Концепция безопасности военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации и ее основные положения. Значение безопасности военной сл

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 22:52, реферат

Описание работы

Обеспечение безопасности воен¬ной службы (БВС) является акту¬альной военно-социальной проблемой для вооруженных сил любого госу¬дарства.
Как говорил ученый - мыслитель и практик, командир-организатор генерал от инфантерии М.И.Драгомиров: “Сбережение людей —святейший долг каждого начальника…”.

Содержание

Введение……………………………………………………3 стр
Глава 1. Понятие и правовые основы обеспечения безопасности военной службы в Вооруженных Силах РФ.………………5 стр
Глава 2. Значение безопасности военной службы в повседневной деятельности войск(сил)………………………………………13 стр
Заключение ……………………………………………….20 стр

Работа содержит 1 файл

реферат ШмулевНВ.doc

— 144.50 Кб (Скачать)

Уровень БВС - это относитель­ная величина, полученная соотно­шением состояния БВС к опреде­ленному числу военнослужащих.

Динамика БВС – совокупный по­казатель, характеризующий изме­нение состояния и уровня всего массива гибели (смерти), травма­тизма и заболеваемости военно­служащих.

Определяющим показателем уровня БВС является гибель (смерть) военнослужащих. Глав­ным критерием положительного значения данного показателя яв­ляются недопущение, исключение гибели (смерти) военнослужащих.

Данный показатель - определя­ющий при обеспечении безопас­ности военнослужащих в странах НАТО. Для всестороннего и объ­ективного анализа состояния БВС в ВС США в настоящее время действует инструкция министра обороны №1300 "Потери личного состава вооруженных сил. Основ­ные подходы и процедуры". Она устанавливает методику определе­ния и фиксирования потерь воен­нослужащих в мирное и военное время. В Пентагоне создана авто­матизированная база данных по потерям личного состава, ежеме­сячно пополняемая новой инфор­мацией из министерств видов во­оруженных сил. Важным в учете и оценке потерь является их распре­деление по различным причинам: от несчастных случаев до убийств и членовредительства. Согласно официальной статистике наиболь­шая доля потерь за 1990 - 1997 го­ды приходится в войсках стран НАТО на несчастные случаи (5 тыс. 273 военнослужащих). При этом 2/3 из них - это результаты ДТП, прежде всего при управле­нии личным транспортом в не­трезвом состоянии.

Травматизм и заболеваемость во­еннослужащих - два других важ­нейших показателя уровня безо­пасности военной службы.

По их числу и процентному от­ношению к численности личного состава для объективной оценки качественного состояния БВС можно выделить несколько уров­ней: очень высокий, высокий, сред­ний, низкий, критический (разрабо­таны социологами Военного уни­верситета).

Очень высокий уровень БВС ха­рактеризует такое состояние, когда в части (соединении) нет случаев гибели (смерти), а также травма­тизма и заболеваемости военно­служащих, связанных с трудопотерями. Общее количество травм и заболеваний военнослужащих без потери трудоспособности не пре­вышает 20 % от численности лич­ного состава части, соединения.

Высокий уровень БВС характери­зуется отсутствием случаев гибели (смерти) военнослужащих. Случаи травматизма и заболеваемости во­еннослужащих не превышают 40 % от численности личного со-

става, из них с трудопотерями - не более 5 - 7 %.

Средний уровень БВС характери­зует отсутствие случаев гибели (смерти) военнослужащих. Случаи травматизма и заболеваемости во­еннослужащих не превышают 60 % от численности личного со­става, из них с трудопотерями - не более 30 %.

При низком уровне БВС имеются единичные случаи гибели (смерти) военнослужащих. Случаи травма­тизма и заболеваемости личного состава не превышают 80 % от чис­ленности личного состава, из них с трудопотерями - не более 30 %.

Критический уровень БВС харак­теризует такое положение, когда случаи гибели (смерти) военнослу­жащих носят характер системати­ческого явления.               Случаи травма­тизма и заболеваемости личного состава, связанные с трудопотеря­ми, превышают 50 % от численно­сти личного состава.

Таким образом, система обеспе­чения безопасности военной служ­бы представляет собой комплекс принятых в Вооруженных Силах Российской Федерации взглядов на безопасность военной службы и организацию работы по ее обеспе­чению.

Правовую основу обеспечения безопасности военной службы (БВС) определяет Закон Российской Федерации "О безопасности". Его ак­туальность и значимость состоит в том, что данный документ не толь­ко закрепляет правовые основы обеспечения безопасности личнос­ти, общества и государства, но и принципиально меняет взгляды ру­ководителей государства, ученых на эту задачу, выдвигая на первое мес­то основное право гражданина - ох­рану жизни и здоровья человека.

