Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 21:01, контрольная работа
Формирование человека происходило под определяющим воздействием социальных факторов. Поэтому как объект естественнонаучного исследования он представляет собой уникальное явление. Существующие в науке подходы к проблеме соотношения биологического и социального в индивидуальном развитии человека неоднозначны, однако очевидно, что социальная сущность человека отнюдь не отменяет биологических законов, в соответствии с которыми развивается его организм.
1. Введение.
2. Общая характеристика постнатального онтогенеза человека.
3. Факторы и критерии роста и развития в постнатальном онтогенезе.
4. Основные особенности онтогенеза человека на современном этапе его биосоциального развития.
5. Заключение.
6. Литература.
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Филиал в г.Клину
Кафедра социального менеджмента и туризма
Специальность
______________________________
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА
По дисциплине_________________
На тему ______________________________
Выполнил
студент
______________________________ (Ф.И.О.) Форма обучения __________________ Курс ____________________________ Группа __________________________ Проверил______________________ (Ф.И.О., степень, звание) «____»____________________20__ _________ _________
(оценка) |
Клин 20__ г.
Формирование
человека происходило под определяющим
воздействием социальных факторов. Поэтому
как объект естественнонаучного
исследования он представляет собой
уникальное явление. Существующие в
науке подходы к проблеме соотношения
биологического и социального в индивидуальном
развитии человека неоднозначны, однако
очевидно, что социальная сущность человека
отнюдь не отменяет биологических законов,
в соответствии с которыми развивается
его организм. Вместе с тем биология человека
специфична, и эта специфика состоит в
«социализированности». Сама наследственная
программа человека социально детерминирована,
в ней записаны итоги его историко-эволюционного
развития, и поэтому полная ее реализация
возможна только в условиях социальной
среды.
Общая
характеристика постнатального
онтогенеза человека.
Происходившая в ходе филогенетического становления человечества социализация была связана со значительной перестройкой онтогенеза и способствовала, прежде всего, увеличению периода развития (обучение и усвоение социальной программы) и старения (хранение и передача социального опыта).
Индивидуальное развитие – онтогенез – разделяется на пренатальный (стадии эмбриона и плода) и постнатальный. В последнем наиболее четко разграничиваются рост и развитие, зрелость и старение, однако в пределах каждой из этих крупных фаз выделяются более дробные, так что их общее число может колебаться от 3 до 24. В основе таких периодизаций обычно лежат комплексные критерии (морфофункциональные, психологические и социологические).
Краткая
характеристика основных этапов периода
развития, выделяемых в соответствии
с возрастной периодизацией, принятой
для медико-биологических
Новорожденность (0-10 дней). Время вскармливания ребенка молозивом. Новорожденный человек в целом менее «зрелый» и более беспомощный, чем новорожденный шимпанзе, который соответствует примерно 4-5 – месячному ребенку. В абсолютных цифрах вес мальчика составляет в среднем 3400-3500 г, девочки – 3250-3400 г.
Грудной возраст (10 дней – 1 год) – от перехода к питанию «зрелым» молоком до прорезывания первых молочных зубов. Наиболее интенсивный рост: за год длина тела увеличивается примерно в 1,5 раза, удвоение веса происходит к 4-5 месяцам.
Раннее детство (1-3 года). Завершение прорезывания молочных зубов, резкое падение интенсивности роста. Замена «детской» речи «взрослой», зарождение самосознания.
Первое детство (4-7 лет). У многих детей наблюдается небольшое ускорение роста («первый ростовой скачок»), появление первых постоянных зубов и к концу периода – еще слабых признаков полового диморфизма. Начало формирования самосознания, половой идентификации (осознание пола), первоначальное становление личности.
Второе детство (8-11 лет у женщин и 8-12 лет у мужчин). Завершение прорезывания постоянных зубов, кроме «зубов мудрости». Начало полового созревания и усиленного роста тела в длину, прежде всего у женщин. Осознание места в системе общественных отношений, развитие внимания и произвольной памяти.
Подростковый период (12-15 лет у женщин и 13-16 лет у мужчин). Период интенсивного полового созревания (пубертатный). Характерен пубертатный скачок роста («второй ростовой скачок»), раньше у женщин. Бурные морфофункциональные сдвиги, затрагивающие все основные системы организма. Интенсивное интеллектуальное развитие (самоанализ, самовоспитание), личностная и эмоциональная нестабильность, более высокая половая идентификация.
Юношеский возраст (16-20 лет у женщин и 17-21 год у мужчин). Окончание роста и формирования организма. Период стабилизации личности и самоопределения. Формирование мировоззрения.
