3.Способность
к саморазвитию и прогрессу, что особенно
важно в современном, динамично развивающемся
мире. Создание благоприятного климата
для инвестиций и инноваций, постоянная
модернизация производства, повышение
профессионального, образовательного
и общекультурного уровня работников
становятся необходимыми и обязательными
условиями устойчивости и самосохранения
экономики.
Таким
образом, экономическая безопасность
- это совокупность условий и факторов,
обеспечивающих независимости национальной
экономики, её стабильности и устойчивость,
способность к постоянному обновлению
и самосовершенствованию.
Если
попытаться сформулировать понятие
“экономическая безопасность”, то
оно могло бы выглядеть следующим образом.
Экономическая
безопасность — составная часть
общей системы безопасности страны,
основанная на независимости, эффективности
и конкурентоспособности экономики, выраженных
через систему критериев и показателей
ее состояния, в которой ключевой подсистемой
является производственная, качество
которой поддерживается другими подсистемами
(сырьевой, кредитно-финансовой, технологической),
а также всеми государственными органами
через правовые, организационные, политические
и другие меры, для создания благоприятных
внутренних и внешних условий развития
экономики, направленной на удовлетворение
общественных потребностей на национальном
и международном уровнях.
Объектами
экономической безопасности являются
личность, общество, государство и
основные элементы экономической системы,
включая систему институциональных
отношений при государственном регулировании
экономической деятельности.
Реализация
Государственной стратегии должна
осуществляться через систему конкретных
мер, реализуемых на основе качественных
индикаторов и количественных показателей
- макроэкономических, демографических,
внешнеэкономических, экологических,
технологических и других.
Выявление
возможных угроз экономической
безопасности и выработка мер
по их предотвращению имеют первостепенное
значение в системе обеспечения
экономической безопасности .
3.
КЛАССИФИКАЦИЯ УГРОЗ
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
БЕЗОПАСТНОСТИ
Угрозы
экономической безопасности страны
можно разделить на два вида, внешние
и внутренние.
- утрата своих
внешнеэкономических позиций в результате
ее вытеснения иностранными конкурентами
с зарубежных рынков;
- нарушение
национальных приоритетов в области экономики
из-за продвижения иностранными партнерами
выгодных им экономических проектов и
программ;
- формирование
иностранными партнерами такой структуры
внешнеэкономических связей страны, когда
последняя постепенно превращается в
их сырьевой придаток;
- блокирование
доступа к передовым технологиям и формирование
зависимости ее экономики от их импорта,
а также от импорта некоторых видов продукции;
- стимулирование
иностранными партнерами утечки передовых
технологий и квалифицированных кадров
в зарубежные страны;
- торговая
экспансия иностранных государств и экономических
структур, направленная на завоевание
рынка и вытеснение с него предпринимателей;
- противодействие
равноправному участию в международных
структурах кредитно-финансового и торгово-экономического
регулирования;
- рост внешней
финансовой задолженности, усиление ее
зависимости от иностранных кредиторов;
превышение внешним долгом критического
уровня, допустимого для суверенного государства;
- криминализация
некоторых видов внешнеэкономических
связей, контрабанда стратегических материалов
и сырья, неконтролируемый вывоз капиталов
из страны;
- активизация
экономической разведки и промышленного
шпионажа иностранных государств и организаций.
