Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 20:11, реферат
Российская Федерация – государство, прародителем которой является великая, могучая и священная Русь. История становления и развития России была нелегкой. На протяжении многих веков нашему народу приходилось вести борьбу с чужеземными захватчиками за свое национальное существование и независимость. Все это сказалось на формировании национального характера, на отношении россиян к своим защитникам и к военной службе.
Введение …………………………………………………………………………..3
Часть 1. Возникновение и развитие конституционных основ в России…...….4
Часть 2. Государственное устройство Российской Федерации…………...….10
Заключение …………………………………………………………..…………..21
Список использованной литературы….………
Россия, в соответствии с Конституцией, состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации. При этом правовой статус республики в составе России определяется как Конституцией Российской Федерации, так и собственной Конституцией. Правовое положение края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа устанавливается, наряду с Конституцией России, собственными уставами.
В соответствии с Конституцией России, равноправными субъектами Федерации впервые стали обычные (именовавшиеся ранее административными) края и области (например, Ставропольский, Красноярский края, Смоленская, Рязанская, Псковская и другие области). Повышение их статуса до уровня республик и автономных образований в составе России отражает как исторические особенности образования самой Российской Федерации, так и правовое признание роли русского народа в укреплении государственности. Дело в том, что Россия, как известно, традиционно, с самого начала своего существования включает и территории с коренным русским населением, и территории республик, автономных образований, где компактно проживают иные нации и народности. И если раньше национальные (автономные) образования пользовались достаточной самостоятельностью в решении многих вопросов, то новая Конституция Российской Федерации предоставила аналогичные права и краям, и областям, на территории которых проживает в большинстве своем русское население. Надо отметить справедливость данного решения: русские люди на территории единого федеративного государства вправе пользоваться не меньшими правами и возможностями, чем представители других братских наций и народностей.
Государственная целостность Российской Федерации гарантируется тем, что суверенитет России распространяется на всю ее территорию, Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории России. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории. Эту свою обязанность она, как суверенное государство, вправе осуществлять и с применением пограничных войск, Вооруженных сил и других государственных военных организаций.
Власть народа в любом государстве не может осуществляться вне организационных форм, посредством которых народ реализует свой суверенитет. Народ управляет государством, свободно выражает свою волю и придает ей общеобязательный характер путем закрепления в законодательных актах. Общим понятием «суверенитет» (в переводе – «верховная власть») подчеркиваются два свойства власти – единство и верховенство. В науке этим термином принято охватывать три вида суверенитета: народный, национальный и государственный. В органическом сочетании характерных особенностей каждого из видов суверенитета центральное место принадлежит суверенитету народа. Именно он – многонациональный народ – является источником всей государственной власти. Это ключевое положение надо понимать таким образом, что все полномочия на осуществление государственной власти институты и должностные лица государства приобретают в той или иной форме в результате свободно выражаемой воли народа. Только она делает власть в государстве легитимной, правомерной. В масштабе Российской Федерации государственная власть есть наиболее общая форма выражения суверенитета народа, его верховной воли. Государственная власть имеется и у каждого субъекта Федерации. Конституция Российской Федерации предусматривает, что субъекты Федерации вне пределов предметов ее ведения и полномочий «обладают всей полнотой государственной власти». Эта государственная власть есть выражение общей воли народа республики в составе Федерации, населения края, области, автономии и т.д. В системе местного самоуправления власть принадлежит населению соответствующего города, села, поселка, а это - часть народа. Органы местного самоуправления не входят в систему государственной власти, но обязаны соблюдать Конституцию и законы, акты, выражающие государственную волю народа.
Реализация народовластия в Российской Федерации осуществляется в различных формах: через систему государственных органов, общественные организации и партии, через институты непосредственной демократии, местное самоуправление. Единство, взаимосвязь и функционирование этих форм составляют политическую систему общественного строя. Под политической системой, таким образом, понимается совокупность государственных и общественных объединений, через которые народ реализует принадлежащую ему по Конституции власть, управляет государством, определяет и проводит в жизнь внутреннюю и внешнюю политику.
Конституция закрепляет основные формы реализации народом своего суверенного полновластия. «Народ, - подчеркивается в пункте 2 статьи 3 Конституции Российской Федерации, - осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления».
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Конституции Российской Федерации государственную власть в Российской Федерации осуществляют: Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации (схема 1). Классический принцип разделения властей на современном этапе развития России осуществляется с особенностями, которые заключаются в выведении Президента из системы исполнительной власти на самостоятельное место в системе высших органов государственной власти.
