Виды стратегий речевого поведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 22:45, контрольная работа

Описание работы

Целью данной контрольной работы является изучение стратегии речевого поведения. Задачи: 1) Проанализировать понятие стратегии речевого поведения; 2)Рассмотреть наиболее распространенные стратегии речевого поведения; 3) Изучить типы и методики установления контакта между партнерами в общении; Методы написания контрольной работы: 1) реферирование; 2) анализ литературы; 3) составление библиографии;

Содержание

Введение ………………………………………………………………….….……………3

1 Понятие стратегии речевого поведения……………………………...………………5

2 Виды стратегий речевого поведения……………………………………………….. 7

2.1 Типы речевого поведения…………………………………………………………10

Заключение……………………………………………………………………………..12

Список литературы……………………………………………..……………………..13

Работа содержит 1 файл

RITORIKA.doc

— 64.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение ………………………………………………………………….….……………3                                              

1 Понятие  стратегии речевого поведения……………………………...………………5

2 Виды  стратегий речевого поведения……………………………………………….. 7

2.1 Типы  речевого поведения…………………………………………………………10

Заключение……………………………………………………………………………..12                                              

Список  литературы……………………………………………..……………………..13

                              
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     В полемике нередко одерживает верх не тот, на чьей стороне истина, а тот, кто умеет быстро и точно анализировать речь оппонента, быстро реагировать   на неё и продуктивно организовывать свою речь. С другой стороны,   необходимо находить такую форму выражения, которая была бы убедительна   именно для того, кого убеждаешь.              Известно, что Сократ произнес прекрасную речь в свою защиту, но не убедил в своей невиновности афинских матросов и торговцев, и они приговорили его к смерти.                 В каждой ситуации общения используется своя стратегия. Под стратегией в данном случае понимается осознание ситуации в целом, определение направления развития и организация воздействия в интересах достижения цели общения.     Использование речевых стратегий помогает собеседнику вначале согласиться с вами, а после подкрепить согласие конкретными действиями, из-за чего они широко используются в рекламе. Зачем вообще использовать какие-либо приемы в коммуникации? Наверное, для того, чтобы вызвать у собеседника нужную вам  реакцию. Чаще всего желаемая реакция — согласие с вашими аргументами и предложениями, а также побуждение к действию, наиболее желательному для вас лично в данный момент времени.             Богатый арсенал инструментов речевого манипулирования сознанием (или даже подсознанием!) собеседника включает также и речевые стратегии.   Это набор приемов, позволяющих придать высказыванию иллюзию смысла и логики (люди  стремятся во всем найти смысл!). Использование речевых стратегий помогает  собеседнику сначала внутренне согласиться с вами, а после этого подкрепить свое согласие конкретными действиями, а потому широко используется в  рекламе и предвыборной агитации. Мы все терпеть не можем рекламу, и все же очень часто следуем ее рекомендациям. Оказавшись перед магазинным  прилавком, человек почти всегда замечает примелькавшуюся марку, и рука  сама тянется к кошельку.   Знание приема помогает выстраивать защиту от манипуляции, а это никогда не  бывает излишним, ибо помогает сохранить и деньги, и время, и нервы.     Исходя из приведенных соображений, я  и  выбрала  тему  моей  контрольной работы. Именно выбор стратегии речевого поведения и является актуальной темой на сегодняшний день.        Целью данной контрольной работы является изучение стратегии речевого поведения.              Задачи: 1) Проанализировать понятие стратегии речевого поведения; 2)Рассмотреть наиболее распространенные стратегии речевого поведения;  3) Изучить типы и методики установления контакта между партнерами в общении;  Методы написания контрольной работы: 1) реферирование; 2) анализ литературы; 3) составление библиографии; 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. ПОНЯТИЕ СТРАТЕГИИ РЕЧЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ
 

     Стратегия речевого поведения  - способ (линия) речевого поведения автора   текста, в данной ситуации общения соотносимый с конкретными   коммуникативными целями (обменом информацией и речевым воздействием   отправителя текста на получателя) [1].

