Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 12:47, реферат
Узнать:
1- Об общих положениях юридической ответственности военнослужащих.
2- О дисциплинарной ответственности военнослужащих.
3- Об административной ответственности военнослужащих.
4- О материальной ответственности военнослужащих.
5- О гражданско-правовой ответственности военнослужащих.
6- О «дедовщине».
Цель реферата:
Узнать:
1- Об общих положениях юридической ответственности военнослужащих.
2- О дисциплинарной ответственности военнослужащих.
3- Об административной ответственности военнослужащих.
4- О материальной ответственности военнослужащих.
5- О гражданско-правовой ответственности военнослужащих.
6- О «дедовщине».
ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
1. Общие положения
о юридической ответственности военнослужащих.
Правовое положение (статус) военнослужащих
наряду с правами и свободами включает
в себя также обязанности и юридическую
ответственность.
Юридическая ответственность - это меры
правового принуждения за совершенные
правонарушения, содержащие для правонарушителей
неблагоприятные последствия и применяемые
к ним компетентными органами, должностными
лицами или гражданами в установленном
государством порядке
Основанием юридической
Правонарушения подразделяют на преступления
и проступки (гражданско-правовые, административно-правовые,
дисциплинарные)
Структуру
правонарушения раскрывает понятие
состава правонарушения, представляющего
собой совокупность обязательных объективных
и субъективных признаков, характеризующих
поведение лица как правонарушение. Состав
любого правонарушения включает следующие
элементы:
- объект правонарушения;
- объективная сторона правонарушения;
- субъект правонарушения;
- субъективная сторона правонарушения
Отсутствие
в поведении лица одного из элементов
означает отсутствие состава правонарушения.
Юридическая ответственность может быть
разделена на виды:
а) дисциплинарная;
б) административно-правовая;
в) материальная;
г) гражданско-правовая;
д) уголовно-правовая
Военнослужащие
привлекаются к юридической ответственности,
установленной для граждан
Дисциплинарная ответственность возлагается
на военнослужащих за проступки, связанные
с нарушением воинской дисциплины или
общественного порядка.
Административная ответственность заключается
в применении к военнослужащим за совершение
отдельных административных правонарушений
административных наказаний на общих
основаниях. В установленных административным
законодательством случаях военнослужащие
за административные правонарушения несут
дисциплинарную ответственность в порядке,
определенном общевоинскими уставами.
Материальная ответственность предусмотрена
для военнослужащих за материальный ущерб,
причиненный государству при исполнении
обязанностей военной службы.
Гражданско-правовая ответственность
наступает за невыполнение или ненадлежащее
выполнение предусмотренных федеральными
законами и иными нормативными правовыми
актами Российской Федерации обязательств,
за убытки и моральный вред, причиненные
военнослужащими, не находящимися при
исполнении обязанностей военной службы,
государству, физическим и юридическим
лицам и в других случаях, предусмотренных
федеральными законами и иными нормативными
правовыми актами Российской Федерации.
Уголовная ответственность применяется
к военнослужащим за совершение преступлений.
По общему правилу за совершенное правонарушение
военнослужащие должны привлекаться к
одному виду ответственности. Однако законодательство
в ряде случаев допускает применение к
военнослужащему нескольких видов юридической
ответственности за одно правонарушение.
Например, военнослужащие, подвергнутые
дисциплинарному взысканию в связи с совершением
правонарушения, не освобождаются от уголовной
ответственности за это правонарушение.
В случае совершения правонарушения, связанного
с причинением материального ущерба, военнослужащие
возмещают ущерб независимо от привлечения
к иным видам ответственности.
Юридическая ответственность военнослужащих
наряду с общими свойствами юридической
ответственности в целом характеризуется
рядом особенностей:
- юридическая ответственность военнослужащих
регулируется как общими нормами законодательства
Российской Федерации, так и специальными
нормами военного права, действующими
в сфере военно-служебных отношений;
- юридическая ответственность военнослужащих
отличается большим кругом составов правонарушений
в силу большего числа юридических ограничений,
налагаемых на военнослужащих, по сравнению
с другими категориями граждан;
- в отношении военнослужащих применяется,
как правило, более строгая по сравнению
с другими гражданами юридическая ответственность
за совершение аналогичных правонарушений,
отличающаяся специфическими мерами;
- законодательство предоставляет командирам
(начальникам) специальные полномочия
по привлечению военнослужащих к юридической
ответственности и предусматривает специальные
условия для их реализации
2. Дисциплинарная ответственность
военнослужащих
Важным показателем постоянной боевой
готовности вооруженных сил является
твердая воинская дисциплина. В современных
условиях роль дисциплины и организованности
всего личного состава значительно возросла.
Воинская дисциплина основывается на
осознании каждым военнослужащим воинского
долга и личной ответственности за защиту
своего Отечества, на его беззаветной
преданности своему народу.
Основным методом воспитания у военнослужащих
высокой дисциплинированности является
убеждение. Однако убеждение не исключает
применения мер принуждения к тем, кто
недобросовестно относится к выполнению
своего воинского долга. Дисциплинарная
ответственность военнослужащих является
одним из важнейших средств укрепления
воинской дисциплины.
Дисциплинарная ответственность военнослужащих
представляет собой предусмотренные военным
законодательством меры дисциплинарного
взыскания, применяемые к военнослужащим
за совершение воинских дисциплинарных
проступков. Основания и порядок привлечения
к дисциплинарной ответственности регламентируются
Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил
Российской Федерации (далее - ДУ ВС РФ).
Воинские дисциплинарные проступки выражаются
в виновном, противоправном нарушении
военнослужащими воинской дисциплины
или общественного порядка, влекущем применение
дисциплинарных взысканий.
Состав воинского дисциплинарного проступка
включает традиционные для всех правонарушений
элементы.
Объектом воинского дисциплинарного проступка
являются военно-служебные отношения,
регулирующие порядок соблюдения военнослужащими
воинской дисциплины. Под воинской дисциплиной
понимается строгое и точное соблюдение
всеми военнослужащими порядка и правил,
установленных законами, воинскими уставами
и приказами командиров (начальников).
Особенность этих отношений заключается
в регламентации ими не только служебного
поведения военнослужащих, но и в ряде
случаев поведения их вне службы. Так,
правила воинской дисциплины распространяются
и на поведение военнослужащих в общественных
местах во внеслужебное время (правила
поведения при нахождении на улицах населенных
пунктов, при посещении парков, учреждений
культуры и иных общественных мест). В
соответствии со ст. 3 ДУ ВС РФ за нарушение
таких правил общественного порядка военнослужащие
должны привлекаться к дисциплинарной
ответственности.
