Преступность военнослужащих и ее предупреждение

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2010 в 10:27, контрольная работа

Описание работы

Преступность военнослужащих — один из компонентов общей преступности в стране, совокупность преступлений, совершаемых особой категорией граждан — военнослужащими, проходящими военную службу по призыву либо по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях страны (пограничных, внутренних, железнодорожных войсках, войсках гражданской обороны; инженерно-технических и дорожно-строитель-ных воинских формированиях; в службе внешней разведки, органах ФСБ, федеральных органах государственной охраны).

Содержание

1. Понятие и криминологическая характеристика преступности военнослужащих

2. Криминологическая характеристика личности преступников-военнослужащих

3. Причины и условия преступности военнослужащих

4. Предупреждение преступности военнослужащих

Литература

Работа содержит 1 файл

rukrim7.doc

— 116.50 Кб (Скачать)
 

Преступность  военнослужащих и  ее предупреждение 
 

ПЛАН

1. Понятие и  криминологическая характеристика  преступности военнослужащих

2. Криминологическая  характеристика личности преступников-военнослужащих

3. Причины и  условия преступности военнослужащих

4. Предупреждение преступности военнослужащих

Литература 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Понятие и криминологическая  характеристика преступности  военнослужащих

     Преступность  военнослужащих — один из компонентов общей преступности в стране, совокупность преступлений, совершаемых особой категорией граждан — военнослужащими, проходящими военную службу по призыву либо по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях страны (пограничных, внутренних, железнодорожных войсках, войсках гражданской обороны; инженерно-технических и дорожно-строитель-ных воинских формированиях; в службе внешней разведки, органах ФСБ, федеральных органах государственной охраны).

     Преступность  военнослужащих включает две группы совершаемых ими преступлений:

     преступления  против военной службы, установленного порядка  ее прохождения  (неисполнение приказа, сопротивление начальнику, дезертирство, нарушение правил несения боевого дежурства и т.п.);

     общеуголовные преступления (против личности, против собственности и т.п.).

     Вооруженные Силы, другие войска и воинские формирования страны — не изолированный социальный механизм, а органическая и неотъемлемая часть нашего общества со своими социально-экономическими, демографическими, организационно-управленческими и правовыми особенностями, которые позитивно или негативно отражаются на преступности военнослужащих и ее причинах.

     Одной из криминологических характеристик  этой преступности является ее особая общественная опасность, связанная не только с характерными для преступных деяний гражданских лиц нарушениями общественного порядка, посягательствами на личность, собственность, но и с ослаблением военной дисциплины, нарушением порядка прохождения военной службы, т.е. с важнейшими условиями боеготовности воинских соединений и частей. Поэтому преступность военнослужащих — опасный дестабилизирующий фактор, крайне негативно воздействующий не только на Вооруженные Силы, но и на государство в целом, ибо положение дел в армии является одним из индикаторов, по которому общество оценивает состояние своей безопасности.

     Преступности  военнослужащих присуща относительная стабильность состояния и уровня. Ежегодно военнослужащими совершается 20—30 тыс. преступлений, что составляет от 0,8 до 1,3% всей преступности в стране. Однако в отдельные периоды, связанные с обострением социально-экономических и политических противоречий, дезинтеграционными процессами, резким падением престижа воинского труда, наблюдался значительный рост числа правонарушений и преступлений военнослужащих всех категорий — от рядового до генерала. Так, после распада Советского Союза одним из наиболее пострадавших государственных институтов оказались Вооруженные Силы. Единое оборонительное пространство оказалось разорванным. Такое положение усугублялось поспешным и во многом непродуманным выводом войск из стран Восточной Европы. В результате была нарушена взаимозависимость различных родов войск, средств связи, системы ПВО и т.д., что самым негативным образом сказалось на криминогенной обстановке среди военнослужащих. Многие из них просто сбежали из армии, другие занялись откровенным воровством, грабежами, разбоем, совершали иные преступления. Если в 1991 г. количество зарегистрированных преступлений военнослужащих составило 31 260, то в 1992 г. (при сокращении числа военнослужащих!) — 40 315, т.е. за год оно увеличилось почти на одну треть. Следует также подчеркнуть, что на преступность военнослужащих в 90-х годах существенное (хотя и опосредованное) влияние оказала и общаякриминогенная ситуация в России. Так, в 1994 г. на фоне сокращения всей преступности наблюдалось снижение и показателей зарегистрированной преступности военнослужащих, а в 1995—1996 гг., наоборот, — их увеличение.

