Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские
формирования и органы при обеспечении
режима военного положения выполняют
следующие задачи:
1) поддержание особого режима
въезда на территорию, на которой
введено военное положение, и
выезда с нее, а также ограничение
свободы передвижения по ней;
2) участие в спасении и эвакуации
населения, проведении аварийно-спасательных
и других неотложных работ,
борьбе с пожарами, эпидемиями
и эпизоотиями;
3) охрана военных, важных государственных
и специальных объектов, объектов,
обеспечивающих жизнедеятельность
населения, функционирование транспорта,
коммуникаций и связи, объектов
энергетики, а также объектов, представляющих
повышенную опасность для жизни и здоровья
людей и для окружающей природной среды;
4) пресечение деятельности незаконных
вооруженных формирований, террористической
и диверсионной деятельности;
5) охрана общественного порядка
и обеспечение общественной безопасности;
6) участие в проведении иных
мероприятий по обеспечению режима
военного положения.
Полномочия Президента России:
1) осуществляет руководство организацией
обеспечения режима военного
положения;
2) обеспечивает согласованное функционирование
и взаимодействие органов государственной
власти в целях обеспечения
режима военного положения;
3) контролирует применение мер
по обеспечению военного положения;
4) определяет в соответствии
с настоящим ФКЗ меры по
обеспечению режима военного
положения, применяемые федеральными
органами исполнительной власти,
органами исполнительной власти
субъектов РФ и органами военного
управления на территории, на
которой введено военное положение,
а также полномочия указанных
органов по применению этих
мер;
5) определяет задачи и устанавливает
порядок привлечения Вооруженных
Сил России, других войск, воинских
формирований и органов для
обеспечения режима военного
положения;
6) приостанавливает деятельность
политических партий, других общественных
объединений, религиозных объединений,
ведущих пропаганду и (или)
агитацию, а равно иную деятельность,
подрывающую в условиях военного
положения оборону и безопасность
России;
7) устанавливает запреты или
ограничения на проведение собраний,
митингов и демонстраций, шествий
и пикетирования, а также иных
массовых мероприятий;
8) устанавливает запреты на проведение
забастовок и на приостановление
или прекращение деятельности
организаций иным способом;
9) определяет порядок прохождения
военной службы в период действия
военного положения;
10) принимает необходимые меры
по прекращению или приостановлению
действия международных договоров
России с иностранным государством
(группой государств), совершившим
(совершивших) акт агрессии против
РФ, и (или) государствами, союзными
с ним (ними);
11) прекращает в условиях военного
положения деятельность в РФ
иностранных и международных
организаций, в отношении которых
правоохранительными органами получены
достоверные сведения о том,
что указанные организации осуществляют
деятельность, направленную на подрыв
обороны и безопасности РФ;
12) устанавливает на территории,
на которой введено военное
положение, особый режим работы
объектов, обеспечивающих функционирование
транспорта, коммуникаций и связи,
объектов энергетики, а также
объектов, представляющих повышенную
опасность для жизни и здоровья
людей и для окружающей природной
среды;
13) утверждает положения о федеральных
органах исполнительной власти,
руководство которыми он осуществляет.
Полномочия Совета Федерации ФС
РФ:
1) рассматривает принятые Государственной
Думой федеральные законы, по
вопросам обеспечения режима
военного положения;
2) рассматривает принятые Государственной
Думой федеральные законы, по
вопросам прекращения или приостановления
действия международных договоров
Российской Федерации с иностранным
государством (группой государств),
совершившим (совершивших) акт
агрессии против Российской Федерации,
и государствами, союзными с
ним (ними).
Полномочия Государственной Думы
ФС РФ:
1) принимает федеральные законы
по вопросам обеспечения режима
военного положения;
2) принимает федеральные законы
по вопросам прекращения или
приостановления действия международных
договоров Российской Федерации
с иностранным государством (группой
государств), совершившим (совершивших)
акт агрессии против Российской
Федерации, и государствами, союзными
с ним (ними).
Полномочия Правительство России:
1) руководит в пределах своей
компетенции деятельностью федеральных
органов исполнительной власти,
органов исполнительной власти
субъектов РФ и организаций
по обеспечению режима военного
положения;
2) организует разработку и обеспечивает
применение мер, направленных
на производство продукции (выполнение
работ, оказание услуг) для
государственных нужд, обеспечения
Вооруженных Сил РФ, других войск,
воинских формирований и органов, специальных
формирований и для нужд населения;
3) определяет порядок заключения
договоров (контрактов) на выполнение
организациями заданий (заказов)
в целях обеспечения обороны
и безопасности Российской Федерации,
а также порядок прекращения
действия ранее заключенных договоров
(контрактов);
4) организует работу по обеспечению
потребностей государства в период
действия военного положения
материально-техническими, трудовыми
и другими ресурсами, организует
разработку военно-хозяйственного
плана;
5) утверждает положения о федеральных
органах исполнительной власти,
руководство которыми оно осуществляет.
Председатель Правительства России,
исходя из интересов обеспечения
обороны и безопасности РФ, представляет
Президенту РФ предложения о структуре
федеральных органов исполнительной
власти на период действия военного положения.