Объективная сторона воинского дисциплинарного
проступка в самом общем виде заключается
в действии или бездействии, выражающихся
в неисполнении или ненадлежащем исполнении
военнослужащим возложенных на него обязанностей
военной службы. Однако в дисциплинарном
законодательстве, в отличие, например,
от уголовного или административного,
отсутствует исчерпывающий перечень воинских
дисциплинарных проступков и соответственно
описание их объективной стороны. В ДУ
ВС РФ содержатся лишь виды (по существу,
названия) грубых дисциплинарных проступков
военнослужащих. Например, самовольная
отлучка, опоздание из отпуска, командировки
и лечебного учреждения, опоздание или
самовольный уход со службы, нарушение
правил несения караульной (вахтенной),
внутренней служб и боевого дежурства,
исполнение обязанностей по службе в состоянии
алкогольного, наркотического или токсического
опьянения и др. Таким образом, дисциплинарными
проступками признаются любые нарушения
воинской дисциплины или общественного
порядка независимо от того, в какой форме
они совершены, каким способом и т.д.
Субъектом воинского дисциплинарного
проступка являются военнослужащие, проходящие
военную службу по призыву или в добровольном
порядке (по контракту). Правила воинской
дисциплины распространяются на граждан,
уволенных с военной службы с правом ношения
военной формы одежды, - при ношении ими
этой формы одежды. С учетом реализации
принципа личной ответственности ДУ ВС
РФ устанавливает, что командиры не несут
дисциплинарной ответственности за правонарушения,
совершенные их подчиненными. Привлечение
к дисциплинарной ответственности командиров
возможно только в тех случаях, когда они
скрыли преступления, а также в пределах
своей компетенции не принимали необходимых
мер по предупреждению и предотвращению
указанных правонарушений, привлечению
к ответственности виновных лиц.
Субъективную сторону воинского дисциплинарного
проступка составляет вина военнослужащего
в форме умысла или неосторожности. Мотивы
и цель могут быть любыми и не имеют значения
для правовой квалификации содеянного.
Виды дисциплинарных взысканий. Дисциплинарное
законодательство устанавливает исчерпывающий
перечень дисциплинарных взысканий. Все
применяемые к военнослужащим дисциплинарные
взыскания разделяются на общие и специальные
виды.
К общим дисциплинарным взысканиям относятся
те их виды, которые применяются ко всем
военнослужащим. Это выговор и строгий
выговор.
Специальные виды дисциплинарных взысканий
применяются только к отдельным категориям
военнослужащих в зависимости от их принадлежности
к тому или иному составу (солдаты и матросы,
сержанты и старшины, прапорщики и мичманы,
офицеры), а также от формы прохождения
ими военной службы (по призыву или по
контракту).
В соответствии с положениями ДУ ВС РФ
к специальным видам дисциплинарных взысканий
относятся:
1) лишение очередного увольнения из расположения
воинской части или с корабля на берег
- для солдат и матросов, сержантов и старшин,
проходящих военную службу по призыву;
2) назначение вне очереди в наряд на работу
- для солдат и матросов, проходящих военную
службу по призыву;
3) лишение нагрудного знака отличника
- для солдат и матросов, сержантов и старшин,
проходящих военную службу по призыву
или по контракту;
4) досрочное увольнение в запас - для солдат
и матросов, сержантов и старшин, проходящих
военную службу по контракту, прапорщиков
и мичманов, офицеров (от заместителей
командиров полков, старших помощников
командиров кораблей 1 ранга, им соответствующих
и ниже);
5) снижение в должности - для сержантов
и старшин, проходящих военную службу
по призыву или по контракту, прапорщиков
и мичманов, офицеров (в том числе высших);
6) снижение в воинском звании на одну ступень
- для сержантов и старшин, проходящих
военную службу по призыву;
7) снижение в воинском звании на одну ступень
с переводом на низшую должность - для
сержантов и старшин, проходящих военную
службу по призыву;
8) предупреждение о неполном служебном
соответствии - для прапорщиков и мичманов,
офицеров (в том числе высших).
Объем дисциплинарной власти командиров
(начальников). Особенностью дисциплинарной
ответственности военнослужащих является
дифференциация объема прав командиров
(начальников) по наложению дисциплинарных
взысканий. По этому основанию можно выделить
10 категорий командиров (начальников):
1) командир отделения, заместитель командира
взвода, старшина роты (команды) в отношении
подчиненных им солдат, матросов и сержантов
имеют право объявлять выговор и строгий
выговор, лишать очередного увольнения
из расположения воинской части или с
корабля на берег, назначать солдат и матросов,
проходящих военную службу по призыву,
вне очереди в наряд на работу. (Командир
отделения имеет право назначать один
наряд на работу, заместитель командира
взвода - до двух нарядов, старшина роты
(команды) - до трех нарядов.)
