Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 22:52, реферат
Обеспечение безопасности воен¬ной службы (БВС) является акту¬альной военно-социальной проблемой для вооруженных сил любого госу¬дарства.
Как говорил ученый - мыслитель и практик, командир-организатор генерал от инфантерии М.И.Драгомиров: “Сбережение людей —святейший долг каждого начальника…”.
Введение……………………………………………………3 стр
Глава 1. Понятие и правовые основы обеспечения безопасности военной службы в Вооруженных Силах РФ.………………5 стр
Глава 2. Значение безопасности военной службы в повседневной деятельности войск(сил)………………………………………13 стр
Заключение ……………………………………………….20 стр
Уровень БВС - это относительная величина, полученная соотношением состояния БВС к определенному числу военнослужащих.
Динамика БВС – совокупный показатель, характеризующий изменение состояния и уровня всего массива гибели (смерти), травматизма и заболеваемости военнослужащих.
Определяющим показателем уровня БВС является гибель (смерть) военнослужащих. Главным критерием положительного значения данного показателя являются недопущение, исключение гибели (смерти) военнослужащих.
Данный показатель - определяющий при обеспечении безопасности военнослужащих в странах НАТО. Для всестороннего и объективного анализа состояния БВС в ВС США в настоящее время действует инструкция министра обороны №1300 "Потери личного состава вооруженных сил. Основные подходы и процедуры". Она устанавливает методику определения и фиксирования потерь военнослужащих в мирное и военное время. В Пентагоне создана автоматизированная база данных по потерям личного состава, ежемесячно пополняемая новой информацией из министерств видов вооруженных сил. Важным в учете и оценке потерь является их распределение по различным причинам: от несчастных случаев до убийств и членовредительства. Согласно официальной статистике наибольшая доля потерь за 1990 - 1997 годы приходится в войсках стран НАТО на несчастные случаи (5 тыс. 273 военнослужащих). При этом 2/3 из них - это результаты ДТП, прежде всего при управлении личным транспортом в нетрезвом состоянии.
Травматизм и заболеваемость военнослужащих - два других важнейших показателя уровня безопасности военной службы.
По их числу и процентному отношению к численности личного состава для объективной оценки качественного состояния БВС можно выделить несколько уровней: очень высокий, высокий, средний, низкий, критический (разработаны социологами Военного университета).
Очень высокий уровень БВС характеризует такое состояние, когда в части (соединении) нет случаев гибели (смерти), а также травматизма и заболеваемости военнослужащих, связанных с трудопотерями. Общее количество травм и заболеваний военнослужащих без потери трудоспособности не превышает 20 % от численности личного состава части, соединения.
Высокий уровень БВС характеризуется отсутствием случаев гибели (смерти) военнослужащих. Случаи травматизма и заболеваемости военнослужащих не превышают 40 % от численности личного со-
става, из них с трудопотерями - не более 5 - 7 %.
Средний уровень БВС характеризует отсутствие случаев гибели (смерти) военнослужащих. Случаи травматизма и заболеваемости военнослужащих не превышают 60 % от численности личного состава, из них с трудопотерями - не более 30 %.
При низком уровне БВС имеются единичные случаи гибели (смерти) военнослужащих. Случаи травматизма и заболеваемости личного состава не превышают 80 % от численности личного состава, из них с трудопотерями - не более 30 %.
Критический уровень БВС характеризует такое положение, когда случаи гибели (смерти) военнослужащих носят характер систематического явления. Случаи травматизма и заболеваемости личного состава, связанные с трудопотерями, превышают 50 % от численности личного состава.
Таким образом, система обеспечения безопасности военной службы представляет собой комплекс принятых в Вооруженных Силах Российской Федерации взглядов на безопасность военной службы и организацию работы по ее обеспечению.
Правовую основу обеспечения безопасности военной службы (БВС) определяет Закон Российской Федерации "О безопасности". Его актуальность и значимость состоит в том, что данный документ не только закрепляет правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства, но и принципиально меняет взгляды руководителей государства, ученых на эту задачу, выдвигая на первое место основное право гражданина - охрану жизни и здоровья человека.
Определяя "безопасность" как "состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз", Закон акцентирует внимание на ее социальной значимости для государства. , Вопросы безопасности военной службы нашли также отражение в Законе "О статусе военнослужащих".
