Виды речевой деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 18:15, контрольная работа

Описание работы

Цель данного реферата – рассмотреть каждый вид речевой деятельности отдельно, а также изучить недостатки речи и способы их преодоления.

Содержание

Часть 1
Введение стр. 3
1. Виды речевой деятельности: стр. 4
1.1 Чтение стр. 4
1.2 Слушание стр. 6
1.3 Говорение стр. 8
1.4 Письмо стр. 10
2. Недостатки видов речевой деятельности и способы их преодоления стр. 11
3. Заключение стр. 15
Список литературы стр. 16
Часть 2
Речь – рассуждение на тему: «Жареный голубь не залетит тебе в рот».

Работа содержит 1 файл

Речевая коммуникация.docx

— 35.27 Кб (Скачать)

Содержание:

 

Часть 1

Введение стр. 3

  1. Виды речевой деятельности: стр. 4
    1. Чтение стр. 4
    2. Слушание стр. 6
    3. Говорение стр. 8
    4. Письмо стр. 10
  2. Недостатки видов речевой деятельности и способы их преодоления стр. 11
  3. Заключение стр. 15

Список литературы стр. 16

Часть 2

Речь – рассуждение  на тему: «Жареный голубь не залетит  тебе в рот».

 

 

Введение

 

Понятие речевой деятельности впервые в отечественной психологии ввел Л.С. Выготский. Затем деятельностный подход к изучению и обучению речи развивался в трудах А.Н. Леонтьева, Н.И. Жинкина, А.А. Леонтьева, И.А. Зимней и др.

Речевая деятельность –  это активный, целенаправленный процесс  создания и восприятия высказываний, осуществляемый с помощью языковых средств в ходе взаимодействия людей в различных ситуациях общения. Предметом речевой деятельности является мысль; средством – язык; способом, применяемым в этой деятельности, – речь; продуктом – высказывание (текст); результатом – ответная реакция собеседника или понимание (а, возможно, и непонимание) последним мысли автора.

Различают четыре вида речевой  деятельности: два из них производят текст - говорение, письмо, а другие - слушание (аудирование) и чтение - осуществляют восприятие. Таковы составляющие системы нашего «языкового существования», при этом их распределение в потоке жизни неравномерно: меньше всего мы пишем (если это не связано с профессиональной деятельностью), больше всего слушаем или говорим (это может зависеть от личных свойств человека).

Цель данного реферата – рассмотреть каждый вид речевой  деятельности отдельно, а также изучить  недостатки речи и способы их преодоления.

 

 

  1. Виды речевой деятельности.
    1. Чтение

 

Чтение – один из важнейших  видов речевой деятельности, тесно  связанный как с произношением, так и с пониманием речи. Также  «чтение» — это способность воспринимать, понимать информацию, записанную (передаваемую) тем или иным способом, воспроизводить техническими устройствами. Чтение –  это такой же активный творческий процесс, предполагающий создание параллельного  собственного текста адресатом речи, как и процесс создания исходного текста его автором.

По степени глубины  восприятия можно выделить следующие  виды чтения:  а) просмотровое; б) ознакомительное, подвидами которого являются поисковое (выборочное) и реферативное чтение (со сжатием информации); в) критическое, изучающее чтение – если требуется  полное и точное понимание содержащейся в тексте информации и адекватное ее воспроизведение в тех или  иных целях. В процессе чтения целевая  установка может меняться: начав  с намерения просмотреть, можно  увлечься и перейти к критическому чтению.

Просмотровое (ознакомительное) чтение преследует цель получения самой  общей информации. Этим видом чтения мы пользуемся тогда, когда нам необходимо просмотреть книгу, журнал, статью и  т. п. Нам не нужно знать подробности  и понимать смысл текста. Здесь  для нас главное — получить самое общее представление о  содержании в целом. О чем текст  вообще и определить, представляет ли данный материал для нас интерес.

Все наши усилия направлены лишь на то, чтобы определить есть ли нужная нам информация в данном тексте.

Просмотровое чтение мы используем для того, чтобы понять в самых  общих чертах, о чем данный текст, а не что именно сообщается по тому или иному вопросу.

Этот вид чтения требует  наличия у читающего довольно значительного объёма языкового  материала, поэтому в школе обучают  лишь отдельным его приёмам, обеспечивающим определение темы текста. Время, отводимое  на просмотр, определяется из расчёта 1 — 1,5 страницы за минуту.

Изучающее чтение имеет своей  целью детальное изучение содержания текста.

