Тезиса в русском языке

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 11:55, контрольная работа

Описание работы

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!
И. С. Тургенев
Непременная составляющая национального самосознания человека — чувство гордости за родной язык, который вопло­щает в себе культурные и исторические традиции народа.

Содержание

Введение…………………………………………………………….…………....3
Значение тезиса в русском языке…………………….…………..……………..5
Значение тезиса в разных науках………………..…………………..….………5
Виды планов тезисов………………………………..……..…………………….7
Тезис целого текста………………………………………………………..……..8
Список использованной литературы…………

Работа содержит 1 файл

тезиса в русском языке.doc

— 51.50 Кб (Скачать)


Содержание

Введение…………………………………………………………….…………....3

Значение тезиса в русском языке…………………….…………..……………..5

Значение тезиса в разных науках………………..…………………..….………5

Виды планов тезисов………………………………..……..…………………….7

Тезис целого текста………………………………………………………..……..8

Список использованной литературы………………………………..…………10

 

 

 

 

 


Введение

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!

И. С. Тургенев

Непременная составляющая национального самосознания человека — чувство гордости за родной язык, который вопло­щает в себе культурные и исторические традиции народа.

Русский язык богат, велик и могуч. Это утверждение стало хрестоматийным и принимается без возражений.

Но можно ли считать, что язык, созданный великими пред­ками, его потенциал, богатство неистощимы? Можно ли ут­верждать, что сегодня речь большинства наших соотечествен­ников отражает богатство и величие национального языка?

Состояние современного русского языка (расшатывание традиционных литературных норм, стилистическое снижение устной и письменной речи, вульгаризация бытовой сферы об­щения) давно вызывает беспокойство как специалистов-фило­логов, так и представителей других наук, всех тех, чья профес­сиональная деятельность связана с речевым общением. Сни­жение уровня речевой культуры разных слоев русского обще­ства, в том числе и интеллигенции, настолько очевидно и мас­штабно, что назрела необходимость возрождения непрерывной языковой подготовки на всех ступенях образования (от началь­ного до высшего).

Кроме того, в настоящее время сложились условия, когда востребованность специалиста на рынке труда, его конкурен­тоспособность в значительной степени зависят от наличия гра мотной речи (устной и письменной), умения эффективно об­щаться, от знания приемов речевого воздействия, убеждения. Именно сегодня интерес к родному языку становится осознан­ной необходимостью для миллионов молодых людей, стремя­щихся достичь успеха в жизни с помощью профессиональных знаний и навыков.

Знание языка, его законов, заложенных в нем возможнос­тей, знание риторики — искусства владения речью — позволя­ет воздействовать на других людей, использовать слово как оружие: Слово может спасти человека, может и убить; Сло­во не стрела, но пуще стрелы разит. Поэтому очень важно, кто этим оружием владеет. Прежде чем вложить его в руки подрастающего поколения, следует воспитать в молодых лю­дях те нравственные качества, которые не позволят обращать слово во вред другим.


Значение тезиса в русском языке

Тезис - один из элементов доказательства, положение, истинность которого обосновывается в доказательстве тезис должен удовлетворять следующим правилам:

1. тезис должен быть сформулирован ясно и точно. Соблюдение этого правила предостерегает от неопределенности и двусмысленности при доказательстве того или иного положения. Иногда человек много говорит и как будто что-то доказывает, но что именно он доказывает, остается неясным вследствие неопределенности его тезисов. Иногда двусмысленность тезиса ведет к бесплодным спорам, возникающим по той причине, что стороны по-разному понимают доказываемое положение.

2. тезис должен оставаться одним и тем же на протяжении всего доказательства. Нарушение этого правила ведет к ошибке, называемой подменой тезиса.

 

Толковый словарь Ожегова:

1) Тезис - Положение, кратко излагающее какую-нибудь идею, а также одну из основных мыслей сочинения, доклада.

2) Тезис - Положение, требующее доказательства.

 

Википедия:

Тезис (греч. θέσις) — многозначный термин:

* положение, истинность которого должна быть доказана;

* тезисы — кратко сформулированные основные положения доклада, лекции, сообщения и т. д.;

* в идеалистической философии Гегеля — исходная ступень диалектического развития;

* в античном стихосложении — место в стихе, не несущее ритмического ударения и в сочетании с сильными слогами образующее ритм стиха.

В музыке тезис означает ударную, тяжёлую часть такта. арсис, он означает подъём, или в музыке неударную, лёгкую часть такта.

 

Значение тезиса в разных науках

Тезис в логике - это положение, истинность которого требует доказательства;

В философии тезис ассоциируется с диалектической традой Г.Гегеля (тезис-антитезис-синтез);

В искусстве тезисом называется листовая гравюра эпохи позднего барокко с текстом богословского или философского содержания сопровождающимся изображениями святых, исторических лиц.

Тезисы — изложение основных идей, положений без их аргумен­тации. Они фиксируют в краткой форме основное содержание изла­гаемой преподавателем темы урока или составляются при подготов­ке к выступлению (по литературным источникам).

Образец

Тема: «Научно-техническая революция. Характерные черты».

1.Научно-техническая революция (НТР) — это коренной качест­венный переворот в производительных силах человечества, основанный на пре­вращении науки в непосредственную производительную силу общества.

2.                  Ц е л ь НТР — добиться повышения производительности труда, улучшения качества продукции и повышения уровня жизни людей.

3.                  Условия достижения цели:

а)              максимальная автоматизация производства;

б)              повышение качества подготовки специалистов;

в)              усиление контроля за качеством труда;

г)              совершенствование организации управления производством;

д)              обеспечение гарантированной заработной платы, нормальных условий труда, быта, отдыха работников.

