Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 19:25, лекция
Имеется несколько точек зрения на происхождение языка:
Язык – это биологическое явление, он наследуется от родителей.
Язык – это психологическое явление, «проявление духа Божьего и человеческого».
Язык – это социальное явление. Он возник и развивается в силу потребностей людей в общении.
Лекция №1 по русскому языку и культуре речи на тему:
«Язык и речь»
Москва 2010г.
Лекция №1 по русскому языку и культуре речи на тему:
«Язык и речь»
1. Язык
Имеется несколько точек зрения на происхождение языка:
Существует несколько определений понятия язык:
Язык – это социально-обработанная, исторически изменчивая знаковая система, служащая основным средством общения и представленная разными формами существования, каждая из которых имея, по крайней мере, одну форму реализации: устную или письменную.
Язык – это система знаков, единицы которой имеют упорядоченную структуру. Универсальными единицами являются фонемы, морфемы, лексика, синтаксис. Единицы языка взаимосвязаны, они взаимодействуют и имеют иерархические отношения. Каждая единица образует свой уровень языка.
В каждом языке существуют правила, нормы в употреблении тех или иных единиц. Существует первичный (слова, предложения) и вторичный язык (схемы, знаки, формулы). Вторичные языки заменяют первичные.
1.1 Функции языка
Язык – более функциональная система. Язык связан с созданием, хранением и передачей.
Основные функции:
1.2 Формы существования национального языка
Русский язык является национальным языком русского народа. Национальный язык существует в четырёх формах:
Территориальные диалекты употребляются лицами, проживающими на определенной территории.
Территориальные диалекты:
Север
[г] – взрывное: [бегут]
[т] – твердое в окончаниях 3-го лица единственного и множественного числа глаголов: [колит], [колют]
[о] – оканье: [хорошо]
[ч] = [ц] – «цай» вместо «чай»
Юг
[т'] – мягкое в окончаниях 3-го лица единственного и множественного числа глаголов: [несёт'], [несут']
[Λ] – аканье: [вада], [трава]
Раньше горожане пользовались литературным письменным языком и просторечием в устной речи. Постепенно вырабатываются нормы устной речи. Тот, кто не следует нормам, использует городское просторечие.
Литературный язык.
Первые академии в Европе занимались обработкой и формированием русского языка. Литературный язык является высшей формой существования национального языка, основой культуры речи, так как:
2. Речь и её особенности
Язык – это система знаков и символов, а речь – это процесс пользования языком. Речь- это реализация языка. Язык обнаруживает себя только через речь.
Речь конкретна, протекает во времени, обличена в звуковую форму, письменную, графическую. К речи относятся и продукты говорения в виде речевого произведения, фиксируемые памятью или письмом.
Отличия речи от языка:
Язык творит речь и сам творится |
2.1 Понятие о культуре речи
Культура речи – это владение нормами устного и письменного литературного языка,
имеется в виду правила произношения, словоупотребления, морфологии, синтаксиса,
построения текста, постановки ударения + умение пользоваться выразительно-изобразительными средствами с учетом намерения говорящего.
Существуют две стадии:
Аспекты культурной речи:
- орфоэпические нормы ([т']ермин, к[р']ем)
- акцентологические нормы (тв`орог – твор`ог)
- орфографические нормы (прибивать, примыкать; медальон, почтальон,; брюзжать, дребезжать; косный, опасный и т.д.)
- пунктуационные нормы (постановка знаков препинания: На небе ярко сверкнула, как живой глаз, первая звездочка)
- лексические нормы (одеть ребёнка – надеть пальто)
- морфологические нормы (выздоровею, выздоровеет; машу, машет и допуст. махаю, махает)
- синтаксические нормы (В работе семинара активно участвовал двадцать один человек)
Предлагает коммуникативные качества речи (точность, понятность, логичность, чистота, выразительность, изобразительно-выразительные средства).
Владение говорящим нормами языкового поведения, принятыми в данном обществе.
2.2 Речевое общение
Речевое общение – это мотивированный живой процесс взаимодействия между участниками коммуникации, который направлен на реализацию конкретной жизненной целевой установки.
Коммуникация – синоним слову «общение».
Речевое общение:
Форма (ответ на вопрос: - Как зовут твоего старшего брата? - Эдуард; речевое поведение – совокупность речевых поступков: обидеть, приласкать)
Типы (брюзгла, молчун, болтун и т.д.)
Содержание (речевая деятельность)
Речевое общение предполагает единство речевой деятельности и речевого поведения: значение языковой системы, владение речью + соблюдение социальных норм речевого поведения. Минимальной единицей речевого общения является речевой акт.
Речевой акт – действие, которое совершается между людьми.
Речевой акт имеет три этапа:
1. Докоммуникативный этап
2. Коммуникативный этап
3. Посткоммуникативный этап
На первом этапе происходит мыслительная подготовка, определяется речевое намерение. Коммуникативный этап: высказывание материализуется, восприятие высказывания. В речевом акте важно учитывать статусные (возрастные, половые) и ситуативные (лидер, капризный ребенок).
Структура речевого общения:
адресант код ситуация код адресат
Отправитель → сообщение → получатель
Речевая ситуация общения, которая включает предмет общения, участников общения их характеристики, взаимоотношения, время, место.
Речевые ситуации:
Канонические (традиционные)
Неканонические (когда речь не имеет адресата)
Речевое событие – речевая практика в контексте речевой ситуации (бытовой диалог).