Проблемы обеспечения БВС детализируются в общевоинских уставах Вооруженных Сил РФ.
12 июля 1997 г. министром обороны была подписана Директива № Д-10 "О совершенствовании работы по обеспечению безопасности военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации". В ней были определены основные принципы, цели и задачи Концепции безопасности военной службы.
Принципиальная значимость Концепции как системы взглядов, официально принятых в Министерстве обороны Российской Федерации, на безопасность военной службы и порядок ее обеспечения состоит в следующем:
1. Впервые теоретически обосновано и юридически закреплено единое понимание проблем БВС для органов военного управления;
2. Концепция объединила в единую систему все имеющиеся направления деятельности в области обеспечения безопасности, которой обязан управлять командир (начальник);
3. Обеспечение БВС рассматривается как целенаправленный и непрерывный процесс, проводимый в каждой части.
5 июня 2000 г. министр обороны Российской Федерации приказом № 285 "Об утверждении Инструкции по подготовке военнослужащих, к выполнению требований безопасности в повседневной деятельности войск (сил) установил общую систему подготовки (обучения и инструктажа) личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации к выполнению требований безопасности в повседневной деятельности войск (сил).
Все вместе эти руководящие документы определяют систему работы по обеспечению БВС в части.
Глава 2. Значение безопасности военной службы в повседневной деятельности войск(сил)
Обеспечение безопасности военной службы является сложным процессом, в котором активно участвуют все должностные лица военного управления, весь личный состав.
Под обеспечением безопасности военной службы понимается система правовых, социально-экономических, организационно-технических, морально-психологических, медицинских, экологических и иных мероприятий, поддерживающая условия безопасности военной службы и обеспечивающая на этой основе реализацию жизненно важных интересов военнослужащих, предотвращение причинения вреда жизни, здоровью и имуществу местного населения, окружающей природной среде при осуществлении повседневной деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации.
Обеспечение БВС в повседневной жизнедеятельности войск осуществляется по направлениям, указанным на схеме - слайде.
Организация работы по обеспечению безопасности военной службы подчинена целому ряду требований и строго определенному алгоритму действий должностных лиц военного управления.
1. Прежде всего на основе всестороннего сбора, учета и обработки информации о состоянии безопасности военной службы выявляются наиболее существенные и характерные угрозы безопасности и определяются условия БВС. В результате этой работы определяются конкретные перечни:
- носителей опасных факторов и явлений (по подразделениям, рабочим местам, боевым постам и местам несения службы);
- объектов, на которых сконцентрированы опасные факторы для личного состава;
- работ с повышенной опасностью (вид, место и условия работы);
- возможных чрезвычайных ситуаций в районе дислокации.
Особое внимание должностными лицами органов военного управления уделяется анализу фактов гибели, травматизма, заболеваемости личного состава за прошедшие периоды.
2. На основании выводов принимается решение, планируются мероприятия по обеспечению безопасности военной службы. В части мероприятия по обеспечению БВС самостоятельным разделом "Обеспечение безопасности военной службы" включаются в комплексный план мероприятий по поддержанию правопорядка, улучшению службы войск и обеспечению безопасности военной службы. План разрабатывается на период обучения.
В разделе выделяются следующие подразделы с перечнем конкретных мероприятий:
- по обеспечению травмобезопасности и безаварийности в процессе повседневной деятельности;
- по предупреждению самоубийств военнослужащих и нарушений уставных правил взаимоотношений между ними;
- по медицинскому обеспечению безопасности военной службы;
- по организации противопожарной защиты в части по обеспечению взрыво- и пожаробезопасности и охране окружающей среды.
3. Существенным звеном в рассматриваемой системе является регулярная проверка и оценка состояния безопасности военной службы в подчиненных подразделениях и контроль деятельности должностных лиц всех степеней по ее обеспечению. Руководящими документами предоставляется достаточно широкий спектр методов и форм для проведения данной работы качественно и эффективно.
Необходимо подчеркнуть, что при проведении этих мероприятий выделяются следующие этапы:
первый - подготовка к проверке состояния БВС;
второй - непосредственная проверка состояния БВС;
третий - оказание практической помощи в устранении недостатков в работе по обеспечению БВС.