    Стратегии речевого поведения традиционно делятся на две группы: стратегии   речевого информирования (т.е. стратегии речевого поведения, направленные  на обмен информации между автором и его получателем) и стратегии речевого воздействия (т.е. стратегии речевого поведения, направленные на   воздействие автора на получателя). Поскольку само речевое воздействие может быть прямым, косвенным и скрытым, то и стратегии речевого воздействия можно разделить на стратегии прямого речевого воздействия, косвенного речевого воздействия и скрытого речевого воздействия. Каждый из  видов стратегий речевого воздействия (стратегии прямого речевого воздействия, косвенного речевого воздействия и скрытого речевого воздействия) представлен отдельными типами стратегий.  Так, например, среди стратегий скрытого речевого воздействия выделяют два   типа:   1)эмотивно-ориентированные стратегии (стратегии, связанные с отправителем текста);2)конативно-ориентированные стратегии (стратегии, связанные с получателем) [4].

   К первым относятся: стратегия  «участия / неучастия коммуникантов  в речевом событии», стратегия «уверенного / неуверенного поведения автора в речевом событии», стратегия «вероятностного оценивания автором речевого события   как реального / нереального» (4); стратегия «социального престижа», направленная на закрепление в речи высокого статуса коммуниканта (6); стратегии «речевого поведения представителей различных профессиональных групп» (2); стратегия «согласия /несогласия»(1); стратегия «эмоционального / неэмоционального речевого поведения отправителя текста» [5].         Конативно-ориентированные стратегии -   стратегия «формирования у получателя отношения к речевому событию путем   оценивания», стратегия «удовлетворения / неудовлетворения автором ожиданий получателя текста», стратегия «акцентирования - неакцентирования автором   элементов высказывания» (2), стратегия «формирования   автором отношения получателя текста к речевому событию путём его одобрения   / неодобрения» [1].

   Речевые стратегии намечают общее  развитие диалога, которое полностью   выявляется только в заключительных  репликах, потому что, напоминаем, правил «управления» разговором нет, и любой параметр прагматических характеристик речевого общения может оказать существенное влияние на результат диалога. Кроме того, выбранные рамки стилистики общения диктуют  «сюжетные повороты» разговора и способы выражения. Образное выражение  семиолога Р. Барта: «...в каждом знаке дремлет одно и то же чудовище, имя  которому — стереотип: я способен заговорить лишь в том случае, если  начинаю подбирать то, что рассеяно в самом языке». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

            
 
 
 
 
 

