Язык как средство человеческого общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 12:39, реферат

Описание работы

Язык определяется как средство человеческого общения. Это одно из возможных определений языка представляет собой главное, ибо характеризует язык не с точки зрения его организации, структуры и т. д., а с точки зрения того, для чего он предназначен.
Существуют и другие средства общения. Инженер может общаться с коллегой, не зная его родного языка, но они поймут друг друга, если используют чертежи. Чертеж обычно определяется как международный язык техники. Музыкант передает свои чувства с помощью мелодии, и его понимают слушатели. Художник мыслит образами и выражает это с помощью линий и цвета. И все это «языки», так часто и говорят «языком плаката», «языком музыки». Но это уже другое значение слова «язык».

Работа содержит 1 файл

Язык как средство человеческого общения.docx

— 41.69 Кб (Скачать)

Дело прежде всего в том, что язык - очень сложная, объёмная, многоэлементная система. В нём огромное количество слов, масса правил, разнообразных вариантов. Большие толковые словари современных языков фиксируют сотни тысяч единиц. Отдельный человек просто не может овладеть таким богатством. Поэтому он относится к языковым единицам избирательно: он выбирает себе какие-то слова, формирует свой лексикон. Таким образом, языковая свобода личности проявляется прежде всего в индивидуальных вариантах языка - идиолектах. Но идиолект - это не только лексика. Это также индивидуальные особенности произношения и расхождения в письме.

Наряду с идиолектами, лингвистика также изучает «социолекты» - «групповые языки». Это промежуточная ступень абстракции между языком личности и языком целого общества. Сюда относятся профессиональные языки (например, моряков, врачей, железнодорожников и т.д.) и жаргоны (условные языки, сознательно противопоставляемые литературной речи). Интересным частным случаем социолектов являются фамилиолекты: это разновидности языка, принятые в конкретных семьях.

Конечно, своеобразие социолектов и идиолектов проявляется, главным образом, в сфере лексики и словарного запаса. Однако, если внимательно изучать окружающую нас речь, то можно убедиться: и к грамматическим правилам человек относится по-разному. Одни из них он безоговорочно признаёт, а другие позволяет себе нарушать или вовсе делает вид, что их не существует. Говорящий человек «ранжирует» правила, делит их на незыблемые (обязательные) и неважные (факультативные).

В конце концов, однако, свобода  личности по отношению к языку  проявляется не только в возможности  выбора языковых единиц, формировании своего идиолекта. Она ещё - в возможности  оценки языковых единиц: это мне  нравится, а то не нравится. Отсюда вытекает естественное стремление исправить, устранить  то, что не нравится, и, наоборот, закрепить  то, что кажется удачным, - вообще каким-то образом повлиять на язык.

Существуют конкретные случаи воздействия личности на язык, в  частности, на известные неологизмы, введённые в тот или иной язык конкретным человеком: писателем или  общественным деятелем.

Конечно, бывают особые эпохи - формирование нации, становление литературного  языка, пробуждение общественного  сознания, когда роль личности может  оказаться значительной. Но, в основном, это уникальные ситуации, исключительные случаи. В целом язык достаточно устойчив по отношению к индивидуальному  вмешательству, к попыткам сознательно  «улучшить» и отрегулировать его. Причина  кроется в надындивидуальном  характере средств общения. Норман Б.Ю. Теория языка. Вводный курс. М.:Флинта, 2004. - С.296

3. Социальная обусловленность развития языка

3.1 Социальное расслоение языка

В том, что между человеческим обществом и языком существует связь, были убеждены еще древние ученые. «Из всех живых существ только человек одарен речью», -- писал Аристотель. И Аристотель, и его последователи ясно понимали, что язык присущ не просто индивиду, а общественному человеку: ведь основное предназначение языка -- служить средством общения между людьми.

Развитие и функционирование языка также в значительной степени  обусловлено развитием и жизнью общества. Это проявляется в разнообразных  формах. Вот некоторые из них.

Всякое человеческое общество неоднородно по своему составу. Оно  делится на слои, или классы, дробится на более мелкие группы, внутри которых  люди объединены каким-либо признаком, например по возрасту, профессии, уровню образования и т. д.

Эта дифференциация общества отражается в языке в виде тех  или иных социально обусловленных  подсистем.

Крестьянские диалекты -- одна из таких подсистем. Правда, чаще их называют местными или территориальными, однако очевидно, что их выделение из национального языка основано и на социальном признаке: территориальные диалекты, на которых говорит крестьянство, противопоставляются языку города, языку рабочих, литературному языку.

Социальная дифференциация языка может отражать и другие виды расслоения общества. Так, например, особенности языка, обусловленные спецификой профессий, иногда называют профессиональными «языками» (см. Арго. Жаргон). Первое, что бросается в глаза при знакомстве с такими «языками», -- особая терминология.

Внешне одинаковые слова  в разных профессиях имеют разный смысл.

Каждой профессии присуща  своя специальная терминология; кроме  того, своеобразно могут использоваться и общеупотребительные слова  и обороты: медики, например, обозначают словом свеча резкое изменение кривой на температурном графике больного; у железнодорожников в ходу выражения  сломать график, выбиться из расписания и т. п.

Определенные различия в  языке могут быть связаны с  полом говорящих. Так, в языке индейцев яна, живущих в северной Калифорнии (США), одни и те же предметы и явления называются по-разному, в зависимости от того, кто о них говорит -- мужчина или женщина. В Японии девушки владеют богатым и разнообразным словарем (они специально этому обучаются), в то время как для юношей характерен лексически более бедный язык.

