Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 22:02, реферат
Цели и задачи исследования. Целью данной работы является анализ и реконструкция этического учения Н.Н. Алексеева в рамках русской этической и философско-правовой традиции, выявление специфики соотношения права и нравственности.
Реализация указанной цели потребовала постановки и решения ряда исследовательских задач:
1. Выявление социокультурных, мировоззренческих и методологических предпосылок этики права Н.Н. Алексеева;
определение идейно-теоретических оснований концептуализации правовых и нравственных феноменов в философии Н.Н. Алексеева;2
анализ методологических оснований решения Н.Н. Алексеевым проблемы соотношения права и нравственности;
раскрытие основных направлений критики Н.Н. Алексеевым западноевропейских и российских философско-правовых и теоретико-правовых концепций соотношения права и нравственности;
реконструкция философского обоснования этики права Н.Н. Алексеева;3
раскрытие мировоззренческого и методологического значения теоретических понятий права и нравственности для определения значения этих феноменов в общественном развитии;
Введение 3
1.Биография Алексеева Н.Н. 8
2.Евразийская концепция государства и права 12
3.Теория правомочий и правообязанностей Н.Н. Алексеева 22
Заключение 26
Список литературы 28
Действительно,
перемены в настроении писателя более
чем заметны. Теперь Платон однозначно
характеризуется Алексеевым как "реакционный
мыслитель, которому спартанский казарменный
строй милее, чем прославленные Периклом
Афины".1516 Алексеев упрекает Платона
в том, в чем ранее видел смысл идеократического
государства: в стремлении ради торжества
истины жертвовать свободой. Утверждая,
что древнегреческий философ не любит
свободы и привечает лишь порядок, Алексеев
замечает, что "Платон хочет упорядочить
не только внешнюю жизнь людей, но и их
внутренний мир, их умонастроения, мысли
и чувства. Он хочет привить им единую
обязательную доктрину. Платонова политическая
система, - акцентирует Алексеев, - есть
единственный в своем роде образец идеократии.
По духу своему она ближе всего к тому,
что ныне носит имя фашизма - и не без основания
идеологи современного фашизма не раз
высказывали свое сочувствие Платонову
политическому идеалу".17 Воскрешение
политического платонизма в ХХ в. Н.Н. Алексеев
связывает с последовавшим после Первой
мировой войны "стихийным творчеством
новых политических форм, приспособляющихся
к новым условиям классовой борьбы в эпоху
империализма и империалистических войн".18
(Прочитай кто-нибудь эту цитату вслух
без указания автора, и мало кто усомнился
бы, что она не взята из какого-нибудь отчетного
доклада на съезде КПСС!). Эти новые политические
формы вылились в итальянский фашизм и
немецкий национал-социализм, идеологи
которых нередко ссылались на Платона
и опирались на его философский авторитет.
18 Вывод Алексеева категоричен: "Платонов
политический проект имел все шансы стать
настольной книгой для послевоенной политики
в случае немецкой победы". 19 Симпатии
ученого скорее теперь принадлежат Аристотелю,
интерес, к сочинениям которого был проявлен
уже в самом начале творческого пути. А
основное отличие Аристотеля от Платона
- в признании принципа античного демократизма,
который носил у Стагирита весьма умеренный
характер. Именно политические идеи Аристотеля,
подчеркивает Алексеев, стали руководящими
в политических доктринах и в государствоведении
европейского мира. Вот характерное место
из характеристики, данной Алексеевым
политическому учению Макиавелли: "Своеобразная
гениальность флорентийского секретаря,
- пишет Алексеев, - состояла в том, что
он сумел, открыто и честно раскрыть в
политике тот ее отрицательный, демонический
элемент, который скрывался в политической
литературе или из целей нравоучительных,
желая морально воздействовать на властителей,
монархов, князей и тиранов; или же из простого
лицемерия. Можно сказать, что в той мере,
в какой политике всегда присущ такой
демонический элемент, - от нее неотделим
также и практический макиавеллизм, который
дожил и до наших дней. 21 В 1928 г. к
новому французскому переводу "Князя"
Муссолини написал "Предисловие",
в котором говорил, что хотел бы назвать
эту книгу "Вадемекумом 22 государственного
деятеля". После четырех столетий, спрашивал
он, "содержится ли что-нибудь актуальное
в трактате "Князь"? И отвечал: Я утверждаю,
что доктрина Макиавелли в настоящее время
более актуальна, чем четыре столетия
тому назад, так как, несмотря на громадные
изменения внешних условий нашего существования,
незаметно никаких глубоких изменений
в психологии отдельных людей и народов".
