Зарождение и становление когнитивной лингвистики

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 08:52, реферат

Описание работы

Человеческим интеллектом, закономерностями мышления издавна занимались логика, философия, физиология, психология. Так, в философии существует целый раздел – гносеология, – занимающийся теорией познания. Поэтому можно утверждать, что у когнитивизма огромная традиция, корни которой уходят в античность.

Содержание

1.Понятие когнитивной лингвистики, когниции, когнитологии.
2.Истоки зарождения и становления когнитивной лтнгвистики как науки.
3.Задачи, объекты и предмет исследования.
4. «Когнитивисты» зарубежного и отечественного языкознания(Чейф,Р.Шенк,ДЖ.Лакофф,Тальми,Г.Саймон,Ю Апресян,Ю.Степанов,Л.Сахарный,Ю.Караулов.Е.С.Кубрякова др.):школы и направления.
5.Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

реферат юю.doc

— 80.00 Кб (Скачать)

 

Министерство образования  и науки РФ Елабужского                   институт ФГАО_ВПО «Казанский (Приволжский)                    Федеральный  университет»

 

 

кафедра русского

и контрастивного

языка

 

Реферат

(с/к «Направления и  проблемы современного языкознания»)

«ЗАРОЖДЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ  КОГНИТИВНОЙ ЛИНГВИСТИКИ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Материал подготовил

Студент факультета РФЖ

3 курса РАО 010 группы

Ф.И.О Новикова А.С

Проверил: к.ф.н. доц.

Данилова Ю.Ю.

 

«________________»

 

 

Елабуга 2012

 

 

Содержание

 

1.Понятие когнитивной лингвистики, когниции, когнитологии.

2.Истоки зарождения  и становления когнитивной лтнгвистики  как науки.

3.Задачи, объекты и  предмет исследования.

4. «Когнитивисты» зарубежного  и отечественного языкознания(Чейф,Р.Шенк,ДЖ.Лакофф,Тальми,Г.Саймон,Ю Апресян,Ю.Степанов,Л.Сахарный,Ю.Караулов.Е.С.Кубрякова др.):школы и направления.

5.Список использованной  литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Когнитивная лингвистика  в системе наук

Человеческим интеллектом, закономерностями мышления издавна  занимались логика, философия, физиология, психология. Так, в философии существует целый раздел – гносеология, – занимающийся теорией познания. Поэтому можно утверждать, что у когнитивизма огромная традиция, корни которой уходят в античность. Но в рамках когнитивистики старые вопросы зазвучали по-новому. Оказалось, например, что разная природа реалий (вещей, явлений, событий) обусловливает их различное отображение в сознании: одни представлены в виде наглядных образов, другие – в виде наивных понятий, третьи – в виде символов.

Когнитивизм – это направление в науке, объектом изучения которого является человеческий разум, мышление и те ментальные процессы и состояния, которые с ними связаны. Это наука о знании и познании, о восприятии мира в процессе человеческой деятельности.

Сейчас говорят о  когнитивной революции. Н. Хомский, известный американский лингвист, писал: «Когнитивная революция относится  к состояниям разума / мозга и  тому, как они обусловливают поведение  человека, особенно к когнитивным  состояниям: состояниям знания, понимания, интерпретаций, верований и т. п.»

Процессы, связанные со знанием и информацией,называются когнитивными, или когнициями. Их синонимами также являются слова «интеллектуальный», «ментальный», «рассудочный». С позиций когнитивизма человек изучается как система переработки информации, а поведение человека описывается и объясняется в терминах его внутренних состояний. Эти состояния физически проявлены, наблюдаемы и интерпретируются как получение, переработка, хранение, а затем и мобилизация информации для рационального решения задач.

К числу важнейших  принципов когнитивизма относится  трактовка человека как субъекта действующего, активно воспринимающего  и продуцирующего информацию, руководствующегося в своей мыслительной деятельности определенными схемами, программами, планами, стратегиями. А сама когнитивная наука стала рассматриваться как наука об общих принципах, управляющих ментальными процессами в человеческом мозгу.

Современные исследования указывают, что когнитивизм объединяет несколько научных направлений: когнитивную психологию, культурную антропологию, моделирование искусственного интеллекта, философию, нейронауки, лингвистику и др. В этой связи важно отметить интердисциплинарный характер когнитивистики.

«Днем рождения» когнитивистики Дж. Миллер называет симпозиум по теории информации, проходивший в середине 1950-х годов.

Что нового приносит когнитивизм?

«Когнитивизм делает заявку на метод серийного, если угодно, «промышленного» решения задач  о человеческой мысли.

