Жанровые разновидности публицистического стиля

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 18:04, доклад

Описание работы

Публицистический стиль – это стиль газет, журналов, выступлений перед общественностью, который используется в агитационных целях. Основные функции публицистического стиля: функция сообщения информации об определенных социальных явлениях, фактах и функция воздействия на людей через средства массовой информации. Этот стиль характеризуется строгой логичностью изложения, точностью фактов, а также эмоциональностью, что сближает его со стилем художественной литературы.

Содержание

1. Введение
2. Статья
3. Очерк
4. Репортаж
5. Фельетон
6. Памфлет
7. Заметка
8. Рецензия
9. Интервью
10. Литература

Работа содержит 1 файл

доклад по русскому.doc

— 67.00 Кб (Скачать)

МОУ Лицей № 2

 
 
 
 
 
 

Доклад  на тему

«Жанровые разновидности публицистического  стиля»

 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                              Выполнила: Ученица П-10 класса

                                                                                         Порфирьева К.В.

Проверила: Учитель русского  языка.

                                                                                       Беляева З.М.

 
 
 
 
 
 
 

Чебоксары 2011

 
 
 

Содержание:

1. Введение

2. Статья

3. Очерк

4. Репортаж

5. Фельетон

6. Памфлет

7. Заметка

8. Рецензия

9. Интервью

10. Литература

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

 

      Публицистический  стиль – это стиль газет, журналов, выступлений перед общественностью, который используется в агитационных целях. Основные  функции публицистического стиля: функция сообщения информации об определенных социальных явлениях, фактах и функция  воздействия на людей через средства массовой информации. Этот стиль характеризуется строгой логичностью изложения, точностью фактов, а также эмоциональностью, что сближает его со стилем художественной литературы.

      Публицистический стиль употребляется в сферах политико-идеологических, общественных и культурных отношений. Информация предназначена не для узкого круга специалистов, а для широких слоёв общества, причём воздействие направлено не только на разум, но и на чувства адресата.  Он встречается в жанрах статьи, очерка, репортажа, фельетона, интервью и заметки .

 
 

Статья

 

Статья — это жанр журналистики, в котором автор ставит задачу проанализировать общественные ситуации, процессы, явления прежде всего с точки зрения закономерностей, лежащих в их основе.

    Такому жанру, как статья, присуща широта теоретических и практических обобщений, глубокий анализ фактов и явлений, четкая социальная направленность.

В статье автор рассматривает отдельные ситуации, как часть более широкого явления. Автор аргументирует и выстраивает свою позицию через систему фактов.

    В статье выражается развернутая обстоятельная аргументированная концепция автора или редакции по поводу актуальной социологической проблемы. Так же, в статье журналист обязательно должен интерпретировать факты (это могут быть цифры, дополнительная информация, которая будет правильно расставлять акценты и ярко раскрывать суть вопроса).

 

Виды  статьи

 

Передовая

   Передовая статья выражает точку зрения редакции по самому актуальному вопросу в данный момент. Передовая статья помогает правильно ориентироваться в проблемах общественной жизни, реагирует на самые актуальные вопросы.

 

Теоретико-пропагандистская

  На примерах конкретных ситуаций дается научно-теоретическое объяснение текущих событий. В таких статьях анализируются теоретические аспекты экономики, политики, литературы и искусства.

 

Проблемная

  Проблемная статья рассматривает актуальные политические и идеологические проблемы. Для проблемной статьи характерно: постановка, обсуждение путей решения проблемы, вопросов общественной жизни. Этот вид статьи требует от журналиста глубокого изучения избранной проблемы, большой компетентности, твердой позиции в отстаивании собственной точки зрения, а также доказательства.

  Иногда такие статьи носят дискуссионный характер. В них излагается несколько точек зрения на какую-либо проблему.

 

Информационная

Информационно-повествовательная - материал располагается в последовательности, которая, как правило, соответствует их временному или пространственному развитию, свершению.