2) командир
взвода (группы):
- в отношении подчиненных ему солдат,
матросов и сержантов имеет право объявлять
выговор и строгий выговор, лишать очередного
увольнения из расположения воинской
части или с корабля на берег, назначать
солдат и матросов, проходящих военную
службу по призыву, вне очереди в наряд
на работу (до 4 нарядов);
- в отношении подчиненных ему прапорщиков
и мичманов имеет право объявлять выговор
и строгий выговор;
3) командир роты (корабля 4 ранга):
- в отношении подчиненных ему солдат,
матросов, сержантов и старшин имеет право
объявлять выговор и строгий выговор,
лишать очередного увольнения из расположения
воинской части или с корабля на берег,
назначать солдат и матросов, проходящих
военную службу по призыву, вне очереди
в наряд на работу (до 5 нарядов);
- в отношении подчиненных ему прапорщиков
и мичманов, офицеров имеет право объявлять
выговор и строгий выговор;
4) командир батальона (корабля 3 ранга):
- в отношении подчиненных ему солдат,
матросов, сержантов и старшин имеет право
объявлять выговор и строгий выговор,
лишать очередного увольнения из расположения
воинской части или с корабля на берег,
назначать солдат и матросов, проходящих
военную службу по призыву, вне очереди
в наряд на работу (до 5 нарядов);
- в отношении подчиненных ему прапорщиков
и мичманов, офицеров имеет право объявлять
выговор и строгий выговор;
5) командир полка (корабля 1 ранга):
- в отношении подчиненных ему солдат,
матросов, сержантов и старшин имеет право
объявлять выговор и строгий выговор,
лишать очередного увольнения из расположения
воинской части или с корабля на берег,
назначать солдат и матросов, проходящих
военную службу по призыву, вне очереди
в наряд на работу (до 5 нарядов), лишать
нагрудного знака отличника, снижать в
должности сержантов и старшин, снижать
в воинском звании сержантов и старшин,
проходящих военную службу по призыву,
на одну ступень от старшего сержанта,
главного старшины и ниже, в том числе
и с переводом на низшую должность, досрочно
увольнять в запас солдат, матросов, сержантов
и старшин, проходящих военную службу
по контракту;
- в отношении подчиненных ему прапорщиков
и мичманов, офицеров имеет право объявлять
выговор и строгий выговор, предупреждать
о неполном служебном соответствии;
6) командир дивизии и командир корпуса
(эскадры):
- в отношении подчиненных им солдат, матросов,
сержантов и старшин пользуются правом
налагать дисциплинарные взыскания в
полном объеме ДУ ВС РФ;
- в отношении подчиненных им прапорщиков
и мичманов имеют право объявлять выговор
и строгий выговор, предупреждать о неполном
служебном соответствии, снижать в должности;
- в отношении подчиненных им офицеров
имеют право объявлять выговор и строгий
выговор, предупреждать о неполном служебном
соответствии (командир корпуса (эскадры)
в отношении высших офицеров имеет право
объявлять только выговор и строгий выговор);
7) командующий армией (флотилией):
- в отношении подчиненных ему солдат,
матросов, сержантов и старшин пользуется
правом налагать дисциплинарные взыскания
в полном объеме ДУ ВС РФ;
- в отношении подчиненных ему прапорщиков
и мичманов имеет право объявлять выговор
и строгий выговор, предупреждать о неполном
служебном соответствии, снижать в должности,
досрочно увольнять в запас;
- в отношении подчиненных ему офицеров,
в том числе высших, имеет право объявлять
выговор и строгий выговор, предупреждать
о неполном служебном соответствии;
8) командующий войсками округа, фронта,
группой войск, флотом:
- в отношение подчиненных им солдат, матросов,
сержантов и старшин пользуются правом
налагать дисциплинарные взыскания в
полном объеме ДУ ВС РФ;
- в отношении подчиненных им прапорщиков
и мичманов пользуются правом налагать
дисциплинарные взыскания в полном объеме
ДУ ВС РФ;
- в отношении подчиненных им офицеров
(кроме высших офицеров) имеют право объявлять
выговор и строгий выговор, предупреждать
о неполном служебном соответствии, снижать
в должности офицеров от командиров батальонов,
командиров кораблей 3 ранга, им соответствующих
и ниже, досрочно увольнять в запас офицеров
от командиров рот, командиров кораблей
4 ранга, им соответствующих и ниже;
- в отношении подчиненных им высших офицеров
имеют право объявлять выговор и строгий
выговор, предупреждать о неполном служебном
соответствии;
9) заместители Министра обороны, главнокомандующие
видами Вооруженных Сил Российской Федерации
сверх прав, предоставленных командующему
войсками округа, фронта, группой войск,
флотом, имеют право: снижать в должности
офицеров от заместителей командиров
полков, старших помощников командиров
кораблей 1 ранга, им соответствующих и
ниже; досрочно увольнять в запас офицеров
от командиров батальонов (кораблей 3 ранга),
им соответствующих и ниже;
10) Министр обороны Российской Федерации
в отношении военнослужащих Вооруженных
Сил Российской Федерации пользуется
дисциплинарной властью в полном объеме
ДУ ВС РФ.
Лица гражданского персонала Вооруженных
Сил Российской Федерации в отношении
военнослужащих пользуются дисциплинарной
властью в соответствии с занимаемой штатной
должностью.
Правила наложения дисциплинарных взысканий
в особых случаях (ст. ст. 76 - 83 ДУ ВС РФ).
К особым случаям относится совершение
военнослужащими проступков: а) связанных
с нарушением правил несения гарнизонной
или караульной службы; б) связанных с
нарушением воинской дисциплины или общественного
порядка вне расположения воинской части;
в) при нахождении в отпуске, командировке
или при содержании на гарнизонной гауптвахте;
г) во время следования по путям сообщений.
Право налагать дисциплинарные взыскания
в указанных случаях предоставлено начальникам
гарнизонов, старшим морским начальникам
и военным комендантам гарнизонов (в отношении
военнослужащих гарнизона или на временно
остановившихся в гарнизоне), а также начальникам
военных сообщений на видах транспорта,
начальникам военно-автомобильных дорог
и военным комендантам на путях сообщения
(в отношении военнослужащих, совершивших
проступки во время следования по путям
сообщения).
Особым случаем привлечения к дисциплинарной
ответственности является наложение дисциплинарных
взысканий (выговор и строгий выговор)
на прапорщиков, мичманов и офицеров, состоящих
в запасе и находящихся в отставке, за
нарушение ими воинской дисциплины, общественного
порядка или совершение проступков, порочащих
воинскую честь и достоинство воинского
звания, при ношении военной формы одежды.
Дисциплинарные права указанных лиц по
наложению взысканий в особых случаях,
порядок их наложения определены в ст.
ст. 77 - 81 ДУ ВС РФ.
Порядок привлечения к дисциплинарной
ответственности. При нарушении военнослужащим
воинской дисциплины или общественного
порядка командир (начальник) может либо
ограничиться напоминанием о его обязанностях
и воинском долге, либо в случае необходимости
подвергнуть дисциплинарному взысканию.
На военнослужащего могут налагаться
только те дисциплинарные взыскания, которые
определены в ДУ ВС РФ и соответствуют
воинскому званию военнослужащего и дисциплинарной
власти командира (начальника), принимающего
решение о привлечении виновного к дисциплинарной
ответственности.
Командир (начальник) принимает решение
о наложении на подчиненного дисциплинарного
взыскания только после проведения разбирательства
по факту совершения проступка. В ходе
разбирательства должно быть обязательно
установлено: а) действительно ли имел
место проступок; б) где, когда, при каких
обстоятельствах и с какой целью он был
совершен; в) в чем он выразился; г) наличие
вины в действии (бездействии) конкретных
лиц и степень вины каждого в случае совершения
проступка несколькими лицами; д) каковы
последствия проступка; е) обстоятельства,
смягчающие и отягчающие ответственность
виновного лица; ж) причины и условия, способствовавшие
совершению проступка.
