Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 21:16, реферат
Актуальность темы исследования. Оказание благотворительной помощи имеет давние традиции. Историки находят корни сострадательного отношения к ближнему еще в обычаях древних славян. Благотворительность, понимаемая древними славянами, как безвозмездная помощь, составляла важную часть их жизни. Поворотным пунктом в развитии благотворительности, по мнению многих историков, стало принятие христианства, призывавшего к любви и милосердию.
Сегодня, в эпоху рыночных отношений, в погоне за властью на рынке, в нелегкой конкурентной борьбе предприниматели руководствуются не только моралью, но и идеей выгоды. Феномен благотворительности касается таких основных общественных ценностей, как общественная справедливость, добро и зло. Благотворительность оказывает существенное влияние на состояние социальной напряженности в обществе, на его нравственно-психологический климат. Она снимает частично остроту противоречия между богатыми и бедными, имущими и неимущими, добровольно дарящими и по своему желанию принимающими эти дары. Благотворительность прошла долгий путь своего становления и развития, и стала основой для формирования такой профессиональной деятельности как «социальная работа». Она начинает складываться в начале 90-х годов из-за экономического кризиса и роста социальных проблем в обществе, которые возникли в результате распада единого социального, экономического и геополитического пространства. В обществе появились тенденции ранее не характерные для него: снижение уровня жизни, безработица, профессиональное нищенство, падение уровня рождаемости, распад института семьи и брака и т.д.
Церковь занималась благотворительностью с самого своего зарождения. Спаситель несколько раз призывает к благотворительности в тексте Евангелий: «Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Мф 19, 21) Послания апостола Павла свидетельствуют об организации церковной благотворительности в первых общинах христиан: «Все же верующие были вместе и имели все общее. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого» (Деян 2, 44-45; 6, 34); Апостол Иаков, брат Господень, призывает в своем Послании к оказанию помощи сиротам и вдовам: «Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцем есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях и хранить себя неоскверненным от мира» (Иак. 1, 27). Уже с середины III в. в писаниях отцов встречаются вместе с настойчивыми предостережениями против обольщения богатством и горячие призывы к милостыне с ярким изображением ее значения в жизни христианина. Важную роль в развитии благотворительности играли монастыри. Больницы основывались Восточной и Западной Церквами.
В
России древнейшими формами
После
революций 1917 года, Церковь пыталась
продолжать дело благотворительности.
Во время голода в Поволжье в нач.
20-х гг. св. Патриарх Тихон учредил
Всероссийскую церковную
С начала 90-х годов XX века церковная благотворительность начала возрождаться. Первые шаги на ниве диаконического служения связаны с деятельностью Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Московского Патриархата, образованного в январе 1991 года в соответствии с определением Святейшего Патриарха и Священного Синода Русской Православной Церкви. Кроме того, многие дела милосердия и благотворительности осуществляются на уровне епархий, монастырей, приходов, братств и сестричеств.
Церковная
благотворительность сегодня
По истории православной благотворительности опубликовано большое количество работ известных авторов, таких как: К.В.Кузьмин, Б.А.Сутырин, П.Д.Павленок, Е.И.Холостова, М.В.Фирсов (серия исследований по истории социальной работы в России), В.И. Курбатов. Исследованием понятия «социальная справедливость» занимались В.И. Жукова, В.Е. Давидович, А.И. Лященко. Исследованием истории социальной помощи занимался отечественный ученый А. Стог в работе «Об общественном призрении». Проблемами источниковедения общественного призрения занимались В. Межов, А. Роговцева. Дело, начатое в XIX веке В. Межовым, продолжили Т. Ефремов, Н. Лучинский, А. Селиванов и другие. Сегодня систематизацией источников и библиографией по вопросам социальной помощи начинают заниматься такие отечественные ученые, как Л. Бадя, Н. Ефимова, В. Степанов.
Церковь
испокон веков стояла у истоков
благотворительности. Православная церковь
уделяла и уделяет внимание тем
проблемам, которыми сегодня занимаются
специалисты социальной работы. Церковь
по-прежнему играет большую роль в развитии
благотворительности и имеет практическую
значимость в ее реализации. Сейчас Церковь
несёт большое социальное служение, к
сожалению, она не имеет больших возможностей
и прав. Церковь почти вне закона, и всё-таки
она пытается в союзе с предпринимателями
помогать бедным в их делах и скорбях.
Всегда были бедные, и всегда были богатые.
Богатство дано Богом человеку для того,
чтобы он помогал бедным. А бедный для
того и беден, чтобы помогать богатым совершать
дела милосердия. В течение столетий Церковь
поддерживала и опекала престарелых и
инвалидов. Традиционной формой социального
попечительства над пожилыми людьми, не
способными в полной мере осуществлять
свои права и выполнять свои обязанности
по состоянию здоровья, является функционирование
системы богаделен и патронажных служб.
Трудно представить себе православный
монастырь вне благотворительности. В
годы первой мировой войны благотворительная
деятельность монастырей быстро развивалась.