Определяя "безопасность" как "состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общест­ва и государства от внутренних и внешних угроз", Закон акцентирует внимание на ее социальной значи­мости для государства. , Вопросы безопасности военной службы нашли также отражение в Законе "О статусе военнослужащих".

Проблемы обеспечения БВС де­тализируются в общевоинских уста­вах Вооруженных Сил РФ.

12 июля 1997 г. министром обо­роны была подписана Директива № Д-10 "О совершенствовании работы по обеспечению безопасности военной службы в Вооруженных Силах Рос­сийской Федерации". В ней были оп­ределены основные принципы, це­ли и задачи Концепции безопасности военной службы.

Принципиальная значимость Концепции как системы взглядов, официально принятых в Министер­стве обороны Российской Федера­ции, на безопасность военной службы и порядок ее обеспечения состоит в следующем:

1. Впервые теоретически обосно­вано и юридически закреплено еди­ное понимание проблем БВС для органов военного управления;

2. Концепция объединила в еди­ную систему все имеющиеся на­правления деятельности в области обеспечения безопасности, которой обязан управлять командир (на­чальник);

3. Обеспечение БВС рассматри­вается как целенаправленный и не­прерывный процесс, проводимый в каждой части.

5 июня 2000 г. министр обороны Российской Федерации приказом № 285 "Об утверждении Инструкции по подготовке военнослужащих, к вы­полнению требований безопасности в повседневной деятельности войск (сил) установил общую систему под­готовки (обучения и инструктажа) личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации к выполне­нию требований безопасности в по­вседневной деятельности войск (сил).

              Все вместе эти руководящие до­кументы определяют систему рабо­ты по обеспечению БВС в части.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Значение безопасности военной службы в повседневной деятельности войск(сил)

Обеспечение безопасности воен­ной службы является сложным процессом, в котором активно участвуют все должностные лица военного управления, весь личный со­став.

Под обеспечением безопасности военной службы понимается систе­ма правовых, социально-экономиче­ских, организационно-технических, морально-психологических, меди­цинских, экологических и иных ме­роприятий, поддерживающая усло­вия безопасности военной службы и обеспечивающая на этой основе ре­ализацию жизненно важных интере­сов военнослужащих, предотвраще­ние причинения вреда жизни, здоро­вью и имуществу местного населе­ния, окружающей природной среде при осуществлении повседневной деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации.

Обеспечение БВС в повседнев­ной жизнедеятельности войск осу­ществляется по направлениям, указанным на схеме - слайде.

Организация работы по обеспе­чению безопасности военной службы подчинена целому ряду требований и строго определенно­му алгоритму действий должност­ных лиц военного управления.

1. Прежде всего на основе все­стороннего сбора, учета и обработ­ки информации о состоянии безо­пасности военной службы выявля­ются наиболее существенные и ха­рактерные угрозы безопасности и определяются условия БВС. В ре­зультате этой работы определяют­ся конкретные перечни:

- носителей опасных факторов и явлений (по подразделениям, ра­бочим местам, боевым постам и местам несения службы);

- объектов, на которых сконцен­трированы опасные факторы для личного состава;

- работ с повышенной опаснос­тью (вид, место и условия работы);

- возможных чрезвычайных си­туаций в районе дислокации.

Особое внимание должностными лицами органов военного управления уделяется анализу фактов гибели, травматизма, забо­леваемости личного состава за прошедшие периоды.

2. На основании выводов прини­мается решение, планируются меро­приятия по обеспечению безопасно­сти военной службы. В части мероприятия по обеспе­чению БВС самостоятельным раз­делом "Обеспечение безопасности военной службы" включаются в комплексный план мероприятий по поддержанию правопорядка, улучшению службы войск и обес­печению безопасности военной службы. План разрабатывается на период обучения.

В разделе выде­ляются следующие подразделы с пе­речнем конкретных мероприятий:

- по обеспечению травмобезопасности и безаварийности в про­цессе повседневной деятельности;

- по предупреждению само­убийств военнослужащих и нару­шений уставных правил взаимоот­ношений между ними;

- по медицинскому обеспечению безопасности военной службы;

- по организации противопо­жарной защиты в части по обеспечению взрыво- и пожаробезопасности и охране окру­жающей среды.

3.      Существенным звеном в рас­сматриваемой системе является регулярная проверка и оценка со­стояния безопасности военной службы в подчиненных подразделе­ниях и контроль деятельности должностных лиц всех степеней по ее обеспечению. Руководящими до­кументами предоставляется доста­точно широкий спектр методов и форм для проведения данной ра­боты качественно и эффективно.