  1. ВИДЫ  СТРАТЕГИЙ РЕЧЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ
 

    Среди видов речевых стратегий наиболее распространены следующие:     1) Трюизмы, т. е. банальные истины. Что-нибудь вроде «людям нравится покупать   качественные вещи», «всегда приятно найти лучшее сочетание цена —   качество», «только честный, порядочный депутат может достойно защищать интересы избирателя». Очень хорошо здесь работают пословицы и поговорки,   известные всем с детства. Что-нибудь вроде «без труда не вынешь рыбку из  пруда» или «бесплатный сыр бывает только в мышеловке». Коварство этого приема состоит в том, что с такой банальной истиной очень легко согласиться. А дальше работает так называемое «правило Сократа»: для  получения положительного решения по важному для вас вопросу, поставьте его на третье место, предпослав ему два коротких вопроса, на которые  собеседник наверняка ответит «да». Секрет действенности этого правила лежит вне нашего сознания и обусловлен особенностями гормональной системы человека. Когда мы говорим «да», это  означает наше согласие, а вместе с ним — осознание того, что в ближайшее время противостояния с собеседником не предполагается. Наш организм, ориентированный на экономное расходование сил, сразу расслабляется, что  осуществляется посредством выделения эндорфинов (гормонов удовольствия).   Таким образом, расслабив собеседника с помощью нескольких «да», мы  уменьшаем его настрой к сопротивлению в главном вопросе. И в дело вступает следующий прием. Этот вид стратегии часто используется в деловых переговорах, и референту необходимо в совершенстве владеть им.            2) Речевое связывание, или псевдологика. Этот прием основан на инерции   мышления и позволяет придать высказыванию иллюзию смысла. Сочетание этих двух приемов (трюизм и речевое связывание) легко проследить в рекламных   роликах. Например, в рекламе кошачьего корма:   Желудок у котенка не больше наперстка (да, наверное, сам котенок-то   маленький). А сил для игр и роста требуется много (ну да, растет ведь   звереныш-то! Плюс еще умилительная картинка играющего котенка). Поэтому  «Вискас» просто необходим вашему котенку. Ваша киска купила бы «Вискас»!   На первые два утверждения мы ответили «да», потому что спорить там просто  не с чем. По инерции мы ответим «да» и на третий, хотя он логически никак   не связан с первыми двумя утверждениями: почему именно «Вискас», а не   что-нибудь другое, более качественное и дешевое? Курица там, например, или  рыба свежая... Лично у меня есть подозрение, что наши хвостатые питомцы  лопают сухие корма только от полной безнадеги.  В политике этот прием также применяется часто и успешно. Например: «В   стране разгул коррупции!» (Знаем, плавали! Если найдется в нашей стране  человек, который ни разу в жизни не давал и не брал взяток — хоть  деньгами, хоть «борзыми щенками», то его можно в музее за деньги показывать). Нам говорят правду! Этому кандидату можно верить! И мы уже внутренне готовы верить ему дальше. А он себе продолжает: «Я поэтому и призываю вас голосовать за партию N».                3) Визуальное связывание. К собственно речевым стратегиям его нельзя отнести  в полной мере. Скорее, это прием комбинированный, а потому еще более мощный, поскольку задействованными оказываются и визуальный, и слуховой каналы восприятия. Это когда кандидат выступает на фоне демонстрации каких-нибудь положительных, мотивирующих картинок, к которым он лично не  имеет ни малейшего отношения. (Тут поле для фантазии широкое — хоть полет в космос, хоть колосящиеся хлеба и счастливые ребятишки, главное, чтобы вызывало хорошие эмоции.) Или, например, волосы моделей для рекламы шампуней обрабатывают специальным составом, дающим кратковременный,но   впечатляющий эффект. К рекламируемому товару красивая картинка также не  имеет никакого отношения, но сознание потребителя прочно связывает одно с  другим.               4) Иллюзия выбора. «Вы можете купить большую или маленькую упаковку товара   X», «Вы можете проголосовать за нашего кандидата Иванова утром или вечером». Более тонкий вариант: «Вы можете проголосовать за Иванова или за Петрова», «Вы можете приобрести товар Y с крылышками, с хвостиком, или с запахом лимона и эвкалипта». На самом деле — хрен редьки не слаще, давления на избирателя (покупателя) вроде бы не чувствуется — ему  предоставляется выбор. Правда, выбор ограничен, но потребителя об этом не  предупреждают.    5) Пресуппозиции. Инструкция- приказ оформляется как предварительное условие для выполнения очень простого, иногда совершенно обыденного действия.  Схема такой «хитрой» фразы выглядит следующим образом: Время + Команда + Нечто малозначительное. Например, прежде чем купить товар N, внимательно посмотрите на упаковку. В тот момент, когда вы решите приобрести лучшую  офисную технику, позвоните нашему дилеру.         6) Номинализации. «Мы — за достойную жизнь для наших детей! (женщин, ветеранов, пенсионеров, велосипедистов — нужное подчеркнуть). Голосуйте за нас — мы восстановим справедливость!» По выражению одного умного, но  ехидного психолога, номинализация — это то, что нельзя положить в карман.  В данном случае слова очень красивые и правильные, но разные люди вольны  понимать под ними совершенно разные вещи. Так, для одного достойная жизнь  — это дешевая колбаса, а для другого — это чтобы на Канары ездить три раза  в год. Для одного справедливость — чтобы налоговая попусту не докапывалась, а для другого — чтобы все отнять и поделить. А так, в общем, все за справедливость и достойную жизнь, а потому внутренне уже готовы  согласиться с кандидатом. Красота, мода, стиль, престиж, элегантность, молодость — это все тоже  номинализации, которые широко и охотно используются в рекламе товаров и  услуг.     7) Ценностная подстройка. Только в рекламе можно увидеть таких милых детишек, улыбчивых мам и пап, веселые студенческие компании, заботливых мудрых   бабушек и даже свекровей с тещами. Это уже не просто товар, а  присоединение к ценностям, к образу жизни. Разве не ценим все мы тепло и  уют в доме, любовь, заботу о детях, внимание близких людей? А нам под это дело впихивают то мыло, то стиральный порошок, то бульонный кубик. В агитации процветают те же приемы. Начиная с военных песен «Если дорог  тебе твой дом...». Сейчас это звучит как что-нибудь вроде «любой умный,  симпатичный и порядочный человек легко со мной согласится» (а если ты не  согласен — значит, ты тупой, несимпатичный и непорядочный). Или: «каждый,  кому дорого будущее страны, голосует за кандидата X» (а если голосуешь за  кандидата Y или Z , или против всех, значит будущее родной страны тебе неинтересно).      И приемам таким нет числа. Арсенал их постоянно растет, и технологии совершенствуются. Знание этих приемов позволяет вовремя распознать их в  коммуникации, агитации или рекламе, чтобы потом принимать решение, исходя из собственных интересов, а если нужно, то и применять в соответствии с конкретной ситуацией.[3]

