Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 11:19, доклад
ОБЯЗАННОСТЬ ЗАЩИЩАТЬ СТРАНУ- одна из основных конституционных обязанностей граждан в большинстве государств мира, а согласно конституционной доктрине ряда стран — одновременно и право граждан. Обязанность защищать страну, обычно предполагает в демократических государствах обязательную военную службу или замещающую ее альтернативную гражданскую службу, а также выполнение определенных законом повинностей в случае войны или военной опасности.
Введение.
Юридическая природа воинской обязанности.
Особенности системы комплектования Вооруженных Сил РФ
Условия перехода к новой системе комплектования Вооруженных Сил РФ
Аргументы «за».
Аргументы «против».
Заключение.
Участвовать в защите Отечества - не только юридическая обязанность, но и глубочайшее нравственное требование, патриотический долг каждого гражданина. Если Конституция одновременно закрепляет юридическую обязанность защиты Отечества в смысле воинской обязанности и глубочайшее нравственное требование участвовать в обороне страны в случае агрессии, тогда почему ч.3 ст. 59 Конституции освобождает от патриотического долга (и юридической обязанности) тех, чьим нравственным убеждениям противоречит несение военной службы? Или патриотический долг можно выполнять и на альтернативной гражданской службе? И если защита Отечества в смысле воинской обязанности - это действительно конституционная юридическая обязанность гражданина Российской Федерации, то в соответствии с принципом равноправия (ч.1 и ч.2 ст. 19 Конституции) и требованием ч.2 ст.6 Конституции (каждый гражданин Российской Федерации несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией) не следует ли распространять воинскую обязанность на всех граждан, независимо от их пола, отношения к религии, убеждений, и считать положение ч.З ст.59 противоречащим основам конституционного строя Российской Федерации?
Большинства
из этих вопросов можно избежать,
если придерживаться следующей точки
зрения законодателя, отраженной в доктрине
без ссылок на конституционную обязанность:
“Гражданин Российской Федерации в соответствии
с федеральным законом обязан защищать
Отечество - Российскую Федерацию”. Такая
точка зрения означает, что нет конституционной
юридической обязанности нести военную
службу, а есть конституционная обязанность
соблюдать Конституцию Российской Федерации
и законы (ч.2 ст. 15 Конституции), в частности,
обязанность так защищать Отечество, как
это предписывают федеральные законы,
если они не признаны противоречащими
Конституции. С этой точки зрения следует
считать положение ч.1 ст. 59 Конституции
не имеющим определенного юридического
содержания, не налагающим никаких ограничений
на личные и иные права и свободы граждан.
Таковые вытекают лишь из положения ч.2
ст.59 (гражданин несет военную службу в
соответствии с федеральным законом, что
вовсе не означает непременно всеобщую
воинскую повинность), но эти ограничения
следует понимать как конституционно
допустимые лишь с учетом всех остальных
положений Конституции о правах и свободах
человека и гражданина».
3. Особенности
системы комплектования
В современной России воинская повинность закреплена в виде установленной законом воинской обязанности. Это объективно обусловлено особенными геостратегическими условиями организации обороны национальной территории, сравнительно невысоким удельным людским и военно-техническим оборонительным ресурсом, а так же отсутствием каких либо причин экономического характера для формирования агрессивной внешней политики.
Следует отметить, что всеобщая воинская повинность была введена в России в период «милютинских реформ» с 1874 года, но ранее она осуществлялась как способ комплектования в форме поместного дворянского войска и ополчения, а затем с 1705 года и в виде рекрутской повинности, поселенного войска и казачества.
В
отличие от большинства стран
мира наемничество в
Вместе
с тем, всеобщая воинская
В
последнее десятилетие
Но
одновременно фактически
- накопления военно-обученных резервов,
- содержания ВВТ и материальных запасов;
- создания стратегических группировок на основе полной мобилизации с призывом 3,5-4 миллионов военнообязанных.
Более
того, в настоящее время не
имеет смысла рассчитывать на
создание оперативно-
В
связи с этим следует отметить,
что Д.Милютин, единственный
4. Условия
перехода к новой системе
Анализ военно-стратегической обстановки в мире показывает, что ведущей тенденцией военного строительства в наиболее развитых странах мира является постепенный переход к комплектованию вооруженных сил на основе контракта с повышением боевого потенциала обычных вооружений и роли сил общего назначения в разрешении военных конфликтов. Основными условиями перехода от системы комплектования по призыву к качественно новой форме комплектования — службе по контракту являются:
- особо благоприятные геополитические и другие условия для организации обороны национальной территории небольшими профессиональными, полностью боеготовыми армиями;
- осуществление
в международной практике
- существенное
повышение боевого потенциала
вооружения при снижении
- снижение
значения «массовых армий», и
заблаговременного накопления
- наличие
ядерного оружия и явного
С
известными поправками на
В силу общей тенденции развития военно-стратегической ситуации в мире представляется неизбежным переход от существующих и казалось бы подтвержденных российской практикой направлений военного строительства (например, создания мобилизационной системы Вооруженных Сил и экономики, стратегических резервов, многомиллионных военно-обученных ресурсов и т.д.) к их современной оценке в качестве военно-исторических анахронизмов, тупиковых и неприемлемых для формирования современных ВС военно-стратегических концепций. Очевидно, что разработка «новых форм и концепций применения Вооруженных Сил» потребует строительства военной организации в новом облике, в том числе с учетом изменения системы комплектования и ограничения возможностей по накоплению военно-обученного ресурса для новых формирований военного времени. Вполне очевидно, что комплектование Вооруженных Сил является важнейшей составной частью военного строительства в России, а коренное изменение системы комплектования связано с комплексной разработкой концепции военного строительства и мобилизации с учетом изменения военно-стратегической обстановки и реалистического прогноза социально-экономического развития России и в первой половине XXI столетия.
Словари
дают достаточно близкое
История воинской повинности в России насчитывает несколько столетий. В Древней Руси до XVII в. воинская повинность осуществлялась в форме феодального и народного ополчения.
Воинская обязанность в СССР - почетная обязанность советских граждан с оружием в руках защищать социалистическое Отечество и нести воинскую службу в рядах Вооруженных Сил СССР.
История создания современных российских Вооруженных сил начинается с подписания указа « О создании Вооруженных Сил РФ» 7 мая 1992 года первым Президентом РФ Ельциным. В соответствии с указом комплектация армии производилась «на основе сочетания военной службы по призыву с военной службой по контракту». 24 сентября 1992 года был принят Закон РФ «Об обороне», в котором был закреплен смешанный принцип комплектования армии.
История
создания современных
5. Аргументы «за».
Священная обязанность.
Большое распространение получила позиция, что воинская служба в мирное время - это возможность гражданина показать верность по отношению к своей стране, своего рода деятельный патриотизм. Гражданин - это не просто человек, который платит налоги, он должен быть готов пожертвовать жизнью ради защиты Отечества. Воинская повинность, отрывающая молодых людей от дома ради тягот казарменной жизни, должна быть напоминанием об их высшем воинском долге.
Социальная справедливость.
Этот аргумент основан на убеждении, что богатые и образованные люди никогда не согласятся посвятить себя воинской профессии добровольно. Всеобщая воинская повинность выступает в качестве универсального социального уравнителя, предъявляя одни и те же требования к наследнику богача и сыну бедняка.
Информация о работе Военная служба в РФ: конституционная обязанность или повинность