Благотворительность

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 21:16, реферат

Описание работы

Актуальность темы исследования. Оказание благотворительной помощи имеет давние традиции. Историки находят корни сострадательного отношения к ближнему еще в обычаях древних славян. Благотворительность, понимаемая древними славянами, как безвозмездная помощь, составляла важную часть их жизни. Поворотным пунктом в развитии благотворительности, по мнению многих историков, стало принятие христианства, призывавшего к любви и милосердию.

Сегодня, в эпоху рыночных отношений, в погоне за властью на рынке, в нелегкой конкурентной борьбе предприниматели руководствуются не только моралью, но и идеей выгоды. Феномен благотворительности касается таких основных общественных ценностей, как общественная справедливость, добро и зло. Благотворительность оказывает существенное влияние на состояние социальной напряженности в обществе, на его нравственно-психологический климат. Она снимает частично остроту противоречия между богатыми и бедными, имущими и неимущими, добровольно дарящими и по своему желанию принимающими эти дары. Благотворительность прошла долгий путь своего становления и развития, и стала основой для формирования такой профессиональной деятельности как «социальная работа». Она начинает складываться в начале 90-х годов из-за экономического кризиса и роста социальных проблем в обществе, которые возникли в результате распада единого социального, экономического и геополитического пространства. В обществе появились тенденции ранее не характерные для него: снижение уровня жизни, безработица, профессиональное нищенство, падение уровня рождаемости, распад института семьи и брака и т.д.

Работа содержит 1 файл

реферат по благотворительности.doc

— 88.50 Кб (Скачать)
  
  1. Церковная благотворительность и её особенности.
 

  Церковь занималась благотворительностью с  самого своего зарождения. Спаситель  несколько раз призывает к  благотворительности в тексте Евангелий: «Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Мф 19, 21) Послания апостола Павла свидетельствуют об организации церковной благотворительности в первых общинах христиан: «Все же верующие были вместе и имели все общее. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого» (Деян 2, 44-45; 6, 34); Апостол Иаков, брат Господень, призывает в своем Послании к оказанию помощи сиротам и вдовам: «Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцем есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях и хранить себя неоскверненным от мира» (Иак. 1, 27). Уже с середины III в. в писаниях отцов встречаются вместе с настойчивыми предостережениями против обольщения богатством и горячие призывы к милостыне с ярким изображением ее значения в жизни христианина. Важную роль в развитии благотворительности играли монастыри. Больницы основывались Восточной и Западной Церквами.

  В России древнейшими формами благотворительности  были милостыня и призрение нищих. Одним из ярчайших примеров христианской благотворительности на Руси является деятельность святого равноапостольного  князя Владимира Святославича, по приказу которого нищих и убогих кормили на княжеском дворе и на городских улицах. В ХI-ХVII вв. призрение бедных было прерогативой Церкви, благотворительная деятельность которой состояла в создании и содержании при храмах богаделен, «убогих домов». Весьма активной была благотворительная деятельность монастырей, начиная с Киево-Печерского. Преподобный Феодосий Печерский благословил отчислять на бедных 10-ю долю доходов монастыря, устроил отдельный двор, где жили нищие, калеки и больные. Каждую субботу из обители воз хлеба посылался в тюрьмы. В голодные годы монастыри кормили окрестных жителей. В царствование Феодора Алексеевича (1676—1682 гг.) в монастырские обязанности вменялась повинность собирать в Москве увечных людей для призрения, отличая их от т. н. «профессиональных нищих».

  После революций 1917 года, Церковь пыталась продолжать дело благотворительности. Во время голода в Поволжье в нач. 20-х гг. св. Патриарх Тихон учредил  Всероссийскую церковную комиссию для оказания помощи голодающим. Однако, в 1928 г. церковная благотворительность была запрещена (запрет был подтвержден в 1961 и 1967).

  С начала 90-х годов XX века церковная  благотворительность начала возрождаться. Первые шаги на ниве диаконического служения связаны с деятельностью Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Московского Патриархата, образованного в январе 1991 года в соответствии с определением Святейшего Патриарха и Священного Синода Русской Православной Церкви. Кроме того, многие дела милосердия и благотворительности осуществляются на уровне епархий, монастырей, приходов, братств и сестричеств.