Наряду с практическими обучение чтению преследует также образовательные и воспитательные цели. Чтение во многом реализует познавательную функцию языка, и правильный подбор текстов даёт возможность использовать содержащуюся в них фактическую информацию и для расширения общего кругозора учащихся, и в воспитательных целях. При чтении развивается языковая наблюдательность, и учащиеся приучаются внимательнее относиться к языковому оформлению своих мыслей.

Структура чтения

1) Предварительная ориентировка. Формируется или уточняется целевая  установка, т. е. решаются вопросы  для чего и зачем читать. В  процессе чтения целевая установка  может меняться.

2) Планирование деятельности. Зависит от целевой установки,  объема текста, времени, отведенного на работу с текстом.

3) Осуществление деятельности. На этом этапе реализуется  процесс смыслового восприятия  текста. Понимание текста зависит  от сложности его содержания, структуры, стиля, графической  подачи, определенной исходной базы  данных и т. д.

4) Контроль осуществления  деятельности. Анализируются результаты  деятельности в зависимости от  целевой установки, от тех задач,  которые ставились перед чтением  текста.

 

    1. Слушание

 

Слушание – смысловое  восприятие устного высказывания. Это  отнюдь не пассивный процесс, наоборот, современные исследователи утверждают, что это активный мыслительный процесс, направленный на смысловую переработку  речевых сообщений. В момент восприятия речи реципиент не усваивает текст  наподобие робота, механически записывающего  информацию или принимающего команду, он создает собственный оригинальный текст, содержание которого зависит  от интеллектуального и эмоционального опыта личности. В любом случае этот текст не тождествен тому, который  был отправлен адресантом, это  другой текст: каждая личность неповторима.

В системе механизмов слушания можно выделить три компонента: а) восприятие; б) узнавание; в) понимание.

Цель оперативной памяти при слушании – удерживать в памяти ключевые слова воспринимаемой речи. Именно с ними связаны фразовое и логическое ударение, порядок слов и отчасти характер синтаксических конструкций. Поэтому для того, чтобы развить оперативную память, нужно уметь выделять ключевые и фиксировать их на бумаге. Понимание текста происходит на нескольких уровнях: самый низкий – на уровне темы; чуть выше – понимание основного тезиса и логики изложения, возникновение рефлексии слушающего (размышлений по поводу услышанного); наконец, самый высокий уровень понимания, считающийся профессиональным – это сомыслие с оратором.

Роль слушания в процессе общения реактивная. Она осуществляется путем формирования и формулирования мысли во внутренней речи. Внутренняя активность слушания выражается в решении  мыслительных задач вербальными  средствами. В то же время именно слушание является условием говорения (письма).

По способу осуществления  различают два вида слушания: рассеянное, пассивное (нерефлексивное), когда человек  чем-либо отвлечён, и сосредоточенное, активное (рефлексивное), когда предельно  включены механизмы внимания.

Уметь слушать -- одно из самых сложных коммуникативных явлений, непосредственно относящихся к культуре общения.

Нерефлексивное слушание не всегда бывает уместным. Ведь молчание можно принять за знак согласия. Поэтому честнее сразу прервать собеседника, открыто высказать  свою точку зрения, чтобы впоследствии избежать недоразумений.

Рефлексивное слушание заключается  в активном вмешательстве в речь собеседника, в оказании ему помощи выразить свои мысли и чувства, в  создании благоприятных условий  для общения.

Важно уметь выбрать вид  слушания, наиболее уместный в данной ситуации общения.

В процессе жизнедеятельности  человека беспрерывно создаются  ситуации, в которых слушание становится основным фактором реализации успешных контактов, в первую очередь это  относится к сфере деловой  коммуникации. Результаты исследований, проведенных за рубежом, показали, что  инженерно-технические работники, менеджеры  различных уровней, социальные работники  ежедневно тратят на слушание до 40% времени, но эффективность обратной связи в этом процессе не превышает 25%. Столь низкий процент обусловлен тем, что даже среди специалистов достаточно высокого уровня отсутствует  культура слушания.

Структура слушания

1) Предварительная ориентировка. Слушающий должен осознать цели  и задачи, которые он должен  решить в процессе слушания, т.  е. осознать свое коммуникативное  намерение.

2) Планирование деятельности. Слушающий должен сформулировать  для себя основной вопрос, ответ  на который он должен найти  в процессе восприятия речи; по  возможности заранее определить  ключевые слова предполагаемой  речи.

