Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2011 в 12:17, реферат
27 декабря 1990 года было принято постановление Совета министров РСФСР “Об
образовании российского корпуса спасателей на правах государственного
комитета РСФСР, а также формирование единой государственно-общественной
системы прогнозирования, предотвращения и ликвидации последствий чрезвычайных
ситуаций”.
разрабатывается проект основ государственной политики в области управления
рисками. Этой же задаче служит готовящаяся федеральная целевая программа
"Снижение
рисков и смягчение
техногенного характера в Российской Федерации до 2005 года".
Главным в этой программе будет не только организация и совершенствование
мониторинга, а
прогнозирование и
отводится внедрению системы декларирования безопасности потенциально опасных
производственных объектов и лицензирования их деятельности, страхования
рисков.
Гвоздем, основой программы, являются выполнение инженерно-технических
мероприятий по защите населения как в мирное, так и военное время, постоянное
и все усиливающееся обучение населения.
В какой-то мере новым, но все более необходимым становится обеспечение
безопасности жизнедеятельности населения в чрезвычайных ситуациях. Раньше
этому практически не уделяли внимания, считали, что люди в любых трудных
ситуациях сами как-нибудь устроятся. На деле оказалось — без помощи
федеральных и местных органов власти им просто не выжить. Все крупные
чрезвычай-ные ситуации последних лет являются убедительным подтверждением
сказанному: землетрясение в Нефтегорске, наводнения в Якутии, Республике
Коми, Великом Устюге, на Северном Кавказе, про-рывы дамб и плотин, оползни,
бури и ураганы, лесные пожары.
По мнению МЧС России, реализация этой программы должна способствовать
снижению потерь от ЧС не менее чем на 25 —30%.
ГО третьего
тысячелетия
В последние годы в ряде зарубежных стран (ФРГ, США, Франция и др.) в связи с
изменившейся военно-политической обстановкой происходит трансформация
взглядов на роль гражданской обороны и порядок ее ведения.
Так, новая политика США определяет, что силы и средства гражданской обороны
должны готовиться не столько к действиям в условиях ядерной войны, сколько
уметь эффективно решать задачи, возникающие в мирное время, уделяя при этом
особое внимание мобилизационному планированию.
Возникла необходимость внесения изменений в теорию и практику гражданской
обороны в нашей стране. Диктуется это тем, что до настоящего времени
продолжают использоваться теоретические положения, разработанные еще в период
1962 — 1976 годов.
Коренные изменения
в характере военных
социально-экономической обстановке требуют нового, более обстоятельного и
всеобъемлющего отношения к защитным мероприятиям.
Гражданская оборона XXI века будет существенно отличаться от современной.
Во-первых, должен измениться ее статус: утрачивая былое стратегическое
значение и сугубо военно-оборонную сущность, ГО приобретает большую
социальную направленность; основной целевой установкой становится не столько
участие в достижении военного стратегического успеха, сколько сохранение
жизни человека и среды его обитания. В силу этого Гражданская оборона,
видимо, постепенно отойдет от военной организации и приобретет
самостоятельность.
Во-вторых, настает время постепенно отказываться от военных элементов в ее
организации, в том числе и от услуг военнослужащих. Это, в частности,
согласуется и с одним из направлений военной реформы России. Но делать это
надо с большой осторожностью, т.к. части и соединения ГО — это ее самое
организованное и боеготовое ядро.
В-третьих, ГО в XXI веке будет становиться все более значимой структурой для
общества не только в военное, но и в мирное время. Активное участие ее сил и
средств в ликвидации любых чрезвычайных ситуаций станет необходимым, как,
скажем, кислород для человека. Актуальным и современным станет лозунг: "Все,
что делается для укрепления гражданской обороны, полезно народному хозяйству
и необходимо человеку".
В-четвертых, она должна стать менее затратной для государства, чем раньше. В
XXI веке надо
менять принципы защиты
создавать не за счет их специального строительства в мирное время, как это
было ранее, а накапливать путем освоения подземного пространства городов,
приспособления для этих целей подвальных и других заглубленных сооружений.
Вызывает сомнение и целесообразность массовой эвакуации населения из крупных
городов. На наш взгляд, возможна только частичная эвакуация (отселение)
населения из прогнозируемых зон поражения и заражения, когда другие способы
защиты невозможны.
Массовая эвакуация будет
исключительный вариант.
Видимо, отпадет необходимость и накапливать, хранить средства индивидуальной
защиты для всего населения страны. Они потребуются в первую очередь для
личного состава формирований, участвующих в спасательных и других неотложных
работах, а также персоналу радиационно- и химически опасных объектов и
населению, проживающему в зонах вероятного заражения (загрязнения).
Исходя из этого придется пересмотреть стратегию подготовки и ведения
гражданской обороны, что, естественно, повлечет изменения в системе
финансирования. Она, конечно, будет более гибкой, рациональной и рачительной.
Раз ГО является всенародной, служит интересам всех граждан, значит и в
финансировании ее должны участвовать все органы власти, коммерческие
структуры, а не только федеральное правительство.
В-пятых, значительно повышается роль и значимость мобилизационной готовности
гражданской обороны. При угрозе применения ядерного оружия мероприятия по
защите населения долж-ны осуществляться повсеместно, на территории всей
страны, в массовом порядке, с привлечением всех людских и материальных
ресурсов.
Заключение
В обозримом будущем ГО, как и вся оборона страны, будет строиться по принципу
стратегической мобильности. Все: промышленность, сельское хозяйство, органы
управления — должно быть готово к быстрому переходу на работу по планам
военного времени.
В перспективе ГО, видимо, примет характер более территориальный, чем
ведомственный (производственный). Каждый регион станет более самостоятельным
и будет решать задачи, как правило, своими силами.
Основные тенденции развития гражданской обороны, ее доктрину на начало XXI
века можно было бы сформулировать так: максимальное сохранение имеющегося
потенциала, адаптация к новым военно-политическим и социально-экономическим
условиям, создание возможностей для последовательного оперативного
развертывания сил и средств в короткие сроки и до необходимого уровня, гибкое
стратегическое и оперативное реагирование на изменения обстановки.
Информация о работе МЧС и Гражданская оборона (современный период)