Евразийский гуманитарный институт
По дисциплине: Введение в языкознание
«Язык и мышление»
Подготовила: Туезова Диана;группаИЯ 2-7
Проверила: Профессор Филологических
Наук - Загатова С.Б.
г. Астана 2011 год
Содержание:
Введение………………………………………………………………………....3
Возникновение
языка, речи, мышления и связь между ними………………....4
Заключение……………………………………………………………………....8
Список использованной
литературы…………………………………….…….9
Введение
По
сей день наиболее непостижимой и
столь же притягательной для изучения
со стороны языкознания, психологии,
лингвистики, психолингвистики, логики
и прочих наук является тема соотношения
языка и человеческого сознания.
Даже не зная законов, по которым осуществляет
свою работу мышление, и только примерно
догадываясь, как осуществляется наша
речевая деятельность, мы нисколько
не сомневаемся, что мышление и язык
связаны между собой. Сколько
раз в жизни каждому из нас
доводилось сообщать кому-либо некую
информацию. В данном случае, процесс
говорения имеет целью породить
процесс понимания у получателя
информации. Но существуют случаи, когда
мы используем язык не для передачи
информации другим людям, а для организации
собственного мыслительного процесса:
тихонько, шепотом или "про себя"
проговариваем слова, а иногда и
целые предложения, пытаясь что-то
уяснить или понять. И что примечательно
- получается! Зачастую мысль, облеченная
в слова, как бы материализуется
в нашем сознании и становится
ясной и понятной. Актуальность проблемы
взаимосвязи языка и сознания
не единственная в наше время, существует
еще ряд невыясненных вопросов, и
один из них, на наш взгляд, наиболее
интересный: какой элемент в этой
связке является доминирующим - язык или
мышление; мы говорим, потому что так
думаем или мы думаем, потому что
так говорим.У швейцарского лингвиста
Фердинанда Соссюра мы читаем: язык
- это, с одной стороны, социальный
продукт речевой способности, с
другой - совокупность необходимых
условий, усвоенных общественным коллективом
для осуществления этой способности
у отдельных лиц. "Язык есть система
знаков, выражающих идеи…" 1. В свою очередь речевой
способностью мы можем назвать деятельность,
данную нам от природы, т.е. способность
воспроизводить звуки.Определения мышлению
и сознанию мы позаимствовали у психолога
Столяренко Л.Д.: "Мышление - наиболее
обобщенная и опосредованная форма психического
отражения, устанавливающая связи и отношения
между познаваемыми объектами…. Мышление
позволяет с помощью умозаключения раскрыть
то, что не дано непосредственно в восприятии".
( 2, с.178)."Сознание - высшая, свойственная
человеку форма обобщенного отражения
объективных устойчивых свойств и закономерностей
окружающего мира, формирования у человека
внутренней модели внешнего мира, в результате
чего достигается познание и преобразование
окружающей действительности" (2, с.228).
Таким образом, мышление является составляющей
сознания и соответственно включено в
его процессы.
3
Возникновение языка, речи,
мышления и связь между ними
Прежде
чем мы приступим к выяснению
отношения языка к мышлению, попытаемся
разобраться: с чем связано возникновение
языка и мышления (психологические
и физиологические предпосылки),
каким образом происходит речевая
деятельность и как устроен речевой
механизм.Считается, что из всех живых
организмов, населяющих нашу планету
только человек способен создать
и усвоить сложную систему
языка. Бесспорно, что животные могут
издавать и издают присущие их виду
звуки, но это только звуковая сигнализация,
не более того. Гамадрилы, которые
генетически очень близки к человеку,
могут издавать около 20 различных
сигнальных звуков. Ими эти стадные
животные оповещают друг друга о
приближающейся опасности, о нужде
в защите, нахождении новых мест
обитания и т.п. Однако их крики нельзя
расчленить на элементы, и они не
могут быть синтезированы в новые
структуры. То есть, если список звуков
фиксирован, в данном случае их 20, то
обезьяны не могут составить какое-нибудь
новое сообщение, кроме этих 20.Напротив,
человеческий язык обладает удивительными
возможностями из ограниченного
количества речевых звуков (фонем, которых,
например, в русском языке 40) создавать
неограниченное количество слов, из которых
затем создается огромное количество
предложений, из последних формируются
тексты (речь) также в бессчетном
разнообразии.Теорий происхождения
языка множество: от "божественного"
наделения человека языком и звукоподражания
до мутационных процессов. Наиболее
интересная и вероятная в этом
плане теория происхождения языка,
сформулирована одним из исследователей
- Нуаре, впоследствии она была подтверждена
рядом других наблюдений и может
быть обозначена как трудовая теория
происхождения языка.Эта теория
заключается в следующем.В процессе
общественного труда, как указывал
Энгельс, у людей возникла объективная
потребность что-то сказать друг
другу. Это было необходимое явление;
когда над одним объектом трудятся
несколько человек, например, группа
людей тащит ствол поваленного
дерева, здесь возникает объективная
необходимость не просто сопровождать
это какими – то возгласами или
криками, выражающими эмоциональное
состояние, а обозначить предмет
действия или само действие известным
знаком.Это обозначение может
иметь характер жеста или звука,
но в обоих случаях оно обязательно
должно иметь предметное значение,
оно должно обозначать нечто вроде
следующего: тащи дерево, клади, оставь,
осторожно. Эти жесты или возгласы,
родившиеся в совместном труде групп
людей, были вначале диффузны, они
объединяли жест и действие, жест и
звук, они не имели никакого значения
вне действия, вне труда и не
возникали вне труда. Но когда
они возникли в основе действия,
то понять их можно было только в
контексте действия.Сначала эти
“слова” появлялись только в процессе
труда, затем они стали появляться
4
при
отсутствии предметов, вне процессов
труда, и тогда они стали вызывать
не переживания, которые появляются
во время труда, а образ того предмета,
с которым труд был связан. Именно
эта элементарная диффузная речь,
в которой были элементы действия,
жеста, тона и звука, различные для
разных предметов, и послужили исходным
для дальнейшего формирования языка.