  Церковная благотворительность сегодня имеет  более сложную структуру, в которую  к тому же входят и те многопрофильные  благотворительные учреждения, организации  и фонды, которые оказывают социальную помощь по многим направлениям - от материальной до психолого-педагогической.

  По  истории православной благотворительности  опубликовано большое количество работ  известных авторов, таких как: К.В.Кузьмин, Б.А.Сутырин, П.Д.Павленок, Е.И.Холостова, М.В.Фирсов (серия исследований по истории  социальной работы в России), В.И. Курбатов. Исследованием понятия «социальная справедливость» занимались В.И. Жукова, В.Е. Давидович, А.И. Лященко. Исследованием истории социальной помощи занимался отечественный ученый А. Стог в работе «Об общественном призрении». Проблемами источниковедения общественного призрения занимались В. Межов, А. Роговцева. Дело, начатое в XIX веке В. Межовым, продолжили Т. Ефремов, Н. Лучинский, А. Селиванов и другие. Сегодня систематизацией источников и библиографией по вопросам социальной помощи начинают заниматься такие отечественные ученые, как Л. Бадя, Н. Ефимова, В. Степанов.

  Церковь испокон веков стояла у истоков  благотворительности. Православная церковь  уделяла и уделяет внимание тем  проблемам, которыми сегодня занимаются специалисты социальной работы. Церковь по-прежнему играет большую роль в развитии благотворительности и имеет практическую значимость в ее реализации. Сейчас Церковь несёт большое социальное служение, к сожалению, она не имеет больших возможностей и прав. Церковь почти вне закона, и всё-таки она пытается в союзе с предпринимателями помогать бедным в их делах и скорбях. Всегда были бедные, и всегда были богатые. Богатство дано Богом человеку для того, чтобы он помогал бедным. А бедный для того и беден, чтобы помогать богатым совершать дела милосердия. В течение столетий Церковь поддерживала и опекала престарелых и инвалидов. Традиционной формой социального попечительства над пожилыми людьми, не способными в полной мере осуществлять свои права и выполнять свои обязанности по состоянию здоровья, является функционирование системы богаделен и патронажных служб. Трудно представить себе православный монастырь вне благотворительности. В годы первой мировой войны благотворительная деятельность монастырей быстро развивалась. 
 

  
  1. Проблемы благотворительности.
 

  Существуют  некоторые проблемы благотворительной сферы. Слабое внимание к сфере благотворительности в значительной степени объясняется боязнью приступить к кардинальным реформам социальной сферы. Потенциал негосударственных субъектов не рассматривается в качестве существенного фактора развития общества, как это имеет место в рыночных и демократических системах.

  Распределение бюджетных средств осуществляется в рамках закрытых механизмов, доступ благотворительных организаций  к этому источнику практически закрыт. Непрозрачность государственных и муниципальных структур, допуск к средствам приближенных организаций порождает злоупотребления и коррупцию. Межсекторное взаимодействие в этом случае становится частью теневой экономики.

  Большинство благотворительных организаций оказываются отрезанными от существенных источников финансирования своих проектов. Даже в тех случаях, когда официальные лица участвуют в благотворительных программах, это приводит к оттоку ресурсов из частного благотворительного сектора. Государство в настоящее время выступает его главным конкурентом в привлечении средств на решение общественных проблем. В созданные властными структурами фонды происходит перекачка государственных средств, которые бесконтрольно расходуются или присваиваются.

  Все это обусловило наличие острой проблемы в развитии благотворительности, которая  заключается в том, что объем  потенциально доступных для использования  в данной сфере ресурсов относительно невелик, но и они вовлекаются  не полностью. Большая часть средств, которая могла бы расходоваться на благотворительность, остается невостребованной. Таким образом, следует констатировать, что благотворительность в Украине развита слабо и наиболее успешные организации, как в бизнесе, так и в благотворительности, функционируют, в основном, на государственных ресурсах. В результате благотворительные организации вместо того, чтобы дополнять государство, превращаются в просителей, а в конечном итоге становятся для общества еще одной обузой. Часто многие фонды создаются, не имея достаточных средств, и вместо благотворительной деятельности заняты их поиском для собственного содержания.

