Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 18:13, реферат
Толстой был четвертым ребенком в большой дворянской семье. Его мать, урожденная княжна Волконская, умерла, когда Толстому не было еще двух лет, но по рассказам членов семьи он хорошо представлял себе "ее духовный облик": некоторые черты матери (блестящее образование, чуткость к искусству, склонность к рефлексии) и даже портретное сходство Толстой придал княжне Марье Николаевне Болконской ("Война и мир"). Отец Толстого, участник Отечественной войны, запомнившийся писателю добродушно-насмешливым характером, любовью к чтению, к охоте (послужил прототипом Николая Ростова), тоже умер рано (1837).
Творчество
Льва Толстого (1828-1910)
"Радостный
период детства"
Толстой был
четвертым ребенком в большой
дворянской семье. Его мать, урожденная
княжна Волконская, умерла, когда Толстому
не было еще двух лет, но по рассказам
членов семьи он хорошо представлял
себе "ее духовный облик": некоторые
черты матери (блестящее образование,
чуткость к искусству, склонность к рефлексии)
и даже портретное сходство Толстой придал
княжне Марье Николаевне Болконской ("Война
и мир"). Отец Толстого, участник Отечественной
войны, запомнившийся писателю добродушно-насмешливым
характером, любовью к чтению, к охоте
(послужил прототипом Николая Ростова),
тоже умер рано (1837). Воспитанием детей
занималась дальняя родственница Т. А.
Ергольская, имевшая огромное влияние
на Толстого: "она научила меня духовному
наслаждению любви". Детские воспоминания
всегда оставались для Толстого самыми
радостными: семейные предания, первые
впечатления от жизни дворянской усадьбы
служили богатым материалом для его произведений,
отразились в автобиографической повести
"Детство".
Казанский
университет
Когда Толстому
было 13 лет, семья переехала в
Казань, в дом родственницы и опекунши
детей П. И. Юшковой. В 1844 Толстой
поступил в Казанский университет
на отделение восточных языков философского
факультета, затем перевелся на юридический
факультет, где проучился неполных два
года: занятия не вызывали у него живого
интереса и он со страстью предался светским
развлечениям. Весной 1847, подав прошение
об увольнении из университета "по расстроенному
здоровью и домашним обстоятельствам",
Толстой уехал в Ясную Поляну с твердым
намерением изучить весь курс юридических
наук (чтобы сдать экзамен экстерном),
"практическую медицину", языки, сельское
хозяйство, историю, географическую статистику,
написать диссертацию и "достигнуть
высшей степени совершенства в музыке
и живописи".
"Бурная жизнь
юношеского периода"
После лета в
деревне, разочарованный неудачным
опытом хозяйствования на новых, выгодных
для крепостных условиях (эта попытка
запечатлена в повести "Утро помещика",
1857), осенью 1847 Толстой уехал сначала в
Москву, затем в Петербург, чтобы держать
кандидатские экзамены в университете.
Образ его жизни в этот период часто менялся:
то он сутками готовился и сдавал экзамены,
то страстно отдавался музыке, то намеревался
начать чиновную карьеру, то мечтал поступить
юнкером в конногвардейский полк. Религиозные
настроения, доходившие до аскетизма,
чередовались с кутежами, картами, поездками
к цыганам. В семье его считали "самым
пустяшным малым", а сделанные тогда
долги ему удалось отдать лишь много лет
спустя. Однако именно эти годы окрашены
напряженным самоанализом и борьбой с
собой, что отражено в дневнике, который
Толстой вел в течение всей жизни. Тогда
же у него возникло серьезное желание
писать и появились первые незавершенные
художественные наброски.
