Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 07:14, реферат
Одним из наиболее влиятельных направлений XIX века стала биолого-эволюционная школа в социологии.
дарвинизм - социологическая теория, согласно которой закономерности естественного отбора и борьбы за выживание, выявленные Чарлзом Дарвином в природе, распространяются на отношения в человеческом обществе.
Социал-дарвинизм пользовался особой популярностью с конца XIX века до окончания Второй Мировой войны, хотя некоторые критики полагают, что современная социобиология также может быть классифицирована как форма социал-дарвинизма.
Элементы социал-дарвинистской теории используются различными консервативными движениями, либертарианцами, сторонниками лессеферизма и милитаризма. В своих крайних проявлениях социал-дарвинизм граничит с евгеникой и расизмом. Социал-дарвинисты в своих учениях часто использовали мальтузианство, а также положения евгеники для обоснования превосходства наследственных свойств господствующих классов, например, людьми белой расы над неграми.
Введение 3
Спенсер 5
Социал-дарвинизм в социологии США 8
Социологические взгляды Альбиона Смолла 9
Социологические взгляды Уильяма Самнера 10
Беджгот 13
Гумплович 14
Ратценхофер 17
Заключение 20
Список литературы 23
Самнер также занимался
преподавательской
Самнер предлагает рационалистический
взгляд на историю. Совершенствование
общества – результат развития рационализма.
Социология должна обеспечит себе успех
в познании общества, опираясь на позитивный
метод. Развитие индивида он объясняет
развертыванием энергетического потенциала
человека. Посредством специализации
и кооперации, являющейся формой организации
труда, человек повышает его эффективность,
а эффективность труда повышает
возможность накапливать
Индивидуальный энергетический потенциал может проявляться только в адекватной системе организации труда. Капиталистические отношения создают наиболее благоприятную почву для развития индивидуального энергетического потенциала человека.
Логическая система Самнера
была призвана внушить людям мысль,
что совершенствование общества
связано лишь с прагматическим знанием.
Каждый из социальных институтов выполняет
и удовлетворяет определенные человеческие
потребности. Самнер уделяет приоритетное
внимание двум социальным институтам
– войне и антагонизму. Именно они порождают
осознанный интерес людей в регулировании
своего взаимодействия.
Индивид не может жить вне
массы. Массы не могут не порождать
столкновение интересов. Разрешение конфликтов
идет параллельно прогрессу
Общество, по Самнеру, - группы
людей, живущих в совместном усилии победить
в борьбе за самосохранение и выживание.
Общество пребывает в борьбе, ее исход
определяется результативностью совместных
действий. Важным фактором координации
совместных действий выступает обычай.
А интерес связывает людей и формирует
групповые интересы. Интересы – основные
источники формирования групп. По Самнеру,
первоначально недифференцированная
масса приобретает структуру благодаря
различию интересов. Он делает анализ
и дает иерархию интересов.
Исходные предпосылки для формирования
интересов - инстинкт самосохранения и
половой инстинкт. Они первоначально выступали
основным социализирующим фактором. Непосредственно
из интересов Самнер выводит различные
институты и выделяет массовые институты,
где оформляется массовый интерес: 1) Институты
самоподдержания общества. Индустриальная
организация труда, институт собственности.
2) Институт брака и семьи. Регулирует и
удовлетворяет инстинкты пола и самосохранения.
3) Институты самоутверждения (мода, игры,
этикет, наслаждение) 4) Институт религии,
связанный с инстинктом страха.
Особый интерес представляет институт
собственности. Тут раскрыто типично американское
представление о собственности только
как о частном владении.
Частная собственность выступает
системообразующим институтом в
связи людей друг с другом. Самнер
рассматривает частную
Институт собственности, как считал Самнер,
существовал издревле, но свое правовое
оформление получил только с развитием
цивилизации.
Американские социологи отражали уверенность
американцев в том, что частная собственность
есть свобода и укрепляли эту уверенность.
Таким образом, они выполняли свою идеологическую
миссию в трактовке собственности.
В целом, Самнер отразил дух эпохи и дал ее социологическое видение. Он рассматривал социальную жизнь как систему взаимодействия, а само взаимодействие представлялось как столкновение интересов. Интересы формировались в социальных институтах, которые задавали структуру общественной жизни.
