный университет»
в г. Иваново
Реферат по дисциплине
«Социология»
Тема:
Цели и задачи программы социологического
исследован
Выполнил: студент I курса
специальности
«Государственное и
муниципальное управление»
(срок обучения – 4,5 года)
Иваново 2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
Программа социологического исследования её функции, цели и задачи………….5
Этапы и виды социологического исследования……………………………………...8
Программа социологического
исследования………………………………………..
Требования к программе социологического исследования………………………...15
Заключение……………………………………………………
Список использованных
источников………………………………………………..
Введение
Важнейшей
составной частью процесса социологического
познания действительности являются прикладные
социологические исследования, под
которыми обычно понимают применение
общих положений
Конкретные
социологические исследования в
своей сущности представляют собой
целостную систему
Как
и любое научное исследование,
прикладное социологическое исследование
содержит в себе определенный набор
элементов, присущих научной деятельности.
Само социологическое исследование
прикладного характера
Формулирование научной проблемы, носящей прикладной характер, позволяет определить объект исследования, т.е. определенные процессы и явления социальной действительности, подлежащие изучению. В зависимости от особенностей изучаемого объекта определяется субъект исследования, т.е. научный коллектив или группа исследователей-социологов, способных решить научными методами и средствами поставленную проблему. Определив субъект исследования, заказчик – государственный орган, предприятие, банк, спортивное общество и т.п. – вместе с исполнителем исследования – научной организацией – определяет цели и задачи прикладного исследования либо это делает исполнитель по поручению заказчика.
Для того, чтобы решить поставленные конкретные задачи и достичь намеченной цели, требуются определенные средства – финансовые, людские, научно-технические и организационные. Эффективное применение этих средств по намеченной программе должно привести к достижению конкретного результата – нового знания об исследуемом объекте.
Таким
образом, процесс проведения конкретного
социологического исследования представляет
собой в самом общем виде применение
субъектом определенных средств
по заранее разработанной
Программа
социологического исследования
её функции, цели и
задачи.
Программа социологического исследования – это один из важнейших социологических документов, в котором содержатся методологические, методические и процедурные основы исследования социального объекта. Программу социологического исследования можно рассматривать как теорию и методологию конкретного исследования отдельного эмпирического объекта или явления, которое представляет собой теоретико-методологическую основу процедур всех этапов исследования, сбора, обработки и анализа информации. Она выполняет три функции: методологическую, методическую и организационную.
Методологическая
функция программы позволяет
четко определить изучаемую проблематику,
сформировать цели и задачи исследования,
определить и провести предварительный
анализ объекта и предмета исследования,
установить отношение данного исследования
к ранее выполненным или
Методическая функция программы позволяет разработать общий логический план исследования, на основе которого осуществляется цикл исследования: теория–факты–теория.
Организационная функция обеспечивает разработку четкой системы разделения обязанностей между членами исследовательского коллектива, позволяет обеспечить эффективную динамику исследовательского процесса.
Программа социологических исследований как научный документ должна отвечать ряду необходимых требований. В ней отражается определенная последовательность, поэтапность социологического исследования. Каждый этап – относительно самостоятельная часть познавательного процесса – характеризуется специфическими задачами, решение которых связано общей целью исследования. Все составляющие части программы логически связаны, подчинены общему смыслу поиска. Принцип строгой поэтапности выдвигает особые требования к структуре и содержанию программы.
Программа социологического исследования состоит из основных частей: методологической и процедурной. В идеальном варианте программа содержит следующие разделы: постановка проблемы, цели и задачи исследования, объект и предмет исследования, интерпретация основных понятий, методы исследования, план исследования.
Соотношение проблемы и проблемной ситуации зависит от вида исследования, от масштабности и глубины социологии изучения объекта. В реально существующем объекте выделяется какое-либо свойство, определяющееся как ее сторона, которая обусловлена характером проблемы, тем самым обозначается предмет исследования. Предмет означает границы, в которых конкретный объект изучается в данном случае. Далее необходимо поставить цели и задачи исследования.
Цель ориентируется на конечный результат. Цели могут быть теоретическими и прикладными. Теоретическая цель – дать описание или объяснение социальной программы. Реализация теоретической цели ведет к приращению научного знания. Прикладные цели направлены на разработку практических рекомендаций для дальнейшего научного развития.
Задачи – отдельные части, шаги исследования, которые способствуют достижению цели. Постановка задач означает в некоторой степени план действий по достижению поставленной цели. Задачи формулируют вопросы, на которые должны быть получены ответы для реализации цели. Задачи могут быть основные и частные. Основные являются средством решения главных вопросов исследования. Частные – для проверки побочных гипотез, решения каких-то методических вопросов.
С целью использования единого понятийного аппарата в программе социологического исследования определяются основные понятия.
Весь
процесс логического анализа
сводится к переводу теоретических,
абстрактных понятий к
Предварительный
системный анализ объекта – это
моделирование исследуемой проблемы,
расчленение ее на элементы, детализация
проблемной ситуации. Это позволяет более
четко представить предмет исследования.
Этапы
и виды социологического
исследования
Социологическое
исследование – это процесс, состоящий
из логически последовательных методологических,
методических и организационно-технических
процедур, связанных единой целью – получение
достоверных данных об изучаемом явлении
для последующего практического применения.
Различают три основных вида социологического исследования:
Разведывательное исследование – это самый простой вид социологического анализа, позволяющий решать ограниченные задачи. По сути, при использовании данного типа идет испытание инструментария (методических документов): анкеты, опросного листа, карточек, изучения документов и др. Программа такого исследования упрощена, как и инструментарий. Обследуемые совокупности невелики – от 20 до 100 человек.
Разведывательное исследование, как правило, предваряет глубокое изучение проблемы. В ходе него уточняются цели, гипотезы, задачи, вопросы и их формулировка.
Описательное исследование – это более сложный вид социологического анализа. С его помощью изучают эмпирическую информацию, дающую относительно целостное представление об изучаемом социальном явлении. Объект анализа – большая социальная группа, например, трудовой коллектив большого предприятия. В описательном исследовании может быть применен один или несколько способов сбора эмпирических данных. Сочетание методов повышает достоверность и полноту информации, позволяет сделать более глубокие выводы и обосновать рекомендации.
Самый
серьезный вид социологического
исследования – аналитическое
исследование. Оно не только описывает
элементы изучаемого явления или процесса,
но и позволяет выяснить причины, лежащие
в его основе. В нем изучается совокупность
многих факторов, обосновывающих то или
иное явление. Аналитические исследования,
как правило, завершают разведывательное
и описательное, в ходе которых собирались
сведения, дающие предварительное представление
об определенных элементах изучаемого
социального явления или процесса.
В социологическом исследовании можно выделить три основных этапа:
1)
разработка программы и
2)
проведение эмпирического
3) обработка и анализ данных, формирование выводов, составление отчета.
Все
указанные этапы чрезвычайно
важны и требуют особого
Остановимся подробнее на рассмотрении этапа составления отчета о социологическом исследовании. Итоги анализа полученной в ходе эмпирического исследования информации отражаются, как правило, в отчете, который содержит в себе данные, интересующие заказчика. Структура отчета по итогам исследования чаще всего соответствует логике операционализации основных понятий, но социолог, готовя этот документ, идет путем дедукции, постепенно сводя социологические данные в показатели. Число разделов в отчете обычно соответствует числу гипотез, сформулированных в программе исследования.
Первоначально
дается отчет по главной гипотезе.
Как правило, первый раздел отчета содержит
краткое обоснование
Информация о работе Цели и задачи программы социологического исследования