Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 22:40, реферат
Греция IV в. дала плеяду блестящих ораторов. Начало культивирования устного слова было положено софистами, которые, будучи сами выдающимися мастерами красноречия, обучали и других этому искусству. Они основали школы, где за плату каждый желающий мог узнать правила построения речи, надлежащей манеры ее произнесения, эффектной подачи материала. В Афинах, центре культурной жизни Эллады, все видные политические деятели были превосходными ораторами.
1. Введение.
2. Биография Омара Хайяма.
3. Рубаи.
4. Заключение.
Северо-Кавказский Федеральный университет
Реферат по дисциплине
Русский язык и культура речи
На тему:
«Великие ораторы. Омар Хайям»
Работу выполнила: Агаджанова
А.В.
1 курс, гр. МБ-124
Работу проверила: Маслова И.С.,
доц.каф.рус.яз. и лит..
Содержание
Введение
ОРА́ТОР – Тот, кто произносит
речь, а также человек, обладающий
даром красноречия.
Толковый словарь Ожегова. С.И.
Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.
Ораторское слово люди ценили во все времена. Оно – важное и активное средство воспитания и обучения, распространения философских, эстетических учений, политических, экономических и других знаний, постижения культурных ценностей и новых идей, оно пробуждает лучшие гражданские чувства.
Оратор – это, прежде всего, человек, произносящий речь, адресованную аудитории. В этом смысле, пожалуй, каждому хоть раз в жизни пришлось испробовать это ремесло на себе и узнать, насколько оно непросто. Ведь совокупность качеств, которыми обладает человек, определяет его ораторский потенциал. И здесь важно практически все: интеллектуальный уровень, степень образованности, характер, личный жизненный опыт… И кроме этого еще особое чутье, позволяющее чувствовать аудиторию, ощущать ее настроение и предугадывать реакцию. Быть настоящим оратором это редкий дар, и хотя большинство людей может сносно справляться с этой функцией, далеко не каждый может стать тем человеком, который, как мы видим на примерах истории, способен лишь силой собственной личности повести за собой тысячи людей и даже целые народы, навстречу своей судьбе.
Греция IV в. дала плеяду блестящих ораторов.
Начало культивирования устного слова
было положено софистами, которые, будучи
сами выдающимися мастерами красноречия,
обучали и других этому искусству. Они
основали школы, где за плату каждый желающий
мог узнать правила построения речи, надлежащей
манеры ее произнесения, эффектной подачи
материала. В Афинах, центре культурной
жизни Эллады, все видные политические
деятели были превосходными ораторами.
Омар Хайям
Биография
Омар Хайям (Гиясаддин Абу-ль-Фатх Омар ибн Ибрахим аль-Хайям Нишапури) - иранский поэт, математик, астролог, астроном, философ. Хайям прославился на весь мир своими четверостишьями "рубаи". Родился в городе Нишапура в Хорасане. В алгебре он построил классификацию кубических уравнений и дал их решения с помощью конических сечений. В Иране Омар Хайям известен также созданием более точного по сравнению с европейским календаря, который официально используется с XI века.
Уроженец города Нишапура
в Хорасане (ныне Северный Иран).
Омар был сыном палаточника, также у него
была младшая сестра Аиша. В 8 лет знал
Коран по памяти, глубоко занимался математикой,
астрономией, философией. В 12 лет Омар
стал учеником Нишапурского медресе. Он
блестяще закончил курс по мусульманскому
праву и медицине, получив квалификацию
хакима, то есть врача. Но медицинская
практика мало интересовала Омара. Он
изучал сочинения известного математика
и астронома Сабита ибн Курры, труды греческих
математиков.
Детство Хайяма пришлось на жестокий период
сельджукского завоевания Центральной
Азии. Погибло множество людей, в том числе
значительная часть учёных. Позже в предисловии
к своей «Алгебре» Хайям напишет горькие
слова:
«Мы были свидетелями гибели
учёных, от которых осталась небольшая
многострадальная кучка людей. Суровость
судьбы в эти времена препятствует им
всецело отдаться совершенствованию и
углублению своей науки. Большая часть
тех, которые в настоящее время имеют вид
учёных, одевают истину ложью, не выходя
в науке за пределы подделки и лицемерия.
И если они встречают человека, отличающегося
тем, что он ищет истину и любит правду,
старается отвергнуть ложь и лицемерие
и отказаться от хвастовства и обмана,
они делают его предметом своего презрения
и насмешек.»
В возрасте шестнадцати лет Хайям пережил
первую в своей жизни утрату: во время
эпидемии умер его отец, а потом и мать.
Омар продал отцовский дом и мастерскую
и отправился в Самарканд. В то время это
был признанный на Востоке научный и культурный
центр. В Самарканде Хайям становится
вначале учеником одного из медресе, но
после нескольких выступлений на диспутах
он настолько поразил всех своей учёностью,
что его сразу же сделали наставником.
Как и другие крупные ученые того времени,
Омар не задерживался подолгу в каком-то
городе. Всего через четыре года он покинул
Самарканд и переехал в Бухару, где начал
работать в хранилищах книг. За десять
лет, что учёный прожил в Бухаре, он написал
четыре фундаментальных трактата по математике.
