Автор: m*************@yandex.ru, 28 Ноября 2011 в 17:41, реферат
Прежде всего, люди всегда спорили между собой. Споры иногда улаживали словами, а иногда использовали силу - силу своих кулаков. В течение многих столетий, люди собирались посмотреть на кулачный бой. Со временем стали подумывать об организации кулачных боев для развлечения публики.
Бокс (от англ. -- box, буквально -- удар) -- спортивное единоборство, кулачный бой двух спортсменов, проводимый на ринге и рассматривают его как интересное соревнование, где всё понятно и ясно: кто нанесет больше ударов, тот и будет победителем. Пройдя сложный путь от примитивного кулачного боя до спортивного единоборства, бокс сформировался как отдельный вид спорта.
Введение
Прежде всего, люди всегда спорили между собой. Споры иногда улаживали словами, а иногда использовали силу - силу своих кулаков. В течение многих столетий, люди собирались посмотреть на кулачный бой. Со временем стали подумывать об организации кулачных боев для развлечения публики.
Бокс (от англ. -- box, буквально -- удар) -- спортивное единоборство, кулачный бой двух спортсменов, проводимый на ринге и рассматривают его как интересное соревнование, где всё понятно и ясно: кто нанесет больше ударов, тот и будет победителем. Пройдя сложный путь от примитивного кулачного боя до спортивного единоборства, бокс сформировался как отдельный вид спорта.
Кулачные бои были как народное развлечение, так и самобытная форма воспитания физических и моральных качеств. Они возникли на Руси на основе исторически сложившихся условий. Еще в глубокой древности плодородные земли и естественные богатства нашей Родины были предметом зависти ее бесчисленных врагов. В суровых условиях труда, в играх и развлечениях - борьбе, беге, кулачном бою наши далекие предки закалялись и воспитывали в себе бесстрашие и волю к победе. Эти качества всегда были спутниками ратных походов и подвигов нашего великого народа и не раз помогали ему с честью выходить из самых сложных и опасных ситуаций в истории государства Российского.
Первые упоминания о кулачных боях на Руси ученые нашли в летописи Нестора «Повесть временных лет», относящейся к 1068 году. Кулачные бои, проводившиеся в основном в праздники, отвлекали народ от выполнения религиозных обрядов. Поэтому еще в конце X и в начале XI в. обладавшая большой властью христианская церковь всеми мерами стремилась воспрепятствовать этим народным увлечениям. Церковь, считавшая всякие народные забавы, в том числе и состязания в кулачном бою, остатками языческого обряда, всячески боролась с ними. В эпоху объединения Русского государства, несмотря на запрещение церкви, кулачные бои были массовым народным развлечением [1,с.15-16].
Кулачный бой - «потеха» мужественного русского народа, имел несколько разновидностей: кроме одиночных боев («один на один», или «сам на сам») широкую популярность имели массовые бои («стенка на стенку» и «свалка-сцеплялка»). В кулачном бою как «на стенках», так и в одиночных боях строго соблюдались гуманные правила боя, которые передавались из поколения в поколение и служили бойцам неписаным законом. Бои велись одинаково для всех - голыми кулаками или в рукавицах. Бой шел лицом к лицу, в спину бить не разрешалось. Удары наносились в грудь, туловище или в голову. Запрещалось брать в кулак или рукавицу «закладки», то есть посторонние твердые предметы. Строго запрещалось бить с «подножки», наносить удары ногами или головой. Нельзя было преследовать ударами убегающего или упавшего соперника. Нарушители этих правил строго наказывались своими же бойцами, ревниво оберегавшими честь «потехи» отцов и дедов[1,стр.20-21].
Цель
моей работы является раскрытие истории
возникновения кулачных боёв и перерастания
их в вид спорта под названием бокс.
Глава 1. Эволюция бокса
1.1.