"Война
и свобода"
В 1851 старший
брат Николай, офицер действующей армии,
уговорил Толстого ехать вместе на
Кавказ. Почти три года Толстой
прожил в казачьей станице на берегу
Терека, выезжая в Кизляр, Тифлис,
Владикавказ и участвуя в военных действиях
(сначала добровольно, потом был принят
на службу). Кавказская природа и патриархальная
простота казачьей жизни, поразившая Толстого
по контрасту с бытом дворянского круга
и с мучительной рефлексией человека образованного
общества, дали материал для автобиографической
повести "Казаки"(1852-63). Кавказские
впечатления отразились и в рассказах
"Набег" (1853), "Рубка леса" (1855),
а также в поздней повести "Хаджи-Мурат"
(1896-1904, опубликована в 1912). Вернувшись
в Россию, Толстой записал в дневнике,
что полюбил этот "край дикий, в котором
так странно и поэтически соединяются
две самые противоположные вещи война
и свобода". На Кавказе Толстой написал
повесть "Детство" и отправил ее в
журнал "Современник", не раскрыв
своего имени (напечатана в 1852 под инициалами
Л. Н.; вместе с позднейшими повестями "Отрочество",
1852-54, и "Юность", 1855-57, составила автобиографическую
трилогию). Литературный дебют сразу принес
Толстому настоящее признание.
Крымская
кампания
В 1854 Толстой
получил назначение в Дунайскую
армию, в Бухарест. Скучная штабная
жизнь вскоре заставила его перевестись
в Крымскую армию, в осажденный Севастополь,
где он командовал батареей на 4-м
бастионе, проявив редкую личную храбрость
(награжден орденом св. Анны и медалями).
В Крыму Толстого захватили новые впечатления
и литературные планы (собирался в т. ч.
издавать журнал для солдат), здесь он
начал писать цикл "севастопольских
рассказов", вскоре напечатанных и имевших
огромный успех (очерк "Севастополь
в декабре месяце" прочитал даже Александр
II). Первые произведения Толстого поразили
литературных критиков смелостью психологического
анализа и развернутой картиной "диалектики
души" (Н. Г. Чернышевский). Некоторые
замыслы, появившиеся в эти годы, позволяют
угадывать в молодом артиллерийском офицере
позднего Толстого-проповедника: он мечтал
об "основании новой религии" "религии
Христа, но очищенной от веры и таинственности,
религии практической".
В
кругу литераторов
и за границей
В ноябре 1855 Толстой
приехал в Петербург и сразу вошел в кружок
"Современника" (Н. А. Некрасов, И.
С. Тургенев, А. Н. Островский, И. А. Гончаров
и др.), где его встретили как "великую
надежду русской литературы" (Некрасов).
Толстой принимал участие в обедах и чтениях,
в учреждении Литературного фонда, оказался
вовлеченным в споры и конфликты писателей,
однако чувствовал себя чужим в этой среде,
о чем подробно рассказал позднее в "Исповеди"
(1879-82): "Люди эти мне опротивели, и сам
себе я опротивел". Осенью 1856 Толстой,
выйдя в отставку, уехал в Ясную Поляну,
а в начале 1857 за границу. Он побывал во
Франции, Италии, Швейцарии, Германии (швейцарские
впечатления отражены в рассказе "Люцерн"),
осенью вернулся в Москву, затем в Ясную
Поляну.
Народная
школа
В 1859 Толстой
открыл в деревне школу для крестьянских
детей, помог устроить более 20 школ в окрестностях
Ясной Поляны, и это занятие настолько
увлекло Толстого, что в 1860 он вторично
отправился за границу, чтобы знакомиться
со школами Европы. Толстой много путешествовал,
провел полтора месяца в Лондоне (где часто
виделся с А. И. Герценом), был в Германии,
Франции, Швейцарии, Бельгии, изучал популярные
педагогические системы, в основном не
удовлетворившие писателя. Собственные
идеи Толстой изложил в специальных статьях,
доказывая, что основой обучения должна
быть "свобода учащегося" и отказ
от насилия в преподавании. В 1862 издавал
педагогический журнал "Ясная Поляна"
с книжками для чтения в качестве приложения,
ставшими в России такими же классическими
образцами детской и народной литературы,
как и составленные им в начале 1870-х гг.
"Азбука" и "Новая Азбука". В
1862 в отсутствие Толстого в Ясной Поляне
был проведен обыск (искали тайную типографию).
