Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 08:04, реферат
Б Цель данной работы – раскрыть влияние традиций, обычаев и нравов на жизнь человека, выделить основные ценности, накопленные поколениями. Тем самым определить, какая именно роль отводится Культуре, как историческому элементу жизни всего человечества.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение………………………………………………………………………..3
Понятие и сущность культуры………………………………………….4
Сущность культуры………………………………………………………5
Функции культуры……………………………………………………….7
2.1 Базисные элементы культуры…………………………………………8
2.2 Традиции………………………………………………………………….10
2.3 Обычаи……………………………………………………………………11
2.4 Нравы……………………………………………………………………..12
2.5 Ценности…………………………………………………………………..13
Заключение…………………………………………………………………….14
Список литературы…………………
Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ
АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
СЛУЖБЫ»
ФАКУЛЬТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОГО
И МУНИЦИПАЛЬНОГО
УПРАВЛЕНИЯ
КАФЕДРА
СОЦИОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
РЕФЕРАТ
Базисные элементы культуры:
традиции,
обычаи, нравы, ценности.
Выполнил студент
2 курса
вечернего отделения группы 78145 факультета Пандиной Елизаветы Проверил: к. соц. н., ст. преп. Вазь М.Ю Дата сдачи________________ Оценка___________________ Подпись__________________ |
Санкт-Петербург
2010
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………
2.1 Базисные элементы культуры…………………………………………8
2.2
Традиции…………………………………………………………
2.3
Обычаи………………………………………………………………
2.4
Нравы…………………………………………………………………
2.5
Ценности…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Цель
данной работы – раскрыть влияние традиций,
обычаев и нравов на жизнь человека, выделить
основные ценности, накопленные поколениями.
Тем самым определить, какая именно роль
отводится Культуре, как историческому
элементу жизни всего человечества.
Всё
в нашей жизни изменяется столь
стремительно, что невозможно предугадать,
что же несёт нам век грядущий,
какие ещё испытания, и проблемы
ждут нас впереди, что человечество
воплотит в реальность, а что оставит
за новым поворотом колеса истории.
И всё-таки есть ещё в мире вещи,
до которых не дотронулась рука прогресса,
это самая прекрасное, то, что
создавалось веками, то, что свято
хранилось нашими предками и обегалось
дабы поколения грядущие могли оценить,
воздать должное и преумножить,
добавив что-то новое - это наша культура.
Ведь культура - это не только прекрасные
произведения искусства, это духовная
жизнь общества в целом, достижения
науки, искусства, усвоенный в процессе
обучения и восприятия способ поведения,
духовный мир личности, уровень развития
чего-либо, совокупность традиций передаваемых
норм деятельности и поведения. Действительно
традиции, обычаи, обряды, ритуалы играют
немаловажную роль в нашей жизнедеятельности
и непосредственно в нашем
развитии. С другой стороны эти
слова могут вызвать
Слово «культура» происходит от латинского cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание.
В
настоящее время не существует однозначного
общепризнанного определения
Культура представляет собой способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в её материальных и нематериальных продуктах, которые приняты в социальных общностях и передаются от поколения к поколению. Данное определение требует следующих уточнений:
- культура – сугубо человеческий феномен, а человек – феномен культуры (т.е. культура возникает и существует только в связи с человеческой деятельностью, присуща только человеку, животные культурой не обладают, а родившийся ребенок – лишь «кандидат» в люди, он формируется как человек, как личностью только в процессе освоения культуры – её ценностей, норм, идеалов).
- культура в целом и отдельные её компоненты двуслойны (т.е. за чувственно-материальным слоем предмета культуры всегда обнаруживается духовный слой).
- чувственно материальный слой предмета культуры становится значащим в процессах духовно – творческой деятельности человека (т.е. внешняя сторона предмета культуры передает определенные духовные значения).
- духовный слой культуры – это ценностно-смысловой мир человека, его картина мира (все человеческие сообщества имеют свои собственные картины мира – своеобразные модели мира, которые человек ставит между собой и реальным миром, ценностно-смысловой мир культуры передается от поколения в поколение и определяет способ бытия и картину мира индивидов и социальных групп).