В 1074 году его пригласили в Исфахан, центр
государства Санджаров, ко двору сельджукского
султана Мелик-шаха I. По инициативе главного
шахского визиря Низам ал-Мулка Омар становится
духовным наставником Султана. Кроме того,
Малик-шах назначил его руководителем
дворцовой обсерватории, одной из крупнейших.
Он не только продолжал занятия математикой,
но и стал известным астрономом. С группой
учёных он разработал солнечный календарь,
намного более точный, чем Григорианский.
Однако в 1092 году, со смертью покровительствовавшего
ему султана Мелик-шаха и визиря Низам
ал-Мулка, исфаханский период его жизни
заканчивается. Обвинённый в безбожном
вольнодумстве, поэт вынужден покинуть
сельджукскую столицу.
О последних часах жизни Хайяма известно
со слов его младшего современника — Бехаки,
ссылающегося на слова зятя поэта.
Однажды во время чтения «Книги об исцелении»
Абу Али ибн Сины Хайям почувствовал приближение
смерти (а было тогда ему уже за восемьдесят).
Остановился он в чтении на разделе, посвященном
труднейшему метафизическому вопросу
и озаглавленному «Единое во множественном»,
заложил между листов золотую зубочистку,
которую держал в руке, и закрыл фолиант.
Затем он позвал своих близких и учеников,
сделал завещание и после этого уже не
принимал ни пищи, ни питья. Исполнив молитву
на сон грядущий, он положил земной поклон
и, стоя на коленях, произнёс: «Боже! По
мере своих сил я старался познать Тебя.
Прости меня! Поскольку я познал Тебя,
постольку я к тебе приблизился». С этими
словами на устах Хайям и умер.
Также есть свидетельство о последних
годах жизни поэта, оставленное автором
«Четырёх бесед»:
«В году 1113 в Балхе, на улице Работорговцев,
в доме Абу Саида Джарре остановились
ходжа имам Омар Хайям и ходжа имам Музаффар
Исфизари, а я присоединился к услужению
им. Во время пира я услышал, как Доказательство
Истины Омар сказал: «Могила моя будет
расположена в таком месте, где каждую
весну ветерок будет осыпать меня цветами».
Меня эти слова удивили, но я знал, что
такой человек не станет говорить пустых
слов. Когда в 1136 я приехал в Нишапур, прошло
уже четыре года с тех пор, как тот великий
закрыл свое лицо покрывалом земли, и низкий
мир осиротел без него. И для меня он был
наставником. В пятницу я пошел поклониться
его праху взял с собой одного человека,
чтобы он указал мне его могилу. Он привел
меня на кладбище Хайре, повернул налево
у подножия стены, огораживающей сад, увидел
его могилу. Грушевые и абрикосовые деревья
свесились из этого сада и, распростерши
над могилой цветущие ветви, всю могилу
его скрывали под цветами. И пришли мне
на память те слова, что я слышал от него
в Балхе, и я разрыдался, ибо на всей поверхности
земли и в странах Обитаемой четверти
я не увидел бы для него более подходящего
места. Бог, Святой и Всевышний, да уготовит
ему место в райских кущах милостью своей
и щедростью!»
Философские сочинения
•
«Трактат о бытии и долженствовании»
(1080)
• «Ответ на три вопроса: необходимость
противоречия в мире, детерминизм и вечность»
• «Свет разума о предмете всеобщей науки»
• «Трактат о существовании»
• «Книга по требованию (Обо всем сущем)»
Естественно-научные сочинения
• «Трактат о доказательствах проблем
ал-джебры и ал-мукабалы»
• «Астрономические таблицы Малик-шаха»
• «Трактат об истолковании темных положений
у Евклида»
• «Трудности арифметики»
• «Весы мудрости, или Трактат об искусстве
определения количества золота и серебра
в сплавах из них»
Математические сочинения
•
Хаййам Омар. Трактаты. Перевод Б. А. Розенфельда.
Редакция В. С. Сегаля и А. П. Юшкевича. Статья
и комментарии Б. А. Розенфельда и А. П.
Юшкевича. М., 1962.
• Хайям Омар. Первый алгебраический трактат.
Историко-математические исследования,
15, 1963, с. 445–472.
• Хайям Омар. Трактаты. М.: Изд. вост. лит.,
1964.
• Хайям Омар. О прямом кустасе. Историко-математические
исследования, 19, 1974, с. 274–278.
• Хайям Омар. Речь о родах, которые образуются
квартой. Историко-математические исследования,
19, 1974, с. 279–284.
Рубаи (рубаят)
В божий храм не пускайте меня на порог. Я - безбожник. Таким сотворил меня бог. Я подобен блуднице, чья вера - порок. Рады б грешники в рай - да не знают дорог.
Ты лучше голодай, чем что попало есть, и лучше будь один, чем вместе с кем попало.
Я научу тебя, как всем прийтись по нраву, улыбки расточай налево и направо, евреев, мусульман и христиан хвали - и добрую себе приобретешь ты славу.
Жизнь - пустыня, по ней мы бредем нагишом. смертный, полный гордыни, ты просто смешон!
