Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 21:35, реферат
Причины возникновения жаргонных слов различны. Чаще всего жаргон возникает в результате стремления к специфической для данного коллектива речевой экспрессии, к выражению особого (ироничного, пренебрежительного, презрительного) отношения к жизни. Это своеобразная коллективная языковая игра, которая оканчивается с выходом человека из данного коллектива. Например, слова шпора(шпаргалка), пара (двойка), физра (физкультура), природа (природоведение), содрать (списать) активно употребляются в речи школьников (школьный жаргон), но не встречаются в речи взрослых людей, употреблявших эти слова ранее.
1. Жаргоны и их роль в обществе...........................................................................................................3
2.Тематическая классификация………………………………………………………………………..5
3.Словообразование…………………………………….………………………………………………7
4.Фразеология…………………………………………………………………………………………...8
5.Словарь школьного жаргона…………………………………………………………………………8
Слова сферы оценки можно разделить на две группы: вокативы и собственно оценочная лексика. Вокативы отнесены к сфере оценки потому, что жаргонные обращения всегда экспрессивны и выражают отношение к тому, кого называют.
К группе вокативов относится довольно большое количество слов. Здесь можно проследить взаимодействие учащейся молодежи со всеми социальными пластами и всеми возрастными категориями: от мала (мелочь, щенки,) до велика (отец, папаша, дяпан). Любопытно такое обращение как: лохидзе - лицо кавказской национальности, он же черный, черномазый - зафиксировано впервые. В молодежной среде стало популярно обращение - найк, по названию фирмы, выпускающей спортивную одежду с нашивками данного слова на английском языке: nike. Обращения, такие как: кенты, перцы, чувак, клюшка, браток, братиша - используются школьниками при общении друг с другом и потому употребляются наиболее часто. Что касается собственно оценочной лексики, то необходимо отметить, что для нее характерно наличие лексем с ярко выраженной положительной либо отрицательной оценкой. Школьный жаргон отличает наличие двух диаметрально противоположных групп лексем, несмотря на то, что в литературной нормированной речи присутствует множество качеств и оценок, отражающих богатый спектр чувств и эмоций человека. Экспрессивная лексика представлена в основном наречиями, словами категории состояния и, в меньшей степени, прилагательными. Например: шик, блеск, отпадно, круто, супер, коронно, зверско, клево, чудовищно, потрясно, ништяк - положительная оценка; примато, фигово, пазарно, лево, муть, мура - отрицательная оценка.
Коснемся некоторых отдельных слов. Слово, галимо, имеет два прямо противоположных значения: точно, наверняка и неточно. На этом примере можно проследить явление энантиосемии, довольно редко встречающееся в жаргоне и различных арго. Слова: сдецел (имя прилагательное - децельный) и мальца - маленько, немножко,- зафиксированы ранее не были. Также как и слово - стопудово - точно, в словарях не зафиксировано, однако его можно было услышать в рекламе (по центральному телевидению) жевательной резинки. Стоит отметить, что данная лексема более употребительна по сравнению с лексемой - железно, железобетонно обозначающей точность, конкретность.
Словообразование
В отличие от арго с его элементами "тайнописи", функцией "пароля" (свой-чужой) и суженной социальной базой жаргон строится на литературном языке путем переосмысления, метафоризации, звукового искажения, а также активного усвоения иноязычных слов.
Рассмотрим некоторые моменты словообразования школьного жаргона. Пополнение лексики школьников происходит в основном за счет имен существительных (из 145 лексем, рассматриваемых в данной работе, 90 являются именами существительными, 31 глаголами, 3 именами прилагательными).
Традиционное для русской речи аффиксальное образование слов имеет место и в школьном лексиконе. Например, слова: дискач, стукач образованы с помощью суффикса -ач; видак, примак -ак; физичка, истеричка - ичк.
Существительные могут быть образованы от глаголов безаффиксным способом: отпад, облом, прикид. Встречаются отглагольные существительные, образованные путем прибавления суффикса: разборка, тусовка, бухло, махня.
Зафиксированы существительные, образованные от существительных же, усечением первоначальной основы, причем усеченное слово приобретает резко - негативную оценку, например: шпора, джины, реп, пит, диря и т.д.
