Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 13:46, доклад
В своей статье «Социальные рамки информационного общества» американский социолог Д. Белл выделяет характерные черты информационного общества: это переход от индустриального к сервисному обществу, решающее значение кодифицированного теоретического знания для осуществления технологических инноваций, а также превращение новой «интеллектуальной технологии» в ключевой инструмент анализа и теории принятия решений. Предлагает в развернутом и детализированном виде концепцию информационного общества (с учетом того, что в нее почти в полном объеме включается разработанная им в конце 60-х - начале 70-х годов теория постиндустриального общества).
В
своей статье «Социальные рамки
информационного общества»
Как утверждает Белл, «в настоящем столетии решающее значение для экономической и социальной жизни, для способов производства знания, а также для характера трудовой деятельности человека приобретает становление нового уклада, основывающегося на телекоммуникациях. Революция в организации и обработке информации и знаний, в которой центральную роль играет компьютер, развертывается одновременно со становлением постиндустриального общества». Причем, считает Белл, для понимания этой революции особенно важны три аспекта постиндустриального общества. Имеется в виду переход от индустриального общества к обществу услуг, определяющее значение кодифицированного научного знания для реализации технологических нововведений и превращение новой «интеллектуальной технологии» в ключевой инструмент системного анализа и теории принятия решения. Белл считает, что именно знание, а не труд выступает источником стоимости.
В
интерпретации Белла
Говоря о слиянии технологий Белл, выделяет пять основных проблем. «Слияние телефонных и компьютерных систем, телекоммуникаций и обработки информации в одну модель. С этим связан вопрос, будет ли передача информации осуществляться преимущественно через телефонную связь или возникнет какая-либо иная независимая система передачи данных; какова будет относительная доля микроволновых станций, спутников связи и коаксиального кабеля в качестве каналов передачи». Также он отмечает, что «Информация - это власть. Доступ к информации есть условие свободы».
Белл исходит из того, что знания и информация становятся стратегическими ресурсами и агентом трансформации постиндустриального общества. Бурное протекание общественных изменений, особенно когда они, как в данном случае, осуществляются через посредство специфических технологий, с неизбежностью ставит перед обществом сложные политические проблемы. Здесь можно лишь схематически обозначить некоторые из проблем, которые общество будет вынуждено решать в ближайшие два десятилетия.
Д.Белл
обращает внимание на два вопроса
человеческого бытия будущего: жизнь
в городах и процесс урбанизации, которые
уже сегодня доставляют массу забот как
градостроителям, так и экологам, и социальные
пропорции нового общества, в котором
прежняя «родовая» элита будет потеснена
в пользу «элиты знания». «Сегодня специалисты
предсказывают появление "линейных
городов", в которых не будет центральных
площадей и торговых центров, характерных
для классических европейских городов.
Б. Ф. Скиннер полагает, что в эпоху развитых
коммуникаций нынешние громадные и все
менее управляемые города уступят место
сетям небольших городов. Оправдаются
ли эти прогнозы, неясно: жизнь и смерть
городов - это длительный исторический
процесс. Что, однако, изменяется, так это
сама концепция "урбанизма". 30 лет
назад Л. Верт в своем замечательном эссе
"Урбанизм как образ жизни" определял
урбанизм как в высшей степени интерактивный,
мобильный и политически чувствительный
образ жизни в противовес жизни в небольшом
городке или деревне, зиждущихся на институтах
церкви и семьи. Сейчас стремительно урбанизируется
вся страна (если не весь мир), при этом
все более децентрализуясь в географическом
отношении». «В прошлом большинство обществ
были элитарными и закрытыми в том смысле,
что аристократия была чрезвычайно замкнутым
сословием. В противоположность этому
современные общества стали открытыми,
при этом по мере того как знания и техническая
компетентность становились непременным
условием для входа в элиту, основой процесса
для такого продвижения становилось образование.
В постиндустриальном обществе элита
– это элита знающих людей. Такая элита
обладает властью в пределах институтов,
связанных с интеллектуальной деятельностью
- исследовательских организаций, университетов
и т.п., - но в мире большой политики она
обладает не более чем влиянием. Постольку,
поскольку политические вопросы все теснее
переплетаются с техническими проблемами
(в широких пределах - от военной технологии
до экономической политики), «элита знания»
может ставить проблемы, инициировать
новые вопросы и предлагать технические
решения для возможных ответов, но она
не обладает властью сказать «да» или
«нет». Последнее является прерогативой
политиков, но не ученых или экономистов.
В этой связи крайне преувеличенной представляется
идея о том, что "элита знания" может
стать новой элитой власти».