Упавший духом гибнет раньше срока.
В этой тленной Вселенной в положенный срок превращаются в прах человек и цветок, кабы прах испарялся у нас из под ног - с неба лился б на землю кровавый поток.
Меняем реки, страны, города. Иные двери. Новые года. А никуда нам от себя не деться, а если деться - только в никуда.
Все, что видим мы, - видимость только одна. Далеко от поверхности мира до дна. Полагай несущественным явное в мире, ибо тайная сущность вещей - не видна.
Мы до смерти не станем ни лучше, ни хуже. Мы такие, какими нас создал Аллах!
Человек - это истина мира, венец, знает это не каждый, а только мудрец.
С людьми ты тайной не делись своей, ведь ты не знаешь, кто из них подлей. Как сам ты поступаешь с Божьей тварью, того же жди себе и от людей.
Ты скажешь эта жизнь - одно мгновенье. Её цени, в ней черпай вдохновенье. Как проведёшь её, так и пройдёт, Не забывай: она - твоё творенье.
Хоть мудрец - не скупец и не копит добра, Плохо в мире и мудрому без серебра. Под забором фиалка от нищенства никнет, А богатая роза красна и щедра!
Общаясь с дураком, не оберёшься срама, поэтому совет ты выслушай Хайяма: яд, мудрецом тебе предложенный, прими, из рук же дурака не принимай бальзама.
Никто не лицезрел ни рая, ни геенны; вернулся ль кто оттуда в мир наш тленный? Но эти призраки бесплодные для нас и страхов и надежд источник неизменный.
Я познание сделал своим ремеслом, Я знаком с высшей правдой и с низменным злом. Все тугие узлы я распутал на свете, Кроме смерти, завязанной мертвым узлом.
Один всегда постыден труд - превозносить себя, Да так ли ты велик и мудр? - сумей спросить себя. Примером служат пусть глаза - огромный видя мир, Они не ропщут от того, что им не зрить себя.
Лучше пить и веселых красавиц ласкать, чем в постах и молитвах спасенья искать. Если место в аду для влюбленных и пьяниц, то кого же прикажете в рай допускать?
Ты, всевышний, по-моему, жаден и стар. Ты наносишь рабу за ударом удар. Рай - награда безгрешным за их послушанье. Дал бы что-нибудь мне не в награду, а в дар!
Если мельницу, баню, роскошный дворец Получает в подарок дурак и подлец, А достойный идет в кабалу из-за хлеба - Мне плевать на твою справедливость, творец!
Признаёшь превосходство других, значит - муж, Коль хозяин в поступках своих, значит - муж. Чести нет в униженье того, кто повержен, Добр к упавшим в несчастии их, значит - муж!
Не пристало хороших людей обижать, не пристало, как хищник в пустыне, рычать. Не умно похваляться добытым богатством, не пристало за званья себя почитать!
Мы - источник веселья и скорби рудник, мы - вместилище скверны и чистый родник. Человек, словно в зеркале мир - многолик: он ничтожен, и он же безмерно велик.
Благородство страданием, друг, рождено, стать жемчужиной - всякой ли капле дано? Можешь всё потерять, сбереги только душу, - чаша снова наполнится, было б вино.
Заключение
О Хайяме высказывали противоречивые мнения. В конце прошлого века русский востоковед В. Жуковский дал такую характеристику Омару Хайяму: «Он вольнодумец, разрушитель веры; он – безбожник и материалист; он – насмешник над мистицизмом; он – правоверный мусульманин, точный философ, острый наблюдатель, ученый…. Он не просто богохульник, а воплощенное отрицание противоположной веры; он – мягкая натура, преданная более созерцанию божественных вещей, нежели жизненным наслаждением; он – скептик; он – персидский Абу – ала, Вольтер, Гейне»
Его труды принесли огромную пользу в развитии наук, а замечательные рубаи до сих пор покоряют читателей своей предельной емкостью, лаконичностью, простотой изобразительных средств, гибким ритмом.
Хайям страстно желал переустройства мира и делал для этого все, что в его силах: открывал законы природы, устремлял взгляд на звезды, вникал в тайны мироздания и помогал людям освобождаться от духовного рабства. Он видел, что все религии сковывают человеческий дух, силу его разума, и понимал, что только освободившись от этого, человек сможет жить свободно, счастливо.
В настоящее время О.Хайяма по праву оценивают как одну из самых видных фигур в истории мировой поэзии и науки. Его работы переведены на все основные языки мира.
Пророческими оказались слова Хайяма:
Не тоскуй же! Пока этот мир будет жить,
Людям имя твое и твой след не забыть.
Пока на тебе движутся стройно светила.
Мысль твоя – это к сути незримая нить.
Имам Хорасана, Ученейший Муж Века, Знаток Истины, Царь Философов Востока и Запада – таков неполный список почетных титулов Омара Хайяма в зените славы.
На Востоке во время
творчества Хайяма были известны такие
ученые математики как Мухаммед аль
– Хорезми (727-ок.850) впервые дал
изложение десятичной позиционной
нумерации с применением
Список использованной литературы