Существуют некоторые проблемы благотворительной сферы. Слабое внимание к сфере благотворительности в значительной степени объясняется боязнью приступить к кардинальным реформам социальной сферы. Потенциал негосударственных субъектов не рассматривается в качестве существенного фактора развития общества, как это имеет место в рыночных и демократических системах.
Распределение
бюджетных средств
Большинство благотворительных организаций оказываются отрезанными от существенных источников финансирования своих проектов. Даже в тех случаях, когда официальные лица участвуют в благотворительных программах, это приводит к оттоку ресурсов из частного благотворительного сектора. Государство в настоящее время выступает его главным конкурентом в привлечении средств на решение общественных проблем. В созданные властными структурами фонды происходит перекачка государственных средств, которые бесконтрольно расходуются или присваиваются.
Все это обусловило наличие острой проблемы в развитии благотворительности, которая заключается в том, что объем потенциально доступных для использования в данной сфере ресурсов относительно невелик, но и они вовлекаются не полностью. Большая часть средств, которая могла бы расходоваться на благотворительность, остается невостребованной. Таким образом, следует констатировать, что благотворительность в Украине развита слабо и наиболее успешные организации, как в бизнесе, так и в благотворительности, функционируют, в основном, на государственных ресурсах. В результате благотворительные организации вместо того, чтобы дополнять государство, превращаются в просителей, а в конечном итоге становятся для общества еще одной обузой. Часто многие фонды создаются, не имея достаточных средств, и вместо благотворительной деятельности заняты их поиском для собственного содержания.
Государственная поддержка благотворительности должна строиться по следующим направлениям:
-
расширение участия
-
открытие им доступа к
-
моральное поощрение
-
создание благоприятных
-
использование экспертного
Функции благотворительности в обществе заключаются в следующем:
-
экономическая: обеспечение
-
социальная: снятие социальной
-
рыночная: восполнение недостатков
социальной политики
- общественная: восполнение перекосов общественных отношений, приводящих к отходу не по своей воле отдельных категорий населения от принятых стандартов жизнедеятельности, что ограничивает их возможности потребления общественных благ и самореализации; одновременно – воздействие на общественное мнение;
-
политическая: реализация механизмов
обратной связи населения и
властных структур, формулирование
социальных приоритетов от
-
маркетинговая: удовлетворение потребностей
филантропов, оказание донорам услуг по
осуществлению благотворительных проектов,
одновременно – культивация альтруистических
и человеколюбивых настроений в обществе.
Заключение.
Таким образом, в жизни современного общества благотворительная деятельность играет особую роль. В эпоху достаточно высокого материального благосостояния мы становимся всё более бедными в плане духовном. Нашей благотворительной деятельностью мы вносим посильную лепту в восстановление этого баланса. Благотворительность способствует формированию в людях чувств благородства, душевной щедрости и солидарности, поднимает в них творческую активность, делает их настоящими гражданами Отечества.
Благотворительная деятельность имеет глубокие исторические корни, практические навыки такой деятельности воспитывались в старину. Свое выражение она получила в раздаче милостыни. Идея милостыни лежала в основании практического нравоучения, потребность в этом воспитывалась всеми тогдашними средствами духовно-нравственной педагогики. Любить ближнего – это, прежде всего, накормить голодного, напоить жаждущего, посетить заключенного в темнице. Благотворительность была не столько вспомогательным средством общественного благоустройства, сколько необходимым условием нравственного личного здоровья. благотворительная деятельность имеет свои корни в глубокой древности, когда богатые и знатные люди кормили, одевали нищих граждан. Неужели мы, с нашими современными возможностями не можем помочь хотя бы некоторым единицам из числа бедных или нуждающихся людей? Почему мы, говоря о развитом менталитете и высокой культуре современного общества проходим мимо бездомных голодных детей? Видимо, это и есть наш «развитый» менталитет.
Цель благотворительности состоит в обеспечении возможности достижения социально приемлемого уровня жизни для тех групп населения, которые под воздействием социальных рисков не могут самостоятельно реализовать свои общепринятые социальные права.
В мировом опыте на первом этапе дело призрения брала на себя главным образом церковь. Вопрос о помощи бедным и нетрудоспособным входил в законодательство всех концессий с глубокой древности – он входил в Моисеево право, Талмуд и Коран, он рассматривался христианством. Помощь бедным оказывалась в Афинах, в Риме.
Обобщенно
благотворительность можно
-
благотворительность в нашем
обществе развита слабо,
- благотворительные ресурсы во многом используются не по назначению,
-
благотворительное движение
В результате общество воспринимает благотворительные действия как некую незаконную деятельность, создающую лишние проблемы, хотя благотворительность существует именно для того, чтобы лучше справляться с общественными проблемами.
Благотворительность
имеет огромное воспитательное значение,
пробуждает в человеке чувства солидарности,
сострадания, сопричастности и ответственности
за происходящее рядом с ним. И
об этом всегда надо помнить, и беречь,
и приумножать милосердие.