Слова эти, - резюмирует Алексеев, - могут
свидетельствовать, что книги Макиавелли
являлись не настольными руководствами
политического деятеля вообще, но, "вадемекумом"
для диктаторов, как прошлых, так настоящих
и будущих времен".20 23
Теория
правомочий и правообязанностей
Н.Н. Алексеев рассматривает как своеобразный
аксиологический аналог психологической
теории Л.И. Петражицкого. Преодоление
характерных для теории Л.И. Петражицкого
субъективизма и релятивизма Н.Н. Алексеев
считает одной из особенностей собственной
теории. В исследовании подчеркивается,
что наиболее глубоким элементом правовой
структуры является носитель обнаруживающих
ценности актов - субъект, лицо. Таким «деятельным»
лицом может быть только человек, или «физическое
лицо». Лицом в этическом смысле этого
слова может быть признан только разумный
человек и ни в коем случае не может быть
признан ребенок, слабоумный или животное.
Границы нравственной актуальности для
Н.Н. Алексеева совпадают с актуальностью
жизни, с «живым», как непосредственно
деятельным и активным, а не с субъектом,
признающим этические нормы. Идея нравственной
актуальности суживается теориями до
пределов актуальной жизни самосознающего
Я и исключает всю подсознательную и сверхсознательную
жизнь. Н.Н. Алексеев определяет, что
высшая область нравственности связана
с существом духовной жизни, в которой
мыслитель также выделяет несколько ступеней:
а) моральной сознательности и рефлексии,
принимаемая моралистами за единственно
возможную форму моральной деятельности,
б) морального экстаза - более высокая
ступень нравственности, в которой
погашается всякая рефлексия, всякий гнозис.
На этой ступени добро настолько проникает
жизнь, что сама жизнь становится полнотой
добра. Правовые акты не имеют отношения
к низшей ступени нравственности, на которой
господствует «жизненный порыв». Праву
чужда также и высшая нравственная ступень,
- ступень нравственного экстаза. И там
и здесь одинаково нет места признанию,
- этому основному акту, в котором проявляются
правовые ценности.
Признание, по мысли Н.Н. Алексеева, есть
акт, возможный только на средних ступенях
моральной жизни, на ступенях рефлексии
и гнозиса. Область субъекта права значительно
совпадает со способностью совершать
акты, которые можно назвать сознательными
и разумными, сфера же этического субъекта
значительно шире и определяется не только
сознательной, но и бессознательной и
даже сверхсознательными аспектами жизни.
К числу наиболее распространенных определений
права принадлежат следующие: «право есть
обузданный эгоизм», «право есть защищенный
интерес» или «область внешней свободы»,
или «равновесие между свободой и равенством»,
что подвергается им критике за антропологизм
и релятивизм. Личности самой по себе,
может быть присуща только ценность исполнительная.21
Следовательно, определенные свойства
личности являются предметом правовой
защиты и правового признания. Субъектом
правового признания, согласно Н.Н. Алексееву,
может быть, также, воплощенная или реализованная
ценность, например, произведение искусства,
предмет религиозного почитания, хозяйственное
благо и т.д. Поскольку они реализованы
и существуют в совместной жизни, то входят
в разнообразные взаимные отношения и
образуют общий порядок существования,
построенный на отношениях, которые называются
правовыми. Право, утверждает Н.Н. Алексеев,
есть область ценного. Различие же между
нравственным и правовым отношением к
ценностям сводится к
различным степеням глубины в их переживаниях.
Право, с этой точки зрения, является определенным
уровнем восприятия ценностей, представляя
собой «интеллектуальный» подход к ценностям.
Особенности чисто правового, интеллектуального
отношения к ценностям Н.Н. Алексеев выражает
через понятие «признания». Под признанием
подразумевается особое отношение к ценностям,
сводящееся к' установлению интеллектуального
общения с ними. Для нравственного же опыта
требуется умение переживать, умение всей
душой любить и ненавидеть. Нравственность,
построенная на «признании», вырождается
в сухой, холодный формализм. «Признание»
есть не этический, а правовой акт, и построение
этики на идее признания, по мнению мыслителя,
есть своеобразный этический юридизм,
перенесение в область нравственности
правовых понятий. В работе рассматриваются
историко-философские и теоретические
основания соотношения права и нравственности.
Рассматривая современные тенденции развития
научной этики, мыслитель подчеркивает
ее секуляризованность от религии, в силу
чего она не в состоянии решать фундаментальные
нравственные вопросы бытия, быть тем
ценностным основанием и практическим
руководством в жизни. Он убежден в том,
что гедонизм и утилитаризм являются истоками
современной этики. В праве он выделяет
следующие черты: ^необходимость соблюдения
норм, выраженную законом; 2)принуждение
как атрибутивный характер правовых норм.