-
культура формирует
личности членов
общества, оказывает
влияние на формирование
индивидуальной картины
мира и тем самым
она в значительной
степени регулирует
их поведение
(т.е. картина мира – это контурная схема,
которая опережает опыт, опережает его
и управляет им). 1
1.2 Сущность культуры
Понятие
культура означает, по своей сути, все
то, что создано человеческим трудом,
то есть орудия и машины, технические
средства и научные открытия, памятники
литературы и письменности, религиозные
системы, политические теории, правовые
и этические нормы, произведения
искусств и т.д. Понять сущность культуры
можно лишь через деятельность человека,
народов, населяющих планету. Культура
не существует вне человека. Она изначально
связана с человеком и порождена тем, что
он постоянно стремится искать смысл своей
жизни и деятельности, и, наоборот, нет
ни общества, ни социальной группы, ни
человека без культуры и вне культуры.
Современные культурологи считают, что
все народы имеют культуру, не может быть
"некультурных" народов, однако каждому
народу присуща своя, уникальная и неповторимая
культура, нетождественная культурам
других народов, но совпадающая с ними
по многим значимым параметрам.
Культурные процессы представляют собой
сложные и многоплановые явления. Так
как они могут быть исследованы различными
методами, а значит, истолкованы и поняты
по-разному, существует не одна, а множество
концепций культуры, каждая из которых
по-своему объясняет и систематизирует
культурные процессы.
В современной культурологии среди множества
определений культуры, самыми распространенными
являются:
- технологические (т.е. культура есть определенный уровень производства и воспроизводства общественной жизни).
- деятельностные (т.е. культура есть способ жизнедеятельности человека, который определяет и все общество).
- ценностные (т.е. концепция культуры подчеркивает роль и значение идеальной модели, должного в жизни общества и в ней культура рассматривается как трансформация должного в сущее).
Все культурологи считают, что культурные
процессы исследуются в главных
сферах жизнедеятельности человека.
-Культура материальная - это производство, его технология, орудия труда, жилище, одежда, вооружение.
- Культура социальная - показывает процессы, происходящие в обществе, раскрывает его социальную структуру, организацию политической власти, существующие правовые и моральные нормы, типы управления и стили лидерства.
- Культура духовная – включает в себя все области духовного производства - науки и искусство, литературу и религию, миф и философию и основанной на едином, понятном всем членам данного сообщества языке.
Сущность культуры, ее подлинный
смысл достаточно убедительно показывается
в новых исследованиях
1.3 Функции культуры
Культуру изучают многие науки (философия, культурология, история, политология и др.) Но у социологии существует свой ракурс изучения – исследование роли культуры, её функций в формировании и развитии социальных систем.
Культура
как социальный институт представляет
собой многофункциональную
Основные функции культуры:
- гуманистическая (главная функция) — развитие творческого потенциала человека во всех формах жизнедеятельности.
- познавательная – накопление знаний, информации, образцов поведения, способов деятельности и мышления
- практически – преобразовательная – определенные способы взаимодействия с окружающей средой с целью удовлетворения общественных потребностей
- трансляция социального опыта – передача от поколения к поколению накопленных знаний и социального опыта
- регулятивная – на основе существующих ценностей и норм культура предписывает определенные способы поведения и деятельности и осуществляет контроль за их соблюдением
-
социализации – воспитание, образование
новых поколений и включение их в социокультурный
процесс2
2.1 Базисные элементы культуры
Базисные единицы культуры называются элементами, или чертами культуры. Они образуют состав культуры и делятся на материальные и нематериальные.
Совокупность материальных создает особую форму культуры – материальную культуру. Она включает физические объекты, созданные человеческими руками (их называют артефактами); паровая машина, книга, храм, жилой дом и др.
Артефакты – отличаются тем, что они созданы человеком, несут на себе определенное символическое значение, выполняют определенную функцию и представляют известную ценность для группы или общества.
Совокупность нематериальных элементов образует нематериальную, или духовную культуру: правила, образы, эталоны, модели и нормы поведения, законы, ценности, ритуалы, мифы, знания, идеи, традиции, язык и др.
Они – тоже результат
деятельности людей (и тоже артефакты),
но сотворены не руками, а разумом
и чувствами. Их нельзя трогать, слышать,
видеть, они существуют в нашем
сознании и поддерживаются человеческим
общением.
Информация о работе Базисные элементы культуры: традиции, обычаи, нравы, ценности