- Внутренние:
- приобретение
экономическим кризисом затяжного характера,
возникновение необратимых или труднообратимых
последствий для развития экономики страны;
- дестабилизация
регулирующей роли государства в проведении
экономических реформ, формировании современной
экономической инфраструктуры;
- cокращение
используемой ресурсной основы в сферах
сырьевой, топливно-энергетической, финансово-кредитной,
инвестиционной и инновационной деятельности
для выхода из экономического кризиса;
- продолжающийся
процесс структурной деформации экономической
системы страны в сторону сворачивания
высокотехнологичных, наукоемких отраслей
(прежде всего в ВПК), резкого падения производства
в ведущих отраслях обрабатывающей промышленности,
утрата приоритетов в развитии страны
как высокоиндустриальной державы;
- углубление
диспропорций в территориальном размещении
производительных сил, усиление территориального
и отраслевого монополизма и сепаратизма,
разрушение традиционных производственных
связей между основными производственными
центрами;
- дезорганизация
финансово-кредитной системы и ослабление
ее регулирующих функций в сфере формирования
и исполнения бюджета, целенаправленного
инвестирования приоритетных отраслей
экономики, борьбы с инфляцией, предотвращения
утечки капиталов за рубеж;
- низкий уровень
социальной ориентированности экономики,
падение платежеспособности населения,
сужение внутреннего рынка, сокращение
роли внутренних социально-экономических
стимуляторов экономического роста;
- техногенные
аварии и катастрофы, низкая технологическая
и производственная дисциплина, отток
квалифицированных кадров, снижение уровня
квалификации кадров;
- криминализация
экономических отношений, рост экономической
преступности, коррупции;
- рост экономических
потерь в результате увеличения масштабов
и углубления социальной напряженности
в сфере экономических отношений.
Наиболее
вероятными угрозами экономической
безопасности страны, на локализацию которых
должна быть направлена деятельность
органов государственной власти, являются:
- Увеличение
имущественной дифференциации населения
и повышение уровня бедности, что ведет
к нарушению социального мира и общественного
согласия. Достигнутый относительный
баланс социальных интересов может быть
нарушен в результате действия следующих
факторов:
- расслоение
общества на узкий круг богатых и преобладающую
массу бедных, неуверенных в своем будущем
людей;
- увеличение
доли бедных слоев населения в городе
по сравнению с деревней, что создает социальную
и криминальную напряженность и почву
для широкого распространения относительно
новых негативных явлений - наркомании,
организованной преступности, проституции
и тому подобного;
- рост безработицы,
что может привести к социальным конфликтам;
- задержка
выплаты заработной платы, остановка предприятий
и так далее.
- Деформированность
структуры экономики, обусловленная такими
факторами, как:
- усиление
топливно-сырьевой направленности экономики;
- отставание
разведки запасов полезных ископаемых
от их добычи;
- низкая конкурентоспособность
продукции большинства отечественных
предприятий;
- свертывание
производства в жизненно важных отраслях
обрабатывающей промышленности;
- снижение
результативности, разрушение технологического
единства научных исследований и разработок,
распад сложившихся научных коллективов
и на этой основе подрыв научно-технического
потенциала;
- завоевание
иностранными фирмами внутреннего рынка
по многим видам товаров народного потребления;
- приобретение
иностранными фирмами предприятий в целях
вытеснения отечественной продукции,
как с внешнего, так и с внутреннего рынка;
- рост внешнего
долга и связанное с этим увеличение расходов
бюджета на его погашение.
- Возрастание
неравномерности социально-экономического
развития регионов.
Важнейшими
факторами этой угрозы являются:
- объективно
существующие различия в уровне социально-экономического
развития регионов, наличие депрессивных,
кризисных и отсталых в экономическом
отношении районов на фоне структурных
сдвигов в промышленном производстве,
сопровождающихся резким уменьшением
доли обрабатывающих отраслей;
- нарушение
производственно-технологических связей
между предприятиями отдельных регионов;
- увеличение
разрыва в уровне производства национального
дохода на душу населения.
- рост безработицы,
поскольку значительная часть преступлений
совершается лицами, не имеющими постоянного
источника дохода;
- сращивание
части чиновников государственных органов
с организованной преступностью, возможность
доступа криминальных структур к управлению
определенной частью производства и их
проникновения в различные властные структуры;
- ослабление
системы государственного контроля, что
привело к расширению деятельности криминальных
структур на внутреннем финансовом рынке,
в сфере приватизации, экспортно-импортных
операций и торговли.
