Вклад Ломоносова в Риторику

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 20:53, реферат

Описание работы

Основным критерием этого выбора служила «образцовая речь» – речь выразительная, логично организованная, отличающаяся грамматической и орфоэпической правильностью, точностью в употреблении слов и лексическим разнообразием. Выдающийся русский языковед, лексикограф, профессор С. И. Ожегов подчеркивал: «Высокая культура речи – это умение правильно, точно и выразительно передать свои мысли средствами языка. Правильной речью называется та, в которой соблюдаются нормы современного литературного языка... Но культура речи заключается не только в следовании нормам языка. Она заключается еще и в умении найти не только точное средство для выражения своей мысли, но и наиболее доходчивое (т. е. наиболее выразительное) и наиболее уместное (т. е. самое подходящее для данного случая) и, следовательно, стилистически оправданное».

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 56.26 Кб (Скачать)
 
 
 

     Введение 

     КРАСНОРЕЧИЕ – 1) ораторский дар, талант, искусство  слова, природная способность убедительно  и красиво говорить и писать; 2) совокупность текстов, словесных произведений определенной сферы общения (поэтому  существует красноречие политическое, судебное, торжественное, академическое, церковное, военное, дипломатическое, социально-бытовое).

     В русской риторико-стилистической традиции термин красноречие имеет ясные корни. Он восходит к греческим словам типа crhstologia, kalologia, euglwttotatos, kallifwnia (златоречие, краснословие, доброязычник, красогласование), латинскому eloquentia. В древнерусской традиции слова с корнем "крас-" более позднего происхождения, нежели с корнями "добр-" и "благ-" (добрословие, благоречие). До XVII века они почти не встречаются, а в XVII веке более часты варианты "краснословие" (в первой русской "Риторике" 1620 г.) и "красноглаголание" (в Словаре Епифания Славинецкого). Впервые Красноречие встречается в сочинениях его хулителя протопопа Аввакума: "… не словес красных Бог слушает, …но любви с прочими добродетельми хощет, того ради и я не брегу о красноречии" ("Житие протопопа Аввакума"); "Не ищите риторики и философии, ни красноречия, но здравым глаголом последующе, поживите" ("Книга толкований"). Хотя другие староообрядцы "отцы-златоусты" Семен и Андрей Денисовы, основатели Выговской словесной школы, реабилитировали риторику, слово К. у них не встречается.

     О состоянии науки в XVII и: XVIII веках М. В. Ломоносов говорит такими красноречивыми словами: "Пифагор за изобретение одного геометрического правила Зевесу принёс на жертву сто волов. Но ежели бы за найденные в нынешние времена от остроумных математиков правила по суеверной его ревности поступать, то бы едва в целом свете столько рогатого скота сыскалось. Словом, в новейшие времена науки столько возросли, что не токмо за тысячу, но и за сто лет жившие едва могли того надеяться".

     В год издания вольфианской физики М. В. Ломоносов приступил в Академии к чтению публичных лекций по физике. Наука прославлялась и распространялась также и стихами М. В. Ломоносова.

     Поэтическая слава М. В. Ломоносова непрестанно  росла. В 1750 и 1751 годах он пишет трагедии "Тамира и Селим" и "Демофонт". Первое издание стихов М. В. Ломоносова было выпущено Академией в 1751 г. Вне Академии на М.В. Ломоносова начинают смотреть, главным образом, как на поэта. Профессору химии приходится оправдываться у своих высоких покровителей и любителей поэзии .в том, что он тратит время на физику и химию. "Полагаю, — пишет он в письме к И. И. Шувалову 4 января 1753 г.,—что мне позволено будет в день несколько часов времени, чтобы их, вместо бильяру, употребить на Физические и Химические опыты, которые мне не токмо отменою материи вместо забавы, но и движением вместо лекарства служить имеют, и сверх того пользу и честь отечеству конечно принести могут едва меньше ли первой". 

