Военная прокуратура

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 17:54, реферат

Описание работы

Проводимые в России демократические реформы коренным образом изменили не только политический и экономический режим государства, но и сложившиеся общественные отношения, психологию общества в целом. Параллельно с продвижением государства и общества по пути реформ развивается и новое Российское законодательство. Однако, порой, обстановка в стране меняется столь стремительно, что законодательство не успевает оформить юридически возникшие общественные отношения, разработать детально и внедрить в практику механизм их регулирования.

Работа содержит 1 файл

Документ WordPad.doc

— 261.51 Кб (Скачать)

 

Как следует из данного определения, формы взаимодействия можно подразделить на 2 вида : во-первых - это формы организации взаимодействия, а во-вторых - формы его осуществления.

 

Формы организации взаимодействия показывают, каким образом одна сторона побуждает другую сторону к выполнению тех действий, которые необходимы для нее на данном этапе. С учетом рассмотренных выше правовых основ взаимодействия и особенностей такого взаимодействия, к формам данного вида следует отнести, например, направление военным прокурором органу дознания отдельного поручения или указания по производству следственных и розыскных действий, привлечение других лиц к совместному рассмотрению выявленных нарушений и др.

 

Формы осуществления взаимодействия показывают, каким образом его участники решают стоящие перед ними задачи. Такими формами в рассматриваемом взаимодействии являются, например, оказание органом дознания содействия военной прокуратуре при производстве отдельных следственных действий, принятие незамедлительных мер к устранению выявленных в ходе проверки нарушений и др.

 

Кроме того, следует учитывать, что деятельность военного прокурора можно разделить на две группы :

 

процессуальную, то есть регламентированную уголовно - процессуальным кодексом и надзорную, регламентированную законом Российской Федерации “ О прокуратуре Российской Федерации “ Поэтому деятельность субъектов при взаимодействии может быть либо процессуальной, либо непроцессуальной ( организационной ).

 

Необходимые контакты с командирами и указанными выше органами в пределах своей компетенции устанавливают и поддерживают все оперативные работники военной прокуратуры гарнизона. Организует и направляет всю эту работу военный прокурор, который непосредственно решает основные, наиболее важные ее вопросы. Он же согласно статье 9 Положения о Военной прокуратуре участвует в служебных совещаниях, организуемых соответствующим командованием, при обсуждении вопросов исполнения законов и воинских уставов, укрепления законности и воинской дисциплины, предупреждения правонарушений, правового воспитания военнослужащих. Важной обязанностью военного прокурора является участие в разработке командованием мер по решению этих задач.

 

Взаимодействие и контакты военной прокуратуры гарнизона с другими органами могут осуществляться :

 

при участии в проведении проверок состояния воинской дисциплины и правопорядка непосредственно в воинских частях ;

 

при выявлении преступных или иных нарушений законности, совершенных военнослужащими ;

 

при проведении общенадзорных мероприятий ( проверки нарушений законности по сигналам и т.д. ) ;

 

при расследовании конкретных уголовных дел ;

 

при проведении предупредительных мероприятий, выявлении и устранении причин и условий возникновения правонарушения ;

 

при проведении правовой пропаганды ;

 

при организации открытых судебных процессов в присутствии личного состава ;

 

Деловые связи и взаимодействие предполагают взаимный обмен информацией о состоянии законности и дисциплины в частях и соединениях, согласование отдельных мероприятий по укреплению законности и правопорядка, совместное планирование и реализация намеченных мероприятий.

 

При определении и осуществлении совместных мероприятий военные прокуроры и следователи действуют, исходя из задач и функций военной прокуратуры, в пределах своих полномочий и свойственными им формами и методами, не вторгаясь в компетенцию других органов и не подменяя их. Вместе с тем военные прокуроры, надзирая за точным исполнением законов должны проявлять инициативу и активность в организации борьбы с преступлениями и другими правонарушениями, всегда помнить, что укрепление законности и правопорядка - общее дело командования и органов военной юстиции, что успех этой работы, эффективность мероприятий самой прокуратуры во многом зависят от организованной и целенаправленной деятельности всех взаимодействующих органов.

 

В статьях 4 и 9 Положения о военной прокуратуре закреплены важные формы взаимодействия военных прокуроров и органов военного управления.

 

Одна из важнейших форм взаимодействия - взаимный обмен информацией о преступлениях и происшествиях, о состоянии законности, правопорядка и воинской дисциплины в обслуживаемых воинских частях, а также о состоянии дел в территориальных правоохранительных органах.

