Поведение военнослужащих во время чрезвычайных ситуаций и чрезвычайных обстоятельствах

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 18:31, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе в первой главе будет дано понятие чрезвычайной ситуации, указаны какими силами и средствами военнослужащие устраняют возникающие чрезвычайные обстоятельства или чрезвычайные ситуации. Кроме того, на примере роты караула будет рассмотрен порядок действий и правила поведения военнослужащих в условиях различных чрезвычайных ситуаций, а также перечислены неотложные спасательные и аварийно-восстановительные работы, возникающие при чрезвычайных ситуациях
Во второй главе сделан акцент на психологическую подготовленность военнослужащих к возникновению чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время.

Содержание

Введение
Глава 1.
1.1. Определение понятия чрезвычайной ситуации.
1.2. Силы и средства, привлекаемые военнослужащими
при возникновении чрезвычайных обстоятельств, чрезвычайной ситуаций.
1.3. Назначение, организация и порядок проведения боевого расчета роты (караула)
1.4.Действия начальника караула при резких изменениях
обстановки
1.5. Неотложные спасательные и аварийно-восстановительные работы при возникновении чрезвычайных ситуаций
1.6.Правила поведения и действий в зонах и очагах воздействия поражающих факторов ОМП
1.7.Правила поведения в укрытиях.
Глава 2.
2.1.Правовые основания и психологические особенности действий военнослужащих в служебных экстремальных ситуациях.
2.2.Этапы психологического обеспечения
2.3.Задачи психологической подготовки
2.4.Формирование моральной и психологической готовности
2.5. Формирование устойчивой мотивации
2.6.Экстремально-психологические навыки
2.7.Специфика тренинга
2.8.Стрессогенные факторы
Заключение
Использованная литература

Работа содержит 1 файл

воен. Поведение военносл в ЧС.doc

— 163.50 Кб (Скачать)

     2.3.Задачи психологической подготовки 

     На  этапе психологической подготовки сотрудников к командировке на Северный Кавказ в качестве основных задач  выступают:

  • психологическое обследование личного состава, направляемого в командировку;
  • психологическое сопровождение комплектования и групповой сплоченности отправляемых подразделений;
  • специальная психологическая подготовка сотрудников и групп, убывающих в командировку.

     Из  вышеперечисленных задач вытекают основные направления работы психологов на этом этапе:

  • психологическая диагностика личного состава, направляемого в командировку;
  • изучение социально-психологического климата и психодиагностика групповой сплоченности формируемых подразделений;
  • обучение сотрудников методам и приемам психологической саморегуляции в повседневной и экстремальной деятельности. 5

     Реализация  направлений работы организуется начальником  отдела специального назначения совместно  со своими заместителями и осуществляется психологом6.

     Психологический отбор

     Каким же образом психолог ОСН осуществляет выполнение такой работы на практике?

     1 – психологический отбор. Предрасположенность  в длительных экстремальных условиях  к таким негативным проявлениям,  как ослабление самодисциплины  и снижение морально-нравственного  контроля, возможность прогнозировать с помощью психодиагностических обследований уже на предварительном этапе, при беседе с отбираемым кандидатом7 на откомандирование в «горячую точку».

     Специалисты психологической службы УИС Минюста  России используют комплекс мероприятий  при отборе бойцов ОСН. К числу  этих мероприятий относятся:

  • беседы с кандидатом (выясняются автобиографические нюансы, поведенческие проявления, добровольность участия в командировке, наличие взысканий, состояние взаимоотношений в семье и др.);
  • психодиагностическое обследование (СМИЛ, Л.Н. Собчик), тест цветовых выборов (М. Люшер), «Шестнадцатифакторный опросник личности», Р. Кеттелл).

     В целом, можно говорить о следующих  основных психологических «противопоказаниях»  к командированию для несения  службы в зону контртеррористической  операции: неадекватные установки и искаженная мотивация (например, преобладание материальных мотивов – командировка как возможность «подзаработать»), низкая стрессоустойчивость, слабый самоконтроль, агрессивность, низкий социометрический статус сотрудника спецподразделения и др.

     Психологическая подготовка

     2 – психологическая подготовка. Подготовка  должна быть направлена: на повышение  эффективности выполнения профессиональных  задач; на обеспечение личной  безопасности8; на сохранение физического и психического здоровья сотрудников9. В экстремальных условиях подготовки в силу большой динамичности происходящих событий на первый план по значимости и влиянию на поведение сотрудников выходят их боевые психические состояния, которые позволяют оперативно разрешать калейдоскоп меняющихся ситуаций10. 

