Биография Фомы Аквинского

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 13:42, реферат

Описание работы

Фома́ Акви́нский (иначе Фома Аквинат или Томас Аквинат) — философ и теолог, систематизатор ортодоксальной схоластики, учитель церкв, («князь философов»), основатель томизма, член ордена доминиканцев; с 1879 года признан наиболее авторитетным католическим религиозным философом, который связал христианское вероучение (в частности, идеи Августина Блаженного) с философией Аристотеля. Сформулировал пять доказательств бытия Бога. Признавая относительную самостоятельность естественного бытия и человеческого разума, утверждал, что природа завершается в благодати, разум — в вере, философское познание и естественная теология, основанная на аналогии сущего, — в сверхъестественном откровении.

Содержание

1.Краткая биография. ………………………………………………………….. 3
2.Труды. …………………………………………………………………………. 4
3.Историко-философские истоки ...…………….………….…….………….….4
4.Теология и философия. Ступени истины. …………………….……………..4
5.О бытие. ………………………………………………………………………6
6.О материи и форме. …………………………………………………………6
7.О человеке и его душе. …………………………………………….………..7
8.О познании. . . . . . . . . . . . . …………………… . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. ..9
9.Этика. . . . . . . . . . . . . . . …………………………. . . . . . . . . . . . . . . . . .. ..11
10.Политика и право. . . . . . . . . . . . …………. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. ..12
11.Пять доказательств бытия Бога Фомы Аквинского. . . . . .. ... . . .. . .. ..13
12. Рецепция учения Фомы Аквинского. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ..14
13. Концепция социального порядка Фомы Аквинского. . . . . . . . . . . .. ..15
Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……. . . . …. . . .18

Работа содержит 1 файл

Реферат.docx

— 44.85 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Филиал  федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Кузбасский государственный технический университет  им. Т.Ф.Горбачёва»

в  г. Междуреченске

Кафедра экономики и управления 
 
 

реферат

по дисциплине

«Социология»

на  тему: «Биография Фомы Аквинского.»  
 
 

                                                                                                   Выполнил:

                                                                                                     студент гр. Фко-94

                                                                                                     Павлов А.А. 

                                                                                                   Проверил:

                                                                                          Койнов К.А.                                                                                                                                                                                                                               
 

Междуреченск  2011 

Содержание 

                                                                                                                       

1.Краткая биография.  ………………………………………………………….. 3

2.Труды. …………………………………………………………………………. 4

3.Историко-философские истоки ...…………….………….…….………….….4

4.Теология и философия. Ступени истины. …………………….……………..4

5.О бытие. ………………………………………………………………………6

6.О материи и форме. …………………………………………………………6

7.О человеке и его душе. …………………………………………….………..7

8.О познании. . . . . . . . . . . . . …………………… . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. ..9

9.Этика. . . . . . . . . . . . . . . …………………………. . . . . . . . . . . . . . . . . .. ..11

10.Политика и право. . . . . . . . . . . . …………. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. ..12

11.Пять доказательств бытия Бога Фомы Аквинского. . . . . .. ... . . .. . .. ..13

12. Рецепция учения Фомы Аквинского. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ..14

13. Концепция социального порядка Фомы Аквинского. . . . . . . . . . . .. ..15

Список  литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……. . . . …. . . .18 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Краткая биография
 

     Фома́ Акви́нский (иначе Фома Аквинат или Томас Аквинат) — философ и теолог, систематизатор ортодоксальной схоластики, учитель церкв,  («князь философов»), основатель томизма, член ордена доминиканцев; с 1879 года признан наиболее авторитетным католическим религиозным философом, который связал христианское вероучение (в частности, идеи Августина Блаженного) с философией Аристотеля. Сформулировал пять доказательств бытия Бога. Признавая относительную самостоятельность естественного бытия и человеческого разума, утверждал, что природа завершается в благодати, разум — в вере, философское познание и естественная теология, основанная на аналогии сущего, — в сверхъестественном откровении. 

     Начальное образование получил в монастырской школе, учился в неапольском университете, Париже, а с 1248 г. у Альберта Великого в Кёльне. Позже стал преподавателем богословия и философии в Париже, где ранее учился.

     Вступил в орден доминиканцев в 1244 году. В 1252 году вернулся в Париж, занимаясь  там преподаванием до 1259 года.

     Практически всю остальную часть жизни  провёл в Италии, за исключением 1268—1272 годов, в течение которых он пребывал в Париже, ведя полемику с парижскими аверроистами относительно интерпретации аристотелевского учения о бессмертии активного интеллекта.

     Недомогание принудило его прервать преподавание и писательский труд к концу 1273 года. В начале 1274 года он умер в монастыре  Фоссанова по дороге на церковный собор в Лион. 
 
 

  1. Труды
 

   Труды Фомы Аквинского включают два обширных трактата, охватывающих широкий спектр тем — «Сумма теологии» и «Сумма против язычников» («Сумма философии»), дискуссии по теологическим и  философским проблемам («Дискуссионные вопросы» и «Вопросы на различные  темы»), подробные комментарии на несколько книг Библии, на 12 трактатов  Аристотеля, на «Сентенции» Петра  Ломбардского, на трактаты Боэция, Псевдо-Дионисия и на анонимную «Книгу о причинах», а также ряд небольших сочинений на философские и религиозные темы и стихотворных текстов для богослужения, например работа «Этика».

«Дискуссионные  вопросы» и «Комментарии» явились  во многом плодом его преподавательской  деятельности, включавшей, согласно традиции того времени, диспуты и чтение авторитетных текстов, сопровождающихся комментариями.