Мера дисциплинарного взыскания должна
соответствовать тяжести совершенного
проступка и степени вины, установленным
командиром (начальником) в результате
проведенного разбирательства. При определении
строгости дисциплинарного взыскания
необходимо также учитывать следующее:
характер проступка, обстоятельства, при
которых он был совершен, его последствия,
прежнее поведение виновного, а также
продолжительность его военной службы
и степень знания порядка несения службы.
Наложение дисциплинарного взыскания
на военнослужащего, совершившего проступок,
производится, как правило, через сутки,
но не позднее 10 суток с того дня, когда
командиру (начальнику) стало известно
о совершенном проступке. ДУ ВС РФ предусматривает
особенности наложения дисциплинарного
взыскания на военнослужащих, входящих
в состав суточного наряда (несущих боевое
дежурство), а также находящихся в состоянии
опьянения (ст. ст. 89, 90).
Дисциплинарное взыскание приводится
в исполнение, как правило, немедленно
и в исключительных случаях не позднее
месяца со дня его наложения. По истечении
месячного срока взыскание в исполнение
не приводится, но запись о нем в служебной
карточке сохраняется. Порядок приведения
в исполнение отдельных видов дисциплинарных
взысканий определен в ст. ст. 95 - 104 ДУ ВС
РФ.
Учет дисциплинарных взысканий ведется
во всех подразделениях и воинских частях.
Все дисциплинарные взыскания заносятся
в служебную карточку не позднее чем в
7-дневный срок. При снятии с военнослужащего
дисциплинарного взыскания в служебной
карточке делается отметка о том, когда
и кем взыскание снято.
3. Административная ответственность
военнослужащих
Административная ответственность
заключается в установленных административным
законодательством мерах воздействия
на лицо, совершившее административное
правонарушение.
Административным правонарушением (проступком)
признается виновное действие (бездействие)
физического или юридического лица, за
которое Кодексом Российской Федерации
об административных правонарушениях
(далее - КоАП РФ) или законами субъектов
Российской Федерации об административных
правонарушениях установлена административная
ответственность.
Административные правонарушения совершаются
в сфере деятельности исполнительных
органов власти государства. Например,
в области санитарно-эпидемиологического
благополучия населения и общественной
нравственности; охраны окружающей природной
среды и природопользования; промышленности,
строительства и энергетики; сельского
хозяйства, ветеринарии и мелиорации земель;
транспорта и т.д.
Конкретные виды административных проступков
определены в КоАП РФ или законодательстве
субъектов Российской Федерации. К ним,
в частности, относятся такие правонарушения,
как мелкое хулиганство; нарушение установленного
порядка организации либо проведения
собрания, митинга, демонстрации, шествия
или пикетирования; пропаганда и публичное
демонстрирование нацистской атрибутики
или символики; нарушение требований пожарной
безопасности; нарушение требований режима
чрезвычайного положения и др.
Особенность административной ответственности
военнослужащих заключается в том, что
по общему правилу военнослужащие несут
ответственность за административные
правонарушения в соответствии с положениями
ДУ ВС РФ.
Вместе с тем статья 2.5 КоАП РФ устанавливает
исчерпывающий перечень правонарушений,
за совершение которых военнослужащие
привлекаются к административной ответственности
на общих основаниях. Это нарушения:
а) законодательства о выборах и референдумах;
б) законодательства в области обеспечения
санитарно-эпидемиологического благополучия
населения;
в) правил дорожного движения;
г) требований пожарной безопасности вне
места службы;
д) законодательства об охране окружающей
природной среды;
е) таможенных правил;
ж) правил режима Государственной границы
Российской Федерации, пограничного режима,
режима в пунктах пропуска через Государственную
границу Российской Федерации;
з) в области налогов, сборов и финансов;
и) выразившиеся в невыполнении законных
требований прокурора, следователя, лица,
производящего дознание, или должностного
лица, осуществляющего производство по
делу об административном правонарушении.
К военнослужащим за совершение названных
правонарушений могут применяться любые
административные взыскания, за исключением
административного ареста, а к военнослужащим,
проходящим военную службу по призыву,
также и административного штрафа. В этих
случаях на военнослужащих может быть
наложено одно из следующих взысканий:
предупреждение; возмездное изъятие орудия
совершения или предмета административного
правонарушения; конфискация орудия совершения
или предмета административного правонарушения;
лишение специального права, предоставленного
физическому лицу; дисквалификация.
Указанные административные
взыскания могут применяться к военнослужащим:
1) военным судом (В соответствии со ст.
7 Федерального конституционного закона
"О военных судах Российской Федерации"
дела об административных правонарушениях
военнослужащих подсудны военным судам
от 23 июня 1999 г. N 1-ФКЗ.)
2) уполномоченными федеральными
органами исполнительной
3) государственными органами, уполномоченными
на то исходя из задач и функций, возложенных
на них федеральными законами либо нормативными
правовыми актами Президента Российской
Федерации или Правительства Российской
Федерации;
4) уполномоченными органами и учреждениями
органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации;
5) административными комиссиями, иными
коллегиальными органами, создаваемыми
в соответствии с законами субъектов Российской
Федерации.
Производство по делам об административных
правонарушениях в случае привлечения
военнослужащих к административной ответственности
на общих основаниях осуществляется по
правилам разд. IV КоАП РФ.
4. Материальная ответственность
военнослужащих
Бережное отношение к военному имуществу
является обязанностью военнослужащих.
Нарушение этой обязанности может повлечь
материальную ответственность.
Материальная ответственность военнослужащих
- это предусмотренные законодательством
о материальной ответственности меры
имущественного характера, применяемые
к военнослужащим, причинившим реальный
материальный ущерб воинской части.
Основания и порядок привлечения к материальной
ответственности военнослужащих предусмотрены
в специальном нормативном правовом акте
- Федеральном законе "О материальной
ответственности военнослужащих" от
12 июля 1999 г. N 161-ФЗ. Нормы военного законодательства,
регулирующие данный вид ответственности,
отличаются от норм возмещения вреда по
гражданскому праву, а также от норм трудового
права, регулирующих материальную ответственность
работников. Особенности материальной
ответственности военнослужащих обусловлены
субъектом причинения ущерба, условиями
и пределом ответственности, порядком
возмещения ущерба.
Основанием материальной ответственности
военнослужащих является проступок, именуемый
в юридической литературе имущественным
правонарушением, т.е. это виновное, противоправное
деяние военнослужащих, причинившее реальный
ущерб имуществу воинской части, за совершение
которого предусмотрена материальная
ответственность.
