Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 18:18, курсовая работа
Актуальность темы курсовой работы обусловлена социальными, экономическими изменениями в России, а также изменениями статуса семьи, как института. Семейно – брачные отношения могут быть охарактеризованы по таким показателям, как брачность и разводимость.
Введение.
Прошедший XX в. был насыщен грандиозными событиями глобального характера. Революции, две мировые войны, репрессии, смены режимов, «перестройка». Всё перечисленное оставило неизгладимый след на демографическом состоянии России. Пытаясь ликвидировать демографические провалы, советское государство неоднократно вносило изменения в семейно-брачное законодательство. Также многократно в умах советских людей менялось представление о ценностях семьи и законного брака. Юридически не оформленные отношения периодически приравнивались к юридически оформленным с точки зрения юридических последствий. Рождение детей вне официального брака то поощрялось, то подвергалось публичному осуждению, разводы то подвергались жёсткому контролю со стороны правящей партии или церкви, то становились вполне обыденным явлением. В результате в начале XXI в. на территории России сложилась весьма своеобразная модель брачного поведения, от традиционных патриархальных семей с многочисленными детьми до периодически сменяющихся незарегистрированных союзов с детьми и без детей.
Свою роль в сложившейся ситуации играет крайне лояльная политика современного государства ко всем проявлениям брачного, репродуктивного и сексуального поведения населения. Отсутствие интереса к брачному поведению населения со стороны государства находит своё продолжение в ликвидации системы продуманного текущего статистического учёта браков и разводов в результате принятия Федерального закона «Об актах гражданского состояния» в 1997 г. Определённые сложности вызывают разногласия в определении самого понятия «брак» и форм брака в научной среде среди демографов, социологов, юристов. Помимо прочего, семейно-брачное законодательство РФ не соответствует международным нормам и создаёт юридические прецеденты при заключении трансграничных браков, и особенно при оформлении разводов и опеки над общими детьми.
Одним из перспективных и актуальных направлений современной статистики является исследование проблем семьи и происходящие в ней изменения. Часто приходится слышать, что семья как и общество в целом, поражена системным кризисом, подорвавшим моральные основы человеческой жизни.
Актуальность темы курсовой работы обусловлена социальными, экономическими изменениями в России, а так же изменениями статуса семьи, как института. Семейно-брачные отношения могут быть охарактеризованы по таким показателям, как брачность и разводимость.
Одним из основных параметров брачности является заключение брака, который представляет собой союз мужчины и женщины, на законных основаниях порождающий их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям.
На основании выше сказанного определим основную цель исследования данной работы, которая заключается в статистическом исследовании брачности.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
Ознакомиться с понятием брачности;
Изучить основные показатели брачности;
Исследовать брачность в России и прогнозировать дальнейшие возможные количества браков в нашей стране.
Объектом исследования в данной курсовой работе являются семья и брак.
Предметом исследования
являются особенности явлений брачности
в современных российских условиях, их
основные показатели и методика подсчета.
Брачный возраст на фоне социальных катастроф XX века.
В истории нашей страны не раз бывали периоды, которые никак нельзя назвать спокойными, и тогда процесс вступления в брак испытывал сильные возмущения, а «нормальная» возрастная модель брака деформировалась. Стоит ли говорить, что и с демографической статистикой за эти годы дело обстояло неважно, а потому и углубленный анализ брачности не был возможен.
Для того чтобы понять, как социальные катаклизмы сказались на среднем возрасте вступления в брак и распространенности окончательного безбрачия, требуется анализ возрастных характеристик вступления в брак на основе таблиц брачности для реальных поколений россиян, прошедших через все периоды XX века. Такие характеристики представлены на рис. 1-3.
Рисунок 1. Доля вступивших в первый брак к указанному возрасту, %
Источник: [Захаров С.В.] Меняющиеся параметры матримониального поведения // Демографическая модернизация России 1900-2000. Под ред. А.Г. Вишневского. М.: Новое издательство, 2006. С. 113.
Рисунок 2. Доля никогда не состоявших в браке, %
Источник: [Захаров С.В.] Меняющиеся параметры матримониального поведения // Демографическая модернизация России 1900-2000. Под ред. А.Г. Вишневского. М.: Новое издательство, 2006. С. 114.
Рисунок 3.
Характеристики среднего
возраста вступления
в первый брак поколений
российских женщины
1900-1974 годов рождения
Источник: [Захаров С.В.] Меняющиеся параметры матримониального поведения // Демографическая модернизация России 1900-2000. Под ред. А.Г. Вишневского. М.: Новое издательство, 2006. С. 114.
Главные выводы, которые можно сделать из анализа тенденций брачности для поколений, родившихся в XX веке, сводятся к следующему. Вторая мировая война вызвала временную дестабилизацию брачности, затронувшую в первую очередь женские поколения 1920-х годов рождения, для которых возможности создания семей в годы войны были резко ограничены. В послевоенные годы подавляющее большинство представительниц данных когорт (почти 90%) все-таки смогло выйти замуж, но в более позднем возрасте, по сравнению со старшими поколениями, и нередко за женихов моложе себя, поскольку слишком многие ровесники мужского пола были убиты на войне. В результате максимальное увеличение доли никогда не состоявших в браке к 50 годам оказалось совсем небольшим — с 7-8% до 9-10%. А вот средний возраст первого брака для женщин, родившихся в первой половине 1920-х годов, возрос существенно — на 2-3 года по сравнению с поколениями, успевшими вступить в брак до войны.
