Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 12:25, курсовая работа
Цель работы — Описать военную и экономическую помощь СССР Китаю в подготовке к японо-китайской войне (1937–1945).
Для достижения поставленной цели, ставим следующие задачи:
Описать вторжение японских агрессоров в Китай;
Определить позиции США, западных держав и Лиги Наций в отношении японской агрессии в Китае;
Проследить борьбу СССР и патриотических сил Китая за организацию коллективного отпора японским милитаристам;
Введение …………………………………………………………………….3 стр.
Глава I. Военное и экономическое положение Китая в начале японо-китайской войны (1937-1945)
Вторжение японских милитаристов в Китай………………5 стр.
Позиция США, западных держав и Лиги Нации в отношении японской агрессии в Китае…………………………………10 стр.
Глава II. Борьба СССР и патриотических сил Китая за организацию коллективного отпора японским милитаристам.
2.1. Восстановление дипломатических отношений СССР с Китаем………………………………………………………………………17 стр.
2.2. Помощь СССР Китаю в создании единого национального фронта………………………………………………………………………21 стр.
Заключение ……………………………………………………………….. 33 стр.
Список литературы ………………………………………………………. 35 стр.
Между вопросами об улучшении отношении с СССР и установлении единого фронта с коммунистами всегда была тесная связь, и это прекрасно понимали Чан Кайши и его окружение. Поэтому, согласившись, например, на восстановление дипломатических отношений с СССР в 1932 году они одновременно сделали оговорку, что это вовсе не будет означать признания коммунистов. Советский Союз в этот период настойчиво проводили курс на всемерное сплочение сил, выступавших против фашизма, империалистической политики агрессии и войны. Из всего этого нанкинское правительство не могло не сделать вывода о том, что, ведя войну на два фронта — против японцев и против коммунистов — оно поставит себя в полную международную изоляцию.
В этой связи показательно, что после проволочек нанкинское правительство почти одновременно сделало шаги для улучшения отношений с СССР, подписав с ним в августе 1937 года пакт о ненападении и обратившись к нему за материальной помощью и для установления единства действий с коммунистами, официально объявив в сентябре о согласии на единый фронт (по договоренности китайская Красная армия была преобразована в 8-ю национально-революционную армию).
Совершенно очевидно, что Советский Союз играл чрезвычайно важную роль не только в установлении, но и в сохранении единого фронта, особенно в течение первых четырех лет антияпонской войны. Когда в конце 1939 года — начале 1940 года правительство Чан Кайши приостановило материальное снабжение армий, руководимых коммунистами и начало против них военные действия, Советское правительство вынуждено было со своей стороны временно прекратить военные поставки Китаю.
Когда в начале
1941 года гоминьдановское руководство вн
Единый антияпонский фронт, который был установлен в результате усилий КПК и левых патриотических сил Китая и под влиянием СССР сыграл важную роль в борьбе китайского народа против японских агрессоров. Благодаря единому фронту, провалились планы «молниеносной» войны, на которую рассчитывали японские милитаристы, готовя широкое наступление на Китай.
Почти полная утрата Китаем возможностей постоянных сношений с внешним миром отвели провинции Синьцзян первостепенное значение как одной из важнейших сухопутных связей страны с СССР и Европой. Именно по этому в 1937 году китайское правительство обратилось к СССР с просьбой оказать помощь в создании автомобильной трассы Сары-Озек-Урумчи-Ланьчжоу для доставки в Китай из СССР оружия, самолетов, боеприпасов и т. д. Советское правительство ответило согласием.
Общая протяженность трассы составляла 2925 км. Начиналась она со станции Сары-Озек. Затем дорога проходила по территории СССР до поселка Хоргос, далее шла по территории провинции Синьцзян и далее до конечного пункта города Ланьчжоу.
Общее руководство перевозкой военных грузов в Китай осуществлял оперативный штаб, находившийся в Алма-Ате. Переброска первых партий военных материалов автотранспортом из Сары-Озека началась 17 октября 1937 года и закончилась 20 ноября 1937 года.
После первого рейса на всей автотрассе были произведены специальные дополнительные работы по расчистке и расширению перевалов, отремонтированы мосты.
К середине ноября 1937 года, несмотря на сложные условия, весь маршрут был полностью освоен.