Состав имущественного правонарушения
включает традиционные четыре элемента
- объект, объективную сторону, субъект
и субъективную сторону.
Объектом имущественного правонарушения
военнослужащего является установленный
порядок получения, выдачи, хранения и
использования военного имущества. Этот
порядок закреплен в большом количестве
нормативных правовых актов, регламентирующих
обеспечение сохранности различных видов
военного имущества путем установления
правил его получения, выдачи, хранения
и эксплуатации.
Предметом имущественного правонарушения
выступают все виды вооружения, военной
техники, боеприпасы, горюче-смазочные
материалы, топливо, продовольствие, вещевое
имущество и иные виды военного имущества,
здания, сооружения, деньги и ценные бумаги,
другие материальные средства, являющиеся
федеральной собственностью и закрепленные
за воинской частью. В данном случае под
воинской частью понимаются органы военного
управления, объединения, соединения,
воинские части, корабли, организации,
военные образовательные учреждения профессионального
образования, в которых в соответствии
с законодательством Российской Федерации
военнослужащие проходят военную службу.
Объективная сторона имущественного правонарушения
включает в себя противоправное действие
(бездействие), последствие и причинную
связь между ними.
Противоправное действие (бездействие)
выражается в нарушении обязанностей
военной службы по бережному отношению
к военному имуществу. Конкретными формами
противоправного поведения военнослужащих
являются, например, завышение объемов
выполненных работ, несвоевременное внесение
в соответствующие бюджеты налогов и других
обязательных платежей, нарушение порядка
учета, хранения, использования, расходования,
перевозки имущества и др.
Последствием имущественного правонарушения
является реальный ущерб. В соответствии
с законодательством он заключается: а)
в утрате или повреждении имущества воинской
части; б) в расходах, которые воинская
часть произвела либо должна произвести
для восстановления, приобретения утраченного
или поврежденного имущества; в) в излишних
денежных выплатах, произведенных воинской
частью.
Под утратой имущества понимается его
выбывание из владения воинской части
помимо волеизъявления собственника или
пользователя, вследствие непринятия
действенных мер по сохранности этого
имущества. Имущество может быть утрачено,
например, при его похищении, потере.
Повреждение по смыслу закона выражается
в полном или частичном приведении имущества
воинской части в негодность для использования
по прямому назначению путем прямого воздействия
на него со стороны виновного. Примером
повреждения имущества будет, например,
его разрушение в результате взрыва.
Реальный ущерб включает, помимо стоимости
утраченного или поврежденного имущества,
также расходы на восстановление, приобретение
утраченного или поврежденного имущества,
которые произвела или должна произвести
воинская часть. К таким расходам, в частности,
относятся расходы по ремонту поврежденного
имущества. Ущерб может заключаться и
в излишних денежных выплатах, произведенных
воинской частью, в виде штрафов, пени,
неустоек, возмещения ущерба по гражданско-правовым
договорам и т.д.
В качестве одного из условий привлечения
к материальной ответственности выступает
необходимость установления причинной
связи. Ответственность наступает только
за ущерб, который является объективным
последствием действия (бездействия) военнослужащего.
Для установления такой связи необходимо
изучить фактические обстоятельства и
выявить причины возникновения ущерба.
Обязательным признаком объективной стороны
рассматриваемого правонарушения является
время его совершения. В частности, материальная
ответственность может наступить только
в случае причинения ущерба военнослужащим,
находящимся при исполнении обязанностей
военной службы. Если ущерб имуществу
воинской части причинен военнослужащим
не в период исполнения таких обязанностей,
то он должен быть привлечен к гражданско-правовой
ответственности.
Субъектом имущественного правонарушения
являются военнослужащие. Закон в ряде
случаев дифференцирует ответственность
в зависимости от того, проходят они военную
службу по призыву или по контракту. За
отдельные правонарушения привлекаются
к ответственности только командиры (начальники)
воинских частей, их заместители, командиры
(начальники) структурных подразделений
воинских частей и их заместители.
Субъективная сторона заключается в вине
военнослужащего при причинении ущерба
имуществу воинской части, которая может
быть как в форме умысла, так и в форме
неосторожности. Установление формы вины
является обязательным, поскольку от нее
зависит определение размеров взыскания.
Виды материальной ответственности военнослужащих.
Военное законодательство в зависимости
от размера возмещаемого ущерба различает
два вида материальной ответственности
военнослужащих: ограниченную и полную.
Ограниченная материальная ответственность.
Данный вид материальной ответственности
заключается в обязанности военнослужащего
возместить реальный ущерб, но не свыше
установленного законодательством предела,
выраженного в кратности к окладу месячного
денежного содержания и размеру одной
месячной надбавки за выслугу лет.
Различаются четыре разновидности (предела)
ограниченной материальной ответственности:
а) не более одного оклада месячного денежного
содержания и одной месячной надбавки
за выслугу лет; б) не более двух окладов
месячного денежного содержания; в) не
более двух окладов месячного денежного
содержания и двух месячных надбавок за
выслугу лет; г) не более трех окладов месячного
денежного содержания и трех месячных
надбавок за выслугу лет.
Материальная ответственность в размере
причиненного ущерба, но не более одного
оклада месячного денежного содержания
и одной месячной надбавки за выслугу
лет наступает в случаях причинения ущерба
воинской части в результате:
- неосторожных действий (бездействия)
военнослужащих, проходящих военную службу
по контракту, при исполнении обязанностей
военной службы;
- нарушения командирами (начальниками)
в своих приказах (распоряжениях) установленного
порядка учета, хранения, использования,
расходования, перевозки имущества;
- непринятия командирами (начальниками)
необходимых мер к предотвращению хищения,
уничтожения, повреждения, порчи имущества,
излишних денежных выплат;
- непринятия командирами (начальниками)
необходимых мер к возмещению виновными
лицами причиненного воинской части ущерба.
Ограниченная материальная ответственность
в размере причиненного ущерба, но не более
двух окладов месячного денежного содержания,
предусмотрена для военнослужащих, проходящих
военную службу по призыву, в случаях причинения
ущерба воинской части в результате неосторожных
действий (бездействия).
Ответственность в размере причиненного
ущерба, но не более двух окладов месячного
денежного содержания и двух месячных
надбавок за выслугу лет, наступает для
военнослужащих, проходящих военную службу
по контракту, в случаях причинения ущерба
воинской части в результате уплаты воинской
частью штрафов за простои контейнеров,
вагонов, судов и автомобилей, завышение
объемов выполненных работ, несвоевременное
внесение в соответствующие бюджеты налогов
и других обязательных платежей.