Основными
причинами, вызывающими возникновение
указанных угроз, являются неустойчивость
финансового положения предприятий,
неблагоприятный инвестиционный климат,
сохранение инфляционных процессов
и другие проблемы, связанные с
финансовой дестабилизацией в экономике.
Предотвращение
или смягчение последствий действий
угроз экономической безопасности
требует определения и мониторинга
факторов, подрывающих устойчивость
социально-экономической системы
государства.
4.
МЕРЫ И МЕХАНИЗМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ПОЛИТИКИ, НАПРАВЛЕННЫЕ
НА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
БЕЗОПАСТНОСТИ.
Меры
и механизмы экономической политики,
разрабатываемые и реализуемые,
должны быть направлены на предотвращение
внутренних и внешних угроз экономической
безопасности.
1. Мониторинг факторов,
определяющих угрозы экономической безопасности.
Важнейшими
элементами механизма обеспечения
экономической безопасности являются
мониторинг и прогнозирование факторов,
определяющих угрозы экономической
безопасности. Мониторинг как оперативная
информационно-аналитическая система
наблюдений за динамикой показателей
безопасности экономики имеет большое
значение для переходного состояния экономики
при наличии серьезных межотраслевых
диспропорций и острой недостаточности
ресурсов (прежде всего финансовых), сильной
подвижности и неустойчивости социально-экономических
индикаторов. Это определяет возрастание
требований к государственной статистике
в части комплексности, глубины и форм
охвата объектов статистического наблюдения,
качества и оперативности информации.
Объективный и всесторонний мониторинг
экономики и общества с точки зрения экономической
безопасности должен проводиться на основе
анализа конкретных количественных значений
индикаторов экономической безопасности.
Для осуществления мониторинга факторов,
определяющих внутренние и внешние угрозы
экономическим интересам личности, общества
и государства, первоочередной задачей
является создание организационно-информационной
базы.
2. Разработка критериев
и параметров (пороговых значений)
экономической безопасности .
Для
реализации Государственной стратегии
должны быть разработаны количественные
и качественные параметры (пороговые
значения) состояния экономики, выход
за пределы которых вызывает угрозу
экономической безопасности страны,
характеризующие:
- динамику
и структуру валового внутреннего продукта,
показатели объемов и темпов промышленного
производства, отраслевую и региональную
структуру хозяйства и динамику отдельных
отраслей, капитальные вложения и тому
подобное;
- состояние
природно-ресурсного, производственного
и научно-технического потенциала страны;
- способность
хозяйственного механизма адаптироваться
к меняющимся внутренним и внешним факторам
(темпы инфляции, дефицит государственного
бюджета, воздействие внешнеэкономических
факторов, стабильность национальной
валюты, внутренняя и внешняя задолженность
и тому подобное);
- состояние
финансово-бюджетной и кредитной систем;
- качество
жизни населения (валовой внутренний продукт
на душу населения), уровень безработицы
и дифференциации доходов, обеспеченность
основных групп населения материальными
благами и услугами, состояние окружающей
среды и тому подобное.
Количественные
параметры должны быть разработаны
не только для страны в целом, но
и для каждого ее региона. При
этом состав критериев и показателей
экономической безопасности по регионам
должен корреспондировать с соответствующим
составом критериев и параметров в части,
касающейся экономики и национальных
интересов в целом. На основе сформулированных
в Государственной стратегии национальных
интересов в области экономики, критериев
и параметров экономической безопасности
определяются меры и разрабатываются
механизмы реализации экономической политики,
направленные на обеспечение экономической
безопасности страны.
3. Деятельность государства
по обеспечению экономической безопасности
.
Деятельность
государства по обеспечению экономической
безопасности осуществляется по следующим
основным направлениям:
1.
Выявление случаев, когда фактические
или прогнозируемые параметры
экономического развития отклоняются
от пороговых значений экономической
безопасности, и разработка комплексных
государственных мер по выходу страны
из зоны опасности.