Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 20:53, реферат
Основным критерием этого выбора служила «образцовая речь» – речь выразительная, логично организованная, отличающаяся грамматической и орфоэпической правильностью, точностью в употреблении слов и лексическим разнообразием. Выдающийся русский языковед, лексикограф, профессор С. И. Ожегов подчеркивал: «Высокая культура речи – это умение правильно, точно и выразительно передать свои мысли средствами языка. Правильной речью называется та, в которой соблюдаются нормы современного литературного языка... Но культура речи заключается не только в следовании нормам языка. Она заключается еще и в умении найти не только точное средство для выражения своей мысли, но и наиболее доходчивое (т. е. наиболее выразительное) и наиболее уместное (т. е. самое подходящее для данного случая) и, следовательно, стилистически оправданное».
Введение
КРАСНОРЕЧИЕ
– 1) ораторский дар, талант, искусство
слова, природная способность
В
русской риторико-
О состоянии науки в XVII и: XVIII веках М. В. Ломоносов говорит такими красноречивыми словами: "Пифагор за изобретение одного геометрического правила Зевесу принёс на жертву сто волов. Но ежели бы за найденные в нынешние времена от остроумных математиков правила по суеверной его ревности поступать, то бы едва в целом свете столько рогатого скота сыскалось. Словом, в новейшие времена науки столько возросли, что не токмо за тысячу, но и за сто лет жившие едва могли того надеяться".
В
год издания вольфианской физики
М. В. Ломоносов приступил в Академии
к чтению публичных лекций по физике.
Наука прославлялась и
Поэтическая
слава М. В. Ломоносова непрестанно
росла. В 1750 и 1751 годах он пишет трагедии
"Тамира и Селим" и "Демофонт".
Первое издание стихов М. В. Ломоносова
было выпущено Академией в 1751 г. Вне Академии
на М.В. Ломоносова начинают смотреть,
главным образом, как на поэта. Профессору
химии приходится оправдываться у своих
высоких покровителей и любителей поэзии
.в том, что он тратит время на физику и
химию. "Полагаю, — пишет он в письме
к И. И. Шувалову 4 января 1753 г.,—что мне
позволено будет в день несколько часов
времени, чтобы их, вместо бильяру, употребить
на Физические и Химические опыты, которые
мне не токмо отменою материи вместо забавы,
но и движением вместо лекарства служить
имеют, и сверх того пользу и честь отечеству
конечно принести могут едва меньше ли
первой".
Ломоносов Михаил Васильевич. Биография
Первый
русский ученый-
В Москву Ломоносов ушел в декабре 1730, с ведома отца, но, по-видимому, отец отпустил его лишь на короткое время, почему он потом и числился "в бегах". Выдав себя за сына дворянина, в январе 1731 он поступил в Московскую Славяно-греко-латинскую академию при Заиконоспасском монастыре ("Спасские школы"). Пробыл там около 5 лет. Он изучил латинский язык, ознакомился с тогдашней "наукой". В 1735 в числе наиболее отличившихся учеников Ломоносов был отправлен в Петербург для зачисления в Академический университет. В 1736 трое из способных учеников, в том числе Ломоносов, были отправлены Академией Наук в Германию для обучения математике, физике, философии, химии и металлургии. За границей Ломоносов пробыл 5 лет: около 3 лет в Марбурге, около года в Фрейберге, около года провел в переездах, был в Голландии. Женился еще за границей, в 1740, в Марбурге, на Елизавете-Христине Цильх, дочери умершего члена городской думы. Семейная жизнь Ломоносова была, по-видимому, довольно спокойной. Из детей Ломоносова осталась лишь дочь Елена, вышедшая замуж за Константинова, сына брянского священника. Ее потомство, как и потомство сестры Ломоносова, в Архангельской губернии, существует доныне.
В
июне 1741 (по другим сведениям в январе
1742) Ломоносов вернулся в Россию
и был назначен в академию адъюнктом
АН по физическому классу, а в
августе 1745 стал первым русским, избранным
на должность профессора (академика)
химии. В 1745 он хлопочет о разрешении
читать публичные лекции на русском
языке, а в 1746 - о наборе студентов
из семинарий, об умножении переводных
книг, о практическом приложении естественных
наук. Одновременно занимается физикой
и химией, печатает на латинском
языке научные трактаты. В 1748 при
Академии возникают Исторический Департамент
и Историческое Собрание, в заседаниях
которого Ломоносов вскоре начинает
вести борьбу с Миллером, обвиняя
его в умышленном принижении в
научных исследованиях русского
народа. В этом же году для Ломоносова
была построена первая в России химическая
научно-исследовательская
Среди
работ Ломоносова - работы по филологии,
истории, химии, физике (по исследованию
атмосферного электричества), астрономии
(26 мая 1761 во время прохождения Венеры
по диску Солнца открыл существование
у нее атмосферы), геофизики (исследования
земного тяготения), геологии и минералогии
(доказал органическое происхождение
почвы, торфа, каменного угля, нефти,
янтаря), разработка технологии получения
цветного стекла (среди мозаичных
портретов его работы - портрет
Петра I; монументальная, около 4,8 м 6,44 м,
мозаика "Полтавская баталия", 1762
- 1764). Среди научных трудов - "Письмо
о правилах российского стихотворства"
(1739, опубликовано в 1778), "Размышления
о причине теплоты и холода" (1744), "Слово
о рождении металлов от трясения Земли"
(1757), "О слоях земных" (конец 1750-х годов,