Необходимо подчеркнуть, что при проведении этих мероприятий вы­деляются следующие этапы:

первый - подготовка к проверке состояния БВС;

второй - непосредственная про­верка состояния БВС;

третий - оказание практической помощи в устранении недостатков в работе по обеспечению БВС.

4. Важным этапом работы по обеспечению БВС является систе­матический анализ состояния безопасности военной службы и подве­дение итогов работы по ее обеспе­чению. Анализ состояния БВС должен проводиться в неразрыв­ном единстве с рассмотрением вопросов состояния боевой готов­ности, правопорядка и службы войск, с учетом их взаимообус­ловленности.

При проведении анализа состоя­ния и динамики безопасности во­енной службы решаются следующие задачи:

1) определяются наиболее харак­терные, значимые показатели, оказывающие наибольшее влия­ние на состояние безопасности во­енной службы;

2) выделяются наиболее типич­ные обстоятельства и причины ги­бели (смерти), травматизма и за­болеваемости военнослужащих;

3) устанавливается, какие из причин и обстоятельств гибели (смерти), травматизма и заболева­емости военнослужащих имеют тенденцию к росту или снижению на протяжении рассматриваемого периода.

Анализ практической деятельности войск округа показы­вает, что среди обстоятельств ги­бели военнослужащих лидирую­щее положение занимают:

-         самоубийства военнослужа­щих:

В 2003 году просматривается тенденция увеличения количества преступлений и происшествий, в том числе и суицидальных, с гибелью личного состава при несении боевого дежурства, караульной и внутренней службы. Из 19 самоубийств  6 (31,6%) имели место в карауле (589 омсп 2 А - 2, 92 мсп 201 мсд, 191 опс 2 А, 473 ОУЦ, в/ч 21208) и одно в наряде по штабу части (341 омедб 27 мсд 2 А).

Количество погибших при несении караульной службы могло быть и больше, если бы не вмешался счастливый случай и не помог предотвратить гибель:

-         ряд. МУХАЧЕВА Ю.Н., 9 марта 2003 года покинувшего пост в карауле 239 тп 34 мсд и при задержании выстрелившего себе в область живота;

-         с-нта МУХАМЕДГАЛЕЕВА Р.Ф., 26 июня 2003 года пытавшего ся застрелится во внутреннем карауле 295 мсп 34 мсд

-         ряд. НОВИЧКОВА И.А., 1 июля 2003 года совершившего попытку самоубийства с применением оружия во внутреннем карауле 276 мсп 34 мсд;

Как пример преступной безответственности и халатности при подготовке личного состава к несению караульной службы рассмотрим ЧП, произошедшее в карауле 589 омсп 2 А. 5 октября 2003 года в ходе смены часовых разводящий внутреннего караула 589 омсп 2 А мл. с-нт ТЕРЕНТЬЕВ Е.В. в результате неосторожного обращения с оружием (баловства) убил случайным выстрелом дневального по парку ряд. МЯСНИКОВА А. Находясь в состоянии аффекта, испугавшись ответственности за совершенное ТЕРЕНТЬЕВ Е.В. сразу же покончил жизнь самоубийством, застрелившись из своего автомата. При проведении расследования было выявлено множество нарушений:

- во-первых, решением начальника штаба полка караул был назначен только в день заступления за 3 часа до развода, т.е. подготовка к несению службы не осуществлялась;

- во-вторых, начальником караула должен был заступить либо командир роты, либо один из заместителей командира батальона, т.к. караул сводный, а заступил командир взвода, офицер по призыву;

- в третьих, психолог полка майор КАРЕЛИН на инструктаже и разводе не присутствовал;

- в-четвертых, дежурное транспортное средство, которое должно было развозить смены на посты было неисправно, смена часовых на отдаленные посты производилась пешком;

-в-пятых, начальник караула ст. л-нт ИВАННИКОВ А.В. самоустранился от исполнения своих служебных обязанностей, порядок заряжания оружия не проверил, поручив это разводящим и т.п.

Все эти нарушения привели к ЧП в результате которого погибли 2 человека.

Это происшествие видимо не послужило предупреждением для должностных лиц 589 гв. омсп 2 А, потому что 28 ноября 2003 года в том же самом карауле стреляется военнослужащий той же самой 1 гсабатр ряд. ГАФУРОВ Р.Ю.

При проведении расследований по фактам суицидальных происшествий нередко приходится сталкиваться с тем, что должностные лица частей и подразделений слабо вникают в личные и служебные проблемы подчиненных, не знают их, а если и знают, то никак не реагируют на них, не пытаются оказать помощь военнослужащим, нуждающимся в ней. Проблема всплывает на поверхность только после совершения самоубийства или его попытки.

Информация о работе Концепция безопасности военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации и ее основные положения. Значение безопасности военной сл