 

      Ломоносов Михаил Васильевич. Биография 

     Первый  русский ученый-естествоиспытатель, литератор, историк, художник. Родился  Ломоносов 19 ноября (по старому стилю - 8 ноября) 1711, в селе Денисовка Куростровской волости около села Холмогоры Архангельской губернии, в семье крестьянина-помора Василия Дорофеевича Ломоносова, занимавшегося морским промыслом на собственных судах. Мать Ломоносова, умершая очень рано, была дочерью дьякона. Из двух мачех Ломоносова вторая была "злая и завистливая". О первых годах жизни Ломоносова имеются крайне скудные сведения. Лучшими моментами в детстве были поездки с отцом в море. Еще от матери Ломоносов научился читать. "Вратами учености" для него делаются откуда-то добытые им книги: "Грамматика" Смотрицкого, "Арифметика" Магницкого, "Стихотворная Псалтырь" Симеона Полоцкого.

     В Москву Ломоносов ушел в декабре 1730, с ведома отца, но, по-видимому, отец отпустил его лишь на короткое время, почему он потом и числился "в бегах". Выдав себя за сына дворянина, в январе 1731 он поступил в Московскую Славяно-греко-латинскую академию при Заиконоспасском монастыре ("Спасские школы"). Пробыл там около 5 лет. Он изучил латинский язык, ознакомился с тогдашней "наукой". В 1735 в числе наиболее отличившихся учеников Ломоносов был отправлен в Петербург для зачисления в Академический университет. В 1736 трое из способных учеников, в том числе Ломоносов, были отправлены Академией Наук в Германию для обучения математике, физике, философии, химии и металлургии. За границей Ломоносов пробыл 5 лет: около 3 лет в Марбурге, около года в Фрейберге, около года провел в переездах, был в Голландии. Женился еще за границей, в 1740, в Марбурге, на Елизавете-Христине Цильх, дочери умершего члена городской думы. Семейная жизнь Ломоносова была, по-видимому, довольно спокойной. Из детей Ломоносова осталась лишь дочь Елена, вышедшая замуж за Константинова, сына брянского священника. Ее потомство, как и потомство сестры Ломоносова, в Архангельской губернии, существует доныне.

     В июне 1741 (по другим сведениям в январе 1742) Ломоносов вернулся в Россию и был назначен в академию адъюнктом  АН по физическому классу, а в  августе 1745 стал первым русским, избранным  на должность профессора (академика) химии. В 1745 он хлопочет о разрешении читать публичные лекции на русском  языке, а в 1746 - о наборе студентов  из семинарий, об умножении переводных книг, о практическом приложении естественных наук. Одновременно занимается физикой  и химией, печатает на латинском  языке научные трактаты. В 1748 при  Академии возникают Исторический Департамент  и Историческое Собрание, в заседаниях которого Ломоносов вскоре начинает вести борьбу с Миллером, обвиняя  его в умышленном принижении в  научных исследованиях русского народа. В этом же году для Ломоносова была построена первая в России химическая научно-исследовательская лаборатория. В 1749 в торжественном собрании Академии Наук, Ломоносов произносит "Слово  похвальное императрице Елизавете  Петровне", имевшее большой успех, и начинает пользоваться большим  вниманием при Дворе. Он сближается с любимцем Елизаветы графом И.И. Шуваловым, что создает ему массу  завистников, во главе которых стоит  Шумахер. В 1753, при помощи Шувалова, Ломоносову удается получить привилегию на основании фабрики мозаики  и бисера и 211 душ, с землей, в Копорском уезде. В 1755, под влиянием Ломоносова, открывается Московский университет. В 1756 отстаивает против Миллера права низшего русского сословия на образование в гимназии и университете. В 1758 Ломоносову было поручено "смотрение" за Географическим департаментом, Историческим собранием, университетом и Академической гимназией при АН. Основной задачей Географического департамента было составление "Атласа Российского". В 1759 он занят устройством гимназии, опять отстаивая права низших сословий на образование. В 1763 избран членом Российской Академии художеств. В 1764, под влиянием его сочинения "О северном ходу в Ост-Индию Сибирским океаном", снаряжается экспедиция в Сибирь. В конце жизни Ломоносов был избран почетным членом Стокгольмской (1760) и Болонской (1764) Академий наук. Весной 1765 Ломоносов простудился. Умер 15 апреля (по старому стилю - 4 апреля) 1765. Незадолго до смерти его посетила императрица Екатерина. Похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге.