2.1  Типы стратегий речевого поведения 

     Стратегия речевого поведения  - способ (линия) речевого поведения автора  текста, в данной ситуации общения соотносимый  с конкретными   коммуникативными целями (обменом информацией и  речевым воздействием  отправителя текста на получателя) [5].          Стратегии речевого поведения традиционно делятся на две группы: стратегии   речевого информирования (т.е. стратегии речевого поведения, направленные на обмен информации между автором и его получателем) и стратегии речевого  воздействия (т.е. стратегии речевого поведения, направленные на воздействие автора на получателя). Поскольку само речевое воздействие  может быть прямым, косвенным и скрытым, то и стратегии речевого воздействия можно разделить на стратегии прямого речевого воздействия, косвенного речевого воздействия и скрытого речевого воздействия. Каждый из видов стратегий речевого воздействия (стратегии прямого речевого воздействия, косвенного речевого воздействия и скрытого речевого воздействия) представлен отдельными типами стратегий. Так, например, среди стратегий скрытого речевого воздействия выделяют два  типа: эмотивно-ориентированные стратегии (стратегии, связанные с отправителем  текста); конативно - ориентированные стратегии (стратегии, связанные с получателем)   [4].            К первым относятся: стратегия «участия / неучастия коммуникантов в речевом событии», стратегия «уверенного / неуверенного поведения автора в речевом событии», стратегия «вероятностного оценивания автором речевого события как реального / нереального» [1]; стратегия «социального  престижа», направленная на закрепление в речи высокого статуса коммуниканта [2]; стратегии «речевого поведения представителей различных профессиональных групп» [5]; стратегия «согласия / несогласия» [1], стратегия   «эмоционального / неэмоционального речевого поведения отправителя текста» [3].       Конативно-ориентированные стратегии -  стратегия «формирования у получателя отношения к речевому событию путем оценивания», стратегия «удовлетворения / неудовлетворения автором ожиданий  получателя текста», стратегия «акцентирования / неакцентирования автором   элементов высказывания» [5], стратегия «формирования автором отношения получателя текста к речевому событию путём его одобрения   / неодобрения» [1].

   Речевые стратегии намечают общее  развитие диалога, которое полностью выявляется только в заключительных репликах, потому что, напоминаем, правил «управления» разговором нет, и любой параметр прагматических характеристик речевого общения может оказать существенное влияние на результат диалога. Кроме того, выбранные рамки стилистики общения диктуют  «сюжетные повороты» разговора и способы выражения. Образное выражение семиолога Р. Барта: «...в каждом знаке дремлет одно и то же чудовище, имя  которому — стереотип: я способен заговорить лишь в том случае, если   начинаю подбирать то, что рассеяно в самом языке». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

    В наше бурное время информационной революции актуальность коммуникаций не снижается, а наоборот, возрастает. Коммуникации важны во всех сферах деятельности человека. Все мы живем, обмениваясь, информацией друг с  другом. И чем эффективней этот обмен, тем больше у нас открывается  возможностей для эффективной работы и благополучной личной жизни.   Для людей владение приёмами стратегий речевого поведения имеет особенно  важное значение. В связи с этим искусное владение стратегиями речевого поведения помогает человеку избежать недопонимания между договаривающимися, «сгладить углы».

   В работе были рассмотрены  некоторые стратегии речевого  поведения,   приведены примеры и сделаны выводы. Таким образом, цель данной работы достигнута, задачи решены. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 

1  Бейлинсон Л.С. Коммуникативные стратегии в рекомендации логопеда. - Ростов н/Д: ДЮИ, 2005.

2 Виноградов С. И, Граудина В. Е. «Культура русской речи». Изд. М., 1998 .

3 Выготский Л.С.Мышление и речь / Л.С.Выготский. - 5-е изд. испр. - М.:

   Лабиринт, 1999.

4 Выготский Л.С. Овладение вниманием. Собр. соч.: В 6 т. М., 1983.

5 Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Основы речевой коммуникации.- М.: Изд. дом \"ИНФРА-М\", 1997.

Информация о работе Виды стратегий речевого поведения