  Государственная поддержка благотворительности  должна строиться по следующим направлениям:

  - расширение участия благотворительных организаций в осуществлении государственных программ;

  - открытие им доступа к государственным  источникам финансирования;

  - моральное поощрение благотворительности; 

  - создание благоприятных условий  для получения предоставляемых  государством услуг;

  - использование экспертного потенциала  участников благотворительности. 

  Функции благотворительности в обществе заключаются в следующем:

  - экономическая: обеспечение достойного  существования тех граждан, которые  в силу объективных особенностей  и жизненных ситуаций не способны самостоятельно позаботиться о себе;

  - социальная: снятие социальной напряженности  путем выравнивания уровня жизни,  поддержки самых обездоленных  слоев населения, которые по  объективным обстоятельствам не  могут адаптироваться в новых  условиях;

  - рыночная: восполнение недостатков  социальной политики государства  и функционирования рыночных  механизмов, прежде всего за счет  оперативности и адресности доставляемой  помощи, т.е. повышение ее эффективности; 

  - общественная: восполнение перекосов общественных отношений, приводящих к отходу не по своей воле отдельных категорий населения от принятых стандартов жизнедеятельности, что ограничивает их возможности потребления общественных благ и самореализации; одновременно – воздействие на общественное мнение;

  - политическая: реализация механизмов  обратной связи населения и  властных структур, формулирование  социальных приоритетов от имени  тех, кто в социальном плане  в силу объективных причин  не способен отстаивать свои  права; 

  - маркетинговая: удовлетворение потребностей филантропов, оказание донорам услуг по осуществлению благотворительных проектов, одновременно – культивация альтруистических и человеколюбивых настроений в обществе.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Заключение. 

    Таким образом, в жизни современного общества благотворительная деятельность играет особую роль. В эпоху достаточно высокого материального благосостояния мы становимся всё более бедными в плане духовном. Нашей благотворительной деятельностью мы вносим посильную лепту в восстановление этого баланса. Благотворительность способствует формированию в людях чувств благородства, душевной щедрости и солидарности, поднимает в них творческую активность, делает их настоящими гражданами Отечества.

  Благотворительная деятельность имеет глубокие исторические корни, практические навыки такой деятельности воспитывались в старину. Свое выражение она получила в раздаче милостыни. Идея милостыни лежала в основании практического нравоучения, потребность в этом воспитывалась всеми тогдашними средствами духовно-нравственной педагогики. Любить ближнего – это, прежде всего, накормить голодного, напоить жаждущего, посетить заключенного в темнице. Благотворительность была не столько вспомогательным средством общественного благоустройства, сколько необходимым условием нравственного личного здоровья. благотворительная деятельность имеет свои корни в глубокой древности, когда богатые и знатные люди кормили, одевали нищих граждан. Неужели мы, с нашими современными возможностями не можем помочь хотя бы некоторым единицам из числа бедных или нуждающихся людей? Почему мы, говоря о развитом менталитете и высокой культуре современного общества проходим мимо бездомных голодных детей? Видимо, это и есть наш «развитый» менталитет.

  Цель  благотворительности состоит в  обеспечении возможности достижения социально приемлемого уровня жизни для тех групп населения, которые под воздействием социальных рисков не могут самостоятельно реализовать свои общепринятые социальные права.

  В мировом опыте на первом этапе  дело призрения брала на себя главным образом церковь. Вопрос о помощи бедным и нетрудоспособным входил в законодательство всех концессий с глубокой древности – он входил в Моисеево право, Талмуд и Коран, он рассматривался христианством. Помощь бедным оказывалась в Афинах, в Риме.

  Обобщенно благотворительность можно оценить  следующими характеристиками:

  - благотворительность в нашем  обществе развита слабо, необходимость  ее развития в государстве  и обществе не осознана,

  - благотворительные ресурсы во  многом используются не по  назначению,

  - благотворительное движение неустойчиво  и плохо справляется со своей  миссией. 

  В результате общество воспринимает благотворительные  действия как некую незаконную деятельность, создающую лишние проблемы, хотя благотворительность  существует именно для того, чтобы лучше справляться с общественными проблемами.

  Благотворительность имеет огромное воспитательное значение, пробуждает в человеке чувства солидарности, сострадания, сопричастности и ответственности  за происходящее рядом с ним. И  об этом всегда надо помнить, и беречь, и приумножать милосердие. 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Благотворительность