Автор: m*************@mail.ru, 28 Ноября 2011 в 09:51, реферат
В реальной жизни трудно провести четкое различие между двумя образованиями: первичной группой и формальной организацией, являющихся основами для соответственно малых и больших гроупп. Например, некоторые группы подобны организациям, так как они существуют для достижения определенных целей, но по своей структуре напоминают первичные группы. Таковы харизматические группы. Во главе их стоит лидер, отличающийся обаянием и огромной притягательной силой, или харизмой; члены группы обожествляют лидера и готовы служить ему верой и правдой
БОЛЬШИЕ ОРГАНИЗОВАННЫЕ
ГРУППЫ
В реальной жизни
трудно провести четкое различие между
двумя образованиями: первичной
группой и формальной организацией,
являющихся основами для соответственно
малых и больших гроупп. Например,
некоторые группы подобны организациям,
так как они существуют для достижения
определенных целей, но по своей структуре
напоминают первичные группы. Таковы харизматические
группы. Во главе их стоит лидер, отличающийся
обаянием и огромной притягательной силой,
или харизмой; члены группы обожествляют
лидера и готовы служить ему верой и правдой.
Типичная харизматическая группа - Христос
и его ученики.
Сущность харизматических
групп в непостоянстве их организационной
структуры и зависимости от лидера.
В них нет служебной иерархии
(например, должностей вице-президента
или секретаря и т.п.), существующей до
тех пор, пока существует группа вне зависимости
от ее состава в любое данное время. Роли
членов таких групп определяются в соответствии
с их отношением к лидеру. Здесь не существует
такого понятия, как продвижение по службе
- все зависит лишь от расположения лидера
к тому или иному члену группы. Поскольку
личные отношения могут быть очень изменчивыми,
структура группы также нестабильна. Более
того, в харизматических группах отсутствуют
устойчивые внутригрупповые нормы, в отличие
от более структурированных организаций,
лидеры которых с помощью сложившихся
правил и норм укрепляют свою власть.
Поскольку харизматические
группы неустойчивы, обычно они сохраняются
до тех пор, пока их лидеры обладают
притягательной силой. Однако, поскольку
лидеры небессмертны, складываются правила,
в соответствии с которыми избираются
их преемники. Рано или поздно эти последователи
убеждаются, что для сохранения группы
на длительное время недостаточно одной
лишь веры. Имеет значение также, какими
способами члены группы зарабатывают
на жизнь. Часто группа решает эту проблему,
облагая налогами своих членов или продавая
некий товар. В ходе формирования определенных
правил, методов и традиций складывается
иерархия должностных лиц, например, священников,
генералов, других официальных лиц.
Таким образом происходит формирование
значительно более упорядоченной организации.
Макс Вебер
назвал такой процесс рутинизацией
харизмы. Это происходит во множестве
групп. Например, Росс (1980) исследовал три
организации, которые были образованы
для оказания помощи населению городов
Среднего Запада, пострадавших от ураганов.
Хотя эти три группы во многих отношениях
отличались друг от друга, поразительно,
что, прежде, чем стать организациями,
они прошли одинаковые стадии. На стадии
"кристаллизации" каждая группа осмысливала
потребности общества и принимала решения
о мерах по их удовлетворению. Затем наблюдался
переход к стадии "признания", когда
лидеры вступали в контакт с другими организациями
для обсуждения своих целей и совместных
усилий; таким образом они получали признание
со стороны других. Это приводило к третьей
стадии, названной "институционализацией",
когда деятельность начинала осуществляться
общепринятым способом. К этому времени
устанавливаются устойчивые формы взаимодействия
между членами группы и с представителями
других организаций. Интересно отметить,
что в результате этого процесса каждая
группа становилась более упорядоченной;
для осуществления ее целей требовалось
меньшее число людей, поэтому группа уменьшалась.
Добровольные
ассоциации.
Добровольные
ассоциации распространены во всем мире.
К ним относятся религиозные
группы, например, Всемирный съезд
сионистов или Женский
Добровольной ассоциации
свойственны три основные черты:
1) она образована
для защиты общих интересов
ее членов;
2) членство является
добровольным - оно не предусматривает
предъявления требований к
3) организация
этого типа не связана с
местными, государственными или
федеральными
США считаются
страной добровольных ассоциаций. По
подсчетам экспертов, более 75 процентов
взрослых американцев входят по крайней
мере в одну добровольную группу. Еще
в 1835 г. Алексис де Токвиль писал, что "ни
в одной стране мира принцип ассоциации
не применяется так успешно и не охватывает
столько людей, как в Америке". Члены
добровольных ассоциаций работают бесплатно.
Там отсутствуют твердая структура и система
принудительной власти. Способность привлекать
людей и собирать деньги - основная причина
их большого влияния в американском обществе.
Добровольные
ассоциации часто превращаются в
сложные организации, называемые бюрократией.
В качестве примеров можно привести
Армию спасения, бойскаутов и Общество
Красного Креста. Мы рассмотрим характерные
особенности бюрократии в следующем разделе,
но перед этим выясним особенности организации
тотального типа, принципы деятельности
которой прямо противоположны добровольной
ассоциации.
Учреждения тотального
типа
Добровольные
ассоциации часто создаются для
защиты каких-то общих интересов
ее членов. Учреждения тотального типа
формируются для содействия общественному
благу, сущность которого формулируется
государственными, религиозными и другими
организациями. Примеры таких учреждений
- тюрьмы, военные училища и т.п.
