Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2010 в 11:58, контрольная работа
Целью данной работы, является рассмотреть сложившуюся ситуацию на рынке труда в Российской Федерации, раскрыть само понятие занятости, рассмотреть виды, причины и методы борьбы с безработицей, а также обозначу роль государства в решении этого вопроса.
Введение стр.2
Глава 1. Теоретические основы исследования безработицы. Стр.4
1.1 Основные понятия и характеристики безработицы. Стр.4
1.2 Виды безработицы. Стр. 6
1.3 Уровень безработицы, как он измеряется. Стр. 9
Глава 2. Биржа труда, методы регулирования безработицы. Стр.13
2.1 Социальные последствия безработицы и политика занятости. Стр.13
2.2 Меры регулирования занятости. Стр.17
2.3 Государственная служба занятости населения и ее функции. Стр. 20
Глава 3. Особенности рынка труда и безработицы в России. Стр.24
Заключение стр. 28
Список использованной литературы стр. 30
Вынужденная
безработица возникает
Застойная безработица - эта форма безработицы, наиболее характерная для экономики переходного общества. Застойная безработица как наиболее типичная форма безработицы переходной экономики усугубляется тем, что традиции прошлого во многом приводят к надеждам значительной части работников на возможность решения своих проблем в будущем за счет поддержки государства, но не за счет собственной активности.
1.3 Уровень безработицы, как он измеряется.
Естественный уровень безработицы – это такой уровень, при котором факторы, повышающие и понижающие цены и заработную плату, находятся в равновесии. В современной экономике, обремененной высоким уровнем инфляции, естественный уровень безработицы характеризуется как предельно низкий (допустимый).
Структурная
и фрикционная безработицы
Уровень безработицы при полной занятости называют также естественным уровнем безработицы. Естественный уровень безработицы – это сложившийся в данной стране как средний за многие годы суммарный уровень фрикционной и структурной безработицы.
Уровень безработицы при полной занятости, или естественный уровень безработицы, устанавливается тогда, когда рынки рабочей силы пребывают в равновесии в том смысле, что количество ищущих работу равно числу свободных рабочих мест. Естественный уровень безработицы - это некая положительная величина, поскольку "фрикционным" безработным требуется время, что бы приобрести квалификацию или переехать в другое место для получения работы. Если число ищущих работу превышает имеющиеся вакансии, значит, рынки рабочей силы не сбалансированы; при этом возникают дефицит совокупного спроса и циклическая безработица. С другой стороны, при избыточном совокупном спросе ощущается "нехватка" рабочей силы, то есть количество свободных рабочих мест превышает количество рабочих, ищущих работу. В такой ситуации фактический уровень безработицы ниже естественного уровня. Подробный необычный "дефицит" на рынках рабочей силы сопровождается инфляцией. Понятие "естественный уровень безработицы" требует двух уточнений.
1. Отсутствие автоматизма. Термин "естественный" вовсе не означает, что экономика всегда функционирует на естественном уровне безработицы и тем самым реализует свой производственный потенциал. С другой стороны, иногда экономика действует в таком режиме, что уровень безработицы оказывается ниже естественного уровня.
2.
Изменчивость. Естественный уровень
безработицы по своей сути - непостоянная
величина. Он периодически подвергается
воздействию демографических
Определение уровня безработицы при полной занятости осложняется тем, что на практике трудно установить фактический уровень безработицы. Все население разделяется на три большие группы.
Первая группа включает в себя тех, кто не достиг 16 лет, а также тех, кто содержится в специализированных учреждениях, например в психиатрических больницах или в исправительных заведениях. Эта категория людей не рассматривается в качестве потенциального компонента рабочей силы.
Вторую группу, которая называется "не входящие в состав рабочей силы", составляют взрослые, потенциально имеющие возможность работать, но по тем или иным причинам - надомная занятость, учеба, выход на пенсию - не работающие и не ищущие работу.
Третья группа - это собственно рабочая сила. Эта категория охватывает всех тех, кто способен и готов работать. Считается, что в состав рабочей силы входят как работающие (занятые), так и безработные, но активно ищущие работу. Уровень безработицы - это доля безработных в общей численности трудоспособного населения (рабочей силы):
Уровень
безработицы =
100%.
Формула для вычисления безработных:
Рабочая сила - Число занятых = Безработные. Рабочая сила составляет определенную часть от трудоспособного населения, которое в свою очередь является частью всего населения страны.
Более высокий уровень безработицы складывается в таких сегментах рынка труда, как молодежь, женщины, национальные меньшинства. Прослеживается и дискриминация по расовому признаку.
При определении уровня безработицы людям предлагают ответить на ряд вопросов, в том числе: кто из членов семьи работает, кто остался без работы, кто ищет или не ищет работу и т.д. Несмотря на то, что выборка проводится очень тщательно, и используются надежные методы опроса, полученные данные постоянно подвергаются критике.
1.
Частичная занятость.
2.