Советский Союз направлял в Китай вооружение и морским путем. В течение ноября 1937 года — февраля 1938 года по морю было отправлено советское артиллерийское, авиационное, автобронетанковое снаряжение, пушки, гаубицы, пулеметы, боеприпасы. Между 1937 и 1939 годами из СССР через Одессу в Китай поступило примерно 60 тыс. тонн оружия и боеприпасов20.
Однако в условиях блокады морского побережья Китая сухопутная трасса из СССР через китайские провинции Синьцзян и Ганьсу оставалась главной артерией снабжения китайского фронта. По просьбе китайской стороны в 1938 году трасса была продолжена до Сяньяна; таким образом, ее общая протяженность составила 3750 км. Этот путь снабжения китайской армии был самым надежным, так как он пролегал в глубоком тылу, в значительном отдалении от линии фронта.
1 марта 1938 года
между СССР и Китаем было
подписано первое кредитное
В соответствии с кредитным соглашением были оформлены три контракта на поставку советского вооружения. Реализация первого контракта началась 5 марта и была завершена к 10 июня 1938 года. Общая стоимость военного имущества, полученного Китаем по первому контракту, оценивалась в 27057 тыс. долларов21.
По второму контракту, реализованному с 15 марта по 20 июня 1938 года, Китай получил из СССР вооружения на сумму 7447055 долларов22.
По третьему контракту Китаю было поставлено с 25 марта по 27 июня 1938 года вооружения на сумму 8789166 долларов.
В соответствии со вторым кредитным соглашением, подписанным 1 июля 1938 года на сумму 50 млн. долларов, Наркомат внешней торговли СССР и китайское посольство заключили два контракта. Начиная с 5 июля 1938 года по 1 сентября 1939 года по этим контрактам были доставлены в Китай 320 самолетов и комплекты оборудования к ним, 2420 пулеметов и 5100 тыс. патронов к ним и 200 полевых пушек23.
1 марта 1939 года
премьер-министр Кун Сянси
13 июня 1939 года
было заключено третье
По контракту, подписанному 20 июня 1939 года, в Китай было поставлено специальное оборудование и военные материалы на сумму 14,6 млн. долларов25.
Последующие три контракта обеспечили доставку в Китай более 300 самолетов, 350 грузовых автомашин и тракторов, 250 пушек, 1300 пулеметов и многого другого военного имущества26.
В итоге с октября 1937 года по сентябрь 1939 китайская сторона для борьбы с японским агрессором получила из Советского Союза 985 самолетов, 82 танка, более 1300 орудий, свыше 14 тыс. пулеметов27.
16 июня 1939 года
был подписан Советско-
Согласно статье 11 договора в Китае учреждалось Советское торговое представительство: «Ввиду того, что по законам Союза Советских Социалистических Республик монополия внешней торговли принадлежит государству, составляя одну из неотъемлемых основ социалистического строя, закрепленного Конституцией СССР, Союз Советских Социалистических Республик будет иметь в составе своего Посольства в Китае Торговое Представительство, правовое положение которого определяется постановлениями, прилагаемыми к настоящему Договору. Это приложение составляет неотъемлемую часть Торгового Договора28». Торговое Представительство рассматривалось как составная часть посольства СССР в Китае, и в соответствии с этим ему предоставлялся дипломатический иммунитет. Деятельность Торгового Представительства на территории Китая регулировалось китайским законодательством, и подлежала рассмотрению китайскими судами.
Соответствующие статьи договора определяли условия торговой деятельности на территории СССР, где китайские представители пользовались теми же правами, что и государственные хозяйственные организации СССР и советские юридические лица, осуществляющие хозяйственную деятельность на территории Китая. Ряд статей регулировал вопросы торгового мореходства. Статья 8-я гласила: «Суда, плавающие под флагом одной из Договаривающихся Сторон и заходящие в порты другой Стороны с целью погрузки груза или разгрузки части своего груза, будут иметь возможность, в соответствии с действующими в стране законами, следовать за своим грузом в другой порт той же страны или в третью страну, без обязанности уплачивать какие бы то ни было пошлины или сборы за свой груз…»29
Договор был заключен на три года и мог быть автоматически продлен, если одна из договаривающихся сторон за три месяца до истечения срока не заявит о его прекращении.
Советско-китайский торговый договор, заложивший прочные основы для развития торговых отношений между обеими странами, обеспечил экономические связи в неблагоприятных условиях блокады побережья Китая. В 1941 году общее количество поставленных из СССР самолетов составило 1235; орудий разных калибров 16000; автомашин и тракторов 185030.
