Жанры устной речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 18:06, реферат

Описание работы

Публичная речь – это особая форма речевой деятельности в условиях непосредственного общения, речь, адресованная определенной аудитории, ораторская речь.
Публичная речь произносится с целью информирования слушателей и оказания на них желаемого воздействия (убеждение, внушение, воодушевление, призыв к действию и т. д.). По своему характеру она представляет собой монологическую речь, то есть, рассчитанную на пассивное восприятие, не предполагающую ответной словесной реакции. Крупный ученый-лингвист В. В. Виноградов писал: «Ораторская речь – особая форма драматического монолога, приспособленного к обстановке общественно- бытового или гражданского «действа».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
УСТНАЯ ФОРМА ОБЩЕНИЯ…………………………………………………….4
БЕСЕДА……………………………………………………………………………...6
ДИСКУССИЯ………………………………………………………………………..9

Работа содержит 1 файл

Жанры устной речи.doc

— 63.00 Кб (Скачать)
 
 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3

УСТНАЯ ФОРМА  ОБЩЕНИЯ…………………………………………………….4

БЕСЕДА……………………………………………………………………………...6

ДИСКУССИЯ………………………………………………………………………..9 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

     Публичная речь – это особая форма речевой деятельности в условиях непосредственного общения, речь, адресованная определенной аудитории, ораторская речь.

     Публичная речь произносится  с целью информирования слушателей  и оказания на них желаемого  воздействия (убеждение, внушение, воодушевление, призыв  к действию и т. д.). По своему характеру она представляет собой монологическую речь, то есть, рассчитанную на пассивное восприятие, не предполагающую ответной словесной реакции. Крупный ученый-лингвист В. В. Виноградов писал: «Ораторская речь – особая форма драматического монолога, приспособленного к обстановке общественно- бытового или гражданского «действа».

     По мнению специалистов, для современного  монолога типичны значительные  по размеру отрезки текста, состоящие  из высказываний, имеющих индивидуальное композиционное построение и относительную смысловую завершенность. Эти признаки свойственны и публичной речи. Однако строгих границ между монологом и диалогом не существует. Почти в любом монологе присутствуют элементы «диалогизации», стремление преодолеть пассивность восприятия адресата, желание втянуть его в активную мыслительную деятельность. Особенно это характерно для ораторской речи.

     Если рассматривать публичное  выступление с социально-психологической  точки зрения, то это не просто монолог перед аудиторией, а сложный процесс общения со слушателями, причем процесс не односторонний, а двусторонний, то есть диалог.                         Взаимодействие между говорящим и аудиторией носит характер субъективно-субъектных отношений. Та и другая сторона являются субъектами совместной деятельности, сотворчества и каждая выполняет свою роль в этом сложном процессе публичного общения. 
 
 
 
 
 
 

УСТНАЯ  ФОРМА ОБЩЕНИЯ

    Публичная речь представляет  собой непосредственный разговор  со слушателями. В ней реализуется устная форма литературного языка. Устная речь в отличие от письменной обращена к присутствующему собеседнику и во многом зависит от того, кто и как его слушает. Она воспринимается на слух, поэтому важно организовать и построить публичное выступление таким образом, чтобы его содержание сразу понималось и легко усваивалось слушателями. Ученые установили, что при восприятии письменной речи воспроизводится лишь 50% полученной информации. То же сообщение, изложенное устно и восприятие на слух, воспроизводится до 90%.

      Рассказ относится к словесным  методам устного изложения. Ведущая  функция рассказа – обучающая.  Сопутствующие функции – развивающая,  воспитывающая, побудительная и  контрольно-коррекционная. Рассказ  – это монологическое изложение учебного материала, применяемое для последовательного, систематизированного, доходчивого и эмоционального преподнесения знаний.

     К рассказу предъявляется ряд  требований:

        -логичность;

        -последовательность;

        -доказательность изложения;

        -логичность;

        -четкость;

        -образность;

        -эмоциональность.

     Рассказ помогает детям понять  и усвоить смысл заключенных  в нем нравственных оценок  и норм поведения. Можно выделить  три основные задачи рассказа  при его применении в воспитательной работе:

         1)вызвать положительные нравственные  чувства (сопереживание, сочувствие, радость, гордость) или негодование  по поводу отрицательных действий  и поступков героев рассказа;

        2)раскрыть содержание нравственных понятий и норм поведения;

        3)представить образ нравственного  поведения и вызвать  стремление  подражать положительному примеру. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

БЕСЕДА

     Беседа использовалась с давних  времен. В средние века широко  применялась так называемая катехизическая беседа как воспроизведение вопросов и ответов по учебнику или формулировкам учителя. В современной школе в таком виде беседа не используется.

     Основное в беседе – это  тщательно продуманная система  вопросов, постепенно подводящих учащихся к получению новых знаний. Готовясь к беседе, учитель, как правило, должен намечать основные, дополнительные, наводящие, уточняющие вопросы. Индуктивная беседа обычно перерастает в так называемую эвристическую, поскольку учащиеся от частных наблюдений приходят под руководством учителя к общим выводам. При дедуктивном построении беседы дается сначала правило, общий вывод, а затем организуется его подкрепление, аргументирование.