4.                  Характерные черты НТР: универсальность, всеохватность, чрезвы­чайное ускорение научно-технических преобразований, повышение требова­ний к уровню квалификации трудовых ресурсов, рост интеллектуализации тру­да, развитие военно-промышленного комплекса.

5.                  Практическое значение НТР: создание новых технологий.

6.                  Выводы: НТР позволяет решать основные проблемы развития совре­менного человеческого общества.

Рекомендации.

1. Тезисы должны быть краткими, заклю­чать суть изучаемого вопроса.

2.              Тезисы составляются в следующем порядке:

а)              определение основного понятия;

б)              цели, которые преследуются при постановке данного вопро­
са, условий, при которых они могут быть достигнуты;

в)              перечень составляющих частей понятия;

г)              практическое значение решения данного вопроса;

д)              выводы.

3.              Тезисы желательно нумеровать и начинать записывать с новой строки.

 

Виды планов тезисов

Тезисы по составу делятся на тезисы номинативного строя (назывные предложения с отглагольными существительными – назывной план) и тезисы глагольного строя (предложения со сказуемыми – тезисный план). Количество тезисов текста совпадает с количеством информативных центров. Тезисы бывают вторичными (пишутся с целью выделения главной информации какого-либо источника) и оригинальными (пишутся как первичный текст к предстоящему выступлению и публикуются в специальных сборниках). Тезисы – краткое изложение основных положений статьи, книги, доклада. Тезисы следует нумеровать для сохранения логики авторских суждений, а при записи стоит пропускать строку, отделяя один тезис от другого. В плане называются только основные положения, а в тезисах раскрывается само содержание этих положений.

Тезис целого текста

Тезис целого текста (основной логический тезис) – основная мысль целого текста – рассуждения, сформулированная в виде предложения с логической точки зрения, — в виде суждения — в логике: форма мыс­ли, утверждение или отрицание чего-либо о предметах, явлениях, их при­знаках и отношениях, выражающее либо истину, либо ложь. Условием ис­тинности или ложности суждения, является то, что оба его компонента: и то, что яв­ляется основанием суждения, и то, что утвер­ждается (отрицается) о нём, извест­ны, хорошо понимаемы. В грамматике суждения — это смысл предложения, которое может быть оценено как истинное или ложное. Не всякое предложение выра­жает суждения: вопросительные, побудитель­ные предложения, предложения, не­ясные вне контекста, С. не содержат. В грамматике используются разработан­ные логикой классификации, соглас­но которым суждения делятся на утвердитель­ные и отрицательные; общие, частные и единичные; суждения действительности, возможности и необходимости..) В одном тексте должен быть только один Тезис целого текста Содержание правильно составленного речевого произведения можно свернуть до фор­мулировки Тезис целого текста; при правильном со­ставлении речевого произведения вна­чале обдумывается Т.д.т., затем он развёртывается в текст.

В риторике Тезис целого текста — это мысль-ут­верждение, для обоснования истинно­сти или ложности которой выстраива­ется доказательство и создаётся текст. Тезис этот — «как король в шахмат­ной игре» (И. Поварнин): его нужно иметь в виду, какой бы ход ни задумы­вался, о чём бы ни шла речь в частном фрагменте текста. Тезис целого текста утверждается с помощью аргументов - довод, который слу­жит для утверждения или опроверже­ния какой-либо мысли, для доказа­тельства какого-либо положения (те­зиса). В качестве такого довода высту­пает истинное логическое суждение или бесспорный проверенный факт. Аргументом может также служить ав­торитетное мнение, раскрытие при­чин и следствий утверждаемой мысли, описание чувств по поводу данной мысли и др. аргументы необходимы для убежде­ния адресата.

Аргумент делятся на два типа: 1) «к суще­ству дела»: наблюдения, свидетельские показания, документы, статистические сведения, рассуждения (умозаключе­ния); с помощью таких доводов осу­ществляется логическое воздействие на адресата; 2) «к человеку»: отсылка к мнению влиятельных людей, похвала адресату, возбуждение чувств публики и др.; такими доводами ритор добива­ется в первую очередь эмоционального воздействия на адресата.

Совокупность аргументов, а также процесс обоснования с помощью аргумента называется аргументацией. Общая цель аргументации — привлечь адресата на свою сторону в решении определённо­го вопроса, обсуждении определённой проблемы

• Аргументировать — обосновывать некоторое положение, приводя аргу­менты.

Тезис целого текста должен быть непротиворечи­вым, ясным и точно определённым, он должен оставаться одним и тем же на протяжении всего доказательства. В ка­честве Тезис целого текста обычно не выдвигается бесспорно достоверное очевидное суждение, убедительное и без доказа­тельств.

Тезис целого текста состоит из логического под­лежащего (темы целого текста) и ло­гического сказуемого (предиката темы, её характеристики), например: Человек (тема) — кузнец своего счастья (то, что говорится о теме, предикат). Прежде чем приступать к доказательству, нуж­но выяснить тезис, т.е. ответить на сле­дующие вопросы: 1) все ли слова те­зиса полностью понятны? 2) обо всех без исключения, о многих, некоторых или об отдельных предметах идёт речь в тезисе? 3) является тезис несомнен­но истинным (ложным) или возмож­ным, вероятным (тогда в какой степе­ни вероятным)? Таким образом, Тезис целого текста должен подвергаться понятийной, ко­личественной и модальной проверке.


Список использованной литературы

 

1)           Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю.  Русский язык и культура речи: уч. пособие для вузов, - Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 539 с.;

2)           Максимова В.И. Русский язык: учебник для средних специальных учебных заведений, 2004. – 400 с.;

3)           Матвеева Т.В. Учебный словарь: русский язык. Культура речи, стилистика, риторика – М.: 2003. – 432 с.

3

 



Информация о работе Тезиса в русском языке