 Термином «когнитивизм» сегодня называют:

 -программу исследований человеческого «мыслительного механизма»;

-изучение переботки информации, приходящей к человеку по разным каналам;

- построение ментальных моделей мира;

- устройство систем, обеспечивающих разного рода когнитивные акты;

- понимание и формирование человеком и компьютерной программой мыслей, изложенных на естественном языке; создание модели компьютерной программы, способной понимать и продуцировать текст;

- широкий спектр психических процессов, обслуживающих мыслительные акты.

 

В когнитивистике главное внимание уделяется человеческой когниции, исследуются  не просто наблюдаемые действия, а  их ментальные репрезентации (внутренние представления, модели), символы, стратегии  человека, которые и порождают  действия на основе знаний; т. е. когнитивный мир человека изучается по его поведению и деятельности, протекающих при активном участии языка, который образует речемыслительную основу любой человеческой деятельности – формирует ее мотивы, установки, прогнозирует результат.

Таким образом, центральным в когнитивной  лингвистике является категория  знания, проблема видов знания и  способов их языкового представления, так как именно язык является основным средством фиксации, хранения, переработки  и передачи знания.

Именно в середине ХХ века появилась перспектива объяснить некоторые мыслительные процессы через наблюдения над усвоением языка детьми: складывалось впечатление, что дети каким-то единообразным способом приходят к овладению своим родным языком и что этот универсальный «алгоритм» овладения языком состоит во введении новых правил во внутреннюю грамматику ребёнка..

В результате когнитивной деятельности создается система смыслов, относящихся  к тому, что индивид знает и  думает о мире. Исследование оперирования символами при осмыслении человеком и мира, и себя в мире объединило лингвистику с другими дисциплинами, изучающими человека и общество, привело к созданию когнитивной лингвистики. Язык с позиций этой науки нельзя рассматривать в отрыве от других форм интеллектуальной деятельности человека, так как именно в языке закрепились результаты познавательной деятельности. Вообще же деятельность – одна из ипостасей человека и его онтологическое свойство. Еще В. Гумбольдт рассматривал язык как непрерывную творческую деятельность и понимал ее как основу всех остальных видов человеческой деятельности.

Итак, категоризация человеческого  опыта связана с его когнитивной  деятельностью, поскольку содержательная информация, полученная в ходе познавательной деятельности человека и ставшая  продуктом его обработки, находит свое выражение в языковых формах: «Языковое сознание вообще и значение слова как его фрагмент есть форма структурации и фиксации общественного опыта людей, знаний о мире… форма презентации и актуального удержания знания в индивидуальном сознании» (А.Н. Леонтьев). Когнитивные процессы «связаны с языком и принимают форму «оязыковленных» процессов» (Е.С. Кубрякова).

Когниция – важное понятие когнитивной лингвистики, оно охватывает знание и мышление в их языковом воплощении, а потому когниция, когнитивизм оказались тесно связанны с лингвистикой. Язык даже в большей степени, чем культура и общество, даёт когнитивистам ключ к пониманию человеческого поведения. Поэтому язык оказался в центре внимания когнитивистов.

Когнитивная лингвистика возникает на базе когнитивизма в рамках современной антропоцентрической парадигмы, существенно расширяющей горизонты лингвистических исследований. Во второй половине ХХ в. обозначилась необходимость посмотреть на язык с точки зрения его участия в познавательной деятельности человека. Полученная в ходе предметно-познавательной деятельности информация поступает к человеку через разные каналы, но предметом рассмотрения в когнитивной лингвистике является лишь та ее часть, которая обретает отражение и фиксацию в языковых формах.

Формирование определенных представлений  о мире является результатом взаимодействия трех уровней психического отражения: чувственного восприятия, формирования представлений (элементарные обобщения  и абстракции), речемыслительных процессов. Вся эта суммарная информация составляет суть системы концептов. Р. Шепард утверждает, что когнитивистика – это наука о системах представления знаний и получения информации. Или, по другим определениям, – наука об общих принципах, управляющих ментальными процессами.

Знание, извлекаемое в результате непосредственного опыта, преломляется сознанием в соответствии с уже  имеющимся эмпирическим опытом. Более  того, реальные онтологические фрагменты  мира приобретают как бы тропеические черты в наивной картине мира, находящей отражение в языке. Решение мыслительных задач непосредственно связано с использованием языка, ибо язык оказался наиболее мощной в семиотическом плане из всех систем коммуникации. Это когнитивный механизм, обеспечивающий практически бесконечное производство и понимание смыслов в речевой деятельности. Язык не только опосредует передачу и прием информации, знаний, сообщений, но и обрабатывает получаемую индивидом извне информацию, т. е. строит специфические языковые фреймы. Тем самым язык создает возможности для упорядочения и систематизации в памяти множества знаний, для построения характерной для каждого данного этнокультурного коллектива языковой картины мира.

