Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 11:58, реферат
Стилистические ресурсы современного русского литературного языка имеются на всех уровнях языковой структуры и обнаруживаются в сложившихся общепринятых приемах употребления языковых стилистических единиц.
Одним из богатейших средств выразительности речи являются так называемые средства словесной образности, преимущественно стилистические фигуры речи.
Ошибочно рассматривать стилистические фигуры лишь как украшения, хотя они и используются для украшения. Не существует способа выражаться просто: говорящий или пишущий, строя речь, стремится придать некоторым словам и мыслям особое значение: выделить, сконцентрировать мысль в одном ярком и выпуклом выражении или, наоборот, разрядить мысль, развертывая и повторяя ее содержание.
Введение
Русский язык,
как и всякий развитой язык
с длительной культурной
Стилистические
средства языка и приемы их
использования складываются
постепенно, представляя собой
явление исторически
Поскольку стилистика
как самостоятельная
Стилистические
ресурсы современного русского
литературного языка имеются
на всех уровнях языковой
структуры и обнаруживаются в
сложившихся общепринятых
Одним из
богатейших средств
Ошибочно рассматривать
стилистические фигуры лишь
Стилистически
фигуры многообразны, а способы
их классификации различны и
часто произвольны, потому
что фигуры классифицируются
на основе оценок - как «услаждающие
слух», «пленяющие чувство» и
т.п. Более современные
Понятие фигуры речи
Стилистические фигуры (греч. schema, лат. figura — очертание, внешний вид; оборот речи), система исторически сложившихся способов синтаксической организации речи, применяемых преимущественно в пределах фразы и реализующих экспрессивные (главным образом эмоционально-императивные) качества высказывания. Они используются в речи как нехудожественной (в обиходно-бытовом и газетно-публицистических стилях), так и художественной (особенно в поэзии).
Изучение стилистических
фигур имеет длительную историю
(первые суждения относятся к эпохе
античности). До недавнего времени
они рассматривались
Углублённое
изучение стилистических фигур
предполагает объединение
Типы стилистических фигур речи
Стилистические фигуры можно подразделить на три типа, каждый из которых существует в двух противоположных вариантах.
1. Стилистические фигуры протяженности. Они делятся на:
1) Стилистические фигуры убавления — результат выбора конструкции с меньшим количеством составных частей; могут отсутствовать начало, середина, конец фразы: «Ворон ворону говорит в ответ» (А. С, Пушкин).
2) Стилистические
фигуры добавления — результат
выбора конструкции, в которой
неоднократно используется одно
и то же слово в одной
и той же форме. Сюда
2. Стилистические фигуры связности делятся на:
1) Стилистические фигуры разъединения — результат выбора конструкции со слабой связью составных частей. Сюда относятся: дистантное употребление слов, непосредственно связанных по значению («Где взгляд людей обрывается куцый...», — В. В. Маяковский); парцелляция (реализация единой синтаксической конструкции более чем одной фразой: «Я жаловаться буду. Губернатору.» — М. Горький); аттракция (устранение согласования: «Началась у них драка-бой великая» — фольклор); вводные элементы («И тут появляется — кто бы вы думали? — она...»); перестановка частей высказывания («Умрём и бросимся в бой» — Вергилий) и др.
2) Стилистические
фигуры объединения —
3. Стилистические фигуры значимости делятся на:
1) Стилистические
фигуры уравнивания —
2) Стилистические
фигуры выделения — результат
выбора конструкции с
Существуют стилистические фигуры, усиливающие и выделяющие фразу в целом на фоне её окружающих: риторическое обращение (т. е. к неодушевлённому предмету: «А ты, вино, осенней стужи друг...» — Пушкин), риторический вопрос («Знаете ли вы украинскую ночь?» — Н. В. Гоголь), риторическое восклицание («Какой простор!»); значимость фразы резко повышается также в результате отождествления её с абзацем («Море — смеялось» — Горький).
Стилистические
фигуры представляют собой особые
синтаксические построения, служащие
для усиления образно –
3. Тропы как разновидность фигур речи
Тропы (греческое tropoi) — термин античной стилистики, обозначающий художественное осмысление и упорядочение семантических изменений слова, разнообразных сдвигов в его семантической структуре. Определение тропов принадлежит к числу наиболее спорных вопросов уже в античной теории стиля. «Троп, — говорит Квинтилиан, — есть изменение собственного значения слова или словесного оборота, при котором получается обогащение значения. Как среди грамматиков, так и среди философов ведется неразрешимый спор о родах, видах, числе тропов и их систематизации».
Основными видами
тропов у большинства
3.1. Соотнесение понятий «троп» и «стилистическая фигура»
Вопрос о
соотношении понятий «троп» и
«фигура» представляется
Это общая
классификация тропов и фигур.
Такие фигуры речи как антифразис, мейозис, гипербола, литота, перефраз, метафора и др. относят к тропам, не учитывая того, что троп – это номинативная единица, а прием – это процедура. Но указанные фигуры не используются в декоративной функции, поэтому по функциональному критерию не могут быть отнесены к тропам.
Также не учитывая функциональный критерий, к числу тропов относят семантически двуплановые средства и фигуры языка (образные перифразы, антифразис, олицетворение, синекдоху) вне зависимости о того, выполняют ли они в данном конкретном тексте декоративную функцию или нет. Например: алмазные фонтаны (установка на декоративность); она настоящая лиса (оценка); читать Пушкина (установка на компрессию);
При недооценке семантического критерия к тропам причисляют все эпитеты и перифразы (они не всегда бывают семантически двуплановыми) и сравнения.
Виды тропов
Основные виды тропов следующие:
1. Эпитет — определяющее слово, преимущественно тогда, когда оно прибавляет новые качества к значению определяемого слова (epitheton ornans — украшающий эпитет). Пример эпитета: «румяная заря»; особое внимание теоретики уделяют эпитету с переносным значением ( «дней моих суровых») и эпитету с противоположным значением — так называемому оксюморону ( «убогая роскошь»).
2. Сравнение — раскрытие значения слова путем сопоставления его с другим по какому-то общему признаку. Пример сравнения: «быстрее птицы младость». Раскрытие же значения слова путем определения его логического содержания называется истолкованием и относится к фигурам.
3. Перифраза — «способ изложения, описывающий простой предмет посредством сложных оборотов». Пародийная перифраза у Пушкина : «Юная питомица Талии и Мельпомены, щедро одаренная Аполлоном». Одним из видов перифразы является евфемизм — замена описательным оборотом слова, по каким-либо причинам признаваемого непристойным: «обходиться с помощью платка» (Гоголь).
В отличие
от перечисленных тропов, построенных
на обогащении неизмененного
основного значения слова,
Метафора — «употребление слова в переносном значении».
Классический пример, приводимый Цицероном — «ропот моря». Стечение многих метафор образует аллегорию и загадку.
2. Синекдоха — «случай, когда целая вещь узнается по малой части или когда по целому узнается часть». Классический пример, приводимый Квинтилианом — «корма» вместо «корабль».