  1. Историко-философские  истоки
 

     Наибольшее  влияние на философию Фомы оказал Аристотель, в значительной мере творчески  переосмысленный им; также заметно  влияние неоплатоников, греческих  комментаторов Аристотеля, Цицерона, Псевдо-Дионисия Ареопагита, Августина, Боэция, Ансельма Кентерберийского, Иоанна Дамаскина, Авиценны, Аверроэса, Гебироля и Маймонида и многих других мыслителей. 

  1. Теология и философия. Ступени истины
 

     Аквинат разграничивал области философии и теологии: предметом первой являются «истины разума», а второй — «истины откровения». Философия находится в услужении у теологии и настолько же ниже её по значимости, насколько ограниченный человеческий разум ниже божественной премудрости. Теология — священное учение и наука, основывается на знании, которым обладает Бог и те, кто удостоен блаженства. Приобщение к божественному знанию достигается через откровения.

     Теология  может что-то позаимствовать у философских  дисциплин, но не потому что испытывает в этом необходимость, а лишь ради большей доходчивости преподаваемых ею положений.

     У Аристотеля выделялись четыре последовательных ступени истины: опыт (empeiria), искусство (techne), знание (episteme) и мудрость (sophia).

     У Фомы Аквинского мудрость становится независимой от других ступеней высшим знанием о Боге. Она основывается на божественных откровениях.

     Аквинат выделял три иерархически соподчиненных типа мудрости:

  • мудрость Благодати.
  • мудрость богословская — мудрость веры, использующая разум.
  • мудрость метафизическая — мудрость разума, постигающая сущность бытия.

     Каждая  наделена своим «светом истины».

     Некоторые истины Откровения доступны для понимания  разумом человека: например, что  Бог существует, что Бог един. Другие — понять невозможно: например, божественное триединство, воскрешение  во плоти.

     На  основе этого Фома Аквинский выводит  необходимость различать теологию сверхъестественную, основанную на истинах  Откровения, которые человек своими силами не способен понять, и теологию рациональную, основанную на «естественном  свете разума» (познающую истину силой человеческого интеллекта).

     Фома  Аквинский выдвинул принцип: истины науки и истины веры не могут противоречить друг другу; между ними существует гармония. Мудрость — стремление постичь Бога, наука же — способствующее этому средство.

5. О бытие

 

     Акт бытия, будучи актом актов и совершенством  совершенств, пребывает внутри всякого  «сущего» как его сокровенная  глубина, как его подлинная действительность.

     Каждой  вещи существование несравненно  более важно, чем её сущность. Единичная  вещь существует не благодаря своей  сущности, потому что сущность никак  не имплицирует (подразумевает) существование, а благодаря сопричастности акту творения, то есть воле Бога.

     Мир — совокупность субстанций, зависимых  своим существованием от Бога. Только в Боге сущность и существование  нераздельны и тождественны.

     Фома  Аквинский различал два вида существования:

  • существование самосущностное или безусловное.
  • существование случайное или зависимое.

     Только  Бог — подлинно, истинное бытие. Всё остальное существующее в  мире обладает не подлинным бытием (даже ангелы, стоящие на высшей ступени  в иерархии всех творений). Чем выше стоят «творения», на ступенях иерархии, тем большей автономией и самостоятельностью они обладают.

     Бог творит не сущности, чтобы потом  заставить их существовать, а существующие субъекты (основания), бытийствующие в соответствии со своей индивидуальной природой (сущностью).

     6. О материи и форме

 

     Сущность  всего телесного заключается  в единстве формы и материи. Фома Аквинский как и Аристотель рассматривал материю пассивным субстратом, основой индивидуации. И лишь благодаря форме вещь является вещью определенного рода и вида.

     Аквинат различал с одной стороны субстанциональную (через неё субстанция как таковая утверждается в своем бытии) и акцидентальную (случайную) формы; а с другой стороны — материальную (имеет собственное бытие лишь в материи) и субсистемную (имеет собственное бытие и деятельна без всякой материи) формы.

     Все духовные существа являются сложными субсистемными формами. Чисто духовные — ангелы — имеют сущность и существование. В человеке заключена двойная сложность — в нём различаются не только сущность и существование, но также материя и форма.

     Фома  Аквинский рассматривал принцип  индивидуации: форма не единственная причина вещи (иначе все индивиды одного вида были бы неразличимы), поэтому был сделан вывод — в духовных существах формы индивидуализируются через самих себя (потому что каждое из них — отдельный вид); в телесных же существах индивидуализация происходит не через их сущность, а через собственную материальность, количественно ограниченной в отдельном индивиде.

     Таким образом «вещь» принимает определенную форму, отражающую духовную уникальность в ограниченной материальности.

     Совершенство  формы рассматривалось как наибольшее подобие самого Бога.

     7. О человеке и его душе

     Индивидуальность  человека — личностное единство души и тела.

Душа — животворящая сила человеческого организма; она  нематериальна и самосуща; она — субстанция, обретающая свою полноту лишь в единстве с телом, благодаря ей телесность обретает значимость — становясь человеком. В единстве души и тела рождаются мысли, чувства и целеполагания.

     Фома  Аквинский считал, что сила разумения  души (то есть степень познания ею Бога) определяет красоту человеческого  тела.

     Душа  человека бессмертна.

     Конечная  цель жизни человека — достижение блаженства, обретаемого в созерцании Бога в загробном мире.

     По  своему положению человек — промежуточное  существо между тварями (животными) и ангелами. В ряду телесных созданий — он высшее существо, его отличает разумная душа и свободная воля. В силу последней человек ответствен за свои поступки. А корень его свободы — разум.

Информация о работе Биография Фомы Аквинского