 

Информация необходима военному прокурору для оперативного и надлежащего реагирования на нарушения законности. Поэтому военный прокурор должен постоянно обладать своевременной и объективной информацией. Постоянное поступление такой информации является одной из главных задач военного прокурора по правильной организации своей работы.

 

Воинскими уставами, другими законодательными и ведомственными актами установлена обязанность определенных должностных лиц войсковых частей и учреждений уведомлять органы военной прокуратуры о совершенных преступлениях и происшествиях.

 

Помимо сообщений командования о преступлениях и происшествиях военно - прокурорские и следственные работники получают информацию о состоянии воинской дисциплины и правопорядка в обслуживаемых войсковых частях при личном контакте с командирами и другими должностными лицами, на совещаниях, собраниях, из донесений о состоянии воинской дисциплины и дисциплинарной практики, из писем, жалоб, заявлений, публикаций в печати и т.д. Значительная часть сигналов о нарушениях законности поступает в прокуратуру при расследовании уголовных дел и производстве проверок. Обширная информация по вопросам законности содержится в официальной учетной и отчетной документации, установленной для войсковых частей, учреждений, предприятий и организаций соответствующими приказами Министерства обороны Российской Федерации, директивами Генерального штаба и другими нормативными актами. Данные о нарушениях законности могут содержать следующие учетные и отчетные документы :

 

доклады командиров войсковых частей о состоянии воинской дисциплины с указанием грубых проступков и преступлений, размера материального ущерба, причиненного незаконными действиями, количества утраченного оружия, боеприпасов и т.д. ;

 

донесения начальников медицинских служб войсковых частей и лечебных учреждений о травматизме и его причинах, в том числе о травмах, полученных в результате неуставных взаимоотношений, а также о погибших, отравившихся, заболевших венерическими болезнями ;

 

отчеты предприятий, военно-строительных и других организаций о пострадавших при несчастных случаях на производстве;

 

финансовые и бухгалтерские отчеты и балансы воинских частей производственных предприятий, учреждений, военторгов и других, содержащие сведения о результатах контрольно-ревизионной работы, финансовых нарушениях, недостачах, утратах, растратах, порче, хищениях денежных и материальных средств, о приписках, завышениях объемов выполненных работ и о принятых командованием решениях о возмещении причиненного государству ущерба и т.д.;

 

отчеты военных представительств в заказывающие управления о рекламации поставленной в войска недоброкачественной продукции, донесения командиров воинских частей о выходе из строя бронетехники и вооружения, сведения о рекламационной работе;

 

доклады командиров воинских частей о состоянии режима секретности и об утраченных документах;

 

отчеты военных комиссаров о призыве граждан на военную службу указание данных о лицах, уклоняющихся от призыва;

 

отчеты комендантов о состоянии дел в гарнизоне с указанием количества и характера нарушений.

 

Для получения сведений о других правонарушениях необходимо использовать все формы прокурорской деятельности.

 

В свою очередь военные прокуроры информируют командование о выявленных преступлениях и других нарушениях законности и их причинах в своих представлениях, протестах, справках, обзорах, в выступлениях на совещаниях, в личных беседах с командирами, а также при проведении правовой пропаганды.

 

Немаловажное значение имеет и взаимная информация о задачах, которые по своей линии решают войска и органы прокуратуры. Военному прокурору следует хорошо знать требования приказов и директив Министра обороны Российской Федерации и других органов военного управления, определяющих основные задачи обслуживаемых ими войск, для того, чтобы учитывать их в своей работе. При необходимости он должен ставить в известность командование о важнейших приказах Генерального прокурора Российской Федерации, Главного военного прокурора, касающихся надзора за исполнением законов в войсках и борьбы с преступностью, что облегчает выработку согласованной линии в данном вопросе.

 

Обмен такой информацией помогает и командованию и военному прокурору более глубоко разобраться в истинном положении дел, целеустремленно проводить профилактические мероприятия по укреплению правопорядка и дисциплины в войсках. На основе информации о состоянии воинской дисциплины и правопорядка в войсках, полученной по всем указанным каналам, командование обслуживаемых частей определяет профилактические мероприятия, направленные на предупреждение правонарушений и укрепление воинской дисциплины и законности. Военный прокурор должен добиваться включения в планы командования своих мероприятий по наиболее актуальным вопросам, вытекающим из фактического положения дел с преступностью в обслуживаемых войсках. Содержащиеся в таких планах мероприятия, которые относятся к деятельности военной прокуратуры, должны обобщаться и учитываться при разработке перспективных и текущих планов ее работы и включаться в число мероприятий, подлежащих выполнению.

