Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 15:27, контрольная работа
Целью нашей работы является рассмотрение основных методов, но не техники анализа данных. Из технических средств мы используем наипростейшие, чтобы не затруднять понимание существа рассматриваемого метода и его аналитических возможностей
Введение
1. Подготовка эмпирических данных к обработке и анализу
2. Сущность и виды группировок. Таблицы и графики: их
роль в анализе социологических данных
3. Структура отчета о социологическом исследовании.
Основные требования к его составлению
Заключение
Список используемой литературы
Рисунок 1 – Полигон и гистограмма частот.
3. Структура отчета о социологическом исследовании. Основные требования к его составлению
Отчет о социологическом исследовании - форма подведения итогов социологического исследования. Содержит описание всех разделов программы исследования, изложение используемых в ней теорий, методологического и методического аппарата, описание и объяснение полученных данных, выводы и рекомендации. Это самостоятельный вид научной работы, исходный документ для подготовки директивных решений, а также научных трудов - монографий, диссертаций и т. п. Отчет содержит информацию о решении доставленных в исследовании задач. Наряду с этим к нему даются приложения[3, стр. 98].
В отчете излагается:
- последовательность
выполнения программы
-анализ полученных эмпирических данных,
-обоснование выводов и рекомендации.
В приложении приводятся цифровые, графические и иные показатели и документы, а также методические материалы: анкеты, бланки, тесты и др.
Начинается отчет с введения, в котором обосновывается место исследования в ряду др. исследований темы (при наличии таковых) или более широкого исследовательского проекта.
В первом разделе отчета дается общая характеристика исследования - раскрываются основные методологические и методические положения исследовательской программы, специально выделяется параграф, характеризующий процесс реализации программы (сбор полевой информации; реализация выборки; обработка информации; состав опрошенной выборочной совокупности; границы выводов).
В разделе втором дается анализ результатов исследования, который заключают выводы и рекомендации.
Характер отчета во многом отражает тип исследования - сугубо научный или прикладной. При подготовке отчета по исследованию первого типа внимание акцентируется в первую очередь на постановке проблем, их концептуальной разработке и формулировании целей и задач исследования. Наряду с этим дается оценка степени разработанности проблемы, существующие подходы к ее изучению и решению. В разделе, посвященном анализу результатов исследования, обосновывается достигнутый уровень решения поставленных задач, формулируются выводы и на их основе рекомендации. В приложении к отчету даются материалы, иллюстрирующие положения всех разделов отчета. Подобная форма отчета может быть использована и при "заказных" исследованиях. Однако при его составлении акцент должен быть сделан на практических выводах и рекомендациях. В такого рода исследованиях на начальном этапе их подготовки осуществляется перевод проблемной соц. ситуации на язык исследования, а на конечном этапе, при формулировании практических рекомендаций, происходит перевод результатов исследования на язык управленческих решений.
Наряду с полным отчетом обычно готовится и сокращенный вариант, раскрывающий основное содержание решаемых задач и пути их реализации.
Различают два основных вида отчета: промежуточный и итоговый. Промежуточный отчет, как правило, отражает либо незавершенность исследования в полном объеме, либо предварительный, первичный анализ его результатов.
Итоговый отчет
о результатах исследования должен
полно, всесторонне и глубоко
раскрывать поиски, находки и пробелы
на всех его этапах, вскрывать проблемы,
оставшиеся нерешенными; строго следовать
разработанному программой методологических
и методических аппарату исследования;
отражать все направления организационной
работы на всех этапах реализации исследования
и обработки его результатов. Рекомендации,
как и перечень основных предложений,
вытекающих из анализа отчетных данных,
должны носить конкретный, реалистичный
характер, иметь необходимые обоснования
в контексте отчета, подтверждаться статистическими
и др. данными (если таковые имеются) и
доводиться до сведения заказчика.[7]
Заключение
В данной контрольной работе мы выявили, что проведение социологического исследования - процесс, насыщенный разными видами работ, научными процедурами и операциями, поэтому социологу следует позаботиться о надежной теоретической основе исследования, продумать его общую логику, разработать методические документы для сбора информации, сформировать исследовательскую группу из людей, имеющих интерес и способности к осмыслению общественных явлений и процессов, к анализу социологических данных.
Приступая к анализу данных, необходимо строго придерживаться программных гипотез, избегая двух крайностей: поспешных заключений когда факты «укладываются» в гипотезу и соблазна увлечься самим процессом анализа, что нередко уводит в сторону от целевой ориентации исследования. Первоначальные группировки и классификации разумнее всего производить, исходя из элементарных описательных гипотез, а последующие - предварять уточняющими и интерпретационными предположениями, продвигаясь к объяснительным.
Если гипотезы
нетривиальны, особое внимание следует
уделять заключениям, которые с
ними, не согласуются. Не следует смешивать
уточнение и интерпретацию
В целом социологическое исследование удается тогда, когда есть уверенность, что весь объем необходимых работ выполнен в соответствии с предъявляемыми научными требованиями.
Также следует
сказать, что эмпирические социологические
исследования на сегодняшний день вышли
за рамки собственно социологической
проблематики. Политологи и политики,
юристы и управленцы, философы и теологи,
филологи и журналисты, экономисты и бизнесмены,
психологи и педагоги, историки, культурологи
и деятели культуры, социальные работники
и все прочие специалисты социогуманитарного
профиля - активные потребители информации,
вырабатываемой путем проведения эмпирических
социологических исследований. Используя
ее, они решают свои профессиональные
проблемы как практического, так и теоретического
характера.
Список используемой литературы
1. Божков О.Б. Компьютерные технологии в социологическом исследовании. – Спб: СНИЦ, 2007.
2. Габдуллина К., Раисов Е.Г. Социология: Учебник для студентов высших учебных заведений. – Алматы: Нур-пресс, 2006.
3. Давыдов С. А.. Социология: конспект лекций.– М: Эксмо, 2008.
4. Ритерман Т.П. Социология: Полный курс. Шпаргалка.- Спб: АСТ, Астрель, 2009.
5. Статистика: учебник для студентов средних проф.учебных заведений. В.С. Мхитарян, Дубров Т.А., Минашкин В.Г. и др. - М.: Академия, 2007.
6. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования.- М.: Академкнига ИКЦ, 2006.
7. Источникиз Интернета
http://socioline.ru/_seminar/
8. Источник из Интернета
http://www.grandars.ru/