В отличие от ряда других социалдарвинистов, Беджгот сознательно стремился применить идеи Дарвина к социальной теории. Не случайно его главное социологическое сочинение «Физика и политика» (1872) имеет подзаголовок «Мысли о применении принципов "естественного отбора" и "наследственности" к изучению политического общества». Особенно важную роль естественный отбор в биологическом смысле играет в начальный период человеческой истории. «Можно возражать против принципа «естественного отбора" в других областях, но он несомненно господствует в ранней истории человечества: сильнейшие убивали слабейших, как только могли»,- писал он. При этом «борьба за существование» в мире людей происходит не столько между индивидами, сколько между группами. Основными социальными законами Беджгот считал стремление одних людей к господству над другими и одних социальных групп над остальными внутри наций .
Подчеркивая важнейшую роль межгрупповых конфликтов, Беджгот вместе с тем придавал огромное значение внутригрупповой сплоченности. Последняя, с его точки зрения, основана на подражании, которое он еще до Тарда считал сильнейшей природной склонностью и важнейшим социальным фактором. Но наряду с этой склонностью существует и противоположная: стремление людей отличаться от своих предшественников. Оптимальные условия прогресса, по Беджготу, существуют в тех областях, в которых тенденция к изменчивости, порождающая нововведения, и тенденция к подражанию, обеспечивающая социальную сплоченность, дополняют друг друга.
Гумплович
В отличие от Беджгота, другой социальный дарвинист, австрийский социолог Л. Гумплович (1838-1909), ), автор книг «Расовая борьба» (1883), «Основы социологии» (1899) и др, не выводил свои теории из принципов теории эволюции. Однако акцент на роли конфликтов в социальной жизни выражен у него гораздо сильнее, чем у английского ученого. Стремясь, с одной стороны, развивать ортодоксальные подходы социал-дарвинизма, а с другой, ориентируясь на поиск новых концептуальных горизонтов, Гумплович сочетал в собственных социологических изысканиях как традиционные, базисные идеи идеалистической философии, так и сопрягающиеся с ними положения психологии. Это позволило ему увидеть социальные процессы в иных измерениях и описать их как процессы со-циопсихического группового взаимодействия.
Выступая убежденным противником
примитивных биологических
Выдвигая в качестве объекта социологии социальную группу, Гумплович предлагал принять в качестве предмета этой дисциплины систему движений этих групп, повинующихся вечным и неизменным законам. Концепция исторической эволюции, которой придерживался Гумплович, рассматривала человечество частицей вселенной и природы, частицей, подлежащей тем же «вечным законам», как и целое, а человеческую историю как «естественный процесс».
Все социальные группы Гумплович подразделял на «простые» (исходные, первоначальные, примитивные) и «сложные» (группы второго порядка). К «простым» группам он относил сообщества людей, обладающие ярко выраженными антропологическими и этническими признаками (например, первобытные орды, племена и т. д.), к «сложным» - многомерные социальные образования, например сословия, классы, государство и т. д.
Основной особенностью социологической концепции Гумпловича было его стремление к обоснованию положения о принципиальной несводимости общественных явлений к природе индивида, а также интерпретация последнего как реальности второго порядка, являющейся продуктом группового опыта.
В социологии Гумпловича общество трактуется как продукт завоевания одних социальных групп другими, а относительно развитые социальные структурные формы - как плод военной субординации.
Рассматривая
Теоретические представления Гумпловича в конечном счете были ориентированы на обоснование положений о неизбежности социального конфликта и общественного неравенства людей, обусловливаемых биосоциальным неравенством рас. Отвергая достаточно популярную в этот исторический период теорию классовой борьбы, противопоставляя ей доктрину борьбы рас, интерпретированную в контексте социального дарвинизма, Гумплович утверждал, что любой мощный этнический или социальный элемент стремится к порабощению слабого социального элемента и что в подчинении слабых проявляется естественный общественный закон - закон борьбы за существование. При этом как господствующий слой, так и угнетаемый, согласно Гумпловичу, обладают стремлением к власти, причем, «это стремление у господствующих классов выражается в эксплуатации как можно более интенсивной и, следовательно, в порабощении классов подчиненных; у последних оно проявляется в увеличении силы сопротивления, в уменьшении и ослаблении своей зависимости».
