Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 21:02, доклад
Риторика - наука об искусстве красноречия - существует с древнейших времен и занимает важное место в культуре, соединяя богатую историческую традицию и практические рекомендации для всех желающих говорить красиво, точно и убедительно.
Главной особенностью средневековой эпохи является её глубокая и очень сложная взаимосвязь с религией. В средние века церковь была самым крупным феодальным землевладельцем. Она занимала господствующие положения в экономике, политике, идеологии. Религия служила оправданию и укреплению феодального строя. Богословию были подчинены все социальные институты, философия, наука, образование искусство. Идеи, не согласуемые с учением церкви, не признавались, всякая живая, свободная мысль подавлялась. Это тормозило, сдерживало развитие духовной жизни средневекового общества. Система религиозного мировоззрения наложила свой отпечаток на все достижения того времени, в том числе и на ораторское искусство.
Риторика - наука
об искусстве красноречия - существует
с древнейших времен и занимает важное
место в культуре, соединяя богатую
историческую традицию и практические
рекомендации для всех желающих говорить
красиво, точно и убедительно.
Главной особенностью средневековой эпохи
является её глубокая и очень сложная
взаимосвязь с религией. В средние века
церковь была самым крупным феодальным
землевладельцем. Она занимала господствующие
положения в экономике, политике, идеологии.
Религия служила оправданию и укреплению
феодального строя. Богословию были подчинены
все социальные институты, философия,
наука, образование искусство. Идеи, не
согласуемые с учением церкви, не признавались,
всякая живая, свободная мысль подавлялась.
Это тормозило, сдерживало развитие духовной
жизни средневекового общества. Система
религиозного мировоззрения наложила
свой отпечаток на все достижения того
времени, в том числе и на ораторское искусство.
Как справедливо писал А.Г. Тимофеев в
своих «Очерках по истории красноречия»,
«средневековое красноречие не могло
обладать творческой силой истинного
искусства, но оно должно было оставаться
на почве чистой риторики, жить одной внешней
формой, в причудливой обработке которой
тогда видели сущность красноречия. Оратору
не было места в государственной жизни».
Основным видом было духовное красноречие,
которое стало мощным инструментом церкви
по защите и укреплению своих позиций
и сильным средством воздействия на народные
массы.
Служители церкви должны были пересказывать
церковные догматы, толковать библейские
легенды, воспитывать прихожан в духе
смирения и покорности. Основным методом
влияния на слушателей становится не убеждение,
а внушение. Начинает развиваться гомилетика
– наука о христианском церковном проповедничестве.
С появлением средневековых университетов
в XI – XII веках зарождается университетское
красноречие, которое тоже не могло развиваться
свободно от церкви. Господствующее положение
в науке занимала схоластика (от греч.
Scholastikos – школьный, ученый), религиозная
философия. Наиболее характерными чертами
её было стремление опираться на «авторитеты»,
главным образом церковные, и полное пренебрежение
к опыту. Свои доказательства схоласты
черпали, прежде всего, из «священного
писания».
Самое яркое выражение схоластика нашла
в сочинениях католического богослова
XIII в. Фомы Аквинского, заявлявшего, что
всякое познание является грехом, если
только оно не имеет своей целью познание
Бога.
Как отмечают исследователи, наука находилась
в заколдованном кругу авторитета и традиций.
Важным признаком учености являлось знание
латинского языка, умение использовать
в своей речи латинские слова и выражения.
Лекции в университетах читались профессорами
по большим рукописным книгам в тяжелых
переплетах. Книгопечатания тогда ещё
не было, поэтому, чтобы сохранить книги,
их нередко приковывали к кафедре цепями.
Задача лектора состояла в комментировании
студентами прочитанного текста.
Догматизм,
цитатничество, начетничество, а также погоня за внешней
формой, игра логическими понятиями становятся
основными приемами схоластической риторики.
В теоретическом смысле средневековая
риторика почти ничего не прибавляет к
античным разработкам, держится правил
Аристотеля и поздних теоретиков (на Западе
— Цицерона) и лишь перерабатывает их
в расчёте преимущественно на сочинение
писем (посланий) и проповедей. Повсеместно
происходит ужесточение требований к
соблюдению этих правил.
Уже к IV веку сфера действия риторических
норм совпала с самим понятием литературы:
в латинской литературе средних веков
риторика заменяет поэтику, прочно забытую
средневековой традицией.
Создание произведения, в свою очередь,
подразделялось на три части или ступени
(три главных элемента из пяти в античном
списке).
1. Инвенция (лат. inventio), есть собственно
нахождение идей как творческий процесс.
Она извлекает из предмета весь его идейный
потенциал. Она предполагает наличие у
автора соответствующего таланта, но сама
по себе является чисто техническим приемом
2. Диспозиция (лат. dispositio), предписание
порядка расположения частей. Средневековая
риторика никогда всерьез не занималась
проблемой органичного сочетания частей.
Она ограничивается несколькими эмпирическими
и самыми общими предписаниями, определяя
скорее некий эстетический идеал, нежели
способы его достижения.
3. Элокуция (лат. elocutio), облекает «идеи»
в языковую форму. Она служила чем-то вроде
нормативной стилистики и подразделялась
на целый ряд частей; наиболее разработана
из них та, что посвящена, украшению, украшенному
слогу то есть преимущественно теории
риторических фигур.
Оценивая состояние риторики в средние
века, нужно сказать, что она страдает
тем же главным пороком, что и античная.
Ее рецепты не дают закономерного эффекта
на практике. "Добросовестные ученики"
по-прежнему спрашивают: почему успех
достигается только очень талантливым
или очень хитрым оратором (они могли бы
обойтись и без риторики!), в то время как
обыкновенные честные люди (даже с ее помощью)
не могут увлечь за собой своих слушателей.
Однако в эту эпоху авторитет риторики
еще высок: жизнь не предъявляет к ней
особенно больших требований, ибо на смену
античному миру, знавшему по преимуществу
конфронтационное, судебное и парламентское
красноречие, не связанное с противостоянием
коммуникативных установок, а носящее
преимущественно коммуникативный или
информационный характер, риторика все
больше растворяется в искусстве произносить
проповеди - гомилетике, и, естественно,
ее авторитет поддерживается мощным авторитетом
церкви.