 

Важной формой взаимодействия является непосредственное участие военных прокуроров и следователей в рассмотрении командованием внесенных в его адрес предложений, оказание ему всемерной помощи в выработке конкретных мер по устранению причин и условий способствовавших правонарушению, с последующим активным участием в их реализации.

 

Взаимодействие с командованием необходимо и при проведении предупредительно-воспитательных мероприятий в связи с расследованием уголовных дел. В этих случаях вся профилактическая работа согласуется с командиром части и его заместителем ( начальником штаба ). В ней участвуют военные юристы, дознаватели, командиры - каждый по своей линии, но совместный план придает их усилиям общую целенаправленность и согласованность. Этим достигается основная цель : недопущение повторения подобного негативного явления как в данной части, так и в других частях.

 

Командованием и военной прокуратурой практикуются заранее запланированные совместные выезды в отстающие по состоянию воинской дисциплины части. В этом случае каждая из взаимодействующих сторон выполняет комплекс мероприятий, относящихся к ее компетенции, чем достигается всестороннее воздействие на причины и условия, порождающие правонарушения, на сознание военнослужащих, склонных к нарушениями воинской дисциплины. Работники военной прокуратуры при этом проводят прокурорские проверки, ознакомление с состоянием сохранности, учета и расходования имущества, соблюдением в подразделениях требований воинских уставов, распорядка дня, снабжения положенным довольствием, условиями быта и отдыха военнослужащих, их медицинскими обслуживанием; уделяют внимание осуществлению борьбы с недоброкачественными поставками продовольствия, материалов, медикаментов в войска и осуществляют другую профилактическую работу.

 

В ходе этой работы военные прокуроры знакомятся с состоянием дисциплинарной практики военных комендатур и других воинских частей, проверяют законность содержания арестованных на гауптвахтах, проводят при необходимости другие мероприятия . На выявленные нарушения законности военный прокурор реагирует присущими ему правовыми средствами и при возможности через представителей командования, входящих в состав комиссии, осуществляет меры по устранению причин и условий, способствующих правонарушениям.

 

Работа военных прокуроров по укреплению законности и правопорядка и борьбе с преступностью осуществляется в тесном взаимодействии с соответствующими военными судами.

 

Наиболее распространенные формы этого взаимодействия:

 

- совместное участие в профилактической работе в связи с конкретным делом (организация открытого судебного процесса в расположении войсковой части в присутствии личного состава, устранение причин и условий, способствовавших преступлению, разъяснение приговора, правовая пропаганда и др.);

 

- совместное изучение прокурорской и судебной практики, разрешение дел и назначения наказаний;

 

- участие совместно с командованием в выездах в части, отстающие по состоянию дисциплины;

 

- совместная или согласованная подготовка материалов по правовой пропаганде, участие в ее проведении.

 

Военный прокурор должен поддерживать деловые связи и с другими правоохранительными органами. Важное значение имеют, например, взаимный обмен информацией с соответствующими органами прокуратуры и милиции по вопросам борьбы с преступностью, согласование мер для раскрытия преступлений и розыска преступников. Примером такого взаимодействия может служить деятельность военной прокуратуры Пограничных войск Российской Федерации. Всего в 1995 году на основе информации, представленной органами ФСБ, возбуждено 118 уголовных дел на 137 военнослужащих и гражданских лиц; в группе погранвойск в Республике Таджикистан , в результате тесного взаимодействия с органами военной контрразведки привлечено к уголовной ответственности и осуждено 34 военнослужащих; в 17 случаях сотрудники отделов ФСБ принимали участие в мероприятиях по возбужденным уголовным делам и выполняли поручения военных прокуроров о проведении оперативно - розыскных мероприятий в отношении лиц, проходивших по материалам дел.

 

Правильная координация усилий вышеуказанных органов и военной прокуратуры позволяет не только раскрывать уже совершенные преступления, но и предотвращать преступления и тяжкие последствия путем совместного проведения проверок и выявления грубых нарушений закона При этом работа военной прокуратуры и отделов ФСБ не дублируется и не подменяет друг друга. Используя свои специфические формы и методы работы, сотрудники органов ФСБ оперативным путем получают сведения о нарушениях закона, информируя о них работников прокуратуры, помогают объективно закреплять их.

Информация о работе Военная прокуратура