В своей базовой модели американский лингвист У. Чейф вводил язык лишь на заключительном этапе, а роль его сводилась лишь к кодированию уже готовых концептов. В.А. Звегинцев писал, что существенной чертой знаний является их дискретный характер и что уже это обстоятельство заставляет сразу обратиться к языку, который выполняет здесь три функции: «Он служит средством дискретизации знаний, их объективации и, наконец, интерпретации. Эти функции тесно взаимосвязаны» . В своей совокупности они составляют те признаки, по которым устанавливается участие языка в мыслительных процессах. Вместе с тем названные функции – это формы, которым следует разум при усвоении знаний. Следовательно, без языка невозможны никакие виды интеллектуальной и духовной деятельности человека.

Цель когнитивной лингвистики – понять, как осуществляются процессы восприятия, категоризации, классификации и осмысления мира, как происходит накопление знаний, какие системы обеспечивают различные виды деятельности с информацией.

Именно язык обеспечивает наиболее естественный доступ к сознанию и  мыслительным процессам, причем вовсе  не потому, что многие результаты мыслительной деятельности оказываются вербализованными, а потому что «мы знаем о структурах сознания только благодаря языку, который позволяет сообщить об этих структурах и описать их на любом естественном языке» .

Когнитивная лингвистика сформировалась в полемике со структурным языкознанием, но она не противоречит структурному подходу, более того, она его предполагает и в некоторой степени использует. Структурные подходы к языку, базирующиеся на имманентном представлении языка, в разных странах различались между собой в основном своей привязанностью к определенным национальным научным традициям и большей или меньшей степенью редукционизма.

Перелом в сознании многих лингвистов нашего времени наступил лишь с появлением ряда новых дисциплин, показавших неадекватность имманентного подхода к языковой системе, игнорирующего деятельностную природу языка и его включенность в процессы жизнедеятельности человека и общества. Среди этих дисциплин, возникших на стыке с лингвистикой, оказались психолингвистика, этнолингвистика, социолингвистика, когнитивная лингвистика и лингвокультурология.

Это оказало влияние и на саму лингвистику: в ней произошла  смена ценностных ориентаций, наметилось стремление к изучению мыслительных процессов и социально значимых действий человека, лингвистика гуманизировалась. В центре лингвистических исследований на рубеже веков оказались процессы получения, обработки, хранения информации. Было доказано, что, получая новую информацию, человек соотносит ее с уже имеющейся в его сознании, порождая при этом новые смыслы.

Когнитивная лингвистика – это  «лингвистическое направление, в центре внимания которого находится язык как  общий когнитивный механизм, как  когнитивный инструмент – система  знаков, играющих роль в репрезентации (кодировании) и трансормировании информации» (Кубрякова, 1996). Следовательно, центральной проблемой когнитивной лингвистики является построение модели языковой коммуникации как основы обмена знаниями.

Еще В. Гумбольдт считал, что язык – главнейшая деятельность человеческого духа, пронизывающая  собой все сферы человеческого  бытия и познания. Наконец, именно в когнитивной лингвистике внимание исследователей переключается на выявление  роли языка как условия и орудия познания. Всякий язык, обозначая нечто в мире, созидает, ибо формирует для говорящего на нем картину мира. Именно язык позволяет получить полное и адекватное представление о человеческом сознании и разуме.

Важнейшим объектом когнитивной  науки является язык, но теперь к нему ученые подходят с иных позиций. Без обращения к языку нельзя надеяться понять суть таких когнитивных способностей человека, как восприятие, усвоение и обработка языковой информации, планирование, решение проблем, рассуждение, научение, а также приобретение, представление и использование знаний. Когнитивная лингвистика, по мнению Е.С. Кубряковой, исследует не только язык, но и когницию (познание, мышление, знание): на базисном уровне категоризации «…в качестве категорий выступают не фундаментальные и самые «высокие» в иерархии объединения, но объединения, в которых сконцентрированы максимально релевантные для обыденного сознания свойства» .

Следовательно, сегодняшний  подход к изучению языка настолько  сложен, что может квалифицироваться в качестве междисциплинарной когнитивной науки, объединяющей усилия лингвистов, философов, психологов, нейрофизиологов, культурологов, специалистов в области искусственного интеллекта и др. Не случайно В.З. Демьянков назвал когнитивную лингвистику «федерацией дисциплин» со множеством школ и направлений.

Информация о работе Зарождение и становление когнитивной лингвистики