Античное время
Возникновение кулачного боя как спорта теряется в веках. Иероглифические записи, найденные, в Эфиопии относятся к 4000 до нашей эры и позволяют судить о том, что кулачные бои (как вид единоборства) были известны ещё в Африке. Этот вид спорта распространялся по всей Долине Нила и Египта, после того как Египет завоевал Эфиопию. Египетская цивилизация расширялась через Средиземноморье и Ближний Восток и, следовательно, в этом же направлении распространялся бокс. Египетские иероглифы 40 века до нашей эры, изображают мужчин, которые ведут кулачный бой в примитивных перчатках - кожаных бинтах. На барельефе, найденном при раскопках Вавилона, изображен кулачный бой, относящихся ко второму тысячелетию до н.э. При раскопках недалеко от Багдада найдено много плит с изображением кулачного боя. Можно предположить, что кулачные бои из Египта распространились в Грецию и на остров Крит. Бой в перчатках изображен на фреске с острова Тира, Греция, датируемой 1520 г. до н.э.
В эпоху расцвета Эгейской культуры были известны кулачные бои - это показали раскопки Миноского лабиринта. Происхождение кулачных боёв объясняется очень просто: человек рождается с руками, которые являются многофункциональным органом, одной из функций которого является защита и нападение. То есть руки - это оружие, даваемое человеку от рождения и не носящие таких увечий как остальное оружие. С развитием публичных кулачных боев развивалась и культура народа.
Кулачный бой особенно был среди ионийцев, о чем говорят сохранившиеся предания. Описания этого вида состязания (кулачного боя) в Древней Греции были сделаны Гомером.
Покровителем кулачных боев, по преданию был сам Аполлон, победивший Ареса, проявив при этом большое искусство в быстроте и ловкости. Греки считали Амикуса основоположником кулачного боя. Он не выпускал из своего государства ни одного чужестранца, не сразившись с ним в кулачном бою. Сократ, Платон и Аристотель высказывались о кулачном бое, как об эстетически красивом виде упражнений сильных и смелых людей. Многие поэты, государственные деятели, писатели увлекались кулачным боем. Например, знаменитый математик Пифагор был отличным атлетом и побеждал в состязаниях по кулачному бою[2,стр.105-107].
Кулачный бой на протяжении ряда столетий занимал сравнительно большое место в жизни общества. В различных произведениях искусства, в народных песнях, сказаниях, былинах, воспевались сила и мужество, честность и патриотизм, благородство и смелость, проявленные кулачными бойцами во время единоборства. Все эти качества делают человека прекрасным и ценным для общества.
Бои проводились не только на голых кулаках, но и с забинтованными кистями. Кулачные бойцы, начиная с XI-XII вв. до н.э. употребляли наиболее простую форму перчатки - мейлихай. Мейлихай - это 3 - 3,5 -метровые ремни из мягкой бычьей кожи, смазанные маслом или жиром. Сначала бинтовали четыре пальца, затем предплечье.
В VI в. до н. э. мейлихай был заменен - сфайраем, представление о нем дает скульптура сидящего кулачного бойца того времени - Амика. Мелихай главным образом предохранял кисти рук от травм, а сфарай больше предназначался для увеличения ударной силы.
С конца IV до II вв. до н. э. использовались перчатки со свинцом и железом, называемых цестами - перчаток римского происхождения.
Использование этих перчаток отрицательно сказалось на спортивной культуре и искусстве боя. В те далекие времена, как и в настоящее время, бойцы-профессионалы. Они держали в кулаках металлические и каменные шары. Бой длился до тех пор, пока один из бойцов не сбивал другого противника с ног или не наносил ему удара с «большим ущербом». Это отрицательно сказывалось на воспитательной стороне боя и снижало его привлекательность. Появлялся нездоровый азарт к кулачному бою. Бойцы часто получали увечья. Однако боксом, каким мы его знаем сейчас, кулачный бой того времени назвать было трудно. Бои проходили на открытом воздухе. Вокруг площадки, на которой боролись спортсмены, собирались зрители и этим как бы обозначали границы спортивной площадки. Бой продолжался до тех пор, пока один из участников был не в состоянии продолжать поединок. Прежде всего, первые боксеры боролись за славу, но, тем не менее, победитель получал золото и другие трофеи.