Работники, потерявшие надежду
на трудоустройство. Чтобы
3. Ложная информация. С другой стороны, уровень безработицы может оказаться завышенным. Некоторые неработающие респонденты утверждают, что они ищут работу, хотя это и не соответствует действительности. Эти лица заносятся в группу "безработных", а не в группу "не входящих в состав рабочей силы". Респонденты дают ложную информацию, потому что пособия по безработице или по социальному обеспечению порой зависят от таких мнимых поисков работы. Теневая экономика также может способствовать завышению официального уровня безработицы. Вполне вероятно, что человек, занимающийся незаконным бизнесом, назовет себя "безработным".
Хотя уровень безработицы служит базовым фактором для выработки экономической политики, он обладает определенными недостатками. И, несмотря на то, что уровень безработицы является одним из лучших показателей экономического положения страны, его нельзя считать безошибочным барометром.
2.1.
Социальные последствия
Результаты научных исследований, проведенных в последнее время, документально подтверждают существование ряда эмоциональных, социальных, финансовых, семейных, медицинских и политических последствий безработицы. Правда, почти полностью отсутствуют исследования, где бы сопоставлялись результаты деятельности наемного работника и его семьи в периоды, когда он имеет работу, и те периоды, когда он ее потерял. Поэтому ученые продолжают дискутировать: безработица - это причина или повод возникновения отрицательных последствий? Пищу для спора дают те исследования, которые устанавливают соотношения, а не причинно-следственные связи между уровнем безработицы и динамикой функциональных нарушений или помещением человека в специальные лечебные учреждения. Тем не менее, исследования конкретных случаев, изучение продольных срезов групп населения и проведение одномоментных серийных исследований дают сходную картину последствий безработицы и явлений, сопутствующих ей. Различие в результатах можно объяснить влиянием многих факторов, в частности, уровнем безработицы на момент потери работы, поддержкой со стороны семьи и друзей, запасами, которые могут помочь безработному и его семье пережить трудный период, длительностью безработицы.
Среди
эмоциональных последствий
Ученые обнаружили несомненную связь между безработицей и убийствами, насилием и тюремным заключением. Изучение дел правонарушений показывает, что до 70% заключенных в момент ареста не имели работы, что рецидивизм можно объяснить отсутствием работы. Влияние безработицы на финансовое положение неоспоримо. Работникам и их семьям часто приходится жить на сбережения, продавать вещи и мирится с более низким уровнем жизни. Кому-то приходится отказываться от дома, автомобиля, объявлять о банкротстве и даже жить на пособие по социальному обеспечению.
Несмотря на усилия социальных работников привлечь внимание безработных к своему бедственному положению как к политической проблеме, многие безработные не склонны к политической активности. Причина кроется в боязни идти вразрез с общепринятыми нормами поведения, опасением поставить под угрозу свои шансы снова найти работу.
Исследователи, к сожалению, еще не установили полный перечень трудностей, которые связаны с поиском работы, и тех сложностей получения новой работы, которые существуют в обществе, не обеспечивающим всеобщую занятость. В государственных службах трудоустройства официально регистрируется только 12% вакантных рабочих мест. Это лишь усугубляет стресс, испытываемый человеком в процессе поиска работы, в частности, при получении отказа и из-за отсутствия четкого представления о том, где и как искать работу. О рабочих местах, не заявленных на рынке труда, гораздо легче узнать тем, кто имеет работу, чем безработным.
Вместе
с тем, растет численность
(с точки зрения опрошенных)
2,0% - на местную администрацию;
5,8% - на руководство предприятий;
8,6% - на профсоюзы;
70,6% - только на себя;
13% - ни на кого не надеются.
Легко убедиться, что большинство безработных отчетливо осознают необходимость личной инициативы и намерены самостоятельно выбираться из неблагоприятной ситуации, что происходит, конечно, не от хорошей жизни, а в силу вынужденных обстоятельств, когда помощи со стороны ждать не приходится.
А каковы самые предпочитаемые и действенные способы поиска работы?
Рассчитывают на:
личные связи - 42,9%;
государственную службу занятости - 26,5%;
объявления - 11,1%;
организацию собственного дела - 7,3%;
коммерческую службу занятости - 6,1%;
обращение к работодателю - 6,1%.
Итак, большинство респондентов исходит из того, что лучше всего использовать собственные каналы трудоустройства. Каждый четвертый выбирает взаимодействие с соответствующей службой под эгидой государства, каждый десятый готов воспользоваться объявлениями в прессе.
Установлено, что безработица является фактором, понижающим заработную плату. Таким образом, отрицательные последствия безработицы не ограничиваются теми, кто стал ее жертвой. Она может ударить по целым трудовым коллективам, в том числе профсоюзам, помешав их попыткам улучшить качество рабочих мест, условий труда, ввести дополнительные блага и обеспечить другие права человека на рабочем месте.
Отрицательные последствия безработицы для жителей городских и сельских районов еще не поняты до конца. Хотя во время спада увеличивается потребность в психиатрических больницах, тюрьмах и программах социальной помощи, реальный объем потребностей в услугах до сих пор не известен. Ведь одновременно с ростом потребностей в социальной помощи, медицинском обслуживании, лечебных и благотворительных учреждениях поступление от налогов для покрытия этих потребностей снижаются. Местные власти могут ввести налоговые льготы для компаний, чтобы не допустить оттока деловой активности из своего региона и стимулировать привлечение новых компаний. А это сокращает экономические возможности финансирования социальных программ.