Важнейшее значение в биологическом и социальном созревании человека имеют «критические периоды» онтогенеза – раннее детство, на которое приходится начало формирования речи и сознания; препубертас, совпадающий с началом школьного обучения, и пубертас, включающий время наиболее значительных изменений в морфофункциональном и психологическом статусе растущего человека. Эти две стадии вместе составляют самый длительный и ответственный период восходящей фазы онтогенеза – перипубертатный. Его границы до некоторой степени условны; обычно они охватывают второе детство и подростковый период, частично – первое детство и юношеский период.
Специфика этого этапа онтогенеза человека – выделение особой препубертатной стадии – «адренархе». В основе адреналовой фазы – созревание сетчатой зоны коры надпочечных желез, вырабатывающей мужские половые гормоны – андрогены.
В
перипубертатном периоде
Наиболее
существенные сдвиги организма подростка
происходят под воздействием половых
гормонов, которые существенно влияют
на рост, обмен веществ, состав тела, пропорции,
показатели крови, мозг и поведение.
Факторы
и критерии роста
и развития в постнатальном
онтогенезе.
В норме процессы роста и развития имеют четкую направленность и способность к самостабилизации, сохранению постоянства в развивающихся системах (гомеорезис). Наследственная основа этих регулирующих механизмов особенно отчетливо выявляется в случаях грубых нарушений генетического равновесия, например при аномалиях хромосом. Вместе с тем, происходящая в ходе индивидуального развития реализация наследственной программы в значительной степени зависит от конкретных условий среды, прежде всего, социально-экономических и экологических факторов. В принципе, чем шире зона нормальной реактивности различных систем организма, тем оптимальнее протекает его развитие, т.к. он лучше защищен от повреждающих внешних воздействий. Для человека характерна выраженная индивидуализация темпов развития. В ходе онтогенеза выявляются последовательные этапы созревания, каждый из которых имеет свою возрастную норму. По существу онтогенез можно представить как смену возрастных норм, однако в пределах каждой «нормы», наряду с «типичным», имеются и отклоняющиеся варианты развития. Принцип смены возрастных норм лежит в основе концепции биологического возраста.
Биологический
возраст – фундаментальная
Поскольку различные системы и органы созревают неравномерно, основное значение приобретает выбор наиболее информативного, «ведущего» для данного этапа (этапов) онтогенеза критерия.
Основные критерии биологического возраста могут быть морфологическими, физиологическими, биохимическими, психофизиологическими, отчасти психологическими. Основное значение на практике имеют критерии «морфологической зрелости» (скелетный и зубной возраст, половое развитие). Из числа физиолого-биохимических критериев следует выделить показатели метаболизма (основной обмен), созревания ЦНС и эндокринного статуса (гормональные индексы).
К
числу наиболее распространенных физиологических
и биохимических критериев
При
оценке биологического возраста используются
также возрастные особенности сердечно-
На примере взаимоотношений между темпами скелетного созревания и гормональными факторами его стимуляции в периоде адренархе у женщин можно продемонстрировать «затухание» морфогенетической реакции и тем самым предотвращение невыгодного для организма слишком быстрого развития.
Психическое развитие и биологический возраст. Проблема соотношения темпов психического (эмоционального, умственного) и физического развития представляет особый интерес для возрастной биологии человека, антропологии и педагогики в связи с акселерацией развития и изучением особенностей становления психической (и социальной) зрелости современного человека.
Признание в качестве критериев определенных стадий зрелости и, следовательно, биологического возраста получили многие показатели: величина и плотность расположения нейронов, содержание ДНК.
Среди
возможных психологических
Из
числа внешних факторов наиболее
значимы социально-
Основные
особенности онтогенеза
человека на современном
этапе его биосоциального
развития.
На протяжении ХХ столетия в биосоциальном развитии человечества происходили важные события, затронувшие обе основные и наиболее ответственные фазы онтогенеза. В первую очередь речь идет об ускорении темпов развития и увеличении продолжительности жизни, которые в конечном итоге привели к перераспределению возрастного состава популяций и их демографическому постарению в большинстве развитых стран мира.
Акселерация – термин, введенный немецким педиатром Э. Кохом (1935) для обозначения ускорения физического, полового, отчасти и психического развития, которое стало проявляться с начала ХХ века в ряде стран Европы и в Северной Америке. Впоследствии это явление распространилось широко, охватив в разной степени все континенты. Опережение (обычно на 1-3 года) касается в первую очередь критериев морфологической зрелости – созревания скелета, прорезывания зубов, полового и соматического развития и др., но оно затрагивает и некоторые физиологические функции, а также, и интеллектуальное развитие. Ускорение проявляется на всех этапах постнатального онтогенеза, но в наибольшей степени – в детском и подростковом возрастах: оно может сказываться по-разному в зависимости от пола (чаще лучше выражено у мужчин) и конституционального статуса. Существуют также этнотерриториальные и эколого-популяционные различия; в некоторых группах населения сколько-нибудь выраженная акселерация может отсутствовать.