Термин «раса» Гумплович, как правило, использовал для обозначения наций или народов, а не групп с определенными биологическими чертами, в связи с чем «расовая борьба» трактовалась им как борьба гетерогенных социальных и этнических единиц, групп и общностей. В целом правомерно считать, что «расовый фактор» у Гумпловича выступал преимущественно как понятие, фиксирующее этнопсихическую отчужденность социальных групп. Тем не менее впоследствии его расовые идеи могли быть и были истолкованы как «научное» обоснование биологического и социального расизма и активно использовались нацистскими идеологами.
Консервативные, а зачастую и просто
реакционные воззрения
В целом же социология Гумпловича,
которую он сумел эмансипировать
от несоциальных наук, и в особенности
его концепция социального
Ратценхофер
Социал-дарвинистским мотивам
По мнению Ратценхофера, социология является особой философской наукой, выступающей в роли основы всех социальных наук и практической политики, поскольку она познает фундаментальные общественные закономерности.
Основными явлениями и процессами социальной жизни Ратценхофер считал следующие: размножение и самосохранение индивидов, изменение индивидуального и социального типов, борьбу за существование и абсолютную враждебность рас, расовую дифференциацию, пространственное расположение, господство и подчинение, чередование социализации и индивидуализации общественных структур, эволюцию интересов, государство, глобальное общество.
Отрицая противоположность наук о
природе и наук о духе, Ратценхофер
полагал, что социологические
В качестве основной задачи социологии Ратценхофер выдвинул изучение и описание «взаимоотношений единиц сознания», коренящихся в биологии человека и определяемых «первичной силой» и «внутренним интересом», являющими собой космическую силу и присущими всем общественным и природным явлениям.
Разрабатывая идеи социального
дарвинизма, Ратценхофер стремился
к истолкованию «внутреннего интереса»
как регулирующего фактора
Основой социологического учения Ратценхофера являлась концепция конфликта интересов. Разделяя мнение Гумпловича о конфликтной при-
роде социального процесса, Ратценхофер утверждал, что социальная жизнь основывается на конфликте противоречивых интересов социальных групп и индивидов. По его мнению, значительное разнообразие человеческих интересов может быть сведено к пяти основным типам: прокреативным (стимулирующим продолжение рода), физиологическим (связанным с питанием), индивидуальным (связанным со стремлением к самоутверждению), социальным (родственным и групповым) и трансцендентным (религиозным).
В отличие от Гумпловича, придававшего социальному конфликту статус извечной всеобщности, Ратценхофер стремился к выработке более взвешенной оценки роли конфликта в общественной жизни и детальной разработке системы значений интересов, лишь намеченной его предшественником. Признавая первичность и универсальность конфликта, Ратценхофер тем не менее обращал особо пристальное внимание на выявление возможностей его социализации, которая понималась им как присущая конфликту тенденция к самоликвидации. В качестве единственно реального пути преодоления социального конфликта Ратценхофер называл сотрудничество между людьми. Последнее, по его мнению, достижимо на основе действия закона «приведения по взаимное соответствие индивидуальных и социальных интересов», который квалифицировался им как базовый закон социологии. Сформулированные Ратценхофером идеи о возможной регуляции различных общественных конфликтов стали в дальнейшем одним из распространенных мотивов западной социологии.
Существенно важным моментом социологических изысканий Ратценхофера явилась систематическая разработке им теории борьбы за существование. В ее контексте Ратценхофер довел антидемократическую направленность собственного учения до попытки доказательства того, что идеи равенства, интернационализма и свободы являются фантомами, социальными иллюзиями. Многие же тезисы Ратценхофера (об общественно-исторической значимости насилия и подчинения; об истории общества как борьбе рас; о войне как «форме развития» общества, т. е. апологетика войны) непосредственно смыкались с возникшей несколько позже идеологией геополитики.
Информация о работе Биолого-эволюционное направление в социологии