Постепенно слово, возникшее в процессе
труда, состоявшее из жестов и звуков,
начало отделяться от непосредственной
деятельности, потеряло непосредственную
связь с ним и начинало приобретать
известную самостоятельность, сохраняя
вместе с тем то значение, которое
оно первоначально получило в
процессе трудовых действий.Так постепенно
начала развиваться система обозначений,
составляющая лексический код языка.
И эти слова, возникшие в трудовом
действии, отделились от него и превратились
в систему сигналов, которая обозначает
вещи даже при отсутствии этих вещей.
Таким образом, человек получил
возможность общаться непосредственно
при помощи звуков.Но такими возможностями
может быть наделен организм только
с определенной анатомо-физической
основой. Это можно подтвердить
фактами патологии речи. Так, например,
при травмах, кровоизлияниях или
опухолях в определенных областях мозга
определенным образом нарушается и
речь. Здесь мы подошли непосредственно
к физиологическим предпосылкам
формирования речи.В левом полушарии
мозга у человека имеются поля,
совершенно отсутствующие у животных.
В левовисочной области расположено
поле, анализирующее и синтезирующее
акустические сигналы устной речи.
В приеме речи важную функцию выполняет
также левая теменно-височная-затылочная
область. Но особенно существенную роль
играют лобные области, регулирующие движения
- это так называемый речедвигательный
анализатор, работающий в процессе
развития речи совместно со слуховым
анализатором.Конечно, возникает вопрос,
если мозг и органы речи взрослого
человека и новорожденного устроены
одинаковым образом, почему последний
только агукает и не может произносить
членораздельную речь? Оказывается,
кроме того, что слухоречедвигательный
анализатор у новорожденного еще
не заполнен ассоциативными связями, то
есть фактически он пуст, речевой аппарат
ребенка нуждается в некотором
переустройстве, а именно изменении
положения надгортанника. Основная
функция надгортанника состоит
в том, что он при глотании прикрывает
просвет гортани и поэтому
пища проходит в пищевод, не попадая
в дыхательные пути. А у новорожденного
он (как и у животных) расположен
очень высоко, так, что между полостью
рта и глоткой остается очень
узкая щель. Так как глотка и
рот вместе представляют собой сдвоенный
речевой резонатор, в котором
формируются специфические для
человеческой речи звуки, то разобщение
этих двух полостей создает условия,
при которых речь не может осуществляться.
5
Постепенно
с момента рождения ребенка и
примерно до полутора лет надгортанник
у него опускается и занимает нормальное
низкое положение. Соответственно теперь
его рот и глотка образуют общую,
так называемую надставную трубку,
в которой и могут формироваться
речевые звуки.С этого момента
речь ребенка может развиваться
разными темпами. Насколько быстро
она разовьется и будет в будущем
полноценной, зависит от взрослых. Если
ребенок очень редко вовлекается
в процесс речевого общения, у
него может произойти задержка развития
не только в речи, но и в интеллектуальном
росте.Уже на первых этапах развития
речи ребенок улавливает номинативные
замечания взрослых по поводу окружающего:
Это собачка, это кошка,
это машина и т.п. Так у него происходит
познание действительности при помощи
языка. Язык помогает ему отличить одну
вещь от другой и выделить их из общего
фона. Только тогда человек может научиться
правильно применять и отбирать слова,
когда они усваиваются в процессе восприятия
и наблюдения действительности. Например,
в детском возрасте это происходит, когда
ребенок трогает названный ему предмет,
играет с ним или с его изображением. В
это время чувственное познание перерабатывается
в такой образ вещи, который может регулироваться
словесными воздействиями. В дальнейшем
на этой почве у ребенка развивается абстрактное
мышление.Как язык, так и мышление не являются
неизменными по своей сути. На протяжении
всей жизни человека они подвергаются
качественным изменениям, причем на каждом
возрастном этапе приобретают свои особенности.На
первый взгляд кажется очевидным связь
языка и мышления. Но так ли это на самом
деле? Можем ли мы ответить на этот вопрос?По
мнению известного лингвиста Ф. Соссюра,
мышление в его психологическом отношении
- это бесформенная и смутная масса, которая
похожа на туманность, где ничто не разграничено.