Следует обратить внимание на слова: лохидзе и клипейшн. Они интересны не только с морфемной, но и с лексико-семантической точки зрения. Возможно, данные лексемы произошли в результате сложения двух основ разных структурных единиц: "лох" + " - дзе" (Сванидзе, Гергадзе). Это объясняется тем, что слово "лох" несет на себе негативную оценку, а "дзе" является довольно распространенным окончанием среди кавказских фамилий. При сложении данных морфем получается слово с негативной окраской и явным "выпадом" в сторону лиц соответствующей национальности. Что же касается слова клипейшн, то для его образования употреблен достаточно продуктивный сейчас в русском языке суффикс "-эйшн" (пришедший из английского языка (ср. сейшн, коммуникейшн): "клип" + " - эйшн". Существительных, образованных от аббревиатур и сложносоставных не зафиксировано. Но встречаются, образованные таким способом имена прилагательные и наречия, например: стопудово, стопудовый. Реже образуются новые глаголы: угарать, корефаниться, футболить, плющить. Глагольные новообразования затем обрастают префиксами: прошвырнуться.
В речи школьников встречаются также иноязычные слова; они в основном заимствованы из английского языка. Например, слово найк (по названию фирмы) без изменений перешло в лексикон молодежи, но это единственный пример такого рода.
Принято считать, что слова: клевый, перенсы, фигнюшка - образованы от английской основы: клевый от clever - умный; перенсы от parents - родители; фигнюшка от things - вещи. Соответственно, происхождение данных слов связано со звуковым искажением в процессе освоения данных заимствований.
Итак, наиболее продуктивным
для школьного жаргона является
аф- фиксальный способ образования.
- префиксальным способом образовано 12
слов
- суффиксальным способом - 27 слов
- префиксально-суффиксальным способом
- 6 слов
В качестве производящей основы могут использоваться основы, как литературного слова, так и жаргонизма. От основы литературного слова образованы следующие жаргонизмы: алгеброид (алгебра), химоза (химия), истеричка (история), чит (учитель), шпора (шпаргалка), микраж (микрорайон), мафон (магнитофон), родоки (родители), цивильный (цивилизованный). С использованием жаргонной основы образованы слова: децельно от децельный, галимо от галимый.
Однако наиболее интересными являются следующие случаи: слово алгеброид образовано с помощью суффикса -оид, который придает слову книжную окраску, делает его "умным" (ср. гуманоид, гиперболоид). Использование же этого суффикса в речи школьников часто приводит к созданию комического эффекта.
Слово истеричка образовано способом, получившим в специальной литературе термин "сращение", или наложение основ: история и истерия. Интересно слово примато. Его также можно отнести к сращениям: примат и примитивный. К этой же группе относятся такие слова, как: дискотряска, обломинго, пешкарусом.
Слово химоза образовано при помощи суффикса -оз, часто встречающегося в химических терминах (ср. глюкоза, фруктоза, дизоксирибоза и т.д.).
Слово физик-шизик образовано сложением рифмующихся слов, причем у старшекласников чаще встречается вариант шизик с тем же значением.
Слово пит восходит к слову воспитатель и образовано усечением основы, в связи с чем у слова появились дополнительные оценочные значения. Так же образовано и слово чит.
С явлением метонимического переноса мы встречаемся на примере слова джорджик (по изображению на купюре). Наиболее же распространенным является способ образования на основе метафорического переноса. Так образованы слова: крылья, фары, виза, тормоз, камчатка, чукотка, клюшка, копыта и т.д.
Фразеология
Несколько слов необходимо сказать о фразеологизмах. Для школьного жаргона характерно широкое их употребление. Достаточно сказать, что на порядка 150 лексических единиц приходится до 20 фразеологизмов. Большинство фразеологизмов носят доброжелательно-шутливый характер и связаны с реалиями учебного процесса (выпасть в осадок, сдвиг по фазе, птичка обломинго). Наиболее остроумными, на наш взгляд, являются следующие: остров сокровищ (полка с журналами), 17 мгновений весны (учитель вышел из класса), розовый фламинго - птичка обломинго (о неудаче, невезении).
Ряд фразеологизмов является общеупотребительным, т.е. характерен для широких масс населения: гнать пургу (лгать, говорить неправду), крыша поехала, капать на мозги (говорить неправду); облом-иванович (о неудаче, невезении).
В целом, необходимо отметить,
что фразеологизмы делают речь школьников
более выразительной и
Словарь школьного жаргона
1. АЛГЕБРОИД - учитель
алгебры
2. АППАРАТ - бытовая техника, электроника
3. БАБКИ - деньги, купюры
4. БАЗАР - разговор. Кончай базар - перестань
разговаривать, замолчи
5. БАНДАНА - платок, повязываемый на голову
или колено.