Экономическое и политическое положение Китая, который был полуколониальной, полуфеодальной страной, неизбежно влекло за собой отставание в военной области. Китай имел не только плохо вооруженную, но и слабо обученную армию с низкой дисциплиной и лишь номинально существовавшим единым командованием. В армии отсутствовала единая структура воинских формирований, что вносило путаницу и неразбериху в организацию снабжения войск, разработку и реализацию планов.
Командный состав китайской армии не справлялся с возложенными на него задачами. Представители высшего командования, получившие военное образование либо в Китае, либо за рубежом, не имели единых взглядов на стратегию и тактику, не обладали опытом ведения современной войны.
Встретившись с хорошо подготовленным в военном отношении противником, который захватывал один за другим жизненно важные центры страны, китайское правительство обратилось к правительству Советского Союза с просьбой направить в Китай советских военных советников и инструкторов для оказания помощи китайской армии. Такая помощь была тем более необходима, что Китай стал получать военную технику из СССР.
Правительство Советского Союза согласилось выполнить просьбу Китая. В конце 1937 года в Китай выехала первая группа летчиков-добровольцев.
Советские шоферы добровольно изъявляли желание перевозить грузы, в которых нуждалась китайская армия. Советские инженеры и техники приняли участие в строительстве Северо-Западной шоссейной дороги, служившей связующим звеном между СССР и Китаем. Одновременно с поступлением вооружения из Советского Союза в Китай прибывали в качестве инструкторов советские летчики, авиатехники, артиллеристы, танкисты.
В результате помощи Советского Союза китайское правительство построило важную в стратегическом отношении автомобильную трасу, по которой в Китай из СССР ввозилось военное вооружение. Кроме того, по кредитным соглашениям с 1937г. по 1939г. китайская сторона получила от Советского Союза военной техники на сумму более 250 млн. долл. Так же между СССР и Китаем был подписан торговый договор, который обеспечил экономические связи в неблагоприятных условиях блокады побережья Китая.
Заключение
В докладе «Бессмертный подвиг советского народа» Генеральный секретарь ЦК КПСС М. С. Горбачев от имени всех советских людей сказал: «Наша страна, до конца верная своим союзническим обязательствам во второй мировой войне, сыграла огромную роль в разгроме милитаристской Японии. Мы действовали в тесном боевом содружестве с великим китайским народом. Вместе с нами активно били общего врага войны Монгольской Народной Республики, патриоты Вьетнама, Кореи, других стран Азии». Японским милитаристам, начавшим свою агрессию против Китая еще в 30-х годах, не удалось добиться осуществления своих захватнических планов (следует иметь в виду, что Китай не был конечной и единственной их целью, они создавали здесь и плацдарм для нападения на СССР). Китай не капитулировал, и тем самым сковал немалые силы японской армии.
Важную роль в борьбе Китая
против китайских агрессоров играла
советская поддержка —
В войне с Японией китайский народ понес большие потери, за годы войны в Китае погибло свыше 5 млн. человек.
Известный военный деятель КПК и КНР Не Жунчжэнь писал в 1951 году: «Конечно, успешный исход антияпонской войны китайского народа неотделим от помощи Советского Союза. После событий 18 сентября 1931 года на международной арене только Советский Союз отстаивал справедливость и осудил японских агрессоров. В самые тяжелые годы войны Сопротивления Китая, с 1937 по 1941 американские и английские империалисты поставляли Японии стратегические материалы, использовавшиеся для убийства китайцев, толкали гоминьдановское правительство к примирению с Японией, фабрикуя дальневосточный Мюнхен. Советский Союз не только выражал безграничное сочувствие войне Сопротивления Китая, но и оказал китайскому народу всестороннюю действенную помощь. Советские добровольцы-летчики помогали Китаю воевать против Японии. Сколько героических сынов Советского Союза пролили кровь в небесных просторах Китая! В течение 8 лет войны Сопротивления Китая могучие советские войска постоянно и твердо обороняли дальневосточные границы СССР, сковывали миллионную Квантунскую армию японских разбойников. Это намного уменьшило тяготы войны Сопротивления Китая. В 1945 году, после того как Советский Союз разгромил германских разбойников, одержав решающую победу в антифашистской мировой войне, он сразу же объявил войну Японии, чтобы ускорить освобождение Китая, полностью разбить японскую Квантунскую армию, принудив японских разбойников капитулировать, помог Китаю быстрее добиться победы в войне сопротивления Японии».