Военная промышленность России

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2011 в 12:52, сочинение

Описание работы

Военно-промышленный комплекс (ВПК) — область производства (промышленности) государства, являющейся совокупностью научно-исследовательских, испытательных учреждений, организаций и производственных предприятий, выполняющих разработку, испытание, производство и утилизацию вооружения, военной и специальной техники и другого имущества для вооружённых сил (силовых структур) государства.

Работа содержит 1 файл

Эссе по экономике.docx

— 240.07 Кб (Скачать)

Государственный университет Высшая школа экономики 
Санкт-Петербургский филиал

 
 
Факультет социологии
 

Эссе

 
 
на тему: Военная промышленность России
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил: Сраго Михаил Игоревич

441 группа 
 
Проверил: Усанов Павел Валерьевич

к.э.н ., доцент кафедры экономической теории 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Санкт-Петербург 2010 год 

       Военно-промышленный комплекс (ВПК) — область производства (промышленности) государства, являющейся совокупностью научно-исследовательских, испытательных учреждений, организаций и производственных предприятий, выполняющих разработку, испытание, производство и утилизацию вооружения, военной и специальной техники и другого имущества для вооружённых сил (силовых структур) государства.

     ВПК России в своем нынешнем виде сформировался  в 2008 году, когда указом президента была воссоздана Военно-Промышленная Комиссия при Правительстве России, формально отвечающая за его эффективное функционирование.

     На  самом деле, военно-промышленный комплекс подотчетен целому ряду институтов власти:

- Президент  Российской Федерации

- Администрация  Президента РФ

- Совет  безопасности РФ             

- Министерство  обороны РФ

- Правительство  Российской Федерации

- Заместитель  Председателя Правительства РФ

- Аппарат Правительства Российской Федерации

- Министерство промышленности и торговли РФ

- Министерство финансов РФ

- Министерство экономического развития РФ

- А также различные правительственные комиссии, общим числом более 20.

     С точки зрения многих аналитиков, столь  расплывчатая и запутанная система  управления является одной из наиболее существенных проблем российской «оборонки», к чему мы вернемся несколько позднее.

     Перейдем  теперь к рассмотрению внутренней структуры  российского ВПК. 
 

     Системообразующие предприятия.

     

     Как видно из таблицы, на лидирующих позициях находятся предприятия ракетно-космической и авиационной промышленности. Отсюда можно сделать два вывода. Во-первых, о приоритете ракетно-космической промышленности для национальной обороны (пресловутый ядерно-ракетный щит), а во-вторых, об экспортной ориентации нашего ВПК в целом, поскольку большую часть российского экспорта в сфере ВиВТ составляет продукция именно авиапромышленности. Конкуренцию могут составить только поставки стрелкового вооружения, о характере которых мы поговорим далее. 
 
 
 
 
 
 
 

Распределение по ведомствам

     
Ведомство  
Роскосмос 84
Росатом 51
Минобороны  России 200
ФМБА  России 1
Рособоронзаказ 2
ФСТЭК России 3
ФСБ России 6
Ростехрегулирование 2
Рособразование 1
Минэнерго России 1
РАН 37
Минкомсвязь России 5
Минпромторг России 682
Россвязь 1
Минобрнауки России 15
Ростехнологии 292
Всего: * 1383

       Итак, из следующей таблицы можно заметить, что существенное большинство предприятий (почти 50%) относятся к ведомству Министерства промышленности и торговли, которое, в частности, обеспечивает проведение всех экспортных сделок. Вторая позиция «Ростехнологий» здесь также неслучайна, поскольку 10 июля 2008 года указом Президента РФ Дмитрия Медведева «Ростехнологиям» были переданы активы 426 отечественных предприятий (80 % оборонные). 24 ноября 2008 года премьер-министр Владимир Путин подписал постановление за номером 873 о передаче «Ростехнологиям» активов, список которых был утвержден указом президента Дмитрия Медведева от 10 июля 2008. Таким образом был искусственно создан крупнейший промышленный холдинг страны. 
 
 

Распределение по отраслям

     
Отрасль ВПК   
Авиационная промышленность 236
Ракетно-космическая  промышленность 93
Промышленность  обычных вооружений 189
Промышленность  боеприпасов и спецхимии  115
Судостроительная  промышленность 152
Радиопромышленность 179
Электронная промышленность 131
Промышленность  средств связи 125
Атомная промышленность 55
Прочие  предприятия  1
Издательская  и полиграфическая промышленность 8
Топливно-энергетический комплекс 8
Медицинская промышленность 9
Химическая  промышленность 30
Строительная  промышленность 21
Информационно-аналитическая  деятельность 19
Металлургическая  промышленность 2
Легкая  промышленность 3
Автомобильная промышленность 6
Машиностроение  1
Всего: * 1383

     Продолжая анализировать внутреннюю структуру  ВПК, мы видим очередное подтверждение  того, о чем говорили ранее. Лидирующие позиции занимают предприятия авиационной  промышленности (236) и далее с небольшой  количественной разницей следуют предприятия  промышленности обычных вооружений (производящие, в основном, стрелковое оружие и боеприпасы), радио и  электронные предприятия, обеспечивающие своей продукцией, в первую очередь, все ту же авиацию, а также судостроительные компании – еще одна значимая статья нашего экспорта. 
 