Схема 1
Органы государственной власти Российской Федерации строят свою деятельность на следующих конституционных принципах:
- формирование государственных органов народом или по его поручению соответствующим органом власти;
- территориальная организация властных структур;
- законность в деятельности органов государственной власти;
- употребление в органах государственной власти национальных языков наряду с русским;
- самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти;
- разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;
- осуществление своих полномочий в интересах реализации прав и свобод человека и гражданина.
Российская Федерация осуществляет свои многообразные функции через государственные органы. Государственный орган (орган государства) – это составная часть государственного аппарата, образуемая в установленном законом порядке и наделенная государственно-властными полномочиями, необходимыми для осуществления функций государственной власти.
Государственные органы в Российской Федерации составляют единую систему государственной власти. Такое единство определяется федеративным устройством России, ее государственной целостностью (статья 5 пункт 3 Конституции РФ) и производно от полновластия многонационального народа Российской Федерации и его возможности формировать государственные органы (статьи 3, 32 Конституции РФ).
Под структурой государственных органов Российской Федерации понимается способность высших и местных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, осуществлять в присущих им организационно-правовых формах функции единой государственной власти. Таким образом, система государственных органов состоит из следующих основных видов: органов законодательной власти (представительных органов государственной власти); органов исполнительной власти и органов судебной власти.
Органы законодательной власти (представительные органы государственной власти) состоят из парламента Российской Федерации, парламентов республик в составе России, представительных (законодательных) органов государственной власти других субъектов Федерации и местных представительных органов государственной власти – собраний депутатов, муниципальных Советов, органов на уровне сельских и городских районов (схема 2).
Схема 2
В систему органов исполнительной власти входят: правительства, министерства и иные органы исполнительной власти субъектов Федерации, главы администраций городов, сельских и городских районов. Главной задачей органов исполнительной власти является реализация (претворение в жизнь) положений Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента России, а также решений соответствующих вышестоящих (федеральных, республиканских, областных и т.д.) органов исполнительной власти. В силу того, что эти органы обладают не только исполнительной, но и распорядительной властью, их именуют также исполнительно-
Схема 3
Система исполнительной власти включает в себя министерства, службы, агентства. Правительство РФ состоит из Председателя, его заместителя (-ей), федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств (схемы 4,5).
Схема 4
Федеральные министерства, руководство которыми осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам | |
Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации: - Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека; - Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития; - Федеральная служба по труду и занятости; - Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию; - Федеральное агентство по физической культуре, спорту и туризму | Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации: - Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охраны культурного наследия; - Федеральное архивное агентство; - Федеральное агентство по культуре и кинематографии; - Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям |
Министерство образования и науки Российской Федерации: - Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам; - Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки; - Федеральное агентство по науке и инновациям; - Федеральное агентство по образованию | Министерство природных ресурсов Российской Федерации: - Федеральная служба по надзору в сфере природопользования; - Федеральное агентство водных ресурсов; - Федеральное агентство лесного хозяйства; - Федеральное агентство по недропользованию |
Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации: - Федеральное агентство по промышленности; - Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству; - Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии; - Федеральное агентство по энергетике | Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации: - Федеральная таможенная служба; - Федеральное агентство по государственным резервам; - Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости; - Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом |
Министерство транспорта Российской Федерации: - Федеральная служба по надзору в сфере транспорта; - Федеральное агентство воздушного транспорта; - Федеральное дорожное агентство; - Федеральное агентство железнодорожного транспорта; - Федеральное агентство морского и речного транспорта; - Федеральное агентство геодезии и картографии | Министерство сельского хозяйства Российской Федерации: - Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору; - Федеральное агентство по рыболовству; - Федеральное агентство по сельскому хозяйству |
Министерство финансов Российской Федерации: - Федеральная налоговая служба; - Федеральная служба страхового надзора; - Федеральная служба финансово-бюджетного надзора; - Федеральная служба по финансовому мониторингу; - Федеральное казначейство (федеральная служба) | Министерство информационных технологий и связи Российской Федерации: - Федеральная служба по надзору в сфере связи; - Федеральное агентство по информационным технологиям; - Федеральное агентство связи |
Схема 5
Федеральные службы и федеральные агентства, руководство которыми осуществляет Правительство Российской Федерации | |
Федеральная антимонопольная служба | Федеральная служба по тарифам |
Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды | Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору |
Федеральная служба по финансовым рынкам | Федеральная служба государственной статистики |
Федеральное агентство по атомной энергии | Федеральное космическое агентство |
Однако в структуре федеральных органов исполнительной власти существуют федеральные министерства, службы и агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации (схема 6).
Информация о работе Конституционный строй Российской Федерации