Для обеспечения режима военного положения
федеральными органами исполнительной
власти в пределах их компетенции
осуществляются следующие полномочия:
1) организация производства продукции
(выполнения работ, оказания услуг)
для государственных нужд, обеспечения
Вооруженных Сил РФ, других войск,
воинских формирований и органов,
специальных формирований и для
нужд населения;
2) организация снабжения (при
необходимости нормированного) населения
продовольственными и непродовольственными
товарами и медицинского обслуживания
населения;
3) регулирование деятельности организаций
промышленности, торговли, общественного
питания, бытового обслуживания
и коммунального хозяйства;
4) оповещение через средства
массовой информации населения
территории, на которой введено
военное положение, о порядке
применения мер, предусмотренных
настоящим Федеральным конституционным
законом.
По вопросам своей деятельности
федеральные органы исполнительной
власти, их территориальные органы
и должностные лица, обеспечивающие
режим военного положения, издают в
пределах своей компетенции правовые
акты, обязательные для исполнения
органами исполнительной власти субъектов
РФ, органами местного самоуправления,
организациями и их должностными
лицами, а также гражданами.
На территории, на которой введено
военное положение, органами исполнительной
власти субъектов РФ в пределах их
компетенции осуществляются следующие
полномочия:
1) организация производства продукции
(выполнения работ, оказания услуг)
для государственных нужд, обеспечения
Вооруженных Сил РФ, других войск,
воинских формирований и органов,
специальных формирований и для
нужд населения;
2) организация снабжения (при
необходимости нормированного) населения
продовольственными и непродовольственными
товарами и медицинского обслуживания
населения;
3) регулирование деятельности организаций
промышленности, торговли, общественного
питания, бытового обслуживания
и коммунального хозяйства;
_ 4) оповещение через средства
массовой информации населения
территории, на которой введено
военное положение, о порядке
применения мер, предусмотренных
настоящим Федеральным конституционным
законом; 5) оказание содействия федеральным
органам исполнительной власти
и органам военного управления
в применении мер, предусмотренных
настоящим Федеральным конституционным
законом.
По вопросам своей деятельности
органы исполнительной власти субъектов
РФ, обеспечивающие режим военного
положения, издают в пределах своей
компетенции правовые акты, обязательные
для исполнения органами местного самоуправления,
организациями и их должностными
лицами, а также гражданами.
На территории, на которой введено
военное положение, действуют суды,
установленные в соответствии с
Конституцией РФ и федеральными конституционными
законами. Судопроизводство осуществляется
в соответствии с Конституцией РФ,
федеральными конституционными законами
и другими федеральными законами.
В случае невозможности осуществления
правосудия судами, действующими на территории,
на которой введено военное положение,
по решению Верховного Суда РФ или
Высшего Арбитражного Суда РФ в соответствии
с их компетенцией может быть изменена
территориальная подсудность дел,
рассматриваемых в судах.
Деятельность органов прокуратуры
РФ на территории, на которой введено
военное положение, осуществляется
в соответствии с Конституцией РФ
и федеральными законами.
Особенности деятельности органов
государственной власти в период
действия военного положения (ст. 17).
1. В период действия военного
положения:
указом Президента РФ могут быть
определены федеральные органы исполнительной
власти, которыми он осуществляет руководство
по вопросам обеспечения обороны
и безопасности РФ, режима военного
положения;
указом Президента РФ функции и
полномочия федеральных органов
исполнительной власти могут быть перераспределены
исходя из интересов обеспечения
обороны и безопасности России, режима
военного положения.
2. Федеральные органы государственной
власти и органы государственной
власти субъектов РФ, порядок
осуществления полномочий и процедура
деятельности которых регулируются
принимаемыми ими регламентами,
при введении военного положения
вносят в указанные регламенты
необходимые изменения, учитывающие
особенности режима военного
положения.
Правовое положение граждан
в период действия военного положения
определено ст. 18.
1. В период действия военного
положения граждане пользуются
всеми установленными Конституцией
РФ правами и свободами человека
и гражданина, за исключением
прав и свобод, ограничение которых
установлено настоящим Федеральным
конституционным законом и другими
федеральными законами.
2. Граждане обязаны выполнять
требования настоящего ФКЗ, других
федеральных законов и иных
нормативных правовых актов РФ
по вопросам военного положения.
3. Граждане, находящиеся на территории,
на которой введено военное
положение, обязаны:
1) выполнять требования федеральных
органов исполнительной власти,
органов исполнительной власти
субъектов РФ, органов военного
управления, обеспечивающих режим
военного положения, и их должностных
лиц и оказывать содействие
таким органам и лицам;
2) являться по вызову в федеральные
органы исполнительной власти, органы
исполнительной власти субъектов
РФ и органы военного управления,
обеспечивающие режим военного
положения, а также в военные
комиссариаты районов, городов
без районного деления, иных
муниципальных (административно-территориальных)
образований, на территориях которых
указанные граждане проживают;
3) выполнять требования, изложенные
в полученных ими предписаниях,
повестках и распоряжениях федеральных
органов исполнительной власти,
органов исполнительной власти
субъектов РФ, органов военного
управления, обеспечивающих режим
военного положения, и их должностных
лиц;
4) участвовать в порядке, установленном
Правительством РФ, в выполнении
работ для нужд обороны, ликвидации
последствий применения противником
оружия, восстановлении поврежденных
(разрушенных) объектов экономики,
систем жизнеобеспечения и военных
объектов, а также в борьбе
с пожарами, эпидемиями и эпизо-отиями,
вступать в специальные формирования;