По мере нормализации половых пропорций населения в молодом возрасте, для чего потребовалось два-три десятилетия, прежняя модель ранней брачности в России полностью восстановилась. Более того, тенденция к омоложению брачности в дальнейшем даже усилилась — уже в условиях нормального соотношения полов в бракоспособном возрасте. Так, частота браков 18-летних женщин, рожденных в начале 1970-х годов, достигла такого уровня, что превысила частоту браков во всех остальных однолетних возрастных группах. В результате к началу 1990-х годов возрастные характеристики первого брака оказались на уровне второй половины XIX века, т.е. вернулись к тем, какими они были когда-то у их прабабушек и прадедушек. Возраст сексуального дебюта, возраст начала брачной жизни и возраст рождения первенца оказались сближенными до предела. Мечта традиционалистов о слитности сексуального, брачного и репродуктивного поведения была вновь воплощена — но не в условиях пуританских «законов жизни» и «высокой морали» позднего сталинизма, а в результате размывания традиционных ценностей в эпоху брежневского застоя и горбачевской перестройки.
Причины парадоксального омоложения брачности в России в 1960-1980-х годов заключаются, главным образом, в низкой культуре планирования семьи на фоне снижения возраста начала регулярной половой жизни, на которое указывали все, правда, не очень многочисленные обследования [8]. Это приводило к высокой распространенности добрачных зачатий, что в свою очередь стимулировало заключение ранних браков. Известно, что среди всех детей, рожденных в 1960-1980-е годы в первом браке, 30-40% были зачаты до официальной регистрации брака, а у женщин до 20 лет эта пропорция составляла 50-60%. Можно не сомневаться, что практически все эти беременности были незапланированными, а зачастую и нежеланными. В результате главной причиной повышения вероятности заключения брака до 20 лет стала малодоступность контрацептивных средств и массовая безграмотность советских людей в сексуальной и контрацептивной сфере на фоне официальной табуированности темы для научных и общественных дискуссий. Даже между мужем и женой проблемы предохранения от беременности должным образом не обсуждались.
Тем не менее, наиболее
осведомленные отечественные
Другим, более известным
фактором, стала активизация
Наконец, нельзя не упомянуть
и об официально не декларированной
политике государства по сдерживанию
доступа к высшему образованию,
проявившей себя с особой силой со
второй половины 1970-х годов. Высшее
образование становилось все
более популярным, особенно в городах.
В то же время плановые и перспективные
балансы трудовых ресурсов обнаруживали
растущий дефицит рабочих рук, что
воспринималось экономистами того времени
весьма болезненно, учитывая экстенсивный
характер развития советской экономики
и гипертрофированно
Государственные и партийные органы требовали от школы выполнения спущенного сверху плана поступления в ПТУ. Заметим, что Постановление ЦК КПСС и Совмина СССР 1972 г. «О завершении перехода к всеобщему среднему образованию» не предполагало всеобщность среднего образования в стенах общеобразовательной школы, тем более, что ПТУ, ориентированные прежде всего на выпускников 8-х классов, были в течение десятилетия реорганизованы таким образом, чтобы давать «полное» среднее образование. Закон 1984 г. гласил, что ориентация учащихся после 8-класса будет осуществляться в зависимости от «потребностей экономики, регионов, городов и сёл».
Широко развернувшаяся кампания по развитию профессионально-технического образования (ПТУ), установление более жестких барьеров для обучения в 9-х — 10-х классах средней школы и при приеме в ВУЗы должны были увеличить приток молодежи в рабочие профессии[11], что на самом деле и произошло. Примерно каждый второй человек из поколений, начавших учиться в школе во второй половине 1970-х годов, завершал свое образование в ПТУ[12], т.е. в 17-18-летнем возрасте. Торможение распространенности полноценного высшего профессионального образования, как и задумывали идеологи реформы, было достигнуто. Комментаторы того времени с удовлетворением отмечали: «в последние годы наблюдалась тенденция к преодолению однобокой ориентации молодежи на высшие учебные заведения», «возрастает процент восьмиклассников, поступающих в техникумы и профтехучилища, и уменьшается процент восьмиклассников, продолжающих учиться в 9-х классах полной средней школы». [13]В результате средний возраст выхода молодежи из системы профессионального образования если и не снизился, то едва ли увеличился, что не способствовало повышению возраста вступления в брак: в советское время возраст заключения брака был теснейшим образом связан с возрастом завершения образования. Вместе с тем, как показывали обследования, в начале 1980-х годов до одной трети новобрачных еще продолжали учиться либо совмещали учебу с работой[14] , и процент семейных студентов увеличивался [15].
Удивительный феномен
позднего советского периода — возникновение
«студенческих семей» — объясняется
также снижением возраста сексуального
дебюта, все еще по традиции требующего
легитимации вступлением в
Основные показатели брачности.
Общие показатели вступления в брак.
Показатели брачности делятся на две большие группы: показатели вступления в брак и показатели состояния в браке. Мы начнем с первой группы и остановимся, прежде всего, на общих показателях вступления в брак. К ним относятся абсолютное число браков и общий коэффициент брачности.
Информация о работе Брачный возраст на фоне социальных катастроф XX века