Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 11:55, контрольная работа
Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!
И. С. Тургенев
Непременная составляющая национального самосознания человека — чувство гордости за родной язык, который воплощает в себе культурные и исторические традиции народа.
Введение…………………………………………………………….…………....3
Значение тезиса в русском языке…………………….…………..……………..5
Значение тезиса в разных науках………………..…………………..….………5
Виды планов тезисов………………………………..……..…………………….7
Тезис целого текста………………………………………………………..……..8
Список использованной литературы…………
Содержание
Введение…………………………………………………………
Значение тезиса в русском языке…………………….…………..……………..5
Значение тезиса в разных науках………………..…………………..….………5
Виды планов тезисов………………………………..……..……………
Тезис целого текста………………………………………………………..…
Список использованной литературы………………………………..…………10
Введение
Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!
И. С. Тургенев
Непременная составляющая национального самосознания человека — чувство гордости за родной язык, который воплощает в себе культурные и исторические традиции народа.
Русский язык богат, велик и могуч. Это утверждение стало хрестоматийным и принимается без возражений.
Но можно ли считать, что язык, созданный великими предками, его потенциал, богатство неистощимы? Можно ли утверждать, что сегодня речь большинства наших соотечественников отражает богатство и величие национального языка?
Состояние современного русского языка (расшатывание традиционных литературных норм, стилистическое снижение устной и письменной речи, вульгаризация бытовой сферы общения) давно вызывает беспокойство как специалистов-филологов, так и представителей других наук, всех тех, чья профессиональная деятельность связана с речевым общением. Снижение уровня речевой культуры разных слоев русского общества, в том числе и интеллигенции, настолько очевидно и масштабно, что назрела необходимость возрождения непрерывной языковой подготовки на всех ступенях образования (от начального до высшего).
Кроме того, в настоящее время сложились условия, когда востребованность специалиста на рынке труда, его конкурентоспособность в значительной степени зависят от наличия гра мотной речи (устной и письменной), умения эффективно общаться, от знания приемов речевого воздействия, убеждения. Именно сегодня интерес к родному языку становится осознанной необходимостью для миллионов молодых людей, стремящихся достичь успеха в жизни с помощью профессиональных знаний и навыков.
Знание языка, его законов, заложенных в нем возможностей, знание риторики — искусства владения речью — позволяет воздействовать на других людей, использовать слово как оружие: Слово может спасти человека, может и убить; Слово не стрела, но пуще стрелы разит. Поэтому очень важно, кто этим оружием владеет. Прежде чем вложить его в руки подрастающего поколения, следует воспитать в молодых людях те нравственные качества, которые не позволят обращать слово во вред другим.
Значение тезиса в русском языке
Тезис - один из элементов доказательства, положение, истинность которого обосновывается в доказательстве тезис должен удовлетворять следующим правилам:
1. тезис должен быть сформулирован ясно и точно. Соблюдение этого правила предостерегает от неопределенности и двусмысленности при доказательстве того или иного положения. Иногда человек много говорит и как будто что-то доказывает, но что именно он доказывает, остается неясным вследствие неопределенности его тезисов. Иногда двусмысленность тезиса ведет к бесплодным спорам, возникающим по той причине, что стороны по-разному понимают доказываемое положение.
2. тезис должен оставаться одним и тем же на протяжении всего доказательства. Нарушение этого правила ведет к ошибке, называемой подменой тезиса.
Толковый словарь Ожегова:
1) Тезис - Положение, кратко излагающее какую-нибудь идею, а также одну из основных мыслей сочинения, доклада.
2) Тезис - Положение, требующее доказательства.
Википедия:
Тезис (греч. θέσις) — многозначный термин:
* положение, истинность которого должна быть доказана;
* тезисы — кратко сформулированные основные положения доклада, лекции, сообщения и т. д.;
* в идеалистической философии Гегеля — исходная ступень диалектического развития;
* в античном стихосложении — место в стихе, не несущее ритмического ударения и в сочетании с сильными слогами образующее ритм стиха.
В музыке тезис означает ударную, тяжёлую часть такта. арсис, он означает подъём, или в музыке неударную, лёгкую часть такта.
Значение тезиса в разных науках
Тезис в логике - это положение, истинность которого требует доказательства;
В философии тезис ассоциируется с диалектической традой Г.Гегеля (тезис-антитезис-синтез);
В искусстве тезисом называется листовая гравюра эпохи позднего барокко с текстом богословского или философского содержания сопровождающимся изображениями святых, исторических лиц.
Тезисы — изложение основных идей, положений без их аргументации. Они фиксируют в краткой форме основное содержание излагаемой преподавателем темы урока или составляются при подготовке к выступлению (по литературным источникам).
Образец
Тема: «Научно-техническая революция. Характерные черты».
1.Научно-техническая революция (НТР) — это коренной качественный переворот в производительных силах человечества, основанный на превращении науки в непосредственную производительную силу общества.
2. Ц е л ь НТР — добиться повышения производительности труда, улучшения качества продукции и повышения уровня жизни людей.
3. Условия достижения цели:
а) максимальная автоматизация производства;
б) повышение качества подготовки специалистов;
в) усиление контроля за качеством труда;
г) совершенствование организации управления производством;
д) обеспечение гарантированной заработной платы, нормальных условий труда, быта, отдыха работников.