     Среди работ Ломоносова - работы по филологии, истории, химии, физике (по исследованию атмосферного электричества), астрономии (26 мая 1761 во время прохождения Венеры по диску Солнца открыл существование  у нее атмосферы), геофизики (исследования земного тяготения), геологии и минералогии (доказал органическое происхождение  почвы, торфа, каменного угля, нефти, янтаря), разработка технологии получения  цветного стекла (среди мозаичных  портретов его работы - портрет  Петра I; монументальная, около 4,8 м 6,44 м, мозаика "Полтавская баталия", 1762 - 1764). Среди научных трудов - "Письмо о правилах российского стихотворства" (1739, опубликовано в 1778), "Размышления о причине теплоты и холода" (1744), "Слово о рождении металлов от трясения Земли" (1757), "О слоях земных" (конец 1750-х годов, опубликована в 1763), "Российская грамматика" (1755, опубликована в 1757; первая научная грамматика русского языка), "О происхождении света, новую теорию о цветах представляющее" (1756), "О рождении металлов от трясения земли" (1757), "Предисловие о пользе книг церковных в российском языке" (1758), "Рассуждения о большой точности морского пути" (1759), "Краткий Российский летописец с родословием" (1760, перечень важнейших событий до эпохи Петра I включительно), "Явление Венеры на солнце наблюденное" (1761), "О сохранении и размножении российского народа" (1761, трактат), "Первые основания металлургии или рудных дел" (1763; руководство было выпущена огромным для того времени тиражом - 1225 экземпляров), "О явлениях воздушных от электрической силы происходящих" (1763), "Древняя Российская история от начала Российского народа до кончины великого князя Ярослава Первого, или до 1054 года" (1 и 2 части, опубликована в 1766). Среди литературного наследия Ломоносова - послания, идиллии, эпиграммы, оды, поэмы, трагедии: "На взятие Хотина" (1739, ода, опубликована в 1751), "Ода на торжественный праздник рождения Императора Иоанна III" и "Первые трофеи Его Величества Иоанна III чрез преславную над шведами победу" (1741, обе оды составляют библиографическую редкость, так как подверглись общей участи - истреблению всего, что относилось ко времени императора Иоанна Антоновича), "Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния" (1743, ода), "Утреннее размышление о Божием величестве" (1743, ода), "Тамира и Селим" (1750, трагедия), "Демофонт" (1752, трагедия), "Письмо о пользе стекла" (1753, стихотворение), "Гимн бороде" (1757, сатира), "Петр Великий" (1760, поэма не закончена) 

     "Риторика" М.В.  Ломоносова

     риторика  ломоносо

     Для того чтобы быть хорошим пропагандистом и популяризатором  науки, надо владеть словом, особыми  приемами привлечения внимания слушателей. Ведь недаром же на одной лекции мы сидим не шелохнувшись, стараясь не пропустить ни слова докладчика, а на другой – вздыхаем, зеваем, смотрим на часы.

     Качество  лекции зависит от мастерства выступающего, а оно, в свою очередь, – от умения владеть аудиторией.

