Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 19:47, реферат
Язык возникает, развивается и существует как социальный феномен. Его основное назначение заключается в том, чтобы обслуживать нужды человеческого общества и прежде всего обеспечить общение между членами большого или малого социального коллектива, а также функционирование коллективной памяти этого коллектива.
Язык и
общество
Язык возникает, развивается и существует как социальный феномен. Его основное назначение заключается в том, чтобы обслуживать нужды человеческого общества и прежде всего обеспечить общение между членами большого или малого социального коллектива, а также функционирование коллективной памяти этого коллектива.
Понятие общества
относится к одному из трудно
определимых. Общество — это
не просто множество
Проблема взаимоотношений языка и общества включает в себя многие аспекты, в том числе и такие, которые входят в группы:
Социальная сущность языка:
"Функции языка в обществе",
"Основные направления социальной эволюции языков";
"История языка и история народа".
Варьирование языка в обществе:
"Функциональные варианты (формы существования) языка",
"Язык и территориальная дифференциация общества (территориальные диалекты)",
"Язык и социальная дифференциация общества (социальные диалекты)",
"Язык и социальные
роли говорящих".
Взаимодействие языков в многоэтническом обществе:
"Языки и этносы",
"Языковые ситуации",
"Национально-языковая политика",
"Языковые контакты",
"Многоязычие в социологическом аспекте".
Их исследованием занимаются социолингвистика (социальная лингвистика), возникшая на стыке языкознания и социологии, а nакже этнолингвистика,этнография речи, стилистика, риторика, прагматика, теория языкового общения,теория массовой коммуникации и т.д.
Язык выполняет
в обществе следующие
коммуникативная / иформативная (осуществляемые в актах межличностной и массовой коммуникации передача и получение сообщений в форме языковых / вербальных высказываний, обмен информацией между людьми как участниками актов языковой коммуникации, коммуникантами),
познавательная / когнитивная (обработка и хранение знаний в памяти индивида и общества, формирование картины мира),
интерпретативная / толковательная (раскрытие глубинного смысла воспринятых языковых высказываний / текстов),
регулятивная / социативная / интерактивная (языковое взаимодействие коммуникантов, имеющее целью обмен коммуникативными ролями, утверждение своего коммуниативного лидерства, воздействие друг на друга, организация успешного обмена информацией благодаря соблюдению коммуникативных постулатов и принципов),
контактоустанавливающая / фатическая (установление и поддержание коммуникативного взаимодействия),
эмоционально-экспрессивная (выражение своих эмоций, чувств, настроений, психологических установок, отношения к партнёрам по коммуникации и предмету общения),
эстетическая (создание художественных произведений),
магическая / "заклинательная" (использование в религиозном ритуале, в практике заклинателей, экстрасенсов и т.п.),
этнокультурная (объединение в единое целое представителей данного этноса как носителей одного и того же языка в качестве родного),
метаязыковая / метаречевая (передача сообщений о фактах самого языка и речевых актах на нём).История каждого языка самым тесным образом связана с историей народа, являющегося его носителем.
идентифирующая (есть существенные функциональные различия между языком племени, языком народности и языком нации. Язык играет исключительно важную роль в консолидации родственных (и не только родственных) племён в народность и в формировании нации.
Один и тот же
этнос может пользоваться одновременно
двумя или более языками. Так,
многие народы Западной Европы на протяжении
всего Средневековья
Описывая взаимоотношения используемых в одном социальном коллективе разных вариантов языка или же разных языков, говорят о языковой ситуации. Языковые ситуации могут быть однокомпонентными и многокомпонентными, равновесными и неравновесными. Примером однокомпонентной языковой ситуации может служить Исландия. Равновесная ситуация имеет место в Бельгии (одинаковый статус французского и нидерландского языков).
Во многих государствах
Западной Африки наблюдаются
неравновесные ситуации: местные
языки обладают большей
Соотнесение разных
языковых систем и разных типов культуры
(а также разных способов категоризации
явлений мира) составляет содержаниеэтнолингвистики.
Многие представители этнолингвистики
нередко неправомерно преувеличивают
роль языка в познании мира (школа
Лео Вайсгербера в Германии, гипотеза
языковой относительности, выдвинутая
в США Эдвардом Сепиром и Бенджаменом
Л. Уорфом).
Язык определённым
образом отражает территориальную
дифференциацию народа, говорящего на
нём, выступая в виде множества говоров,
и социальную дифференциацию общества
на классы, слои и группы, существующие
между ними различия в использовании
в целом единого языка, выступая
в виде множества вариантов, разновидностей,
социальных диалектов (социолектов). В
языке в виде множества форм общего
и специализированного
<>На данном
языке сказываются появление
своей системы письма и
Ддя теоретического языкознания немалый интерес представляет проблема взаимоотношения внутренних (внутриструктурных) и внешних (прежде всего социальных) факторов развития языковой системы. Язык (и прежде всего его словарь) чутко реагирует на развитие материальной культуры (техника и технология), на достижения духовной культуры (мифологическое, философское, художественное, научное постижение мира, формирование новых понятий).