"Война
и мир" (1863-69)
В сентябре 1862 Толстой
женился на восемнадцатилетней дочери
врача Софье Андреевне Берс и сразу после
венчания увез жену из Москвы в Ясную Поляну,
где полностью отдался семейной жизни
и хозяйственным заботам. Однако уже с
осени 1863 он захвачен новым литературным
замыслом, который долгое время носил
название "Тысяча восемьсот пятый год".
Время создания романа было периодом душевного
подъема, семейного счастья и спокойного
уединенного труда. Толстой читал воспоминания
и переписку людей александровской эпохи
(в том числе материалы Толстых и Волконских),
работал в архивах, изучал масонские рукописи,
ездил на Бородинское поле, продвигаясь
в работе медленно, через множество редакций
(в копировании рукописей ему много помогала
жена, опровергая тем самым шутки друзей,
что она еще так молода, будто играет в
куклы), и лишь в начале 1865 напечатал в
"Русском вестнике" первую часть
"Войны и мира". Роман читался взахлеб,
вызвал множество откликов, поразив сочетанием
широкого эпического полотна с тонким
психологическим анализом, с живой картиной
частной жизни, органично вписанной в
историю. Горячие споры спровоцировали
последующие части романа, в которых Толстой
развивал фаталистическую философию истории.
Прозвучали упреки в том, что писатель
"передоверил" людям начала века
интеллектуальные запросы своей эпохи:
замысел романа об Отечественной войне
действительно был ответом на проблемы,
волновавшие русское пореформенное общество.
Сам Толстой характеризовал свой замысел
как попытку "писать историю народа"
и считал невозможным определить его жанровую
природу ("не подойдет ни под какую форму,
ни романа, ни повести, ни поэмы, ни истории").
"Анна
Каренина" (1873-77)
В 1870-е гг., живя
по-прежнему в Ясной Поляне, продолжая
учить крестьянских детей и развивать
в печати свои педагогические взгляды,
Толстой работал над романом о жизни современного
ему общества, построив композицию на
противопоставлении двух сюжетных линий:
семейная драма Анны Карениной рисуется
по контрасту с жизнью и домашней идиллией
молодого помещика Константина Левина,
близкого самому писателю и по образу
жизни, и по убеждениям, и по психологическому
рисунку. Начало работы совпало с увлечением
прозой Пушкина: Толстой стремился к простоте
слога, к внешней безоценочности тона,
прокладывая себе дорогу к новому стилю
1880-х гг., в особенности к народным рассказам.
Лишь тенденциозная критика интерпретировала
роман как любовный. Смысл существования
"образованного сословия" и глубокая
правда мужицкой жизни этот круг вопросов,
близкий Левину и чуждый большинству даже
симпатичных автору героев (включая Анну),
прозвучал остро публицистично для многих
современников, прежде всего для Ф. М. Достоевского,
высоко оценившего "Анну Каренину"
в "Дневнике писателя". "Мысль семейная"
(главная в романе, по словам Толстого)
переведена в социальное русло, беспощадные
саморазоблачения Левина, его мысли о
самоубийстве читаются как образная иллюстрация
духовного кризиса, пережитого самим Толстым
в 1880-е гг., но назревшего в ходе работы
над романом.
Перелом (1880-е
гг.)