Материальная ответственность в размере
причиненного ущерба, но не более трех
окладов месячного денежного содержания
и трех месячных надбавок за выслугу лет,
установлена для командиров (начальников)
воинских частей за ущерб воинской части,
причиненный излишними денежными выплатами
в результате:
- незаконного увольнения военнослужащего
(лица гражданского персонала) с военной
службы (работы);
- незаконного перевода лица гражданского
персонала на другую работу;
- незаконного назначения военнослужащего
(лица гражданского персонала) на должность,
не предусмотренную штатом (штатным расписанием)
воинской части, либо на должность, оплачиваемую
выше фактически занимаемой должности.
Полная материальная ответственность
военнослужащих. Этот вид материальной
ответственности заключается в обязанности
военнослужащего возместить в полном
размере ущерб, причиненный по его вине,
независимо от какого-либо предела. Она
наступает в случаях, когда ущерб причинен:
- военнослужащему, которому имущество
было передано под отчет для хранения,
перевозки, выдачи, пользования и других
целей;
- действиями (бездействием) военнослужащего,
содержащими признаки состава преступления,
предусмотренного уголовным законодательством
Российской Федерации;
- в результате хищения, умышленных уничтожения,
повреждения, порчи, незаконных расходования
или использования имущества либо иных
умышленных действий (бездействия) независимо
от того, содержат ли они признаки состава
преступления, предусмотренного уголовным
законодательством Российской Федерации;
- умышленными действиями военнослужащих,
повлекшими затраты на лечение в военно-медицинских
учреждениях и учреждениях здравоохранения
военнослужащих, пострадавших в результате
этих действий;
- военнослужащим, добровольно приведшим
себя в состояние наркотического, токсического
или алкогольного опьянения.
Определение размера причиненного ущерба.
При определении размера причиненного
ущерба по общему правилу учитываются:
а) фактические потери - на основании данных
учета имущества воинской части и исходя
из цен, действующих в данной местности
на день обнаружения ущерба (цены на вооружение,
военную технику, боеприпасы, другое имущество,
централизованно поставляемые воинским
частям, определяются уполномоченными
на то государственными органами);
б) степень износа имущества по установленным
на день обнаружения ущерба нормам, но
не ниже стоимости лома (утиля) этого имущества.
В ст. 6 Федерального закона "О материальной
ответственности военнослужащих" установлены
и иные правила определения размера причиненного
ущерба (пп. 3 - 6).
При обнаружении ущерба командир (начальник)
воинской части обязан назначить административное
расследование для установления причин
ущерба, его размера и виновных лиц. Административное
расследование должно быть закончено
в месячный срок со дня обнаружения ущерба
(этот срок может быть продлен, но не более
чем на один месяц). Если причины ущерба,
его размер и виновные лица установлены
судом либо в результате ревизии, проверки,
дознания или следствия, административное
расследование может не проводиться.
Порядок возмещения ущерба. Федеральный
закон "О материальной ответственности
военнослужащих" предусматривает три
вида порядка возмещения ущерба:
а) добровольный. Военнослужащий может
добровольно полностью или частично возместить
причиненный ущерб в денежной форме;
б) по приказу командира (начальника) воинской
части. Возмещение ущерба, размер которого
не превышает одного оклада месячного
денежного содержания военнослужащего
и одной месячной надбавки за выслугу
лет, производится по приказу командира
(начальника) воинской части путем удержаний
из денежного довольствия военнослужащего,
причинившего ущерб;
в) судебный. Вопрос о возмещении ущерба,
размер которого превышает один оклад
месячного денежного содержания военнослужащего
и одну месячную надбавку за выслугу лет,
решается судом по иску командира (начальника)
воинской части.
Порядок производства денежных удержаний.
Ежемесячные денежные удержания для возмещения
причиненного военнослужащим ущерба производятся,
как правило, в размере 20% месячного денежного
довольствия. В ряде случаев, указанных
в Законе о материальной ответственности
военнослужащих, размер удержаний может
составлять 50% месячного денежного довольствия
военнослужащего. Законодательство ограничивает
общий размер всех денежных удержаний
50% месячного денежного довольствия военнослужащих,
если из денежного довольствия военнослужащего
производятся другие денежные удержания,
предусмотренные законодательством Российской
Федерации. Очередность указанных удержаний
определяется законодательством Российской
Федерации.
5. Гражданско-правовая ответственность
военнослужащих
Гражданско-правовая ответственность
заключается в применении предусмотренных
гражданским законодательством мер воздействия,
имеющих, как правило, имущественный характер,
за совершение гражданского правонарушения
(деликта).
Гражданско-правовой проступок (деликт)
представляет собой противоправное деяние
субъекта гражданского права, которое
нарушает правопорядок в сфере имущественных
и связанных с ними неимущественных отношений,
установленный гражданским законодательством.
В гражданском праве принято выделять
два вида деликтов: договорные и недоговорные.
К первым относятся проступки, связанные
с нарушением договорных обязательств:
их неисполнением или ненадлежащим исполнением.
Ко вторым - деликты, связанные с вредом,
причиненным личности и имуществу физического
лица, либо с вредом, причиненным имуществу
юридического лица. Соответственно этому
делению правонарушений в юридической
литературе выделяют и два вида гражданско-правовой
ответственности: договорную и недоговорную.
К мерам гражданско-правовой ответственности
относятся, в частности, признание оспоримой
сделки недействительной и применение
последствий ее недействительности; принудительное
исполнение соответствующей обязанности;
возмещение убытков; неустойка (штраф,
пеня); отобрание имущества, неправомерно
оказавшегося во владении; принудительное
устранение препятствий в осуществлении
гражданских прав; возмещение упущенной
выгоды и т.д.
Вопрос о применении различных мер гражданско-правовой
ответственности может решаться в соответствии
с подведомственностью дел судом общей
юрисдикции, арбитражным судом, третейским
судом, а в некоторых случаях и административными
органами.
Военнослужащие за совершение гражданско-правовых
проступков привлекаются к ответственности
на общих основаниях. К ним могут быть
применены в установленном гражданским
законодательством порядке любые меры
гражданско-правовой ответственности.
Особенность привлечения военнослужащих
к гражданско-правовой ответственности
имеется в случае причинения ими вреда.