     2.4.Формирование моральной и психологической

     готовности 

     Сотрудники  психологической службы УИС Минюста  России перед отправкой сотрудников  ОСН в «горячую точку» проводят ряд  специальных мероприятий по формированию у личного состава моральной  и психологической готовности к деятельности в экстремальных условиях. В их число входит:

  • информационная подготовка (этнографические особенности региона предстоящего несения службы, предыстория конфликта, причины его возникновения, особенности оперативной обстановки и состояние дел на современном этапе, национальный характер и народные традиции, особенности межнационального общения конфликтующих сторон, нормативные и законодательные акты, регламентирующие деятельность ОСН);
  • выработка у каждого сотрудника убежденности в обоснованности целей и задач, стоящих перед отделом в период его пребывания в данном регионе (этот критерий включает в себя уверенность бойцов ОСН в гуманности и необходимости предпринимаемых правительством России мер по локализации и урегулированию конфликта, чувство правовой и социальной защищенности каждого сотрудника и членов его семьи);
  • подготовка личного состава к несению службы в неординарных условиях (погодных, сложных бытовых, социальной изоляции или даже враждебного отношения к сотрудникам окружающего гражданского населения, физического и огневого противоборства);
  • выработка у сотрудников ОСН умения в случае необходимости действовать автономно;
  • отработка специальных умений и навыков (оказание первой доврачебной помощи пострадавшему; общение с представителями конфликтующих сторон, предполагающих знание оскорбительных, доброжелательных, привлекающих внимание, располагающих к беседе, означающих приветствие или извинение жестов и выражений, умение по внешним признакам определять готовность собеседника к агрессивным действиям или располагать к себе граждан в процессе общения, вызывать у них чувство уважения; умение противостоять «мягкому нажиму», т.е. устойчивость к просьбам гражданских лиц, высказываемых в форме приглашения в гости, подношения даров, «слезных» уговоров о помощи и т.п., и связанных, как правило, с нарушениями должностных инструкций, отклонением от установленного маршрута, игнорированием правил сохранения служебной информации и т.п.).
 
 

     2.5. Формирование устойчивой мотивации 

     Практической реализации психологического обеспечения бойцов ОСН служит психологическая подготовка сотрудников спецподразделений11. Основная идея: формирование устойчивой мотивации сотрудников к профессиональному развитию через четкое определение ролевой позиции бойца-профессионала.

     При выполнении задачи профессионал опирается  на навыки, полученные во время обучения. Эмоции только мешают этому, изменяя  физиологическое состояние и  искажая внимание, память, мышление, делая человека уязвимым. Эмоциональное  возбуждение вызывает подмену главной цели на эмоционально окрашенную, что «размывает» главную цель и мешает выполнению поставленной задачи. Чтобы выполнить задачу, используя профессиональные навыки, необходимо справиться с самим собой. Поэтому, помимо специальных навыков, необходимы навыки саморегуляции, позволяющие отделить эмоции от выполнения задачи.

     Сотрудник спецподразделения – воин и ему  приходится проживать две жизни: по законам мирного и по законам  военного времени. Не разделяя мира и  войны, оказавшись в экстремальной боевой ситуации, человек, сам не осознавая того, проявляет свою личность, стереотипы поведения, систему ожиданий, сформировавшиеся в условиях мирного времени. Это небезопасно для него самого. Сотрудник должен овладеть необходимым воину искусством – не проявлять собственную личность, искусством, основанным на точных расчетах и прочных навыках. Для собственной безопасности воину необходима роль и навыки, подходящие для военного времени. 
 
 

     2.6.Экстремально-психологические навыки 

     Другую  концепцию психологической подготовки отделов специального назначения правоохранительных органов предлагает В.Н. Смирнов. Профессиональная экстремально-психологическая подготовка осуществляется в два этапа.

     Предварительная профессиональная экстремально-психологическая подготовка: усвоение экстремально-психологических знаний и умений, приобретение экстремально - психологических навыков, контроль над регуляцией психических состояний, благоприятных для работы в экстремальных условиях.  