Современное представление о праве секуляризировано,
т.е. отделено от религиозных и нравственных
истоков. Понятие преступления, которое
является основным и кардинальным понятием
права, исходит из религиозно-нравственных
требований и нормативов, таких как «не
убий», «не укради», чти отца и матерь твою»
и др. Н.Н. Алексеев считает, что право здесь
связано с моралью и представлено как
минимум нравственности. Это, по его мнению,
означает, что правовая нормативность
понимается как возможность такого социального
поведения, при котором гарантирован порядок
и соблюдение равенства личных и общественных
интересов. Определение
права как минимума нравственности характерно
для соответствующего периода культурного
развития общества. С точки зрения мыслителя
данное понимание права свойственно для
такого общества, в котором имеет место
секуляризация права и религии. Право
как максимум нравственности выступает,
с точки зрения Н.Н. Алексеева, как синтез
морали и права, подразумевающую реальную
«включенность» морали в правовую нормативность.
Мыслитель рассматривает право как ценностное
выражение справедливости, определяющей
объективный порядок. В этой связи он подчеркивает
то, что ценности имеют: а) объективный
характер; б) они не могут быть равнозначными
по своему существу, по этому имеют родовой
характер.
Н.Н. Алексеев считает, что мораль и право
являются формами общественной регуляции,
которые отличаются друг от друга, но имеют
единое религиозно - историческое основание.
Он подчеркивает и убедительно доказывает,
что этим основанием является религия,
которая обеспечивала синкретизм нравственных
и правовых норм социальной регуляции.
Мыслитель подчеркивает, что основными
чертами характеризующими нормативность
права и, определяющие его качественное
отличие от нравственности являются такие
понятия как преступление и принудительность.
Именно эти понятия выделяют право, обозначая
его своеобразие. Исторически нравственные
характеристики дают возможность выделить
правовой характер регуляции через понятия
преступления (заповедей). В дальнейшем,
с развитием государственности, правовых
институтов правовые нормы отчуждаются
от морали, принимают самостоятельный
характер и соответствующий социальный
статус. Н.Н. Алексеев подчеркивает, что
процесс секуляризации, отчуждающий мораль
и право от их религиозных истоков, приводят
к автономии этих форм социальной регуляции.
Заключение
Евразийское
учение о праве и государстве,
сформулированное Н.Н. Алексеевым, можно,
таким образом, охарактеризовать как своеобразное
сочетание элементов консерватизма и
прогрессизма, русского традиционализма
и попыток позитивного осмысления советского
социально-политического опыта. Заслуживают
внимания его осуществившиеся прогнозы
насчёт эволюции советского строя. Таким
образом, Н. Н. Алексеев подчеркивает неизбежную
взаимосвязь, взаимовлияние в обществе
права и нравственности. В целом, изучив
философско-правовое наследие Н. Н. Алексеева,
можно сделать следующие выводы: 1) Н. Н.
Алексеев выявляет опасные тенденции
в общественной и политической жизни государства,
предостерегая от понимания права как
единственного регулятора общественных
и политических отношений; 2) Н. Н. Алексеев
считает возможной и необходимой апелляцию
к естественно-правовому подходу в философии
права, однако при условии отказа от отождествления
естественного права с началами вечности,
натуральности, отказа от понимания естественного
права как должного для права положительного; 3)
используя аксиологический и персоналистический
подход, Н. Н. Алексеев опровергает первоочередность
для общества и государства имперсональных,
сверхперсональных ценностей, утверждая
в качестве высшей правовой ценности человеческую
личность; 4) истинное понимание личности
он отграничивает от крайностей индивидуализма
(выражающихся в эмоционализме психологической
теории права Л. И. Петражицкого) и коллективизма
(предполагающего рассмотрение человека
только как элемента совокупного целого); 5)
используя феноменологический подход,
Н. Н. Алексеев рассматривает правовой
идеал не как проповедь совершенного устройства,
земного рая, а как поиск и адекватное
описание реальных условий обеспечения
справедливого правопорядка, в котором
будут обоснованы и гарантированы права,
свободы и обязанности граждан; 6) выходом
из кризиса науки, в частности философии
права в настоящее время, он видит утверждение
в качестве основных, высших ценностей
личности и справедливости, утверждение
иерархии ценностей в обществе, что будет
способствовать отказу от крайностей
в отношении права - либо в пользу абсолютизации
права и рассмотрения его как самоцели,
либо до низведения права до ничтожного
элемента общества и государства.
Список литературы
Информация о работе Анализ и реконструкция этического учения Н.Н. Алексеева