6. БРАТАН, БРАТИША, БРАТОК - любой человек,
употребляется также как. обращение.
7. БУХАТЬ - выпивать.
8. БУХЛО - выпивка, спиртной напиток.
9. БЫКОВАТЬ - нападать, быть агрессивным
по отношению к кому либо.
10. ВАКСА - негр
11. ВИДАК - видеомагнитофон
12. ВИЗА - лицо, физиономия
13. ВОДЯРА - водка
14. ВРУБАТЬСЯ - понимать, догадываться,
вникать
15. ГАЛИМО - 1. Полный, абсолютный, точный
2. Неточный, неверный.
16. ГАСИТЬ - бить, избивать
17. ГЕМОРРОЙ - проверка, контрольная работа.
18. ГОП-КОМПАНИЯ - разухабистая, бесшабашная
компания
19. ГРОБ - телевизор
20. ГРУЗИТЬ - врать, много говорить
21. ГУТАЛИН - негр
22. ДЕВНИК -дневник
23. ДЖИНЫ, ДЖОПСЫ - джинсы
24. ДЖОРДЖИК - доллар
25. ДИРЯ - директор
26. ДИСКОТРЯСКА - дискотека, танцы
27. ДЫНЯ - голова
28. ДЯПАН - дядя, любой человек, употребляется
как обращение
29. ЖЕЛЕЗНО, ЖЕЛЕЗОБЕТОННО - точно, гарантировано,
наверняка
30. ЗАВАЛИТЬСЯ, ЗАСЫПАТЬСЯ - не сдать экзамен,
зачет
31. ЗАЖИГАТЬ - 1. заводить, разогревать публику
2. распутничать, развратничать
32. ЗАМЕТАНО - нареч. и в зн. сказ. договорились,
по рукам, хорошо, понятно
33. ЗАПАДАТЬ - 1. Влюбляться в кого-л. 2. Сильно
увлекаться чем- л.; быть одержимым чем-л.
34. ЗАПАДЛО, ЗАПАДЛЯК, ЗАПАДЛЯНКА - 1. подлость,
дурной поступок. 2. Лень, не хочется.
35. ЗАПЛЮЩИТЬ - побить, избить кого-л.
36. ЗАПОРОТЬ - сломать, испортить
37. ЗАШИВАТЬСЯ - не успевать, уставать,
утомляться
38. ЗУБРИЛА - заученный человек
39. ИСТЕРИЧКА - учительница истории
40. КАБИНА - голова
41. КАЙФ - удовольствие, удовлетворение,
радость, наслаждение
42. КАМЧАТКА - задние парты
43. КАНДЕЙ, КАНДРАТИЙ - кандражка. Кандей
схватил - испугаться,
44. КАПУСТА - доллары
45. КЕНТЫ - парни, ребята
46. КЛАВА - компьютерная клавиатура
47. КЛЕШНИ - руки
48. КЛеВЫЙ - интересный, веселый; использ.
для выражения положит. эмоций
49.КЛИПЕЙШН - видеоклип
50. КЛЮШКА - подруга, приятельница, использ.
Как обращен. Хипуешь клюшка, кайфуешь
клюшка.
51. КОДЛА - компания, группа
52. КОЛОТЬСЯ - рассказывать что-либо
53. КОМПИК- компьютер
54. КОПЫТА - женская обувь с расклешенным
каблуком
55. КОСАРЬ - тысяча рублей
56. КОСУХА - кожанная куртка
57. КОРЕШ - друг, приятель
58. КОТЕЛОК - голова
59. КОЧАН - голова
60. КРЫЛЬЯ - руки
61. КУСОК - тысяча рублей
62. КУЛЬТЯПКИ - руки
63. ЛАВЕ, ЛАВЕШКИ, ЛАВЕШНИКИ - деньги
64. ЛАПТИ - ноги
65. ЛОХИДЗЕ - лицо кавказской национальности
66. ЛУПАТЬ - смотреть
67. ЛЫЖИ - ноги
68. МАЛЬЦА - маленько, немножко
69. МАУС, МЫШАРА - мышь
70. МАФОН - магнитофон
71. МАХАТЬСЯ - драться
72. МЕЛОЧЬ - ученики младших классов
73. МИКРАЖ - микрорайон
74. МОЛОТОК - молодец
75. МОЧИТЬ - бить
76. НАЕЗЖАТЬ - идти с кем-либо на конфликт,
искать ссоры
77. НЕФОНТАН - нехорошо, некрасиво
78. ОБЛОМ - неудача, невезение
79. ОБЛОМАТЬСЯ - потерпеть неудачу
80. ОТМОЧИТЬ - сделать что-либо, из ряда
вон выходящее
81. ОТПАД - 1. крайнее эмоциональное состояние,2.