В соответствии со ст. 1064 Гражданского
кодекса Российской Федерации (далее -
ГК РФ) военнослужащие, причинившие вред
личности или имуществу гражданина, а
также имуществу юридического лица, по
общему правилу обязаны возместить его
в полном объеме. Однако в тех случаях,
когда вред личности или имуществу гражданина,
а также имуществу, не находящемуся в федеральной
собственности и не закрепленному за воинскими
частями, причиняется военнослужащим
при исполнении им обязанностей военной
службы, ответственность за причинение
такого вреда возлагается на воинскую
часть, в которой военнослужащий проходит
военную службу (ст. 1068 ГК РФ). При этом
важное юридическое значение имеет установление
периодов (времени) исполнения военнослужащими
обязанностей военной службы. Согласно
ст. 37 Федерального закона "О воинской
обязанности и военной службе" от 28
марта 1998 г. N 53-ФЗ военнослужащий считается
исполняющим обязанности военной службы
в случаях:
а) участия в боевых действиях, выполнения
задач в условиях чрезвычайного положения
и военного положения, а также в условиях
вооруженных конфликтов;
б) исполнения должностных обязанностей;
в) несения боевого дежурства, боевой службы,
службы в гарнизонном наряде, исполнения
обязанностей в составе суточного наряда;
г) участия в учениях или походах кораблей;
д) выполнения приказа или распоряжения,
отданных командиром (начальником);
е) нахождения на территории воинской
части в течение установленного распорядком
дня служебного времени или в другое время,
если это вызвано служебной необходимостью;
ж) нахождения в служебной командировке;
з) нахождения на лечении, следования к
месту лечения и обратно;
и) следования к месту военной службы и
обратно;
к) нахождения в плену (за исключением
случаев добровольной сдачи в плен), в
положении заложника или интернированного;
л) безвестного отсутствия - до признания
военнослужащего в установленном законом
порядке безвестно отсутствующим или
объявления его умершим;
м) защиты жизни, здоровья, чести и достоинства
личности;
н) оказания помощи органам внутренних
дел, другим правоохранительным органам
по защите прав и свобод человека и гражданина,
охране правопорядка и обеспечению общественной
безопасности;
о) участия в предотвращении и ликвидации
последствий стихийных бедствий, аварий
и катастроф;
п) совершения иных действий, признанных
судом совершенными в интересах личности,
общества и государства.
Военнослужащий, причинивший ущерб, возмещение
которого в соответствии с законодательством
было произведено воинской частью, обязан
возместить воинской части расходы по
основаниям и в порядке, которые установлены
Федеральным законом "О материальной
ответственности военнослужащих".
6. Уголовная ответственность военнослужащих
Общие положения об уголовной ответственности
военнослужащих. Уголовная ответственность
является наиболее строгим видом юридической
ответственности и заключается в установленных
уголовным законом мерах воздействия
на лицо, совершившее преступление, содержащих
для него неблагоприятные последствия,
применяемых в установленном порядке
государственными органами.
В Российской Федерации существует только
один нормативный правовой акт, устанавливающий
основания и принципы уголовной ответственности,
- Уголовный кодекс Российской Федерации
(далее - УК РФ), принятый Государственной
Думой 24 мая 1996 г. и вступивший в силу с
1 января 1997 г.
УК РФ имеет универсальный характер, т.е.
вопросы уголовной ответственности за
совершение преступлений, как правило,
решаются одинаково, независимо от того,
кто их совершил и в какой области общественной
жизни они совершены. Например, нормы об
обстоятельствах, исключающих преступность
деяния, в равной мере применяются ко всем
лицам, в том числе и военнослужащим; осужденные
военнослужащие на равных с другими осужденными
условиях исполняют наказание в виде штрафа;
военнослужащие на общих со всеми гражданами
основаниях привлекаются к ответственности
за убийство, кражу, хулиганство и другие
преступления.
В отечественном уголовном законодательстве
традиционно существует ряд норм, содержание
которых обусловлено спецификой военной
службы. Эти нормы либо полностью посвящены
уголовно-правовой охране военной безопасности,
либо имеют специфику при их применении
в отношении военнослужащих. Совокупность
таких норм образует военно-уголовное
законодательство Российской Федерации.
Военно-уголовное законодательство Российской
Федерации представляет собой совокупность
уголовно-правовых норм, применяемых только
к военнослужащим, а также гражданам, пребывающим
в запасе, во время прохождения ими военных
сборов, в связи с совершением ими преступлений.
Оно имеет своей задачей главным образом
охрану военной безопасности Российской
Федерации.
Источниками военно-уголовного законодательства
являются нормы гл. 33 (ст. ст. 331 - 352), а также
нормы Общей части УК РФ, предусматривающие
уголовные наказания, применяемые только
к осужденным военнослужащим (воинские
наказания) либо содержащие особенности
в применении к военнослужащим общих наказаний.
Кроме того, некоторые нормы Особенной
части УК РФ могут быть также отнесены
к источникам военно-уголовного законодательства,
например ст. ст. 285, 286, 293, в которых предусмотрена
ответственность воинских должностных
лиц.
К военно-уголовному законодательству
относятся прежде всего те нормы Общей
части УК РФ, которые регламентируют содержание
и порядок назначения специальных видов
наказаний. Под специальными видами наказаний,
применяемых к осужденным военнослужащим
(воинскими наказаниями), понимаются меры
государственного принуждения, назначаемые
по приговору суда только военнослужащим,
признанным виновными в совершении преступлений,
и заключающиеся в предусмотренных уголовным
законодательством лишениях и ограничениях
прав и свобод военнослужащих в специфических
условиях прохождения военной службы.
Воинские наказания предусмотрены главным
образом за совершение военнослужащими
преступлений против военной службы, ответственность
за которые установлена в главе 33 УК РФ.
В некоторых случаях эти наказания могут
применяться к осужденным военнослужащим
и за совершение общеуголовных преступлений.
К числу таких наказаний принято относить
ограничение по военной службе (ст. 51 УК
РФ), арест в отношении военнослужащих
(ч. 3 ст. 54 УК РФ), содержание в дисциплинарной
воинской части (ст. 55 УК РФ), лишение воинского
звания (ст. 48 УК РФ).
Применение воинских наказаний в виде
ограничения по военной службе, ареста
в отношении военнослужащих и содержания
в дисциплинарной воинской части не лишает
осужденных статуса военнослужащих. Вместе
с тем во время исполнения этих наказаний
ограничивается, иногда весьма существенно,
правовое положение военнослужащих в
связи с реализацией соответствующих
режимных требований, предусмотренных
уголовно-исполнительным законодательством.