В Древней Греции правил кулачного боя не было. Искусство вести схватку передавалось по наследству. Ограждение боевой площадки образовывали сами зрители. Так как пространство для ведения боя было довольно большое, то было затруднительно загнать противника в угол. Противники вели бой без ограничения времени. Когда бойцы уставали, то по согласию обоих сторон состязание прерывалось до тех пор, пока бойцы восстанавливали силы. Если один из противников подавал сигнал о сдаче - поднимал вверх руку, то бой заканчивался. За правильностью боя следил судья, изображаемый на вазах с лозой в руках. В случае нарушения ими правил боя судья, ударами этой лозы разнимал бойцов. Классификация бойцов по весовым категориям в те далекие времена не была известна. Состязались всех желающие, независимо от массы тела. Таким образом, кулачный бой был монополией тяжеловесов [2,стр.200-205].
Одним из наиболее ярких явлений в истории физической культуры Древней Греции были олимпийские игры. Всеобщее признание как мероприятие огромной общественно-политической важности олимпийские игры получили в 776 г. до н. э. Именно с этого года в Греции вводится счет времени по олимпиадам. В программу XXIII Олимпийских игр (688 г. до н. э.) был включен кулачный бой. Среди античных олимпиоников 6 побед в борьбе (540-516 гг до н.э) добился Милон из Кропона и Гиппосфен из Спарты - 5 побед (624-608 гг до н.э). Под руководством специалистов, бойцы тренировались в палестрах - это здание размером 6х6 м с помещениями для различных упражнений, с банями, комнатами для отдыха и гигиенических процедур.
Тренировались
бойцы в перчатках из мягких ремней,
на голове была шапка с наушниками,
сшитая из мягкой кожи с подкладкой. Вместо
висячей груши для тренировок у греков
был мешок из кожи, наполненный финиковыми
косточками. Для участников игр устанавливались
жесткие правила. Запрещались недобросовестные
приемы для достижения победы, в частности
подкупать друг друга, наносить друг другу
увечья. За соблюдением всех этих правил
следили эладоники (судьи). В 394 г. по указу
римского императора Феодосия I, утвердившего
христианство, олимпийские игры были запрещены
(как языческие). Спустя некоторое время,
Олимпию разрушили готы, а в 426 г. по приказу
Феодосия II римляне сожгли храм Зевса
- центр олимпийских игр. По инициативе
секретаря Спортивного союза Франции
Пьера де Кубертена в апреле 1896 г. в Афинах
вновь вспыхнул олимпийский огонь. В I
Олимпийских играх участвовало 285 спортсменов
из 13 стран, однако среди них не было боксеров.
При проведении I и II Олимпийских игр бокс
не включили в программу - посчитали варварским
видом спорта, К 1904 году бокс в Америке
стал одним из популярных видов спорта
и поэтому его включили в программу III
Олимпийских игр в Сент-Луисе. И только
с 1920 года бокс становится постоянной
олимпийской дисциплиной, популярность
любительского бокса растет во всем мире
[3,стр. 65-69].
Глава 2. Развитие бокса в России
2.1
"Стенка на стенку"
Самыми
любимыми и наиболее широко распространенными
на Руси были массовые бои “стенка
на стенку”, и среди древних народных
состязаний они занимали особое место.
Это когда бойцы выстраивались
и шли в бой друг на друга
плотной стеной. В каждой команде
выделялись сотские и десятские. Они выстраивали
"стенку", распределяли места бойцов
в ней, проверяли, чтобы в рукавицах бойцов
не было никаких посторонних предметов.
