Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 23:55, доклад
Этап сбора социологической информации представляет наибольший интерес, потому что именно на этом этапе добываются новые знания, другие этапы базируются на уже готовых данных. Разработка программы опирается на уже имеющиеся, а обработка и анализ на вновь полученные данные. Качество (достоверность, объективность) информации зависит прежде всего от того, какими методами она была получена. При сборе первичных данных в социологии принято выделять три основных метода.
Анализ
современных методов сбора
Этап сбора социологической информации представляет наибольший интерес, потому что именно на этом этапе добываются новые знания, другие этапы базируются на уже готовых данных. Разработка программы опирается на уже имеющиеся, а обработка и анализ на вновь полученные данные. Качество (достоверность, объективность) информации зависит прежде всего от того, какими методами она была получена. При сборе первичных данных в социологии принято выделять три основных метода:
1.Анализ документов
(качественный и
Значительная часть информации,
Документ – специально созданный человеком предмет для передачи и хранения информации. Документы классифицируются: с точки зрения целевого назначения (целевые,наличные), по степени персонификации (личные,безличные), в зависимости от статуса источника (официальные,неофициальные), по источнику информации (официальные,неофициальные).
Документальные источники несут уникальную и разнообразную информацию о социальных явлениях и процессах. Важно найти методы,позволяющие извлечь искомую информацию с достаточной надежностью. Методы включают все многообразие умственных операций, направленных на интерпретацию содержания документов в соответствии с целью исследования.
1.Традиционный (качественный
анализ) – это не просто ознакомление
с документом,а именно метод
исследования, предполагающий выдвижение
определённых гипотез,
Этот вид анализа представляет
собой адаптацию содержания документа
к исследовательской задаче,
Необходимо дать оценку качества
документов,которая включает выяснение
условий,целей и причин создания
документа,установление его авторства.Выясняются
факторы достоверности
2.Количественный(контент-
Контент-анализ – это метод изучения сообщений, создаваемых в различных сферах социальной коммуникации и зафиксированных в форме письменного текста на бумаге или записи на каких-либо иных физических носителях. Суть метода заключается в том, чтобы найти и использовать для подсчёта такие признаки документа, которые отражали бы определенные существенные стороны его содержания.
Требование объективности анализа делает необходимым перевод исследуемого материала на язык гипотез в единицах, которые позволяют точно описать характеристики текста. Единицей анализа, смысловой или качественной, является та часть содержания,которая выделяется как элемент, подводимый под ту или иную категорию. Категории анализа – это понятия в соответствии с которыми будут сортироваться единицы анализа. Контент-анализ самый популярный метод изучения СМИ.Его целесообразно использовать при наличиибольших текстовых массивов с четкой структурой, определяемой коммуникативными намерениями авторов текста.
2.Наблюдение (невключенное и включенное)
Наблюдение в социологии – метод сбора информации путём непосредственного изучения социального явления в его естественных условиях. Это сбор первичной специальной информации путём регистрации исследователем событий и условий,в которых они имеют место. Процесс исследования социального явления методом наблюдения можно описать так: формулировка проблемы,описание объекта наблюдения, определение задач. Наблюдение в социологии –простейший метод сбора первичной информации, лежащий в основе других методов.
По степени формализованности выделяют нестандартизированное (бесструктурное) и стандартизированное исследование.
В случае нестандартизированного наблюдения исследователь определяет лишь общие направления наблюдения, принципиальный план.Результаты фиксируются в свободной форме непосредственно в процессе наблюдения или позднее по памяти.
Стандартизированная техника наблюдения предполагает наличие предварительно детально разработанного списка событий, признаков, которые предстоит наблюдать, инструкции для наблюдателей, единообразных кодификаторов для регистрации наблюдаемых явлений, определение условий и ситуаций наблюдения. По характеру окружающей обстановки различают лабораторные (позволяют полностью контролировать условия исследования) и полевые (естественность наблюдаемого поведения). В зависимости от места исследователя в наблюдаемом процессе можно выделить включенную и невключенную форму наблюдения.
В зависимости от роли наблюдателя в изучаемой ситуации, его связи с объектом наблюдения, различают 4 вида наблюдения:
Полное участие
наблюдателя в ситуации предполагает
включение наблюдателя в
Участник ситуации
как наблюдатель.Исследователь
Наблюдатель как участник.В этом случае наблюдатель – прежде всего исследователь, взаимодействует с участниками исследования, но не претендует быть его участником.
Полностью наблюдатель – не взаимодействует с участниками исследования, только наблюдает, оставаясь вне поля их зрения.
Метод наблюдения – основа для относительно узких по объему монографических исследований одного или немногих объектов, таких как массовые митинги, повседневная работа администрации или коллектива. Главное достоинство метода – возможно уловить детали явления, его многогранность. К недостаткам можно отнести качественный характер выводов, которые можно получить в процессе наблюдения и возможность привнесения субъективности.
3.Опрос
(анкетирование и
Опросы – незаменимый способ для получения информации о социальных фактах и социальной деятельности. К этому методу обращаются тогда, когда для решения поставленной задачи необходимо получить информацию о сфере сознания людей (мнениях, мотивах, поведениях, оценках окружающей действительности). Респондент – человек, который отвечает на вопросы анкеты или у которого берут интервью. Искусство опроса состоит в правильной формулировке и расположении вопросов. К опросу предъявляются определённые требования: опрос должен проводиться на репрезентативной выборке, длительность опроса не более 30-40 минут, поскольку усталость респондента не позволит получаить полноценные ответы, интерес к предмету опроса должен не снижаться, а постепенно нарастать, поэтому более сложные вопросы следуют за более простыми. Первый вопрос должен быть нейтральным. Трудные вопросы в середине анкеты. Вопросы должны быть чёткими, ясными, отвечать требованиям логики: вначале устанавливается факт, потом даётся его оценка.
Анкетный опрос начинается с формулировки программных вопросов, с перевода поставленных в программе исследования проблем в вопросы,исключающие различные толкования и доступные пониманию опрашиваемых. Опрос в форме анкетирования заключается в записи ответов респондентов на вопросы в присутствии или без участия исследователя.
Интервьюирование – форма очного проведения опроса, при котором исследователь находится в непосредственном контакте с респондентом.
Анкетер – лицо которое проводит сбор заполненных анкет.
Недостатки опроса как метода социологического исследования заключаются в том, что часть сведений сообщаемых в анкетах и интервью намеренно или невольно искажается опрашиваемыми.
Информация о работе Анализ современных методов сбора информации