     Проводимое  в последние годы реформирование армии, улучшение ее финансирования привели и к некоторым положительным результатам, в частности к сокращению объема преступности военнослужащих. В последние годы стабилизировался и ее уровень, который в настоящее время в 2—2,5 раза ниже, чем в целом по стране (около 700 преступлений на 100 тыс. военнослужащих).

     В то же время отмеченные тенденции  стабилизации преступности военнослужащих не в полной мере отражают ее реальное состояние в связи с достаточно высокой латентностью. Помимо общих причин латентности преступности на сокрытие от регистрации преступлений военнослужащих негативно влияют высокая степень закрытости воинских формирований и объектов, а также строгая ответственность командного состава за противоправное поведение подчиненных, среди которых преобладают мужчины молодого возраста, отличающиеся повышенной криминальной активностью.

     Определенными особенностями обладает и структура преступности военнослужащих.

     Удельный  вес специфических воинских преступлений колеблется в пределах 50—70% от общего количества преступлений военнослужащих. Среди них преобладают (и имеют тенденцию к росту) преступления против порядка прохождения военной службы: самовольное оставление части или места службы, дезертирство, членовредительство. Следующую по количеству группу составляют преступления против порядка подчиненности и воинской чести (неисполнение приказа, сопротивление начальнику или принуждение его к нарушению обязанностей военной службы, насильственные действия в отношении начальника, оскорбление военнослужащего, нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими (так называемая дедовщина). Особые группы составляют преступления, связанные с эксплуатацией военной техники; преступления против порядка несения боевого дежурства, пограничной караульной и внутренней служб; воинские должностные преступления.

     В структуре общеуголовных преступлений военнослужащих наибольшее распространение  имеют их посягательства на собственность, личность, общественный порядок и  общественную безопасность.

     Достаточно  высока в структуре преступности военнослужащих доля совершения тяжких и особо тяжких преступлений, достигающая 40%. Значительное количество преступлений совершается военнослужащими в группе (около 20%), в состоянии алкогольного, наркотического опьянения (около 10%).

     Особенностью  современной криминальной ситуации в войсках и воинских формированиях является проникновение в их среду организованной преступности. Основным источником получения оружия многими организованными преступными группами становятся армейские склады. При этом военнослужащие зачастую сами являются расхитителями оружия и другого военного имущества, сбываемого ими преступным группировкам.

     Таким образом, преступность военнослужащих при многих общих чертах с общеуголовной  преступностью обладает определенными  специфическими чертами, отражающими  особенности как самой военной службы, так и личности преступника. Кстати, об этом еще в 1905 г. говорил князь С.А. Друцкой, активно занимавшийся проблемами военного строительства: «Войско, живущее среди граждан и соприкасающееся с ним всеми сторонами своего существования, не может быть чуждо влиянию тех процессов, которые происходят в гражданском обществе. Но помимо этого есть основание предполагать, что преступность в армии зависит от факторов добавочных, не имеющих места в быту гражданском». 
 
 
 
 
 
 
 

2. Криминологическая характеристика личности преступников-военнослужащих

     Личность  преступника-военнослужащего имеет  существенные особенности, обусловленные  целым рядом факторов: замкнутостью однополой социальной группы межличностного общения; жесткой регламентацией повседневного быта; необходимостью при определенных условиях рисковать жизнью; иерархическим построением взаимоотношений между начальником и подчиненными при безусловном соблюдении принципа единоначалия; ограничением свободного времени и, как правило, узким выбором культурно-досуговых мероприятий; значительными ежедневными физическими и психологическими нагрузками; временным («кочевым») образом жизни и др.