     Ораторскому искусству  можно научиться. Для желающих овладеть им Ломоносов и написал свою "Риторику", которая имела принятое по тем временам такое длинное название: "Краткое руководство к красноречию. Книга первая, в которой содержится риторика, показующая общие правила обоего красноречия, то есть оратории и поэзии, сочиненная в пользу любящих словесные науки". (Вторая и третья книги Ломоносовым написаны не были.)

     Во  введении ученый пишет: "Красноречие  есть искусство о всякой данной материи  красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению...

     К приобретению оного требуются пять следующих следствий: первое – природные  дарования, второе – наука, третье –  подражание авторов, четвертое –  упражнение в сочинении, пятое –  знание других наук".

     Пересказать подробно "Риторику" Ломоносова трудно, так как этот объемистый труд содержит около трехсот страниц текста. На них – различные риторические правила; требования, предъявляемые  к лектору; мысли о его способностях и поведении при публичных  выступлениях; многочисленные поясняющие примеры.

     Отметим основные положения, указанные ученым, которые не потеряли своего значения и в наши дни.

     "Риторика  есть учение о красноречии  вообще... В сей науке предлагаются  правила трех родов. Первые  показывают, как изобретать оное, что о предложенной материи  говорить должно; другие учат, как  изобретенное украшать; третьи наставляют, как оное располагать надлежит, и посему разделяется Риторика  на три части – на изобретение,  украшение и расположение".

     Ломоносов говорит о том, что выступление  должно быть логично построено, грамотно написано и излагаться хорошим литературным языком. Он подчеркивает необходимость тщательного отбора материала, правильного его расположения.

     Примеры должны быть не случайными, а подтверждающими  мысль выступающего. Их надо подбирать и готовить заранее.

     При публичном выступлении ("распространении  слова") "наблюдать надлежит: 1) чтобы в подробном описании частей, свойств и обстоятельств употреблять  слова избранные и убегать (избегать) весьма подлых, ибо оне отнимают много важности и силы и в самых лучших распространениях; 2) идеи должно хорошие полагать напереди (ежели натуральный порядок к тому допустит), которые получше, те в середине, а самые лучшие на конце так, чтобы сила и важность распространения вначале была уже чувствительна, а после того отчасу возрастала".

     Далее Ломоносов пишет о том, как  пробудить в слушателях любовь и  ненависть, радость и страх, благодушие и гнев, справедливо полагая, что  эмоциональное воздействие часто  может оказаться сильнее холодных логических построений.

     "Хотя  доводы и довольно бывают к  удовлетворению о справедливости  предлагаемые материи, однако  сочинитель слова должен сверх  того слушателей учинить страстными  к оной. Самые лучшие доказательства  иногда столько силы не имеют,  чтобы упрямого преклонить на  свою сторону, когда другое  мнение в уме его вкоренилось... Итак, что пособит ритору, хотя он свое мнение и основательно докажет, ежели не употребит способов к возбуждению страстей на свою сторону?..

     А чтобы сие с добрым успехом  производить в дело, то надлежит обстоятельно знать нравы человеческие... от каких представлений и идей каждая страсть возбуждается, и изведать чрез нравоучение всю глубину  сердец человеческих...

     Страстью  называется сильная чувственная  охота или неохота... В возбуждении  и утолении страстей, во-первых, три  вещи наблюдать должно: 1) состояние самого ритора, 2) состояние слушателей, 3) самое к возбуждению служащее действие и сила красноречия.

     Что до состояния самого ритора надлежит, то много способствует к возбуждению  и утолению страстей: 1) когда слушатели  знают, что он добросердечный и совестный  человек, а не легкомысленный ласкатель  и лукавец; 2) ежели его народ  любит за его заслуги; 3) ежели  он сам ту же страсть имеет, которую  в слушателях возбудить хочет, а  не притворно их страстными учинить  намерен".

     Чтобы воздействовать на аудиторию, лектор должен учитывать возраст слушателей, их пол, воспитание, образование и множество  других факторов.

Информация о работе Вклад Ломоносова в Риторику