4. Важным этапом работы по обеспечению БВС является систематический анализ состояния безопасности военной службы и подведение итогов работы по ее обеспечению. Анализ состояния БВС должен проводиться в неразрывном единстве с рассмотрением вопросов состояния боевой готовности, правопорядка и службы войск, с учетом их взаимообусловленности.
При проведении анализа состояния и динамики безопасности военной службы решаются следующие задачи:
1) определяются наиболее характерные, значимые показатели, оказывающие наибольшее влияние на состояние безопасности военной службы;
2) выделяются наиболее типичные обстоятельства и причины гибели (смерти), травматизма и заболеваемости военнослужащих;
3) устанавливается, какие из причин и обстоятельств гибели (смерти), травматизма и заболеваемости военнослужащих имеют тенденцию к росту или снижению на протяжении рассматриваемого периода.
Анализ практической деятельности войск округа показывает, что среди обстоятельств гибели военнослужащих лидирующее положение занимают:
- самоубийства военнослужащих:
В 2003 году просматривается тенденция увеличения количества преступлений и происшествий, в том числе и суицидальных, с гибелью личного состава при несении боевого дежурства, караульной и внутренней службы. Из 19 самоубийств 6 (31,6%) имели место в карауле (589 омсп 2 А - 2, 92 мсп 201 мсд, 191 опс 2 А, 473 ОУЦ, в/ч 21208) и одно в наряде по штабу части (341 омедб 27 мсд 2 А).
Количество погибших при несении караульной службы могло быть и больше, если бы не вмешался счастливый случай и не помог предотвратить гибель:
- ряд. МУХАЧЕВА Ю.Н., 9 марта 2003 года покинувшего пост в карауле 239 тп 34 мсд и при задержании выстрелившего себе в область живота;
- с-нта МУХАМЕДГАЛЕЕВА Р.Ф., 26 июня 2003 года пытавшего ся застрелится во внутреннем карауле 295 мсп 34 мсд
- ряд. НОВИЧКОВА И.А., 1 июля 2003 года совершившего попытку самоубийства с применением оружия во внутреннем карауле 276 мсп 34 мсд;
Как пример преступной безответственности и халатности при подготовке личного состава к несению караульной службы рассмотрим ЧП, произошедшее в карауле 589 омсп 2 А. 5 октября 2003 года в ходе смены часовых разводящий внутреннего караула 589 омсп 2 А мл. с-нт ТЕРЕНТЬЕВ Е.В. в результате неосторожного обращения с оружием (баловства) убил случайным выстрелом дневального по парку ряд. МЯСНИКОВА А. Находясь в состоянии аффекта, испугавшись ответственности за совершенное ТЕРЕНТЬЕВ Е.В. сразу же покончил жизнь самоубийством, застрелившись из своего автомата. При проведении расследования было выявлено множество нарушений:
- во-первых, решением начальника штаба полка караул был назначен только в день заступления за 3 часа до развода, т.е. подготовка к несению службы не осуществлялась;
- во-вторых, начальником караула должен был заступить либо командир роты, либо один из заместителей командира батальона, т.к. караул сводный, а заступил командир взвода, офицер по призыву;
- в третьих, психолог полка майор КАРЕЛИН на инструктаже и разводе не присутствовал;
- в-четвертых, дежурное транспортное средство, которое должно было развозить смены на посты было неисправно, смена часовых на отдаленные посты производилась пешком;
-в-пятых, начальник караула ст. л-нт ИВАННИКОВ А.В. самоустранился от исполнения своих служебных обязанностей, порядок заряжания оружия не проверил, поручив это разводящим и т.п.
Все эти нарушения привели к ЧП в результате которого погибли 2 человека.
Это происшествие видимо не послужило предупреждением для должностных лиц 589 гв. омсп 2 А, потому что 28 ноября 2003 года в том же самом карауле стреляется военнослужащий той же самой 1 гсабатр ряд. ГАФУРОВ Р.Ю.
При проведении расследований по фактам суицидальных происшествий нередко приходится сталкиваться с тем, что должностные лица частей и подразделений слабо вникают в личные и служебные проблемы подчиненных, не знают их, а если и знают, то никак не реагируют на них, не пытаются оказать помощь военнослужащим, нуждающимся в ней. Проблема всплывает на поверхность только после совершения самоубийства или его попытки.