Информационно-описательная - публикуются либо в связке с  Информационно-повествовательной либо отдельно от неё. В статье данного  вида, информация излагается таким образом, чтобы у читателя составилось представление о предмете описания в целом, а также о его составных частях, отдельных свойствах и признаках.

 
 

Очерк

О́черк —  одна из разновидностей малой формы  эпической литературы — рассказа, отличная от другой его формы, новеллы, отсутствием единого, острого и быстро разрешающегося конфликта и большей развитостью описательного изображения. Оба отличия зависят от особенностей проблематики очерка. Очерковая литература затрагивает не проблемы становления характера личности в её конфликтах с устоявшейся общественной средой, как это присуще новелле (и роману), а проблемы гражданского и нравственного состояния «среды» (воплощённого обычно в отдельных личностях) — проблемы «нравоописательные»; она обладает большим познавательным разнообразием. Очерковая литература обычно сочетает особенности художественной литературы и публицистики.

 

В художественной литературе очерком называется одна из разновидностей рассказа, отличается большей описательностью, затрагивает  преимущественно социальные проблемы. Публицистический, в том числе документальный, очерк излагает и анализирует реальные факты и явления общественной жизни, как правило, в сопровождении прямого истолкования их автором.

 

Основной признак  очерка — писание с натуры. В  очерке вымысел играет гораздо меньшую роль, чем в других литературных жанрах. Типизация в очерке достигается, помимо выбора типичных явлений, отбором особенно типичных для явления черт. Из описательного по преимуществу характера очерка вытекает и композиционное его построение. В очерке может совсем отсутствовать сюжет или он во всяком случае ослаблен. Автор очерка часто переходит от одного характеризуемого явления или его стороны к другому, лишь в общей форме намечая их зависимость. Не связанный необходимостью наглядно, в образной форме показывать развитие действия, автор очерка чаще, чем авторы других жанров, вмешивается в ход описываемых событий от первого лица. Это дает очеркисту возможность более свободной группировки материала, возможность многообразных сопоставлений, аналогий и прочего. В очерке гораздо большее значение, чем например в рассказе, имеют место публицистические рассуждения, научные обобщения, иногда даже статистический материал. Язык очерка в большей мере, чем язык любого другого литературного жанра, включает элементы языка публицистического и научного. Черты очерка как жанра не остаются постоянными.

 

Очерк — это  полухудожественный полудокументальный жанр, в котором описываются реальные события и реальные люди.

 
 
 

Репортаж

 
 

Репортаж –  это рассказ о каком-то важном факте , событии в жизни общества , очевидцем или участником которого должен являться именно сам автор сюжета (журналист-репортер). Для этого жанра характерно беспристрастное (без оценок) освещение событий. Информационная заметка , также сообщает о каком-то важном факте , происшествии , событии, но если заметка только называет событие , отвечая на вопросы что, где , когда произошло , то репортаж воссоздает картину происшествия , рассказывает о том как оно произошло. В репортаже описывается обстановка , в которой происходило событие , с живыми деталями , разговорами , увиденными и услышанными автором на месте происшествия . Репортер широко использует изобразительные средства языка , чтобы читатель мог ярко представить, как происходило событие , стать как бы его очевидцем.

  Кроме обычного «текстового» репортажа , в газетах и особенно в журналах нередко появляются фоторепортажи . Иногда же чаще всего это бывает в журнальных репортажах , основное содержание выражается в фотографиях , а подписи к ним имеют пояснительный характер .

   Так же существуют телерепортажи . Они создают для зрителя эффект присутствия , делают как бы непосредственным свидетелем события . Огромное общественно-политическое значение приобретают репортажи о важнейших событиях мира - встречах  государственных деятелей , съездах , пресс-конференциях, мест катастроф,  репортажи с бортов космических кораблей и т.д.