     Самое большое распространение  беседы получили в воспитательной практике. При всем богатстве и разнообразии идейно-тематического содержания  беседы имеют  своим основным назначением привлечь самих учащихся к оценке событий, поступков, явлений общественной жизни и на этой основе сформировать у них адекватное отношение к окружающей действительности, к своим гражданским, политическим и нравственным обязанностям.

     В основу беседы должны быть  положены факты, раскрывающие  социальное, нравственное или эстетическое  содержание тех или иных сторон  общественной жизни. В качестве таких фактов, положительных или отрицательных, может выступать деятельность определенной личности или отдельное ее свойство, закрепленное в слове моральное правило: обобщенный литературный образ, организованный или спланированный педагогический образец.

     Беседа, как правило, начинается  с обоснования ее темы, которое  должно подготовить учащихся  к предстоящему обсуждению как  к жизненно важному, а не  надуманному делу. На основном  этапе беседы учитель дает  отправное начало, материал для  обсуждения, а затем так ставит вопросы, чтобы учащиеся свободно высказывали свои суждения, приходили к самостоятельным выводам и обобщениям. В заключительном этапе учитель подытоживает все высказывания, формулирует на их основе наиболее рациональное, с его точки зрения решение обсуждаемой проблемы, намечает конкретную программу действий для закрепления принятой в результате беседы нормы в практике поведения и деятельности учащихся.

     Современна наука пришла к  заключению, что беседа наиболее  эффективна для:

  • подготовка учащихся к работе на уроке;
  • ознакомления их с новым материалом;
  • систематизации и закрепления знаний;
  • текущего контроля и диагностики усвоения знаний.

     Предложено несколько способов  классификации бесед. По назначению  выделяются беседы:

    1. вводные или организующие;
    2. сообщения новых знаний (сократические, эвристические и др.)
    3. синтезирующие или закрепляющие;
    4. контрольно-коррекционные.

     Вводная беседа проводится обычно перед началом работы. Ее цель – выяснить, правильно ли учащиеся поняли значение предстоящей работы, хорошо ли они представляю себе, что и как нужно делать.

     Беседа-сообщение новых знаний чаще всего бывает катехизической (вопросно-ответной, не допускающей возражений, с запоминанием ответов), сократической (мягкой, почтительной со стороны ученика, не допускающей сомнения или возражения), эвристической (ставящей ученика перед проблемами и требующей собственных ответов на поставленные учителем вопросы). Любая беседа формирует интерес к знаниям, воспитывает вкус к познавательной деятельности.

     Синтезирующие или закрепляющие беседы служат для обобщения и систематизации уже имеющихся у учащихся знаний, а контрольно-коррекционная беседа применяется в диагностических целях, а также тогда, когда нужно развить, уточнить, дополнить новыми фактами или положениями имеющиеся у учащихся знаний.

     Очень важно правильно формулировать  и задавать вопросы. Они должны  иметь связь между собой, раскрывать  в совокупности сущность изучаемого  вопроса, способствовать усвоению  знаний в системе. По содержанию и форме вопросы должны соответствовать уровню развития учащихся. Не следует задавать «подсказывающих» вопросов, содержащих готовые ответы.

     Очень важно правильно формулировать  и задавать вопросы. Они должны  иметь связь между собой, раскрывать  в совокупности сущность изучаемого вопроса, способствовать усвоению знаний в системе. По содержанию и форме вопросы должны соответствовать уровню развития учащихся. Не следует задавать «подсказывающих» вопросов, содержащих готовые ответы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ДИСКУССИЯ

     Ситуации познавательного спора  при их умелой организации  привлекают внимание школьников  к разным научным точкам зрения  по той или иной проблеме, побуждают  к осмыслению различных подходов  к аргументации. Эти ситуации  могут быть созданы и при изучении обычных недискуссионных на  первый взгляд вопросов, если учащимся предлагается высказать свои суждения о причинах того или иного явления, обосновать свою точку зрения на устоявшиеся представления. Обязательное условие дискуссии – наличие, по меньшей мере, двух противоположных мнений по обсуждаемому вопросу. Естественно, что в учебной дискуссии последнее слово должно быть за учителем, хотя это и не означает, что его выводы – истина в последней инстанции.

     В дискуссии должно быть принято  устоявшееся и принимаемое научными авторитетами решение. Она основана на давно открытой закономерности, состоящей в том, что знания, добытые в ходе столкновения, мнений, различных точек зрения, всегда отличаются, высокой мерой обобщенности, стойкости и гибкости.

     Дискуссия дает возможность анализировать  понятия и доводы, защищать свои  взгляды. Убеждать в них других  людей. Для участия в дискуссии  мало высказать свою точку  зрения, надо обнаружить сильные  и слабые стороны противоположного  суждения, подобрать доказательства, опровергающие ошибочность одной и подтверждающие достоверность другой точки зрения. Дискуссия учит мужеству отказаться от ложной точки зрения во имя истины.

     Дискуссия требует тщательной  подготовки, как самого воспитателя,  так и учащихся. Вопросы, вынесенные на обсуждение, готовятся заранее. Всякая недоговоренность оставляет возможность для домыслов, искаженных догадок, неправильных толкований. Наиболее общее назначение дискуссий – создать ориентировочную основу для творческих исканий и самостоятельных решений. 
 
 
 
 
 
 
 
 

      

              
 
 
 

Информация о работе Жанры устной речи