"Нет предустановленных идей, и нет
никаких различений до появления языка".
(3, с.109). А звуковая субстанция - это не
более чем пластическая материя, которая
в свою очередь делится на отдельные частицы,
могущие служить необходимыми для мысли
"означающими".У него, роль языка
по отношению к мысли совсем не заключается
в создании материального звукового средства
для выражения идей. Здесь скорее язык
служит неким посредником между мышлением
и звуком и притом таким образом, что их
объединение неизбежно приводит к обоюдному
разграничению единиц. И тогда мышление,
которое по своей природе хаотично, вынуждено
уточняться, разлагаясь. "Язык можно
также сравнить с листом бумаги: мысль
- его лицевая сторона, а звук - оборотная;
нельзя разрезать лицевую сторону, не
разрезав и оборотную; так и в языке нельзя
отделить ни мысль от звука, ни звук от
мысли…" (1, с.110)Однако советский психолог
Л.С. Выготский в своей работе "Мышление
и речь " указывает на то, что нельзя
отождествлять слово и мысль. “…Если
слово и мысль совпадают, если это одно
и то же, никакое отношение между ними
не может возникнуть и не
6
может
служить предметом исследования,
как невозможно представить себе,
что предметом исследования может
явиться отношение вещи к самой
себе”2. Да и рассматривать,
у него, нужно не мысль и слово, а значение
слова, ибо звук без значения, пустой звук.
Однако "…оно (значение слова от авт.)
есть феномен словесной мысли или осмысленного
слова, оно есть единство слова и мысли".
( 2, с.277)Более того, Л.С. Выготский идет
дальше. Он отрицает вообще участие языка
в формировании элементарного мышления,
опираясь на эксперименты, проводимые
немецким психологом Келером и американским
психологом Йерксом над обезьянами. Суть
их экспериментов заключалась в том, что
человекоподобным обезьянам предлагалась
приманка, которую можно было достать,
только используя какое-либо приспособление.
Например, палку, если приманку нужно было
подвинуть или сбить, или разбросанные
ящики, которые нужно было составить друг
на друга, если приманка была в подвешенном
состоянии.Данные опыты дали положительный
результат, из чего следовало, что формирование
элементарного, доречевого мышления происходит
без участия языка.Л.С. Выготский считает,
что отсутствие речи и "представлений"
являются основными причинами того, что
между антропоидом и самым наипримитивнейшим
человеком существует величайшее различие.
В подтверждение своих слов он приводит
цитату Келера: "Отсутствие этого бесконечно
ценного технического вспомогательного
средства (языка) и принципиальная ограниченность
важнейшего интеллектуального материала,
так называемых "представлений",
являются поэтому причинами того, что
для шимпанзе невозможны даже малейшие
начатки культурного развития" ( 2, с.82)
7
Заключение
Таким образом,
можно принять, что существует некая
символическая функция, более широкая,
чем язык, охватывающая, кроме системы
вербальных символов, систему символов
в узком смысле этого слова. Поэтому
можно сказать, что источник мышления
надо искать в этой символической
функции. Но столь же законно будет
утверждать, что и сама символическая
функция объясняется формированием
представлений. Действительно, суть символической
функции состоит в дифференциации
означающих (знаков или символов) и
означаемых (объектов или событий, причем
те и другие схематизированные или
концептуализованные).Однако признак
и сигнал являются означающими, довольно
слабо отличающимися от своих
означаемых: в самом деле, это
лишь части или аспекты означаемого,
а не его репрезентанты, позволяющие
воспроизводить означаемое в памяти;
они приводят к означаемому как
часть приводит к целому или средства
приводят к цели, а не как знак
или символ, которые позволяют
мысленно воспроизвести предмет
или событие даже в их отсутствие.
Напротив, символическая функция
формируется для того, чтобы дифференцировать
означающие от означаемых так, чтобы
первые могли позволить воспроизвести
представление о вторых. Ставить
же вопрос, символическая ли функция
порождает мышление или мышление
делает возможным возникновение
символической функции — это
все равно, что спрашивать, река дает
направление берегам или берега
реке.Но поскольку язык — лишь особая
форма символической функции
и поскольку индивидуальный символ
несомненно проще, чем коллективный
знак, позволительно сделать вывод,
что мышление предшествует языку
и что язык ограничивается тем, что
глубоко преобразует мышление, помогая
ему принять устойчивые формы
посредством более развитой схематизации
и более гибкой абстракции.