3) Осуществление деятельности  – аналитико-синтетический этап. Слушающий одновременно анализирует  воспринимаемое, устанавливает смысловые связи и отношения между звеньями текста и, синтезируя, обобщая полученные результаты, постигает смысл высказывания. В процессе слушания могут быть составлены конспект, план, рабочие записи, сформулированы вопросы, замечания.

4) Контроль осуществления  деятельности – этап систематизации  услышанного. На этом этапе  реализуется исполнительская (реакция  на высказывание) и контрольная  (оценка уровня и качества услышанного,  коррекция своих выводов) фазы  речевой деятельности.

 

    1. Говорение

 

Говорение представляет собой  форму устного общения, с помощью  которой происходит обмен информации, осуществляемой ср-вами языка. Все функции устного общения- информативная, регулятивная, эмоционально-оценочная и этикетная осуществляются при этом в тесном единстве. Говорение характеризуется наличием сложной мыслительной деятельности с опорой на речевой слух, память, внимание. По структуре говорение характеризуется трехчастотностью: побудительно - мотивационная, аналитико - синтетическая, исполнительная. Побудительно-мотивационная часть говорения как вида реч. деятельности представляет собой сложное взаимодействие общей потребности общения, мотива, отражающего внутренние условия объективации этой потребности. Вторая часть деятельности - аналитико-синтетическая-представлена в говорении в виде свернутых, внутренних умственных действий по программированию и структурированию речевого высказывания. Исполнительная часть говорения носит явно выраженный внешний характер и реализуется в артикуляции. Говорение как вид деятельности основывается на сложной совокупности навыков внутреннего и внешнего оформления высказывания, которые могут формироваться в результате многократных речевых действий. Одной из основных характеристик деятельности является ее предмет. В предметном содержании деятельности большое значение уделяется также понятием результата и проукта. Продукт - речевое сообщение, текст или в общем виде речевой сигнал. Проведенный анализ структуры и психологического содержания говорения позволяет с достаточной определенностью утверждать, что оно представляет собой внешневыраженную ( т.е. включающую в себя моторный компонент ) деятельность всфере коммуникативно - общественной деятельности людей. Обучение иностранному языку может быть не только средством осуществления других видов речевой деятельности, но и целью обучения.

Структура говорения

1) Предварительная ориентировка. Говорящий должен уяснить цель  и задачи высказывания, определить (уточнить) его тему, вид (жанр), состав  будущей аудитории (образование,  возраст, физическое и психологическое  состояние слушателей и пр.)

2) Планирование деятельности. Говорящий продумывает по возможности содержание построение и речевое оформление высказывания.

3) Осуществление деятельности, т. е. процесса говорения. Большую  роль играет жестово-мимический  код.

4) Контроль осуществления  деятельности. Самоконтроль осуществляется  как течение всего процесса  говорения, так и после него.

 

    1. Письмо

 

Письмо – процесс создания текста с последующей графической  его фиксацией. Продуктом данного  вида деятельности является записанный текст. Коммуникативное написание  осуществляется в том случае, если появляется необходимость передать определенное сообщение адресату, удаленному от адресанта (автора) в пространстве или времени. В условиях письменной формы общения отсутствует непосредственный реципиент (тот, кто воспринимает речевую  деятельность) и промежуточная обратная связь невозможна. Пишущий не видит реакцию читающего на каждую фразу, а может лишь предугадать эту реакцию. Написание может быть полным или сокращенным. По степени готовности различаются черновик и чистовик. Работа с черновиком важна с точки зрения обработки мысли и ее шлифовки.

Структура письма

1) Предварительная ориентировка. На этом этапе пишущий определяет, с какой целью, кому и что  он будет писать. Именно этот  этап предполагает процесс моделирования  реципиента: автор сообщения представляет  обобщенный образ своего адресата, от точности которого во многом  зависит успех воздействия письменного  текста.

2) Планирование деятельности. На этом этапе пишущий планирует не только содержание, но и форму своей речи. Он часто пользуется долгосрочным планированием своей речи: при этом он может подобрать наиболее точные выразительные языковые средства.

3) Осуществление деятельности, т. е. самого процесса письма. Пишущий лишен возможности интонировать свою речь, использовать жесты мимику. Часто пишущий должен сначала ввести реципиента в соответствующую ситуацию, а потом уже высказывать свои суждения. Иначе он может быть неверно понят.

4) Контроль осуществления деятельности. Пишущий во времени практически не ограничен, его внимание направлено как на содержание, так и на форму изложения. Перечитывая написанное, он проверяет, насколько адекватно использованная форма передает замысел высказывания.

Информация о работе Виды речевой деятельности