2.7.Специфика тренинга 

     Непосредственная профессиональная экстремально-психологическая подготовка: экстремально-психологический тренинг, который проводится в процессе комплексных учений и акцентирует внимание на профессиональном восприятии, регуляции боевых психических состояний, благоприятных для работы в экстремальных условиях и моделировании фактора «неизвестности»12.

     Вызывает  интерес социально-психологический  тренинг (СПТ) в рамках психологической  подготовки ОСН Минюста России, разработанный  в межрегиональной психологической  лаборатории ГУИН Минюста России по Ростовской области. В данном тренинге основными методами работы с группой являются игровые методы13. Особенностью СПТ является то обстоятельство, что перечень игр и упражнений не является жесткой программой тренинга. Практический психолог имеет возможность подбирать для работы с каждой конкретной группой те упражнения, которые, по его мнению, могут помочь в наибольшей степени активизировать участников, раскрыть их с разных сторон, помочь им осознать собственные возможности. Необходимо отметить, что коллектив межрегиональной психологической лаборатории ГУИН Минюста России по Ростовской области является признанным авторитетом в разработке вопросов экстремальной подготовки сотрудников спецподразделений Минюста России14. 

     2.8.Стрессогенные факторы 

     Среди стрессовых факторов, существенно влияющих на психологическое состояние сотрудников  в зоне конфликта, можно выделить следующие:

     -использование спецподразделений УИС в большинстве случаев в качестве войскового спецназа в войсковых операциях (при этом, не имея достаточного тяжелого и специального вооружения и техники) при слабом взаимодействии со смежными силовыми структурами, либо вообще без него;

     -абсолютно реальная и почти постоянная угроза гибели, ранения, травмы, болезни – как в отношении себя, так и товарищей;

     -нарушение биологического ритма сна и бодрствования (необходимость круглосуточного охранения); постоянные бытовые лишения;

     -слабая информированность личного состава о фактическом положении дел и оперативной обстановке в регионе;

     -недостаточное обеспечение (продовольствие, техника, оружие, боеприпасы); неадекватно низкая оплата тяжелой и опасной службы;

     -нахождение во враждебном окружении с чужим языком, культурой, традициями;

     -двусмысленность взаимоотношений с местными жителями и представителями власти; постоянная идентификация окружающих:

     -свой-чужой и как результат – постоянная настороженность, подозрительность, категоричность в суждениях, излишняя жесткость.

     Накопление  этих и подобных факторов психического напряжения сотрудников при выполнении СБД в зоне вооруженного конфликта, как и непосредственное участие в бою может приводить к появлению боевой психотравмы (БПТ). В связи с этим необходимо:

  • откомандированный в зону вооруженного конфликта личный состав расположить компактно, с соответствующим охранением. Дробление на более мелкие группы с разными местами дислокации свести к минимуму. Если же это невозможно, то как можно чаще эти группы должны посещать руководители, психолог;
  • раннее активное выявление лиц с развивающимися дезадаптивными реакциями или личностными декомпенсациями;
  • обязательная связь с «Большой землей», с родственниками, регулярное информирование личного состава о положении в регионе;
  • командиру, заместителю по работе с личным составом, психологу проводить постоянную работу по налаживанию добрососедских связей с местным населением;
  • всесторонним образом поддерживать авторитет командира;

     в период оперативного покоя (кстати, являющегося  одним из наиболее сложных периодов), после непродолжительного отдыха, организовать разумную занятость личного состава, уделить внимание досугу, физическим тренировкам, общеинформационным занятиям.

 

     

Заключение 

     Для успешного выполнения служебно-боевых задач, поставленных перед военнослужащими воинских частей по охране важных государственных объектов в случае чрезвычайных ситуаций, воинским подразделениям необходима определенная последовательность в поведении и действиях, которая даст наиболее эффективные результаты  по устранению последствий.  Психологическая подготовка  военнослужащих имеет место быть, но не всегда соблюдается военнослужащими, что неизбежно приводит к нарушению норм и законов, установленных законодательством Российской Федерации.

     В своей работе я попытался на примере  начальника караула, командира роты осветить всю необходимую последовательность действий проведения и организации боевого расчета.

     В заключении следует отметить, что  вопросы, раскрытые в моей курсовой работе не имеют необходимую всесторонность и глубину раскрытия данной темы. Часть из них, безусловно, требуют более глубокого теоретического изучения и практических проверок.

Информация о работе Поведение военнослужащих во время чрезвычайных ситуаций и чрезвычайных обстоятельствах