Обитатели тотальных
учреждений изолированы от общества.
Часто они находятся под
Эрвин Гоффман (1961),
который ввел термин "тотальные
учреждения", выделил несколько
типов таких организаций:
1) больницы, дома
и санатории для людей,
2) тюрьмы (и концентрационные
лагеря), предназначенные для людей,
считающихся опасными для
3) военные казармы,
морские суда, закрытые учебные
заведения, трудовые лагеря и
другие учреждения, созданные для
определенных целей;
4) мужские и
женские монастыри и другие
убежища, куда люди уходят от
мира, обычно по религиозным
Гоффман описывает,
как новые курсанты, или "увальни",
знакомятся с жизнью военного училища
: "Полный разрыв с прошлым должен
быть достигнут за относительно короткий
срок. Поэтому в течение двух месяцев "увальню"
не разрешается уходить с территории военной
базы или поддерживать социальные контакты
с гражданскими лицами. Эта полная изоляция
способствует созданию скорее серой безликой
массы, чем группы индивидов с разными
взглядами и статусами. В первый же день
курсанту выдается военная форма, на обсуждение
уровня благосостояния и семейных связей
налагается табу. Хоти курсантам платят
очень мало, им запрещено получать деньги
из дома. Роль курсанта должна вытеснить
все другие роли, к которым привык индивид.
Сохраняются лишь немногие черты, раскрывающие
перед внешним миром прошлый социальный
статус человека".
Жизнь в таких
условиях создает крепкие связи
между обитателями подобных учреждений.
Их язык, ритуалы и опыт становятся
страстно защищаемой субкультурой. Вероятно,
эта глубокая взаимосвязь - одно из немногих
средств их самозащиты от тирании. Однако
в особенно унизительных ситуациях наблюдался
противоположный результат. Беттлгейм
(1947) рассказал, что жертвы зверств в нацистских
концентрационных лагерях иногда заимствовали
мировоззрение своих палачей, отождествляли
себя с ними и проявляли садистские наклонности
по отношению к самим себе. Это явление
известно под названием "идентификация
с агрессором".
Деловые организации
Добровольные ассоциации
и тотальные учреждения представляют
собой лишь два типа организаций. В них
осуществляется небольшая часть всей
организованной деятельности, которая
имеет место в индустриальных обществах.
Коммерческие фирмы, правительственные
органы, профсоюзы к колледжи - тоже организации,
но они не адекватны этим двум моделям
(хотя переутомленные сотрудники учреждения
и студенты колледжа иногда чувствуют
себя как обитатели тотальных учреждений).
Такие организации называются бюрократиями,
для них характерны строгое разделение
обязанностей в соответствии с правилами
и нормами, выражающееся в иерархии власти.
КВАЗИГРУППЫ
Квазигруппы имеют
следующие отличительные черты:
1) спонтанность
образования;
2) .неустойчивость
взаимосвязей;
3) отсутствие
разнообразия во взаимодействиях (это
либо только прием или передача информации,
либо только выражения протеста или восторга
и т.д.);
4) кратковременность
совместных действий. Квазигруппы
чаще всего существуют
Аудитории. Под
аудиторией понимается социальная общность
людей, объединенная взаимодействием
с коммуникатором - индивидом или
группой, владеющими информацией и
доводящими ее до этой общности. Аудитория
может осуществлять как непосредственное
взаимодействие с коммуникаторами (например,
слушание уличного оратора, объявления
распорядителя в магазине или других общественных
местах), так и опосредованное, анонимное
(например, воздействие средств массовой
информации).
Наиболее характерной
чертой аудитории, таким образом, является
практически одностороннее
В повседневной
жизни человек часто
Толпа. Толпа - это
временное собрание людей, объединенных
в замкнутом физическом пространстве
общностью интересов. Социальная структура
толпы очень проста и редко
бывает сложнее, чем разделение на лидеров
и всех остальных. Но толпа - это нечто
большее, чем простая агрегация индивидов.
Физически ограниченное пространство
приводит к социальному взаимодействию
даже в тех случаях, когда люди в толпе
стараются избегать межличностного контакта.
Простое осознание присутствия вокруг
других людей ведет к неявному, но богатому
впечатлениями взаимообмену, основанному
на общении с избеганием контакта глаз,
на лицевой мимике, жестах, позах и даже
стилях одежды.
Толпы весьма сильно
различаются по характеру и поведению.
Толпа одного типа может быть быстро трансформирована
в толпу другого типа, например в неистовствующее
сборище. Однако чаще всего толпы имеют
определенные общие характеристики:
1. Внушаемость.
Люди, находящиеся в толпе, как
правило, более внушаемы, чем находящиеся
вне ее. Они с большей вероятностью принимают
мнения, чувства и действия большинства.
2. Анонимность.
Индивид чувствует себя
3. Спонтанность.
Люди, составляющие толпу, имеют
тенденцию к более спонтанной
манере поведения, чем в
4. Неуязвимость.
Поскольку люди, составляющие толпу,
анонимны, они начинают чувствовать
себя вне социального контроля,
понимая, что до них трудно
"добраться". Например, при осуществлении
актов вандализма неистовствующими футбольными
болельщиками (битье стекол, порча кресел
в вагонах метро и другие подобные действия)
каждый из участвующих в них снимает с
себя за это ответственность, действуя
со всеми вместе как одно целое.
Толпы можно разделить
на несколько видов в зависимости от способа
их формирования и поведения.