     При этом существуют особенности, присущие личности преступника-военнослужащего  срочной службы и личности преступника-командира (начальника).

     Личность  преступника-военнослужащего  срочной службы характеризуется  следующими особенностями:

     молодой, наиболее криминогенно активный возраст (19—21 год) и агрессивно-разрушительное поведение, присущее этому возрасту;

     несложившаяся, а поэтому неустойчивая психика (психологи утверждают, что окончательное  формирование личности человека происходит к 21—22 годам);

     зависимость несложившейся психики от множества  косвенных объективных и субъективных факторов (например, отношения офицеров и старослужащих; вид и род войск, особенно если призывник мечтал о службе в ВДВ, а попал в военно-строительную часть, и др.);

     «гедонистический  риск», т.е. получение молодыми людьми удовольствия от опасности, риска;

     недостаточно  высокий уровень образованности, воспитанности как следствие негативных социально-экономических условий жизни до призыва: 40% военнослужащих жили в семьях с доходами ниже прожиточного минимума; 49% — в семьях с уровнем дохода, не превыша-ющимпрожиточный минимум; 15% военнослужащих воспитывались одним родителем (чаще всего матерью); 2% были сиротами;

     противоправное  допризывное поведение. Согласно результатам  опроса, свыше 15% военнослужащих ранее  привлекались к уголовной ответственности, хотя и без предъявления им обвинения; около 8% привлекались к административной ответственности и состояли на учете в инспекциях по делам несовершеннолетних;

     наличие опыта употребления спиртных напитков и наркотиков. 50% военнослужащих, привлеченных к ответственности за совершенные  преступления, еще до призыва употребляли спиртные напитки (11% — ежедневно, 16% — ежемесячно, 23% — реже одного раза в месяц). Масштабы распространения наркотиков среди молодежи общеизвестны;

     существование опыта общения с неформальными  молодежными группировками с антиобщественной направленностью;

     скудность духовных потребностей и интересов: 45% военнослужащих признались, что не читают газет и журналов, более 30% не читают книг;

     неумение  давать верную оценку своим действиям, непредвидение их последствий, переоценка роли мотива поведения и недооценка объективной общественной опасности правонарушения;

     низкий  уровень правосознания, его неполнота, искаженность или дефектность, неразвитость привычки сопоставлять свое поведение  с законом, незнание или в лучшем случае поверхностное знание законов;

     стремление  к участию в неформальных внутриармейских  структурах и занятию в них  лидирующего положения;

     хорошее физическое развитие и стремление к  регрессивным человеческим ценностям, доминирование примитивно-бытовых  побуждений извращенного характера;

     убеждение в своей правоте и неприязнь  к лицам, получившим отсрочку от призыва  в армию;

     эмоциональная неустойчивость, возбудимость, вспыльчивость, ничем не спровоцированное агрессивное  поведение;

     пренебрежительное отношение к военной службе.

     Личность  преступника-военнослужащего срочной  службы обусловливается социально-психологическими особенностям поведенческого восприятия действительности, присущим ей типом  темперамента.

     Военнослужащим-сангвиникам (способным жизнерадостным людям) присуща быстрота и смелость. Военнослужащие-холерики (вспыльчивые люди) проявляют завидную, хотя и не осознанную решительность и смелость. В то же время они могут испытывать неподотчетный, а потому особенно сильный страх. Военнослужащие-флегматики (спокойные, медлительные люди) обладают осознанной решительностью и смелостью, однако эти качества у них сильны только при выполнении тех задач, к которым они специально готовились. Менее всего подготовлены к армейской действительности военнослужащие-меланхолики (унылые, мрачные люди), поскольку их решительность и смелость кратковременны и проявляются только при преодолении незначительных препятствий. Впрочем, всегда следует помнить определенную условность подобной (как и любой другой) типологии.

Информация о работе Преступность военнослужащих и ее предупреждение