С учетом специфики функционирования
военной организации
Другие уголовные наказания (штраф, лишение
права занимать определенные должности
или заниматься определенной деятельностью,
лишение почетного звания, лишение классного
чина, лишение государственных наград,
ограничение свободы в отношении военнослужащих,
проходящих военную службу по контракту,
лишение свободы и смертная казнь) применяются
к осужденным военнослужащим в полном
объеме, без каких-либо изъятий. При этом
исполнение одних видов наказаний возможно
в условиях дальнейшего прохождения военной
службы (в частности, штраф), а других влечет
увольнение осужденных с военной службы,
прекращение статуса военнослужащих (например,
лишение свободы).
Основу военно-уголовного законодательства
составляют статьи гл. 33 Особенной части
УК РФ, предусматривающие ответственность
за преступления против военной службы.
Глава 33 состоит из 22 статей (ст. ст. 331 -
352), в ст. 331 УК РФ дается определение преступлениям
против военной службы, другие статьи
предусматривают ответственность за конкретные
их виды.
Понятие преступлений против военной
службы. Данное понятие определяется в
ст. 331 УК РФ как предусмотренные гл. 33 преступления
против установленного порядка прохождения
военной службы, совершенные военнослужащими,
проходящими военную службу по призыву
или по контракту в Вооруженных Силах,
других войсках и воинских формированиях
Российской Федерации, а также гражданами,
пребывающими в запасе, во время прохождения
ими военных сборов.
Воинское преступление характеризуется
общими для всех преступлений признаками:
общественной опасностью, уголовной противоправностью,
виновностью и наказуемостью. Вместе с
тем специфика военной службы наполняет
указанные признаки особым "воинским"
содержанием.
Общественная опасность преступлений
против военной службы заключается в причинении
вреда военной безопасности или в создании
угрозы причинения такого вреда. Преступный
вред военной безопасности государства
опосредуется причинением в той или иной
форме ущерба боевой готовности войск.
Уголовная противоправность преступлений
против военной службы представляет собой
запрещенность их специальными нормами
гл. 33 УК РФ (специальная противоправность).
Другие преступления, совершаемые военнослужащими
и причиняющие вред интересам военной
безопасности (например, разглашение государственной
тайны военного характера и др.), к числу
воинских преступлений по формальному
признаку не относятся и должны получить
уголовно-правовую оценку по другим статьям
УК РФ.
Виновность является обязательным субъективным
свойством преступления (ч. 1 ст. 14 УК РФ).
Реализация принципа вины (ст. 5 УК РФ) предполагает,
что преступлением может быть только виновно
совершенное общественно опасное деяние.
Положения гл. 5 УК РФ ("Вина"), содержащей
нормы об умысле и неосторожности, о характеристике
преступлений с двумя формами вины, о признаках
невиновного причинения вреда (ст. ст.
24 - 28 УК РФ), без каких-либо изъятий применяются
и к преступлениям против военной службы.
Воинская специфика заключается в предметном
содержании вины, мотива и цели в преступлениях
против военной службы.
Наказуемость преступлений против военной
службы означает, что за предусмотренные
гл. 33 УК РФ и совершенные виновно воинские
общественно опасные деяния может быть
назначено установленное в санкции уголовно-правовой
нормы наказание. Признак уголовной наказуемости
преступлений против военной службы имеет
ряд особенностей, обусловленных характером
службы в военных организациях государства.
Всякое преступление против военной службы
характеризуется совокупностью данных
специфических признаков, отсутствие
хотя бы одного из них исключает возможность
квалификации содеянного как воинского
преступления. Например, не являются преступлениями
против военной службы общественно опасные
деяния военнослужащих, не нарушающие
порядка прохождения военной службы. Такие
преступные деяния военнослужащих, как
кража, грабеж, изнасилование, относятся
к общеуголовным и подлежат квалификации
по соответствующим статьям Особенной
части УК РФ.
На практике возможны ситуации, когда
общественно опасные деяния по своему
характеру направлены против интересов
военной службы и причиняют вред военной
безопасности государства, но совершаются
не военнослужащими, а лицами из числа
гражданского персонала Вооруженных Сил
Российской Федерации, замещающими воинские
должности. В данном случае действия таких
лиц содержат признаки тех или иных общеуголовных
преступлений и должны быть оценены по
соответствующим статьям УК РФ.
В Особенной части УК РФ предусмотрены
преступления, которые нарушают порядок
прохождения военной службы и совершаются
военнослужащими, но не указаны в качестве
преступлений против военной службы в
гл. 33 УК РФ. К таким преступным деяниям
можно отнести, например, хищение или вымогательство
военнослужащим оружия, боеприпасов, взрывчатых
веществ и взрывных устройств, убийство
подчиненным своего начальника в связи
с исполнением им обязанностей военной
службы и т.д. Уголовная ответственность
за эти и другие подобные преступления
наступает также по общеуголовным нормам
Особенной части УК РФ.
Важным аспектом разграничительной функции
законодательного определения преступления
против военной службы является отграничение
некоторых воинских преступлений от сходных
с ними общеуголовных преступных деяний.
Ряд преступлений, предусмотренных в гл.
33 УК РФ, не имеет аналогов среди других
преступлений, предусмотренных в Особенной
части УК РФ. В частности, самовольное
оставление части или места службы (ст.
337), нарушение правил несения боевого
дежурства (ст. 340), нарушение правил несения
пограничной службы (ст. 341) и др. Разграничение
таких преступлений (их еще называют специально
воинскими) в процессе квалификации не
вызывает трудностей на практике. Гораздо
сложнее обстоит дело с разграничением
так называемых относительно воинских
преступлений, которые по отдельным признакам,
главным образом объективной стороны,
совпадают с некоторыми общеуголовными
преступлениями. Например, нарушение уставных
правил взаимоотношений между военнослужащими
при отсутствии между ними отношений подчиненности
по своим объективным признакам совпадает
с рядом преступлений против здоровья.
Для квалификации подобных деяний как
воинских преступлений необходимо прежде
всего устанавливать в них наличие особых
видовых признаков: объекта, субъекта
и противоправности в их совокупности.
Так, по одному из уголовных дел Военная
коллегия Верховного Суда СССР указала
на то, что физическое насилие одного военнослужащего
в отношении другого может быть признано
воинским преступлением лишь в случаях,
когда оно посягает на установленный порядок
прохождения военной службы.
Информация о работе Юридическая ответственность военнослужащих