4. Характерные черты НТР: универсальность, всеохватность, чрезвычайное ускорение научно-технических преобразований, повышение требований к уровню квалификации трудовых ресурсов, рост интеллектуализации труда, развитие военно-промышленного комплекса.
5. Практическое значение НТР: создание новых технологий.
6. Выводы: НТР позволяет решать основные проблемы развития современного человеческого общества.
Рекомендации.
1. Тезисы должны быть краткими, заключать суть изучаемого вопроса.
2. Тезисы составляются в следующем порядке:
а) определение основного понятия;
б) цели, которые преследуются при постановке данного вопро
са, условий, при которых они могут быть достигнуты;
в) перечень составляющих частей понятия;
г) практическое значение решения данного вопроса;
д) выводы.
3. Тезисы желательно нумеровать и начинать записывать с новой строки.
Виды планов тезисов
Тезисы по составу делятся на тезисы номинативного строя (назывные предложения с отглагольными существительными – назывной план) и тезисы глагольного строя (предложения со сказуемыми – тезисный план). Количество тезисов текста совпадает с количеством информативных центров. Тезисы бывают вторичными (пишутся с целью выделения главной информации какого-либо источника) и оригинальными (пишутся как первичный текст к предстоящему выступлению и публикуются в специальных сборниках). Тезисы – краткое изложение основных положений статьи, книги, доклада. Тезисы следует нумеровать для сохранения логики авторских суждений, а при записи стоит пропускать строку, отделяя один тезис от другого. В плане называются только основные положения, а в тезисах раскрывается само содержание этих положений.
Тезис целого текста
Тезис целого текста (основной логический тезис) – основная мысль целого текста – рассуждения, сформулированная в виде предложения с логической точки зрения, — в виде суждения — в логике: форма мысли, утверждение или отрицание чего-либо о предметах, явлениях, их признаках и отношениях, выражающее либо истину, либо ложь. Условием истинности или ложности суждения, является то, что оба его компонента: и то, что является основанием суждения, и то, что утверждается (отрицается) о нём, известны, хорошо понимаемы. В грамматике суждения — это смысл предложения, которое может быть оценено как истинное или ложное. Не всякое предложение выражает суждения: вопросительные, побудительные предложения, предложения, неясные вне контекста, С. не содержат. В грамматике используются разработанные логикой классификации, согласно которым суждения делятся на утвердительные и отрицательные; общие, частные и единичные; суждения действительности, возможности и необходимости..) В одном тексте должен быть только один Тезис целого текста Содержание правильно составленного речевого произведения можно свернуть до формулировки Тезис целого текста; при правильном составлении речевого произведения вначале обдумывается Т.д.т., затем он развёртывается в текст.
В риторике Тезис целого текста — это мысль-утверждение, для обоснования истинности или ложности которой выстраивается доказательство и создаётся текст. Тезис этот — «как король в шахматной игре» (И. Поварнин): его нужно иметь в виду, какой бы ход ни задумывался, о чём бы ни шла речь в частном фрагменте текста. Тезис целого текста утверждается с помощью аргументов - довод, который служит для утверждения или опровержения какой-либо мысли, для доказательства какого-либо положения (тезиса). В качестве такого довода выступает истинное логическое суждение или бесспорный проверенный факт. Аргументом может также служить авторитетное мнение, раскрытие причин и следствий утверждаемой мысли, описание чувств по поводу данной мысли и др. аргументы необходимы для убеждения адресата.
Аргумент делятся на два типа: 1) «к существу дела»: наблюдения, свидетельские показания, документы, статистические сведения, рассуждения (умозаключения); с помощью таких доводов осуществляется логическое воздействие на адресата; 2) «к человеку»: отсылка к мнению влиятельных людей, похвала адресату, возбуждение чувств публики и др.; такими доводами ритор добивается в первую очередь эмоционального воздействия на адресата.
Совокупность аргументов, а также процесс обоснования с помощью аргумента называется аргументацией. Общая цель аргументации — привлечь адресата на свою сторону в решении определённого вопроса, обсуждении определённой проблемы
• Аргументировать — обосновывать некоторое положение, приводя аргументы.
Тезис целого текста должен быть непротиворечивым, ясным и точно определённым, он должен оставаться одним и тем же на протяжении всего доказательства. В качестве Тезис целого текста обычно не выдвигается бесспорно достоверное очевидное суждение, убедительное и без доказательств.
Тезис целого текста состоит из логического подлежащего (темы целого текста) и логического сказуемого (предиката темы, её характеристики), например: Человек (тема) — кузнец своего счастья (то, что говорится о теме, предикат). Прежде чем приступать к доказательству, нужно выяснить тезис, т.е. ответить на следующие вопросы: 1) все ли слова тезиса полностью понятны? 2) обо всех без исключения, о многих, некоторых или об отдельных предметах идёт речь в тезисе? 3) является тезис несомненно истинным (ложным) или возможным, вероятным (тогда в какой степени вероятным)? Таким образом, Тезис целого текста должен подвергаться понятийной, количественной и модальной проверке.
Список использованной литературы
1) Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: уч. пособие для вузов, - Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 539 с.;
2) Максимова В.И. Русский язык: учебник для средних специальных учебных заведений, 2004. – 400 с.;
3) Матвеева Т.В. Учебный словарь: русский язык. Культура речи, стилистика, риторика – М.: 2003. – 432 с.
3