За "закладку" карали жестоко свои
же бойцы. Количество бойцов в каждой "стенке"
было точно одинаковое. Стенка должна
быть одинаковой и по возрасту: мужики
с мужиками, юноши с юношами, мальчишки
с мальчишками. В каждой "стенке"
были 2-3 главных, наиболее сильных и ловких
бойца - "забойщика", которые бросались
туда, где "стенка" начинала слабеть
и сдавать. Сотские и десятские следили
за соблюдением правил боя, главные из
которых: лежачего не бить, удары наносить
только кулаком в рукавице, подножек и
захватов не применять и т. д. Фамилии сотских
и десятских сообщались в полицию. С них
был главный спрос за беспорядки на поле
боя. Обычно сражения "стенка на стенку"
строились в три очереди. Сначала в бой
шли "стенки" мальчишек, их сменяли
безусые неженатые юнцы, после юнцов вступали
в бой мужики. Бой считался законченным,
когда одна из "стенок", не выдержав
натиска и ударов противника, обращалась
в бегство под свист и улюлюканье зрителей.
И это увлечение, как правило, продолжалось
на протяжении почти всей жизни мужчины
[3,стр. 34-37].
2.2
“Сам-на-сам”
Бой “сам на сам” был близок к старому английскому боксу на голых кулаках, но отличался от него меньшей жестокостью. “Сам на сам” - это поединок двух кулачных бойцов - один из видов кулачного боя, существовавшего еще в Древней Руси как молодецкая потеха, непременная часть праздничных гуляний. Перед тем как начать бой, соперники трижды обнимали и целовали друг друга, демонстрируя отсутствие каких-либо претензий к друг другу. Если один из бойцов падал - бой прекращался. А вот в английском боксе избиение лежащего продолжалось (оно было запрещено только в 1743 году). Одним из методов судебного разбирательства жалоб, взаимных претензий двух лиц, обиженных друг другом был поединок “cам на сам”. Когда не удавалось установить при объективном разборе ни правого, ни виноватого, вступало в действие "кулачное право". Оба спорщика сходились сам-на-сам, и победитель объявлялся правым, а побежденный - виноватым.
Массовый и озорной вид боя, в котором каждый бился сам за себя и против всех остальных - определялся как “Сцеплялка - свалка”.
Правила кулачных боев формировались очень долгое время, и прошло не одно столетие, прежде чем они окончательно установились. Кулачный бой стал исключительно безоружной схваткой. Далее были запрещены удары ногами и использование ног для бросков. Одно из правил кулачного боя стало даже пословицей, символизирующей благородство в бою: “Лежачего не бьют”. Очень строго соблюдались правила ведения боя только кулаками, без каких-либо металлических “закладок”. Уличенные в этом беспощадно наказывались.
Вместе
с тем в высших слоях общества,
в дворянстве, прочно утвердилось отрицательное
и презрительное отношение к кулачным
боям.Целый ряд первых наших боксеров
до своего прихода в этот вид спорта уже
имел определенный опыт в “стеношном”
кулачном бое. Нур Алимов по прозвищу Кара-Малай
(по-русски - Черный парень), славился на
дорогомиловской “стенке” и в 1915 году
стал чемпионом России и чемпионом Москвы.
В молодости также довелось испытать свои
силы в боях “стенка на стенку” неоднократному
чемпиону дореволюционной России и первому
чемпиону Советской России П. Никифорову
и др [4,стр.55-56].
2.3
Бокс в XIX-XX веке
В конце ХIХ века в России начинает культивироваться бокс. История бокса в СССР берет свое начало от первого кружка, созданного в Москве, гвардейским офицером М. О. Кистером в 1894 (Арена Kистерa). В 1887 г. при Петербургском атлетическом обществе так же была создана секция бокса, которой руководил приглашенный из Парижа чемпион и тренер по французскому и английскому боксу Э. Лусталло. В Россию Лусталло прибыл из Франции в девяностых годах прошлого века. В течении двух десятилетий он вел организационную и педагогическую деятельность в области бокса, занимался подготовкой петербургских боксеров. Именно по его инициативе два приезжих боксера-англичанина провели первый показательный матч по боксу 31 мая 1898 года в Петербурге.