Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 18:30, практическая работа
1. Сфера общения: сфера научных знаний (статья в энциклопедии).
2. Цель научного сообщения: по возможности точно и полно определить факты окружающей действительности, показать причинно-следственные связи между явлениями и т.д.
Поляковой Аллы, 5 курс
Данный текст относится к научному стилю речи, так как:
1. Сфера общения: сфера научных знаний (статья в энциклопедии).
2.
Цель научного сообщения: по
возможности точно и полно
определить факты окружающей
действительности, показать причинно-
3.
Основные стилевые черты (
- логичность (в изложении текста соблюдается строгая последовательность, все факты связаны по смыслу: говорится о происхождении английской королевской династии Йорков, её наиболее выдающихся представителях, основных этапах их жизни, гибели. Видом связи предложений в отрывке, принадлежащем к научному стилю, является повторение имён существительных);
-
точность сжатость при
- отвлечённо-обобщённость (широко используется абстрактная лексика, называющая общие понятия или представления. Наиболее абстрактной является общенаучная и терминологическая лексика (династии. Младшая линия династии, эмблема, протектор и др.). Преобладание имени над глаголом. Распространены формы 3-го лица глаголов как наиболее отвлеченно-обобщенных по значению (находились, принимал, становился и пр.));
-
объективность высказывания (текст
строится на основе
4. Языковые особенности:
а) в области лексики. Главное назначение текста – обозначить и объяснить какие-либо явления (в данном случае – рассказать об истории хазар).
1. Использование 3 пластов лексики:
- общеупотребительной лексики (английская, стал, находились и пр.);
- общенаучных понятий (герцог, кардинал и др.);
- терминологической лексики (суверен, регент, протектор и др.).
2. Широкое использование терминов ((младшая линия династии, дом Йорков, регент, протектор и др.).
3. Широкое использование абстрактной лексики (династия, титул, противостояние, должность, пожалование и др).
4. Частая повторяемость
ключевых слов (ключевые слова
выделены в тексте
5. Отсутствие образных средств.
6. Использование речевых клише (находились в противостоянии, вылилось в войну и др.).
б)
в области морфемики и
в) в области морфологии.
1. Именно строй речи (преобладание имени над глаголом).
2. Использование отглагольных существительных, передающих объективные процессы и явления (противостояние, отсутствие).
3. Отсутствие местоимений и глаголов 1 и 2 лица.
4. Использование
кратких прилагательных (
5. Использование
отыменных производных
6. Отсутствие восклицательных частиц и междометий.
г) в области синтаксиса.
1. Прямой порядок слов: подл. ск. … (например, Эдуард был убит в битве при Азенкуре…).
2. Широкое использование сочетаний сущ.+сущ. в Р.п. (линия династии, сын правившего государя и др.).
3. Использование составных именных сказуемых (был пожалован).
4. Использование
пассивных конструкций (…вылило
5. Обилие сложных предложений с подчинительными союзами (Титул возник в 1385, когда герцогом Йоркским стал Эдмунд Ленгли. В 1399 покорился Генриху Ланкастеру, который стал королем Генрихом IV.).
6. Частое употребление причастных и деепричастных оборотов, которые используются для свёртывания (сжатии) информации (начиная с 1399 они находились …, заговорщики предполагали, свергнув Генриха …, вероятно, вняв рекомендациям кардинала Буршье... и пр.).
5. Использование вводных слов, которые выражают логическую связь между частями (это, однако, верно).
5. Тип речи: описание.
Что значит быть воспитанным?
Воспитанный человек... Если о вас скажут такое, считайте, что удостоились похвалы. Так что же такое воспитанность? Это не только хорошие манеры. Это нечто более глубокое в человеке. Быть воспитанным — значит быть внимательным к другому, деликатным, тактичным, скромным. Мне представляется, что таким был артист Художественного театра Василий Иванович Качалов. Он непременно запоминал все имена и отчества людей, с которыми встречался. Он уважал людей и всегда интересовался ими. При нем каждая женщина чувствовала себя привлекательной, достойной заботы. Все ощущали себя в его присутствии умными, очень нужными. Однажды поздно вечером Василий Иванович увидел две странные женские фигуры. Это оказались слепые, которые заблудились. Качалов немедленно предложил им свои услуги, проводил до трамвая, помог сесть в вагон. Корни этого поступка не просто в знании хорошего тона, а в сердечности и доброте к людям. Значит, все дело в мыслях и побуждениях. А знание норм поведения только помогает проявлению внутренней доброты и человечности.
(По
С. Гиацинтовой)
Данный
текст относится к
1.
Сфера общения: общественно-
2.
Цель научного сообщения:
3.
Основные стилевые черты (
- актуальность проблематики (автором затрагивается вопрос «что значит быть воспитанным», с каждым днём становящийся всё более актуальным в нашем мире. Таким образом, в тексте реализуется языковая функция воздействия, с которой совмещается информативная функция);
-
политическая страстность и
В.И. Качалову) Этим обусловлена яркая
эмоционально-экспрессивная окраска публицистического
стиля, не характерная ни для научной,
ни для официально-деловой речи);
- острота и яркость изложения (автором используется большое количество выразительных средств – метафор, эпитетов, фразеологизмов (удостоились похвалы, странные фигуры и др.), с помощью которых реализуется вторая основная функция публицистики – популяризаторская).
4. Языковые особенности:
а) в области лексики
1. Наличие готовых
стандартных формул (или речевых
клише), которые носят не
2. Использование изобразительно-выразительных средств:
- эпитетов (две странные фигуры);
- фразеологизмов (удостоились похвалы).
б)
в области морфемики и
в) в области морфологии
1. Единственное число имени существительного в значении множественного (Это нечто более глубокое в человеке).
2. Родительный падеж имени существительного (имена и отчества людей, корни поступка и др.).
3. Императивные формы глагола (Если о вас скажут такое, считайте, что удостоились похвалы).
4. Частое употребление отрицательный частицы не (не только, не просто и др.).
г) в области синтаксиса
1. Риторические вопросы (Так что же такое воспитанность?)
2. Предложения с измененным (обратным) порядком слов (…таким был артист Художественного театра Василий Иванович Качалов).
2. В заголовке («Что значит быть воспитанным?») содержится вопрос, который активно отсылает читателя к содержанию самой статьи.