выражает любую экспрессию
82. ОТФУТБОЛИТЬ, - отвадить
83. ПЕРЕНСЫ - родители
84. ПРЕДКИ - родители
85. ПИТ - учитель
86. ПОТНИК - носок
87. ПРОШВЫРНУТЬСЯ - пройтись, прогуляться
88. ПРИБАМБАС - наворот, опция, аксессуар
89. ПРИКИД - модная, современная одежда
90. ПРИКОЛ - что-либо интересное, смешное,
остроумное; шутка, анекдот, свежая новость
91. ПРИКОЛЬНУТЬСЯ - пошутить, сделать что-либо
смешное
92. ПРИМАТО - примитивно,
93. ПРИМАК - сигареты "Прима"
94. ПРИКИД - модная, современная одежда
95. ПРИТОРАНИТЬ - принести что-либо
96. РАЗБОРКА - выяснение отношений, спор
97. РЕП - репетитор
98. РОДОКИ - родители
99. СБАЦАТЬ - сделать что-либо
100. СДЕЦЕЛ - немножко, маленько
101. СКИНУТЬ, ПЕРЕКИНУТЬ - скопировать программу
на дискету
102. СЛИЗЫВАТЬ, СКАТЫВАТЬ - списывать, заниматься
плагиатом
103. СМОРОЗИТЬ - сказать что-либо глупое,
смешное
104. СРЕЗАТЬ - умышленно ставить неудовлетворительную
оценку
105. СТОПУДОВО - точно, гарантировано
106. СТРЕЛКА - встреча. Забить стрелку -
договориться о встрече; пробить стрелку
- не прийти на встречу.
107. СТРЕЛОЧНИК - человек, отводящий от
себя подозрение
108. СТУКАЧ - доносчик
109. ТАЧКА - машина, автомобиль
110. ТАЩИТЬСЯ - восхищаться, восторгаться
111. ТЕХАНА - женщина
112. ТОРМОЗ - человек, делающий что-либо
неверно, неправильно
113. ТОРМОЗА - ноги
114. ТОРМОЗИТЬ - не понимать, не догадываться
115. ТУСОВКА, ТУСНЯК - гулянка, уличные посиделки
молодежи; драка, инцидент
116. ТУСОВАТЬСЯ - гулять, слоняться без
дела, участвовать в различных шоу, находиться
в среде "своих"
117. УГАРАТЬ - долго смеяться
118. УЛЕТ - удовольствие, удивление. Полный
улет.
119. УРЫТЬ - побить
120. УТЮГ - злой человек
121. УЧИЛКА - учительница
122. ФАНЫ, ФЕНЫ - фанаты
123. ФАРЫ - глаза
124. ФАУНЫ - родители
125. ФЕНЕЧКА -украшение, носимое на руке
126. ФИГНЮШКА - мелкая вещь
127. ФИГНЯ - ерунда, нечто плохое
128. ФИЗИК-ШИЗИК - учитель физики
129. ФУФАЙКА - куртка
130. ХИМОЗА - учитель химии
131. ЦИВИЛЬНЫЙ - употребляется как положительный
эпитет
132. ЧАЙНИК - голова
133. ЧАПАТЬ - убегать, уходить
134. ЧЕСАТЬ - убегать
135. ЧИТЫ - учителя
136. ЧУВАК - используется как обращение
137. ШАМОВОЧНАЯ - столовая
138. ШАССИ - ноги
139. ШКУРА - куртка, верхняя одежда
140. ШНУРКИ - родители. Шнурки в стакане
- родители дома
141. ШПОРА - шпаргалка
142. ШТУКА - тысяча рублей
143. ШУХЕРИТЬ - хулиганить, заниматься чем-либо
дурным
144. ЩЕНОК - ученик младших классов
145. ЯЩИК - телевизор
ЛИТЕРАТУРА
М. А. Грачев.- Арготизмы в молодежном жаргоне // РЯШ .- 1996 N1
М. А. Грачев.- Механизм перехода арготизмов в общенародный язык // РЯШ.- 1996 N 5
В. С. Елистратов.- Словарь московского арго - М.: Русские словари, 1994.
Шапошников В.Русская речь 1990-х. Современная Россия в языковом отображении - М.МАЛП. 1998