 

     Перейдем  теперь к такой существенной части  ВПК, как ГОЗ – государственный  оборонный заказ. По свидетельству заместителя председателя правительства Сергея Иванова, ГОЗ 2007 г. был профинансирован на 100%, выполнен на 98%, а на вооружение принято более 200 новых образцов вооружения и военной техники, что было достигнуто за счет семи последовательных корректировок. В 2008 г. было сделано уже 19 корректировок, хотя на вооружение при этом было принято 150 новых образцов. В июне этого года стали известны результаты выполнения ГОЗ 2009 г. По научно-исследовательским и конструкторским работам он был выполнен лишь на 41,9% по числу работ и на 64,9% — по объему при 100%-ном финансировании. По сути, это означает, что при сохранении подобного тренда через 2-3 года система госзаказов станет полностью неэффективной. Кроме того, несмотря на 100%-ное финансирование, денег у предприятий постоянно не хватает. Причин тому несколько.

     Оборонное производство практически никогда не дает немедленной отдачи от вложений. Иными словами, чтобы произвести и продать товар, деньги нужны заранее, и более того, они должны поступать регулярно и постоянно для обеспечения бесперебойного выпуска. А на самом деле ситуация выглядит так.

     Во-первых, деньги, выделяемые из государственного бюджета, имеют странное свойство идти до потребителя месяцами. «Несмотря на обещания правительственных чиновников не урезать военные расходы, деньги до производителей не доходят, что лишь усугубляет непростое положение. «Эта работа идёт, но идёт со скрипом, это я признаю открыто, - заявил вице-премьер Сергей Иванов. - Для того чтобы избежать последствий кризиса, мы должны сделать всё, чтобы существовало необходимое ритмичное финансирование в рамках госзаказа и гособоронзаказа».

       Уральские оружейники бьют тревогу:  в нынешнем году по сравнению  с предыдущим формирование гособоронзаказа значительно ухудшилось. По словам руководителя Ассоциации предприятий оборонно-промышленного комплекса Челябинской области, генерального директора ФГУП ПО «Златоустовский машиностроительный завод» Сергея Лемешевского, государство не только не перечислило оборонным предприятиям региона авансовые платежи на 2009 год, но и не рассчиталось полностью по уже выполненным контрактам. Как заявил Лемешевский, государство не выполняет своих обязательств по финансированию оборонного заказа, что ставит в тяжёлое положение предприятия ОПК и смежных отраслей.» (http://www.stopcrime.ru/investigations/759/1391.html).

     Во-вторых, возросшая кредитная ставка российских банков сделала нерентабельным отлаженный механизм перекредитования, позволявший предприятиям довольно долгое время получать требуемые средства в виде кредитов. По словам главы «Ростехнологий» Сергея Чемезова, для достижения хотя бы нулевой рентабельности ставки по кредитам не должны превышать 10-12%, в то время, как на сегодняшний день российские банки предлагают кредиты по ставке 20-25%.

     В результате примерно треть предприятий  ВПК находится на грани банкротства, поскольку условия внутреннего рынка не позволяют им получать даже минимальную прибыль.

     Одним из основных источников информации о  дальнейшей судьбе внутреннего рынка  является ГПВ – государственная  программа развития вооружений, нормативный  документ, утвержденный в ноябре 2006 года. Согласно ему, в течение десяти лет, до 2020 года, бюджет государственной программы вооружений составит не менее 22 трлн. руб.

     Как сообщил заместитель министра обороны  Российской Федерации генерал-полковник  Владимир Поповкин 1 октября 2008 — Государственная программа вооружений на 2007—2015 гг. предусматривает разработку новых образцов ВВТ практически по всей номенклатуре к концу 2010 — началу 2011 года. Планировалось с 2011—2012 гг. начать переоснащение Вооруженных Сил. Однако в связи с Грузино-южноосетинским конфликтом Президент России Дмитрий Медведев дал указание относительно ускорения модернизации Вооруженных Сил РФ.

     Точные  и полные цифры по объёмам и  номенклатуре закупок не обнародованы, имеется лишь отрывочная информация. По словам первого заместителя председателя комиссии, генерала-полковника Владислава Путилина, в рамках Государственной программы вооружений предусматривается комплектное оснащение около 200 соединений и частей, планируется закупка более 3 тысяч и проведение модернизации и специального ремонта около 5 тысяч единиц вооружения, военной и специальной техники. (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%9F%D0%92-2015). Станет ли эта масштабная программа реальностью и поможет ли она изменить сложившуюся неблагоприятную ситуацию – покажет время.

      Далее рассмотрим вторую, на первый взгляд более благополучную часть российского  ВПК – экспорт ВиВТ.

     

 

     Как видно на схемах, основную долю экспорта (в денежном эквиваленте) составляет авиатехника, представленная, прежде всего, продукцией фирм «Сухой» и МАПО «МИГ». Помимо этого, пятую часть составляет техника для сухопутных войск, что в нашем случае практически равносильно словам «автомат Калашникова». Для примера, в 2005 году президент Венесуэлы Уго Чавес принял решение подписать с Россией контракт на поставку 100 тыс. автоматов АК-103. Контракт был выполнен в 2006 году, но еще до его завершения речь шла о готовности закупить ещё 920 тысяч автоматов и налаживании в стране лицензионного производства АК-103. Ниже приведена карта распространения АК в мире (красный цвет — эксплуатанты АК, фиолетовый — эксплуатанты только модернизированных автоматов, оранжевый — страны выпускающие/выпускавшие собственные варианты на базе АК) (http://ru.wikipedia.org)  
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Военная промышленность России