 
 

Фельетон

 

Это один из сатирических жанров, задача которого — обличение  общественных пороков, недостатков, содействие их искоренению. Как и другие художественно-публицистические жанры, фельетон сочетает в себе понятийные и образно-выразительные средства.

 

Фельетон, как  один из распространённых газетных жанров сатиры, использовался журналистами для борьбы с пережитками, которые мешали общественной жизни.

 
 

Памфлет

Этот жанр отличается от фельетона более острой сатирической окраской, нередко внешнеполитической направленностью. В отличие от фельетона, который строится на одном или  группе близких друг другу фактов, явлений, у памфлета более широкий масштаб. Его назначение — вести огонь по системе взглядов, вскрыть существенное в политике врага, в его идеологической концепции, в его методах действия. Этот жанр отличается «убийственной» иронией, едким сарказмом, разящим идейных противников. Много памфлетов публиковалось в советской прессе в годы Великой Отечественной войны, в них памфлетисты подвергали беспощадной критике фашизм и его главарей. Их безжалостное разоблачение и осмеяние, презрение и насмешка возбуждали у читателей глубокое чувство ненависти к врагам.

 

В последнее  десятилетие XX века в российской журналистике также было опубликовано большое  количество памфлетов. С помощью  этого жанра противоборствующие политические силы демократов и оппозиции  вели ожесточенную борьбу за умы читателей.

 
 

Заметка

Это самый распространенный информационный жанр. Он сообщает о  важном факте, событии общественной жизни. Основные его черты — сжатость изложения, высокая оперативность. Отвечает читателям на вопросы: что, где, когда? Не дает анализа событий, то есть не отвечает на вопрос: почему? В заметке должна содержаться новость, отраженная в конкретном факте общественной жизни — новый факт. Причём не просто факт, а факт, имеющий общественное значение.

 
 

Рецензия

 

С помощью этого жанра журналист осмысливает и оценивает научные, общественно-политические, художественные произведения. Главное отличие рецензии от других жанров состоит в том, что ее объектом являются не непосредственные факты действительности, а факты и явления, уже изученные, осмысленные и отраженные в книгах, спектаклях, кинофильмах и т. д. Рецензия оценивает достоинства и недостатки работы учёного или художника, сопоставляя результаты исследования с жизнью, делая соответствующие выводы. Рецензия, как правило, рассматривает одно-два произведения, даёт им оценку, не ставя перед собой других, более сложных задач.

 

Периодические издания откликаются на те работы, которые представляют наибольший интерес  для аудитории. Задача газеты — заметить лучшее, популяризировать его, а также указать на ошибочные или слабые работы.

 

Главное назначение рецензии — помочь читателю или  зрителю глубже разобраться в  вопросах политики, экономики, науки, техники, искусства. Рецензия всегда целенаправленна, рассчитана на определенную аудиторию, читательскую группу. Она содержит данные о рассматриваемом произведении, о замысле его автора, дает анализ и указывает на общественную значимость работы.

 
 
 
 

Интервью

 

    Интервью — это предназначенная для печати, радио или телевидения

    беседа журналиста с каким-либо лицом.

    Ответы собеседника на вопросы корреспондента составляют содержание

    интервью. В интервью изложение ведется от имени лица, мнение которого по

    поводу какого-либо события или вопроса представляет интерес для читателей

    (слушателей или телезрителей) благодаря тому, что этот человек либо сам

    являлся участником события, либо в силу опыта и знаний может интересно

    ответить на вопросы. Таким собеседником может быть политический деятель,

    ученый, писатель, художник, передовой рабочий,  известный

    спортсмен.

  Но роль корреспондента, не сводится к записыванию ответов собеседника. Успех интервью зависит и от подготовки корреспондента к беседе, и от умения расположить собеседника к разговору, и, что очень важно, от умения руководить беседой.

Информация о работе Жанровые разновидности публицистического стиля