опубликована в 1763), "Российская грамматика"
(1755, опубликована в 1757; первая научная
грамматика русского языка), "О происхождении
света, новую теорию о цветах представляющее"
(1756), "О рождении металлов от трясения
земли" (1757), "Предисловие о пользе
книг церковных в российском языке"
(1758), "Рассуждения о большой точности
морского пути" (1759), "Краткий Российский
летописец с родословием" (1760, перечень
важнейших событий до эпохи Петра I включительно),
"Явление Венеры на солнце наблюденное"
(1761), "О сохранении и размножении российского
народа" (1761, трактат), "Первые основания
металлургии или рудных дел" (1763; руководство
было выпущена огромным для того времени
тиражом - 1225 экземпляров), "О явлениях
воздушных от электрической силы происходящих"
(1763), "Древняя Российская история от
начала Российского народа до кончины
великого князя Ярослава Первого, или
до 1054 года" (1 и 2 части, опубликована
в 1766). Среди литературного наследия Ломоносова
- послания, идиллии, эпиграммы, оды, поэмы,
трагедии: "На взятие Хотина" (1739,
ода, опубликована в 1751), "Ода на торжественный
праздник рождения Императора Иоанна
III" и "Первые трофеи Его Величества
Иоанна III чрез преславную над шведами
победу" (1741, обе оды составляют библиографическую
редкость, так как подверглись общей участи
- истреблению всего, что относилось ко
времени императора Иоанна Антоновича),
"Вечернее размышление о Божием величестве
при случае великого северного сияния"
(1743, ода), "Утреннее размышление о Божием
величестве" (1743, ода), "Тамира и Селим"
(1750, трагедия), "Демофонт" (1752, трагедия),
"Письмо о пользе стекла" (1753, стихотворение),
"Гимн бороде" (1757, сатира), "Петр
Великий" (1760, поэма не закончена)
"Риторика" М.В. Ломоносова
риторика ломоносо
Для того чтобы быть хорошим пропагандистом и популяризатором науки, надо владеть словом, особыми приемами привлечения внимания слушателей. Ведь недаром же на одной лекции мы сидим не шелохнувшись, стараясь не пропустить ни слова докладчика, а на другой – вздыхаем, зеваем, смотрим на часы.
Качество лекции зависит от мастерства выступающего, а оно, в свою очередь, – от умения владеть аудиторией.
Ораторскому искусству можно научиться. Для желающих овладеть им Ломоносов и написал свою "Риторику", которая имела принятое по тем временам такое длинное название: "Краткое руководство к красноречию. Книга первая, в которой содержится риторика, показующая общие правила обоего красноречия, то есть оратории и поэзии, сочиненная в пользу любящих словесные науки". (Вторая и третья книги Ломоносовым написаны не были.)
Во введении ученый пишет: "Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению...
К приобретению оного требуются пять следующих следствий: первое – природные дарования, второе – наука, третье – подражание авторов, четвертое – упражнение в сочинении, пятое – знание других наук".
Пересказать подробно "Риторику" Ломоносова трудно, так как этот объемистый труд содержит около трехсот страниц текста. На них – различные риторические правила; требования, предъявляемые к лектору; мысли о его способностях и поведении при публичных выступлениях; многочисленные поясняющие примеры.
Отметим основные положения, указанные ученым, которые не потеряли своего значения и в наши дни.
"Риторика
есть учение о красноречии
вообще... В сей науке предлагаются
правила трех родов. Первые
показывают, как изобретать оное,
что о предложенной материи
говорить должно; другие учат, как
изобретенное украшать; третьи наставляют,
как оное располагать надлежит,
и посему разделяется Риторика
на три части – на изобретение,
Ломоносов говорит о том, что выступление должно быть логично построено, грамотно написано и излагаться хорошим литературным языком. Он подчеркивает необходимость тщательного отбора материала, правильного его расположения.
Примеры должны быть не случайными, а подтверждающими мысль выступающего. Их надо подбирать и готовить заранее.
При
публичном выступлении ("распространении
слова") "наблюдать надлежит: 1)
чтобы в подробном описании частей,
свойств и обстоятельств
Далее
Ломоносов пишет о том, как
пробудить в слушателях любовь и
ненависть, радость и страх, благодушие
и гнев, справедливо полагая, что
эмоциональное воздействие
"Хотя
доводы и довольно бывают к
удовлетворению о
А чтобы сие с добрым успехом производить в дело, то надлежит обстоятельно знать нравы человеческие... от каких представлений и идей каждая страсть возбуждается, и изведать чрез нравоучение всю глубину сердец человеческих...
Страстью называется сильная чувственная охота или неохота... В возбуждении и утолении страстей, во-первых, три вещи наблюдать должно: 1) состояние самого ритора, 2) состояние слушателей, 3) самое к возбуждению служащее действие и сила красноречия.
Что до состояния самого ритора надлежит, то много способствует к возбуждению и утолению страстей: 1) когда слушатели знают, что он добросердечный и совестный человек, а не легкомысленный ласкатель и лукавец; 2) ежели его народ любит за его заслуги; 3) ежели он сам ту же страсть имеет, которую в слушателях возбудить хочет, а не притворно их страстными учинить намерен".
Чтобы воздействовать на аудиторию, лектор должен учитывать возраст слушателей, их пол, воспитание, образование и множество других факторов.