Связь истории языка с  историей общества --аксиома современной лингвистики. Раз язык существует только в обществе, он не может не зависеть от общества. При этом неверно понимать такую зависимость как жесткую обусловленность изменений в языке общественными факторами. В действительности процесс развития общества стимулирует развитие языка: ускоряет или тормозит темпы языковых изменений (механизм которых обусловлен внутренними, присущими языку закономерностями), способствует перестройке некоторых участков языковой системы, их обогащению новыми элементами и т. п.

В качестве собственно социальных факторов, влияющих на развитие языка, обычно рассматривают такие: изменение  круга носителей языка, распространение  просвещения, развитие науки, перемещение  народных масс, создание новой государственности, изменение форм законодательства и  делопроизводства и др. Воздействие  этих факторов на язык различно и по форме, и по силе.

К примеру, после Октябрьской  революции значительно расширился состав носителей русского литературного  языка: если раньше им владела в основном буржуазно-дворянская интеллигенция, то теперь к литературному языку  начинают приобщаться массы рабочих  и крестьян. Происходит процесс демократизации языка. Рабочие и крестьяне привносят  в систему литературного языка  свойственные им речевые особенности  и навыки; новые элементы начинают сосуществовать и конкурировать  с традиционными единицами литературного  языка. Это приводит к заимствованию некоторых диалектизмов и арготизмов литературным словарем (нехватка, неполадки, учеба, смычка и т. п.), к перестройке отношений между единицами этого словаря (в частности, возникают новые синонимические ряды: недостатки -- недочеты -- неполадки -- дефекты; нехватка -- недостача --дефицит; ученье -- учеба; связь -- контакт -- союз -- смычка).

Столь же непрямолинейно, сложно влияние на развитие языка и других социальных факторов.

3.2 Сознательное воздействие общества на язык

Помимо объективного, не зависящего от воли отдельных людей  влияния общества на язык возможно и сознательное, и притом целенаправленное, воздействие государства (и общества в целом) на развитие и функционирование языка. Такое воздействие носит  название языковой политики.

Языковая политика может  касаться самых разных сторон языковой жизни данного общества. Например, в многоязычных странах выбор  языка или диалекта, который должен стать государственным, осуществляется не стихийно, а сознательно, при непосредственном участии и направляющих усилиях  власти и других социальных институтов. Столь же сознательна и целенаправленна  деятельность специалистов при разработке алфавитов и письменностей для  ранее бесписьменных народов. Усовершенствование существующих алфавитов и письменностей, например неоднократно проводившиеся реформы русской орфографии,-- еще один вид вмешательства человека в жизнь языка.

Однако возможен «приказ» противоположный: рекомендующий первый способ и запрещающий второй (со звонкими согласными в конце слов). Такие рекомендации и запреты  составляют результат нормализаторской деятельности ученых-лингвистов: они разрабатывают правила, которые закрепляют одобряемые обществом формы и способы использования языковых единиц. Есть и другие пути воздействия общества на язык: разработка специальных терминологий для различных областей знания, нормирование нововведений в лексике, пропаганда лингвистических знаний в печати и по радио и т.п. Реформатский А.А. Введение в языковедение. М.: 1967. - С.536

Заключение

Язык возникает, развивается  и существует как социальный феномен. Его основное назначение заключается  в том, чтобы обслуживать нужды  человеческого общества и прежде всего обеспечить общение между членами большого или малого социального коллектива, а также функционирование коллективной памяти этого коллектива. Язык и общество тесно связаны друг с другом. Как не может быть языка вне общества, так и общество не может существовать без языка. Их влияние друг на друга взаимное.

Язык играет очень существенную роль в общественной жизни, является основой взаимопонимания, социального  мира и развития. Он обладает организующей функцией по отношению к обществу.

Язык зависим и не зависим  от общества. Глобальность языка, его  включённость во все формы общественного  бытия и общественного сознания порождают его надгрупповой и надклассовый характер. Однако, надклассовость языка не означает его внесоциальности. Общество может быть разделённым на классы, но оно остаётся обществом, т.е. известным единством, сообщностью людей. В то время как развитие производства приводит к социальной дифференциации общества, язык выступает как его важнейший интегратор.

Язык - это явление духовной культуры человечества, одна из форм общественного  сознания (наряду с обыденным сознанием, моралью и правом, религиозным  сознанием и искусством, идеологией, политикой, наукой). Своеобразие языка  как формы общественного сознания состоит в том, что, во-первых, язык, наряду с психофизиологической способностью отражать мир, является предпосылкой общественного  сознания; во-вторых, язык представляет собой семантический фундамент  и универсальную оболочку разных форм общественного сознания. Посредством  языка осуществляется специфическая  человеческая форма передачи социального  опыта (культурных норм и традиций, естественнонаучного и технологического знания).

Развитие языка в большей  мере, чем развитие права, идеологии  или искусства, независимо от социальной истории общества, хотя в конечном счёте оно обусловлено и направлено именно социальной историей. Однако, связь истории языка и истории общества очевидна. Вполне очевидны также языковые последствия таких социальных потрясений как революции, гражданские войны: смещаются границы диалектных явлений, нарушается прежний нормативно-стилистический уклад языка, обновляется политическая лексика и фразеология. Однако в своей основе язык остаётся прежним, единым, что обеспечивает этническую и культурную непрерывность общества на всём протяжении его истории.

Список использованной литературы

1. Маслов Ю.С. Введение  в языкознание. М.: Высш. шк., 1987. - 272 с.

2. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М.: Красандр., 1969. - 214 с.

3. Реформатский А.А. Введение в языковедение. М.: 1967. - С.536

4. Мечковская Н.Б. Социальная лингвистика. М.Аспект пресс:, 1996. - 207 с.

5. Норман Б.Ю. Теория языка. Вводный курс. М.:Флинта, 2004. - С.296


Информация о работе Язык как средство человеческого общения