Ход переворота,
совершавшегося в сознании Толстого, нашел
отражение в художественном творчестве,
прежде всего в переживаниях героев, в
том духовном прозрении, которое преломляет
их жизнь. Эти герои занимают центральное
место в повестях "Смерть Ивана Ильича"
(1884-86), "Крейцерова соната" (1887-89, опубликована
в России в 1891), "Отец Сергий" (1890-98,
опубликована в 1912), драме "Живой труп"
(1900, незавершена, опубликована в 1911), в
рассказе "После бала" (1903, опубликован
в 1911). Исповедальная публицистика Толстого
дает развернутое представление о его
душевной драме: рисуя картины социального
неравенства и праздности образованных
слоев, Толстой в заостренной форме ставил
перед собой и перед обществом вопросы
смысла жизни и веры, подвергал критике
все государственные институты, доходя
до отрицания науки, искусства, суда, брака,
достижений цивилизации. Новое миропонимание
писателя отражено в "Исповеди" (опубликована
в 1884 в Женеве, в 1906 в России), в статьях
"О переписи в Москве" (1882), "Так
что же нам делать?" (1882-86, опубликована
полностью в 1906), "О голоде" (1891, опубликована
на английском языке в 1892, на русском в
1954), "Что такое искусство?" (1897-98),
"Рабство нашего времени" (1900, полностью
опубликована в России в 1917), "О Шекспире
и драме" (1906), "Не могу молчать"
(1908). Социальная декларация Толстого опирается
на представление о христианстве как о
нравственном учении, а этические идеи
христианства осмыслены им в гуманистическом
ключе как основа всемирного братства
людей. Этот комплекс проблем предполагал
анализ Евангелия и критические штудии
богословских сочинений, которым посвящены
религиозно-философские трактаты Толстого
"Исследование догматического богословия"
(1879-80), "Соединение и перевод четырех
Евангелий" (1880-81), "В чем моя вера"
(1884), "Царство Божие внутри вас" (1893).
Бурной реакцией в обществе сопровождались
высказываемые Толстым призывы к прямому
и безотлагательному следованию христианским
заповедям. В особенности широко обсуждалась
его проповедь непротивления злу насилием,
ставшая импульсом к созданию целого ряда
художественных произведений драмы "Власть
тьмы, или Коготок увяз, всей птичке пропасть"
(1887) и народных рассказов, написанных
в намеренно упрощенной, "безыскусной"
манере. Наряду с близкими по духу произведениями
В. М. Гаршина, Н. С. Лескова и других писателей,
эти рассказы выпускались издательством
"Посредник", основанном В. Г. Чертковым
по инициативе и при ближайшем участии
Толстого, который определял задачу "Посредника"
как "выражение в художественных образах
учения Христа", "чтобы можно было
прочесть эту книгу старику, женщине, ребенку
и чтоб и тот, и другой заинтересовались,
умилились и почувствовали бы себя добрее".
В рамках нового
миропонимания и представлений
о христианстве Толстой выступал
против христианской догматики и критиковал
сближение церкви с государством, что
привело его к полному разобщению с православной
церковью. В 1901 последовала реакция Синода:
всемирно признанный писатель и проповедник
был официально отлучен от церкви, что
вызвало громадный общественный резонанс.
"Воскресение"
(1889-99)
Последний роман
Толстого воплотил весь спектр проблем,
волновавших его в годы перелома.
Главный герой, Дмитрий Нехлюдов,
духовно близкий автору, проходит
путь нравственного очищения, приводящий
его к деятельному добру. Повествование
построено на системе подчеркнуто оценочных
противопоставлений, обнажающих неразумность
общественного устройства (красота природы
и лживость социального мира, правда мужицкого
быта и фальшь, господствующая в жизни
образованных слоев общества). Характерные
черты позднего Толстого откровенная,
выдвинутая на первый план "тенденция"
(в эти годы Толстой сторонник нарочито
тенденциозного, дидактического искусства),
резкий критицизм, сатирическое начало
проявились в романе со всей наглядностью.
Уход
и смерть
Годы перелома
круто изменили личную биографию
писателя, обернувшись разрывом с
социальной средой и приведя к
семейному разладу (провозглашенный
Толстым отказ от владения частной
собственностью вызывал резкое недовольство
членов семьи, прежде всего жены). Пережитая
Толстым личная драма нашла отражение
в его дневниковых записях.
Поздней осенью 1910, ночью, тайно от семьи, 82-летний Толстой, сопровождаемый лишь личным врачом Д. П. Маковицким, покинул Ясную Поляну. Дорога оказалась для него непосильной: в пути Толстой заболел и вынужден был сойти с поезда на маленькой железнодорожной станции Астапово. Здесь, в доме начальника станции он провел последние семь дней своей жизни. За сообщениями о здоровье Толстого, который к этому времени приобрел уже мировую известность не только как писатель, но и как религиозный мыслитель, проповедник новой веры, следила вся Россия. Событием общероссийского масштаба стали похороны Толстого в Ясной Поляне.